ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Исследование восприятия времени Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет права, социологии и СМИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Лабораторная работа №2 Исследование восприятия времени Выполнен студентом 1 курса Стадник Т.В. Ф.И.О. Проверил : Седых В.А. Ф.И.О. Иркутск, 2015г. Характеристика восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений. В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъект восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др. Основные свойства восприятия:1)Предметность, 2) Целостность, 3) Структурность, 4) Константность, 5) Осмысленность, 6) Апперцепция, 7) Активность Исследование восприятия времени Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени. Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования. Процедура исследования: Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др. Исследование проводится в 2 этапа. На 1 этапе необходимым условием является тишина. На данном этапе необходимо определить насколько человек может, не пользуясь часами и не считая про себя определить заданный промежуток времени. Интервалы времени: 30 с, 1 мин, 120 с. На 2 этапе используются дополнительные стимулы и считается усложнённым. Это могут быть прослушивание музыки, разговор на заданную или свободную тему, просмотр фильма, перечисляя при этом буквы алфавита и т.д. Интервалы времени: 1 мин, 120 с., 180с. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции. Инструкция испытуемому: "Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу". В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал. Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы "С" в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе "А". Обработка результатов Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:  Кт – коэффициент точности оценки времени; А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени; С – временной интервал, предложенный для оценки. 1 этап: Замер 30 сек.  Рисунок 1 – Время восприятия 30 секунд Разбег=от 81 до 120 Замер 60 сек.  Рисунок 2 – Время восприятия 60 секунд Разбег=от 67 до 240 Замер 120 сек.  Рисунок 3 – Время восприятия 120 секунд Разбег=от 86 до 171 2 этап: замер 60 сек.  Рисунок 4 – Время восприятия 60 секунд Разбег= от 96 до 218 Замер120 сек.  Рисунок 5 – Время восприятия 120 секунд Разбег=от 95 до 239 Замер 180 сек.  Рисунок 6 – Время восприятия 180 секунд Разбег= от 94 до 175 Обработка результатов: 1 опыт: 30 сек. 60сек. 120 сек.           2 опыт 60 сек. 120 сек. 180 сек.           Анализ результатов Словесный отчет испытуемого:«Я не всегда был уверен, что прошло именно столько времени, сколько отмерял экспериментатор. Мне было намного труднее определить больший отрезок заданного времени, чем меньший. Сложнее всего было определить, что прошло 180 секунд. На первом этапе было намного проще воспринимать время, наверное, из-за того, что я ни на что не отвлекался и не был занят никаким делом.» Наблюдения экспериментатора: Испытуемому зачастую удавалось правильно определить прошедшее время на первом этапе. На втором этапе в некоторых моментах он задумывался, сказать или не сказать «Стоп». Иногда в такие моменты он останавливал время, но это было не всегда. На первом этапе испытуемый вел себя увереннее. Он давал более лучшие результаты, чем на втором этапе. Сравнивая полученные результаты, мы выявили, что у испытуемого средний коэффициент точности оценки времени. Коэффициент точности оценки времени к отношении к 100% были от 27 до 191. Можно сказать, что испытуемый иногда недооценивает, а иногда переоценивает временные интервалы. У него нет определенно наклонности к точному восприятию времени. У испытуемого коэффициенты точности оценки времени колеблются в разных интервалах. Все графики имеют зигзагообразный характер. Имеются спуски и подъемы, что говорит о быстрой утомляемости и низкой концентрации внимания. Но, подводя итог, хотелось бы отметить, что у него часто получалось вовремя сказать «Стоп». Поэтому можно сказать, что у испытуемого средний уровень точности восприятия и оценки времени. При коротких интервалах времени обнаруживается, что испытуемый воспринимаемый отрезок времени чувствует хорошо. На показатель может влиять его самочувствие, могу предположить, что человек бодрствует, полон сил и не чувствует усталости. Большие интервалы времени могут сказать о том, что человек чувствует усталость, некое напряжение, из-за которого он не чувствует время. При дополнительном стимуле, человек, увлеченный каким либо делом, меньше воспринимает отрезок времени, т.к. он отвлечен каким-либо занятием, и не думает о времени, что показывает переоценку данного отрезка. Вывод: у испытуемого средний уровень точности восприятия и оценки времени. |