Практическое применение эластичности Лекция 3. Эластичность. План лекции: 1. Эластичность спроса. 2. Эластичность предложения. 3. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу. 4. Методы определения эластичности. 5. Практическое применение теории эластичности. 1. Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спросазависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на товары, которые являются либо взаимозаменяемыми, либо взаимодополняемыми. На спрос влияют и другие факторы. Для фирмы важно знать, какое в количественном отношений воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Эластичность можно определять по следующей формуле: Edp- коэффициент эластичности спроса по цене. Edp = % изменение количества спрашиваемой продукции ; % изменение цены Edp = %r Qd %rР Для общей характеристики эластичности спроса наблюдаются следующие возможные реакции: -спрос эластичный, когда при небольших снижениях цены объем продаж сильно возрастает (следовательно, денежная выручка растет) (рис. 1) . -спрос имеет единичную эластичность, когда изменение цены и продаж оказываются равновеликими (общая денежная выручка остается неизменной) (рис. 2) -спрос неэластичен, если даже при весьма существенных снижениях цены объем продаж возрастает незначительно (общая денежная выручка снижается) (рис. 3) - спрос абсолютно эластичен (рис. 4) - спрос абсолютно неэластичен (рис. 5)  Прямая эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов. 1. Наличие на рынке товаров-заменителей.Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар. Если товары-заменители отсутствуют, спрос на товар становится совершенно неэластичным. 2. Принадлежность товара к предметам роскоши или товарам первой необходимости.Спрос на предметы потребления менее эластичен. Спрос на предметы роскоши более эластичен. То есть можно сказать, ценовая эластичность спроса будет выше в том случае, чем менее необходим товар потребителю. 3. Фактор времени. В краткосрочном периодеспрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. 4. Удельный вес товара в бюджете потребителя.Обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность. 5. Степень насыщения потребностей.На стадии начального насыщения спроса даже небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж, а по мере насыщения потребностей эластичность спроса снижается. 6.Разнообразие возможностей использования данного товара.Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность. 2. Эластичность предложения по цене характеризует, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цен. Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается таким же образом. При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. 1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в этом случае является неэластичным. 2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность в этом случае повышается. 3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток и отток фирм в отрасли в зависимости от спроса на продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Таким образом, эластичность предложения зависит в первую очередь от периода времени, в течении которого продавцы могут приспособиться к изменению цен. 4. Кроме ценовой эластичности спроса и предложения существуют перекрестная эластичность спроса (измеряющая чувствительность спроса на один товар к изменению цены на другой) и эластичность по доходу (определяющая чувствительность потребительского спроса на товар к изменению дохода потребителя). Концепция перекрестной эластичности спросапозволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (скажем, X) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта X к процентному изменению цены продукта У: процентное изменение количества Edxy= _спрашиваемого продукта X процентное изменение цены продукта У Эта концепция эластичности позволяет количественно охарактеризовать и более глубоко понять смысл явлений взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительноезначение, то есть количество спрашиваемой продукции X варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта У, то продукты X и У являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены растительного масла (У) заставляет потребителей покупать больше (меньше) майонеза (X). Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательноезначение, мы можем заключить, что продукты X и У "идут в комплекте" и являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (падение) цены лыжи приведет к сокращению (увеличению) количества покупаемых лыжных ботинок. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два продукта не связаны между собой, или являются независимыми товарами. Например, вряд ли следует ожидать, что изменение цены растительного масла окажет какое-либо заметное влияние на количество покупок лыжных ботинок. Концепция эластичностиспроса по доходупозволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя: процентное изменение количества Edi= спрашиваемой продукции процентное изменение дохода Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу будет иметь положительное значение. Продукты, приобретение которых расширяется по мере роста доходов, называются нормальными товарами, илитоварами высшей категории. При этом положительный коэффициент эластичности существенно варьируется от одного товара к другому. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в + 3,00, тогда как для большинства продуктов сельского хозяйства она колеблется около + 0,20. Отрицательноезначение коэффициента эластичности по доходу указывает на то, что речь идет о товаре низшей категории (маргарин, картофель, капуста, подержанные товары и т.п.). Потребители, как правило, сокращают покупки такого рода продуктов по мере роста своих доходов. 4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ: 1. Эластичность спроса по дуге – мера чувствительности величины спроса между двумя точками кривой спроса. K=Q1-Q0/ Q1+Q0 x P1+P0/ P1-P0; При использовании формулы расчета эластичности спроса по дуге нам безразлично, какая точка считается начальной. В любом случае получаем тот же самый коэффициент эластичности. Но для обеспечения надежности и пригодности для разумной интерпретации, коэффициент эластичности по дуге должен исчисляться только между достаточно близкими друг от друга точками кривой спроса. Это особенно верно, когда неизвестна форма кривой спроса и имеются данные лишь по нескольким ценам и количествам товара (можно по двум). Но через две точки можно провести бесконечное множество кривых спроса, и в этом интервале цены – количества каждой из них присуща своя эластичность, несколько отличная от других. В целом, чем дальше обе точки находятся друг от друга, тем меньше коэффициент эластичности отражает реальную ситуацию. 2. Эластичность в точке есть чувствительность величины спроса к очень малому изменению цены в данной точке. Алгебраически эластичность в точке представляется следующей формулой: K= ΔQ/Q = ΔQ/Q x P/ΔP= ΔQ/ΔP x P/Q ; ΔP/P Данное выражение говорит, что эластичность в точке равна отношению изменения величины спроса к изменению цены, умноженному на отношение цены к величине спроса в данной точке. При стремлении изменения цены к нулю, отношение ΔQ/ΔP становится эквивалентным производной функции спроса по цене, или Отсюда формула для эластичности в точке приобретает вид: K= dQ/dP x P/Q. Практическое применение эластичности 1. Зная спрос и его эластичность фирма может определить по какой цене продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку. 2. Государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов, налоговое бремя будет распределяться по разному между производителями и потребителями продукции. В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога падет в основном на него. В случае, если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютно размер налога будет также выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство обладает акцизами и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т. п.) . При эластичной предложенииналоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина. ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ НА ПРИНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ: Если фирма уверена, что при данной цене спрос на ее товар неэластичен, то она всегда может увеличить свою прибыль путем увеличения цены. Это произойдет потому, что при неэластичном спросе повышение цены увеличит совокупную выручку и снизит совокупные издержки. При коэффициенте эластичности ниже 1, увеличение цены повышает совокупную выручку, потому что прибавка к выручке от продаж по более высоким ценам покрывает потерю выручки от снижения объема продаж. Также в этом случае снижаются и совокупные издержки фирмы, поскольку более высокая цена сокращает объем покупок и соответственно объемов производства. С учетом повышения совокупной выручки и снижения совокупных издержек, увеличивается рентабельность предприятия. Если фирма решает снизить цену, то она должна быть уверена, что спрос на ее продукцию эластичен. Снижение цены при неэластичном спросе не только приведет к потере совокупной выручки, но и повысит совокупные затраты из-за увеличения объема продаж. Рентабельность понизится. Следовательно, справедливо утверждать, что наиболее прибыльные цена и объем продаж лежат где-то на эластичной части кривой спроса для фирмы. |