ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Лекция 2. Рыночная система: спрос и предложение План лекции: - Общая характеристика рынка.
- Спрос на товары и услуги.
- Предложение товаров и услуг.
- Равновесие рынка и механизм его достижения.
1. Человечеству известны различные экономические системы, например: общинная, феодальная системы основывались на замкнутом, обособленном натуральной хозяйстве; командная экономика - на, общественной собственности и централизованном управлении основными средствами производства; традиционная экономическая система на базовые экономические вопросы; что, как, кто и в каких объемах отвечают посредством действия в соответствии с обычаем, привычкой и традицией, цены и рынки играют второстепенную роль, доминировала до XVIII века и до сих пор превалирует в экономике многих стран «третьего мира» и наконец, регулируемая рыночная экономика, использующая конкурентное ценообразование для обеспечения равновесия в экономике. Рыночная система оказалась, наиболее эффективной и гибкой для решения. основных экономических проблем. Механизм и функции этой системы формировались много веков, приобрели цивилизованные формы в современной экономике и, видимо, будут определять ее облик в будущем во всех странах мира. Устойчивость этойсистемы на Западе объясняется тем, что в ходе длительной экономической эволюции не были разрушены ее первопричины. Каковы первопричины рыночных отношений? В современной экономической литературе - вывод о том, что общим условием выступает общественное разделение труда. Некоторые зарубежные авторы тоже придерживаются этой точки зрения. Разделение труда действительно имеет отношение к возникновению рыночной системы, т. к. разделение труда - основа товарного производства. А рыночная система является системой товарного производства и рыночного обмена произведенного продукта. Однако причины и происхождения рыночных отношений, видимо «старее», чем общественное разделение труда. Классической экономической наукой эти причины давно выявлены. Они обнаружены А. Смитом и изложены в его работе «Исследования о природе и причинах богатства народов».(1776 г.) А. Смит 1723 - 1790 г.г. - шотландский экономист и философ. Последовательно развил теорию трудовой стоимости, основные принципы построения экономической системы, в частности сформулировал основные принципы налогообложения, актуальные и сегодня. Смит пришел к выводу, что координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет люден действовать так, как необходимо обществу в целом. Смит писал об этом «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял». Что же это за «невидимая рука»? Этим загадочным термином со времен А. Смита экономисты называют механизм рынка. Таким образом, говоря о рынке, мы имеем в виду не конкретную площадь, где собираются продавцы и покупатели, а явление куда более сложное и объемное и жизненно важное. Существует несколько определений рынка: Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений людей в сфере обмена, посредством которых осуществляется сбыт товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Рынок -это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и.продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок - это есть соединение спроса и предложения. Таким образом, в понятие «рынок» входят все организации, которые помогают производителю и покупателю найти друг друга, и все, юридические документы, регулирующие их отношения - все это элементы рынка. Экономика ведущих индустриальных стран современности приводится в движение рынком- в том смысле, что при совершении экономических действий люди и организации полагаются на рыночные процессы. Каждое общество или нация, независимо от того, как они решают вести свои экономические дела вынуждены искать ответы на три основных экономических вопроса: 1. Что и в каких объемах производить? 2. Как вести производство – на какие технологии, сколько и каких ресурсов использовать в производственных процессах? 3. Кто и в каких объемах будет получать продукцию – как плоды производства будут распределяться между различными членами общества? В рыночной экономике ответы на эти вопросы даются посредством решений, принимаемых покупателями и продавцами в процессе совершения сделок на свободно избираемых ими рынках. Из наиболее важных характеристик рыночной экономики можно назвать частную собственность на ресурсы и средства производства, индивидуальную свободу выбора, конкуренцию, мотивацию получения прибыли, а также цены, определяемые условиями рыночного спроса и рыночного предложения. Рассмотрим структуру рынка.  Экономические ресурсы можно подразделить на следующие категории: а) материальные ресурсы - земля, сырьевые ресурсы, капитал; б) человеческие ресурсы - труд и предпринимательская деятельность. Понятие земля включает в себя все природные, естественные ресурсы; леса, поля, луга, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы. К понятию капитал относятся все произведенные средства производства, которые используются для создания товаров и услуг и их доставки конечному потребителю. Процесс производства и накопление этих средств, называют инвестированием. Труд - означает совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве. Предпринимательская деятельность - необходимый фактор рыночной экономики. Суть предпринимательства раскрывается через его функции, основная из которых инициативная деятельность по соединению, земли, капитала и труда в единый процесс производства с целью получения взаимовыгодных результатов. 2. Спрос - желание и способность людей покупать товары. Закон спроса- на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателям на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по 3 причинам: 1. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал, ранее (эффект замещения) (т.e. товар становится выгодным покупать). 2. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел (эффект дохода). 3. В третьих, закон убывающей предельной полезности товара. Начиная с определенного момента, дополнительные единицы продукции приносят потребителю уменьшающую предельную полезность. При снижении полезности вещи потребитель будет покупать дополнительные единицы товара только по более низкой цене. Возможные исключения из закона спроса: Во-первых, в случаях, когда товары рассчитаны на снобов; Во- вторых, в ситуациях, когда покупатели судят о качестве товара по его цене; В-третьих, явления, которые получили в экономической теории название « эффект Гиффена». 1) Дорогостоящие ювелирные изделия покупают только потому, что цены на них высоки; снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для снобов и поэтому, вероятно, приведёт к сокращению объёма их продаж. 2) Аналогичным образом в тех случаях, когда покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и пользуются для этой цели ценами, снижение цен на товары может привести к уменьшению спроса на них. Явление, называемое эффектом Гиффена, заключается в росте спроса на товар при повышении цены на него. Этот эффект получил название по имени английского статистика и экономист Р.Гиффена, который наблюдал его в Англии 19 в. и впервые описал. Р.Гиффен заметил, что в современной ему Англии, чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали. Почему был возможен такой парадокс? Дело в том, что он наблюдался в весьма специфической ситуации. В то время бедные слои населения в Англии располагали очень низким доходом и жили в нищете. Повышение цены на хлеб – необходимый продукт питания – так сильно сказывалось на их общей покупательной способности, что рабочие были вынуждены отказываться от покупки мяса и фруктов, которые были ещё дороже хлеба; хлеб они стали покупать в ещё больших количествах, так как он стал почти исключительным продуктом питания. Когда же цена на хлеб снижалась, то потребители начинали снова интересоваться другими продуктами питания, и спрос на хлеб сокращался. Таким образом, проявление эффекта Гиффена определяется несколькими условиями: Во-первых, продукт, на который цена растёт, должен принадлежать к числу предметов первой необходимости; Во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть низким, так что изменение цены на этот товар (эффект дохода) имело бы более чем пропорциональное влияние на их покупательную способность (эффект замены); В-третьих, чтобы эти бедные слои жили в рыночном хозяйстве и не имели побочных источников существования. В этом случае кривая спроса на товар будет иметь положительный наклон Однако, эффект Гиффена, не отменяет действие закона спроса. Здесь имеет место рост объёма спроса на относительно подешевевший товар, несмотря на то что текущая его цена повысилась. Закон спроса описывает взаимоотношения между количеством товара, которое люди желают и могут купить, и ценой этого товара при прочих равных условиях. Это взаимоотношение может быть представлено в виде графика, который называется кривой спроса. Экономисты называют передвижение по кривой спроса изменением величины спроса. Это передвижение отражает реакцию. покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях. Изменения спроса- изменения в количестве товара, которого покупатели желают и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора. На изменение спросавлияют неценовые факторы, вызывая сдвиг кривой спроса вправо и влево: 1 Изменения в денежных доходах населения. Когда доходы растут, то люди, естественно, покупают большее количество товаров (при пониженных ценах). Опыт показывает, что это чаще всего происходит с нормальными товарами. Нормальный товар - товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов. Однако существуют и такие товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах, если доход возрастает (при прочих равных условиях). Товары такого типа называются низшими. Низший товар- товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов. Товары являются низшими или нормальными только потому, что их так оценил потребитель; эти свойства не являются внутренне присущими товарам. 2. Изменение цены другого товара. Взаимозаменяющие товары (субституты) - такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спросана другой товар Но потребители обычно по другому реагируют на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. Пары товаров такого типа называются взаимодополняющими (комплементами). Взаимодополняющие товары (комплементы) - такие пары товаров, для которых рост цен одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Одни и те же пары товаров могут быть как взаимозаменяющими, так и взаимодополняющими, в зависимости от отношения к ним покупателей; эти. термины не отражают внутренних свойств товаров. Изменение ожиданий. Если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, то потребители будут стремиться купать товар до ожидаемого изменения. Изменение вкусов. Иногда вкусы меняются быстро (популярная музыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень часто. В других случаях изменения вкусов происходит медленно, но постоянно. Например, в последние годы потребители стали больше заботиться о своем здоровье. В результате падает спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием холестерина, и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование. 5 Изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание. 3. Предложение- желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Закон предложениягласит: величина предложения, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количества товаров, а по мере их падения меньшее. Кривая предложения -графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит предложение. Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, т. к, может не оказаться резервов для увеличения производства, а расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно не может быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены. Изменение величины предложения- изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара; показывается движением вдоль кривой предложения. Предложение может изменяться под влияние неценовых факторов, которые приводят к сдвигу кривой предложения: 1.Изменение технологии. Кривая предложения строится на основе определенной технологий производства. Когда внедряются более эффективные технологии, то снижаются издержки производства на продукцию, в результате становится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене. Изменение цен на ресурсы. рост цен на ресурсы, при прочих равных условиях, приводит к росту альтернативной стоимости, а значительно понижает то количество товара, которое производители планировали продать по данной цене. 3. Изменение цен на другие товары Изменения цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы тоже может двигать кривую предложения. 4. Изменение ожиданий. Изменение ожиданий могут так же сдвигать кривую предложения 5. Вход на рынок новых фирмувеличит предложение вне зависимости от цен. |