Понятие переходной экономики. Закономерности функционирования переходной экономики в России. ЛЕКЦИЯ № 15. Особенности современной экономики России. 1. Понятие переходной экономики. Закономерности функционирования переходной эконо- мики в России. 2. Либерализация цен. 3. Приватизация собственности. 4. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. Понятие переходной экономики. Закономерности функционирования переходной экономики в России. Современная экономика представляет собой зрелую рыночную систему, присущую развитым странам. Механизм функционирования современной российской экономики еще не полностью соответствует описываемым в этих концепциях характеристикам. Несмотря на то, что США, Европейский Союз, мировое сообщество в целом признали рыночный характер российской экономики, она еще в значительной мере носит трансформационный характер (хотя товарные и факторные рынки, в том числе и рынок земли в России созданы). «Перевод» России из группы стран с тоталитарной в группу стран с переходной экономикой, а затем в группу стран с рыночной экономикой осуществлен в значительной мере в ответ на поддержку Россией мер борьбы с глобальным терроризмом, и означает лишь отмену введенных против СССР, как страны с директивной экономикой более 30 лет назад, дискриминационных мер в сфере международной торговли. Таким образом, в настоящее время в России функционирует преимущественно рыночно-переходная экономика. Это требует описания ее сущностных характеристик и закономерностей. Переходная экономика — это особое состояние в ее эволюции, когда она функционирует в период перехода общества от одной зрелой экономической системы к другой. Поэтому период между двумя зрелыми состояниями — это и становление новой экономической системы, и одновременно нисходящее развитие старой. В начале 90-х годов, когда 27 постсоциалистических государств начали переход от плановой экономики к рыночной, в рамках экономической теории стало формироваться новое направление — теория переходной экономики, предметом которой является поведение людей в условиях перехода от плановой экономической системы к рыночной. К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие: 1. Неустойчивость. Переходная экономика объективно неустойчива в силу того, что она нецелостна, так как она характеризуется сочетанием и старых, и новых экономических форм и отношений. 2. Многовариантность развития. Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития. 3. Появление и функционирование особых переходных форм, например, в России это взаимозачеты при осуществлении закупок продукции для государственных нужд, бартер, коллективно-долевая собственность на землю и многие другие. 4. Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Реализация этих закономерностей в России требует выявления критериев завершенности переходного периода. Можно выделить три таких критерия: - формирование элементов рыночных отношений во всех сферах экономики; - эффективность функционирования рыночных механизмов; - восстановление и превышение докризисного уровня производства ВВП. Анализ эмпирических данных по России и другим странам с переходной экономикой позволил к числу выявившихся экономических закономерностей современной переходной экономики отнести следующие четко прослеживающиеся тенденции, которые являются типичными для всех постсоциалистических стран: 1. Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур. 2. Преобразование экономической системы сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным спадом производства. Глубина спада производства в России выше трансформационного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 — 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры). 3. Снижение жизненного уровня и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов. 4. Либерализация цен обусловила высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина — с другой). 5. Трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно-управляемой экономике объективно обусловливают рост безработицы в переходный период. 6. Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистичееких странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество в южных регионах России. 7. Кризис государственности обусловливает усиление криминогенной ситуации в экономике. 8. Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к росту денежной и кредит- ной эмиссии, генерирующим инфляцию. 9. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП, а вместе с социальными взносами - 33%. Кроме того, они приходятся на законопослушных плательщиков, что уве- личивает налоговое бремя последних до 43% ВВП. 10. Инвестиционный кризис Либерализация цен Реформа ценообразования предполагает введение свободных цен и их доминирование в большинстве секторов экономики. Государственное регулирование цен сводится к минимуму, определяемому социальными требованиями. Оно остается там, где рынок должным образом не срабатывает. На рынке цены формируются под воздействием спроса ипредложения. Механизм свободного ценообразования сориентирует производителей, что, в каком количестве и как следует производить, на каких рынках продавать. В результате предприятия избавляются от огромных потерь и растранжиривания ресурсов, преодолевается дефицит. Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население несли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег. Постепенно платежеспособный спрос потребителей превращается в регулятор производства. Это свидетельство усиления рыночных начал в экономике. Становится все сложнее переносить любое удорожание затрат на цену готовой продукции, т. е. на плечи потребителей. Либерализация цен не означает, что не остается мест контролю над ценами на ряд товаров, например над ценами предприятий монополистов. Регулируется также ряд тарифов на коммунальные услуги. Укрепление рыночной дисциплины цен означает борьбу с ценовой дискриминацией (продажей различным покупателям по неодинаковым ценам), усиление ответственности за соблюдение условий контракта, введение в ряде случаев обязательного предварительного декларирования цен. |