МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Практические занятия по лексикологии и фразеологии (2 курс, литработники)





Важные моменты.

 

1. Первое условие допуска к экзамену – наличие всех проверочных и контрольных работ, написанных на зачёт.

2. Второе условие допуска к экзамену – наличие конспектов всех указанных в планах семинаров статей (конспекты предъявляются в письменном виде преподавателю) и наличие выписок из всех указанных в планах семинаров словарей (выписки предъявляются в письменном виде преподавателю).

 

Дата Задания к семинарам
    19.02. Семинар 1. Лексика, лексикология, семантика (введение).   1. Что такое лексика? Что такое лексикология? 2. Что изучает семантика? Где пересекаются объекты лексикологии и семантики? 3. Чем отличается лексическое и грамматическое значение слова? Объясните это на примере предложения Вчера твой попугай попугал меня, а сегодня я попугаю твоего попугая. 4. Что такое лексема? Что такое словоформа? Сколько лексем и сколько словоформ в предложении вопроса 3? А сколько лексем и сколько словоформ в предложении Провожающие, провожающие провожающих, – не провожающие? 5. Проиллюстрируйте собственными примерами такие черты русского слова, как воспроизводимость, цельнооформленность, идиоматичность. 6. Приведите примеры на разные функционально-семантические типы слов: слова самостоятельные и служебные, знаменательные и местоименные (дейктические), модальные и междометные, идентифицирующие и характеризующие. Найдите примеры на разные типы слов в следующем тексте. И он вспомнил, как когда-то очень давно, когда он был еще мальчиком, она точно также, таким же шутливо-почтительным тоном говорила с благочинным... Только по необыкновенно добрым глазам, робкому, озабоченному взгляду, который она мельком бросила, выходя из комнаты, можно было догадаться, что это была мать. Он закрыл глаза и, казалось, спал, но слышал два раза, как били часы, как покашливал за стеной отец Сисой. И еще раз входила мать и минуту робко глядела на него. Кто-то подъехал к крыльцу, как слышно, в карете или в коляске. Вдруг стук, хлопнула дверь: вошел в спальню келейник (Чехов). 7. Что такое парадигматический, синтагматический и эпидигматический аспекты слова? Как проявляется каждый из этих аспектов? Покажите это на примере глагола идти. (Чтобы справиться с этим заданием, надо воспользоваться толковыми словарями и учебником под ред. 1-ая часть, Е.И. Дибровой, стр.185-189). 8. Демокрит (5 в. до н.э.) писал, что алогичность языка проявляется в следующем: 1) многие слова имеют по нескольке значений; 2) многие вещи имеют по несколько названий; 3) со временем одно название сменяется другим; 4) некоторые вещи не имеют своих названий. Проиллюстрируйте каждую из этих ситуаций на примере русского (и изучаемого иностранного) языка.
    26.02.   проверочная по типам значений Семинар 2. Слово как объект семасиологии.   1. Что изучает семасиология? 2. Что такое сигнификат (с примерами)? 3.Что такое денотат (с примерами)? Как можно представить себе денотат у следующих лексем: стол, ученик, барахло, русалка, чувство, красота, феномен, прочный, показать, для, но? 4. Что такое референт (или актуальный денотат)? Приведите примеры, когда слово профессор употребляется в высказывании: а) в режиме конкретной референции; б) в режиме родовой референции; в) в нереферентном (предикатном) режиме; г) в автонимном режиме. 5. Что такое коннотат? Как проявляется коннотативный аспект значения у следующих слов: гостеприимство, скупой, скупердяй, таращиться, мать, мама, осёл (в значении «тупой упрямец»), сметанка, поэтишка, старушенция? 6. Что такое прямое номинативное значение? 7. Что такое прямое номинативно-коннотативное значение? 8. Что такое прямое коннотативно-номинативное значение? 9. Что такое прямое коннотативное значение? 10. Что такое производное номинативное значение? 11. Что такое свободное переносное коннотативное значение? 12. Что такое переносное лексически связанное значение? 13. Что такое переносное фразеологически связанное значение? 14. Что такое переносное синтаксически связанное значение?
    04.03. Семинар 3. Формы представления значения. Слово как объект ономасиологии.   1. Попытайтесь по приведённым толкованиям определить толкуемые лексемы. Почему эта задача вызывает определённые трудности? 1) Производить частые движения веками, поднимая и опуская их. 2) Рывком отделить, снять, сдёрнуть. 3) Заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити, употребляемый для шитья. 2. Что такое компонентный анализ слова? Приведите компонентный анализ прямых значений следующих слов: а) пригорок, холм, возвышенность, гора: б) бежать, лететь, ползти, ехать; в) река, ручей, озеро, пруд. 3. Что такое сентенционная форма толкования значения? Что такое семантические валентности слова? Дайте сентенционную форму толкования (указав валентности) словам обижаться, друг, показывать, ударять, колония, иностранец, автор, создатель, починить, подковать. 4. Дайте общую характеристику прототипического подхода к толкованию значения (на примере слов мать, птица). 5. Что изучает ономасиология? 6. Что такое знаки-иконы, знаки-индексы и знаки-символы? Приведите примеры на каждый тип знака из русского языка (если возможно, и из других языков). 7. Что такое внутренняя форма слова? Почему её нельзя отождествлять со значением? Докажите это на примерах: тряпка – вытиралка, щётка – зубочистка, глупец – осёл, вешалка – плечики – распялка, зарплата – получка – жалованье. 8. Укажите типы мотивированности для следующих лексем: бах, диван-кровать, учитель, кровосос, стол, бултых, замедлиться, прикарманить, паровоз, молокосос. 9. Докажите на примере анализа внутренней формы и лексического значения слов скалолаз, водолаз, паровоз, пароход, лыжник, чайник, подоконник, подснежник их одновременную мотивированность и немотивированность.
  11.03. проверочная работа по типам семантических переносов Семинар 4. Полисемия. Омонимия. Паронимия.   1. Что такое многозначность слова? Как она проявляется? 2. Что такое полицентрическая многозначность (на примере слова двор)? 3. Что такое моноцентрическая многозначность? 4. Что такое радиальная многозначность (на примере слова стрелка)? 5. Что такое цепочечная многозначность (на примере слова чай)? 4. Что такое многозначность смешанного типа (радиально-цепочечная – на примере слова стол)? 5. Что такое инвариантная многозначность (на примере слова операция)? 6. Расскажите о типах смысловых переносов (метафоре, метонимии, синекдохе, расширении, сужении) с использованием ярких примеров. 7. Одно из приведённых ниже слов не вписывается в модель многозначности, которая есть у всех остальных слов. Найдите данное слово. Свой выбор мотивируйте. Яблоко, груша, слива, вишня, черника, персик, крыжовник. 8. Покажите, подобрав более широкий контекст, что сочетания типа коридор засмеялся, чулан пел, балкон взвизгнул, пальто скандалит, мундир скомандовал вполне закономерны в русском языке. 9. В чём заключаются стилистические возможности полисемии? Покажите это на следующих примерах. 1) Хочется большого и чистого, как слон из бани. 2) Дети – цветы жизни, но пусть они растут на чужой клумбе. 3) С кем поведёшься, с тем и наберёшься. 4) Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд – и тот тронулся. 5) Прикинься рыбой и плыви отсюда. 10. Расскажите о типах омонимов. Выпишите омонимы из следующего стихотворения В. Брюсова, определите их типы. Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. По небу полосы синели, Вечеровой багрец кроя; В цветах черемух и синели Скрывались водные края. Все формы были строго четки, Миг ранил сердце сотней жал… Я, как аскет сжимает четки, В руке весло невольно жал. Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина. Была то правда ли, мечта ли, — Уста двоих слились в одно. Две лодки, как и мы, мечтали, Как будто вонзены во дно. Я свято помню эту встречу: Пруд, берег, неба яркий плат… Миг тот же если вновь я встречу, — И жизнь ничтожная из плат! 11. Каковы критерии разграничения полисемии и омонимии? Какой из критериев наиболее надёжный (хотя и не дающий стопроцентную точность)? Укажите, к какому явлению – многозначности или омонимии – относятся следующие слова. 1. Балка (часть сооружения). Балка (овраг). 2. Батарея (артиллерийское подразделение). Батарея (соединение нескольких однотипных приборов). 3. Глава (часть тела человека). Глава (раздел книги, статьи). Глава (руководитель). Глава (купол церкви). 4. Лайка (порода собак). Лайка (сорт мягкой кожи). 5. Мандарин (крупный чиновник в дореволюционном Китае). Мандарин (цитрусовое плодовое дерево, а также его плод). 12. Что такое паронимы? Какая проблема нормы и культуры речи связана с паронимами и почему? Придумайте словосочетания и предложения, в которых бы различались следующие паронимы: абонентский – абонентный, водный – водяной, военный – воинский – воинствующий – воинственный, вражеский – враждебный, здравница – здравица, злобный – злостный, одеть – надеть, освоить – усвоить, отборный – отборочный, практичный – практический, сытый – сытный, экономичный – экономический, эффективный – эффектный. 13. Приведите яркие примеры на каламбур и парономазию.
  18.03. предъявить конспект словарных статей трёх словарей Семинар 5. Парадигматические отношения в лексике. Синонимия, антонимия, конверсия.   1. Что такое синонимия? 2. Что такое лексические синонимы? 3. Что такое полные и неполные синонимы? Какие виды неполных синонимов бывают (ответить с яркими примерами)? 4. Что такое синонимический ряд и доминанта синонимического ряда? 5. Что такое позиционные синонимы? Докажите, что слова стая, косяк, табун, отряд, пучок в значении «множество Х» – позиционные синонимы. 6. Проанализируйте, как подаётся синонимический ряд грубить – дерзить – хамить в «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой (М., 1989) (или в «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой, Л., 1970-71) и в «Новом объяснительном словаре синонимов русского языка» под руководством Ю.Д. Апресяна (второй выпуск, М., 2000 год). В чём вы видите принципиальную разницу? Каким словарём вы предпочли бы воспользоваться? 7. На основании отрицательных примеров опишите семантические различия неполных синонимов сейчас и теперь. 1) *Теперь будет звонок, пойдём скорее в класс. 2) * Знаешь, я теперь встретил на улице Павла, и он рассказал мне интересные вещи. 3) *Вы так хорошо объяснили материал, что сейчас я всё понял. 8. На основании отрицательных примеров опишите семантические различия неполных синонимов тоже и также. 1) *Я увлекаюсь музыкой, фигурным катанием, тоже неплохо играю в волейбол. 2) *За этот семестр студенты сделали много докладов, тоже занимались проектной деятельностью. 3) *Летом мы отдыхали на море, наши друзья также ездили на побережье. 9. Что такое речевые синонимы? В каких речевых сферах данные слова употребляются как синонимы? Подтвердите ваши выводы примерами. Есть ли среди данных пар слов такие, которые обладают другими, несинонимичными значениями? Жена – хозяйка; гулять – праздновать; поликлиника – больница; голова – котелок; руководитель – шеф; скульптор – ваятель; соображать – сечь. 10. Каковы стилистические возможности синонимов? 11. Что такое антонимия? 12. Что такое лексические антонимы? 13. Что такое контрарные, комплементарные (контрадикторные), векторные антонимы (ответить с яркими примерами)? 14. Что такое речевые антонимы? 15. Что такое энантиосемия? 16. Как строится словарная статья в «Словаре антонимов русского языка» М.Р. Львова (М., 1984)? 17. Перечислите стилистические возможности антонимов. 18. Что такое конверсивы (ответить с яркими примерами)? Докажите, что представленные ниже пары – конверсивы: больше – меньше, выиграть – проиграть, под – над, пугать – бояться, моложе – старше, купить – продать.
  25.03.   первая контрольная работа на полпары Семинар 6. Гиперо-гипонимия. Часть – целое. Тематическая группа. Лексико-семантическая группа. Семантическое поле.   1. Что такое гипероним? 2. Что такое гипоним? 3. Распределите данные пары слов по соотношению «род – вид» и «часть – целое»: муравей – насекомое, дерево – лист, дерево – тополь, птица – ласточка, корабль – флот, инструмент – рубанок, передвигаться – идти, чай – напиток, сковорода – ручка, шкаф – полка. 4. Приведите примеры хотя бы четырёх лексем следующих тематических групп: 1) части тела; 2) пища; 3) единицы счёта и количества. 5. Что такое лексико-семантическая группа? Приведите как можно больше примеров слов лексико-семантической группы «глаголы движения» с разными отношениями лексем внутри группы. 6. Что такое семантическое поле? Приведите слова разных частей речи и разных отношений в семантическом поле «человек». 5. Из данного текста выпишите слова одной ТГ, одной ЛСГ, одного СП. Свой выбор мотивируйте.   И тотчас пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещённые зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в весёлом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – чёрных, белых, жёлтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие грани хрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, из замши, из шёлка, а между ними – целые груды чеканных золотых продолговатых футлярчиков, в которых бывает губная помада.
  01.04 предъявить конспект словарных статей пяти словарей Семинар 7. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения. Исконная и заимствованная лексика.   1. Приведите примеры слов русского языка, восходящих к индоевропейскому лексическому фонду. 2. Приведите примеры слов русского языка, восходящих к общеславянскому лексическому фонду. 3. Приведите примеры слов русского языка, восходящих к восточнославянскому лексическому фонду. 4. Приведите примеры собственно русских слов. 5. Назовите факторы, влияющие на продуктивность / непродуктивность заимствований. 6. Перечислите основные языки-источники заимствований в русский язык и их фонетические, морфологические и семантические признаки. 7. Что такое экзотизмы? 8. Что такое варваризмы? 9. Что такое кальки? Что такое семантические и словообразовательные кальки? Что такое полукальки? Приведите яркие примеры на все типы. 10. Что такое интернационализмы? 11. Что такое этимологические дублеты? Поработайте со следующими словарями: 1) М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. – М., 1986. 2) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М., 1994. 3) Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. — М., 1971. 4) Этимологический словарь русского языка. Автор-составитель Н.М. Шанский (в дальнейшем вместе с А.Ф. Журавлевым). – М., 1963 – 2007. 5) Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2005. Выясните, к какому общему корню какого языка восходят следующие этимологические дублеты: тезис – аптека, гладиатор – гладиолус, пансион – пенсия, цифра – шифр, елей – оладья, госпиталь – отель, сатана – шайтан, градус – ингредиент, меридиан – журнал, акведук – одеколон, аспирант – респиратор, куратор – маникюр, юбка – шуба, рецептор – кассир, револьвер – эволюция. 12. Пользуясь названными выше словарями, определите, из каких языков попали в русский язык следующие слова: барабан, бюллетень, фартук, аванс, базар, барсук, коктейль, интермеццо, галстук, фельетон, циферблат, газета, сундук, сезон, адажио.
    08.04. предъявить конспект статьи к семинару     проверочная работа на типы славянизмов Семинар 8. Старославянизмы как особый пласт заимствований в лексике современного русского языка. 8 апреля   1. Какую роль в становлении русского литературного языка сыграл старославянский язык (для успешного ответа на этот вопрос целесообразно прочитать ещё раз любое введение в учебник по старославянскому языку, например: А.М. Камчатнов «Старославянский язык» (М., Флинта-Наука, 2000 г.); Т.А. Иванова «Старославянский язык» (М., 1997)? 2. Перечислите фонетические, словообразовательные и семантические признаки старославянизмов с яркими примерами на каждый случай (где возможно, приводите контрастный случай восточнославянского соответствия). 3. Законспектируйте статью: Г.О. Винокур «О славянизмах в современном русском литературном языке» (в книге: Г.О. Винокур «Избранные работы по русскому языку», М., 1959). 4. Как Г.О. Винокур различает понятия генетический славянизм и стилистический славянизм? Почему стилистическими славянизмами могут быть и такие элементы речи, которые исконно не связаны с особенностями старославянского языка? 4. На какие три разряда, по Г.О. Винокуру, делятся все генетические славянизмы? Охарактеризуйте подробно каждый разряд с приведением ярких примеров. 5. Какой вывод делает Г.О. Винокур о стилистической роли славянизмов в современном русском языке?
  15.04. предъявить конспект статей двух словарей   проверочная работа по типам архаизмов Семинар 9. Лексика современного русского языка с точки зрения активного-пассивного словарного запаса.   1. Что такое активный и пассивный словарный запас? 2. Что такое историзмы? 3. Что такое архаизмы? В чём отличие историзмов от архаизмов? 4. Что такое фонетические архаизмы (с яркими примерами)? 5. Что такое словообразовательные архаизмы (с яркими примерами)? 6. Что такое морфологические архаизмы (с яркими примерами)? 7. Что такое синтаксические архаизмы (с яркими примерами)? 8. Что такое семантические архаизмы (с яркими примерами)? 9. Что такое лексические архаизмы (с яркими примерами)? 10. Что такое неологизмы? 11. Что такое лексические неологизмы (с яркими примерами)? 12. Что такое семантические неологизмы (с яркими примерами)? 13. Что такое окказионалищмы? 14. Каковы стилистические возможности использования историзмов, архаизмов и неологизмов в речи? 15. Проведите анализ устаревшего пласта лексики в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» (1826 г.). 16. Воспользовавшись словарём Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской «Словарь устаревших слов русского языка» (М., 2008) и словарём В.П. Сомова «Словарь редких и забытых слов» (М., 1996), выясните, к историзмам или архаизмам (если к последним, то какого типа) принадлежат следующие слова: абаз, алкать, алчба, бесперечь, бонмо, ванька, визитка, выжига, гость, дезабилье, днесь, интересан, картель, комиссия, пересек, сказка.
22.04.   предъявить конспект словарных статей двух словарей Семинар 10. Лексика с точки зрения сферы употребления. Лексика с функционально-стилистической точки зрения.   1. Что такое социальный диалект? 2. Что такое просторечие? Приведите примеры просторечной лексики. 3. Что такое жаргон? Приведите примеры жаргонной лексики. 4. Что такое арго? Приведите примеры арготической лексики. 5. Что такое интержаргон (сленг)? 6. Что такое диалект? Какие бывают типы диалектизмов (пояснить с яркими примерами). 7. Что такое литературный язык (стандарт)? Каковы его признаки? 8. Что такое функциональный стиль? На какие функциональные стили делится современный русский язык? 9. Что такое нейтральная (межстилевая) лексика? 10. Что такое термин? Какими специфическими чертами должна в идеале обладать терминолексика? В чём отличие терминов от профессионализмов? 10. Охарактеризуйте лексические особенности каждого функционального стиля. Придумайте на каждый стиль маленький текст, плотно отражающий специфическую для данного стиля лексику, и проанализируйте её. 11. Придумайте максимально возможный ряд текстов примерно с одним содержанием, но разных с точки зрения экспрессивно-стилистического исполнения. Проанализируйте их особенности. 12. Сопоставьте словник от начала буквы Б до слова БАЛАНДА в следующих словарях: 1) В. Быков. Русская феня. – Смоленск, 1994; 2) В.С. Елистратов. Словарь русского арго. – М., 2000. Почему в словниках такие различия? Почему наблюдаются различия в толковании слов, встречающихся и в том, и в другом словаре?
29.04.   предъявить конспект статьи; предъявить конспект словарной статьи одного словаря   проверочная работа по типам ФЕ Семинар 11. Фразеология. Общие понятия. Типы фразеологизмов.   1. Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм (фразеологическая единица, фразеологический оборот)? 2. Как определяет границы фразеологизмов широкая концепция? Каковы отличия ФЕ от лексемы с этой точки зрения? 3. Как определяет границы фразеологизмов узкая концепция? Каковы отличия ФЕ от лексемы с этой точки зрения? 4. Охарактеризуйте основные типы фразеологических единиц по В.В. Виноградову и их признаки: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания (с яркими примерами). 5. Как строится словарная статья во фразеологическом словаре (на примере любой статьи из «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова, М., 1978)? 6. Законспектируйте параграф 6 (стр.17-35) Введения и стр.39-42 словаря А.М. Мелерович и В.М. Мокиенко «Фразеологизмы в русской речи» (М., 1997). Приведите по одному-два примера из словаря на следующие типы преобразований фразеологизмов в речи: - внутренняя синтаксическая и морфологическая трансформация; - расширение компонентного состава; - замена компонента ФЕ семантически однородным элементом; - этимологизация; - двойная актуализация; - буквализация значения; - народная этимологизация; - экспликация внутренней формы (образной основы); - полное переосмысление; - любой пример на окказиональную ФЕ; - любой пример на трансформацию, связанную с предварительным вычленением ключевого компонента ФЕ. 7. Как в науке решается вопрос о принадлежности пословиц, поговорок и крылатых слов к фразеологии?
    06.05. предъявить конспект статьи Семинар 12. Понятие фразеологической модели. Русская фразеология как объект сопоставительного структурно-типологического исследования.   1. Что такое фразеологическая модель? 2. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г., стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры, как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро. Какие данные ниже фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и дайте толкование значения. Как о бордюр арахис, аннексировать гамбургер (у кого-л.), фрагментировать идиота, абсорбировать (что-л.) с лактозой матери, держать (кого-л.) в афроамериканском организме, не в пони фастфуд, выносить утиль из офиса, куда Джон муфлонов не экстрадировал. 3. Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы: когда медведь в море зарычит, (у кого-л.) пять отпусков в квартал, мешеный пирог, делать из гвоздя рельс, (как) крокодил пастью заглотнул, матч не стоит клюшек, нашей «Ладе» троюродное «Жигули», кто в поле, кто за травой. Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать? На каком основании можно об этом догадаться? 4. Постарайтесь догадаться, каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные. англ. to be up to the eyes (in work, debts) (быть по глаза (в долгах, в работе); the ass is known by its ears (осёл узнаётся по своим ушам); when pigs fly (когда свиньи полетят); when in Rome, do as the Romans do (когда ты в Риме, поступай, как римляне); to get out of bed on the wrong side (встать с кровати на неправильную сторону); франц. quand les poules auront des dents (когда у куриц будут зубы); tourner autour du pot (ходить вокруг горшка); enfermer le loup dans la bergerie (закрыть волка в овчарне); il a des chambres à louer(у него есть комнаты в наём (пустые комнаты); серб. пристаје као магарцу кашика(идёт как ослу ложка); правити рачун без крчмара(составлять счёт без трактирщика); девета рупа на свирали(девятая дырка на свирели); бити у свакој чорби мирођија (быть в каждой похлёбке укроп); невредети ни шупљива боба (не стоить даже полого боба); у томе грму лежи зец (в том кусте лежит заяц); ми о вуку, а вук на вратима(мы о волке, а волк в дверях); личити једно другом као јаје јајету (быть похожими как яйцо на яйцо); польск. złego kościół nie naprawi (плохого церковь не исправит); nie od razy Kraków zbudowano (не сразу Краков построили); kiedy wejdziesz między wrony, musisz krakać jak i one (когда окажешься среди ворон, должен каркать, как они); kiedyś wziął się za popręgi, nie powiadaj, żeś nietęgi (если взялся за подпруги, не говори, что не сильный); daj kurze grzędę, a ona wyżej siędę(дай курице насест, а она выше сядет); głową muru nie przebijesz (головой стену/ограду не пробьёшь); болг. като от комар лой (толку от кого-л.) как от комара жира/сала; зверя се като младо яре на нов сняг(таращиться как молодой козлёнок на свежий снег); живея като бъбрек в лой (жить как почка в жиру). 6. Законспектируйте параграф 5 и 6 (стр.204-226) главы 2 из книги: Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология современного русского литературного языка (сопоставительный аспект). – М., 2002 (или 2003) и ответьте на вопросы: 1) Что такое межъязыковые фразеологические эквиваленты? Каковы их типы? Приведите примеры. 2) Что такое межъязыковые фразеосемантические соответствия? Каковы их типы? Приведите примеры.
13.05. предъявить конспекты словарных статей всех словарей, означенных в семинаре Семинар 13. Лексикография. 13 мая.   1. В чём состоит основное различие между лингвистическим и энциклопедическим словарём? Покажите это: а) на примере сплошной алфавитной выборки 10-15 слов из обоих словарей; б) на примере разработки словарных статей динозавр, игра, казачок в обоих словарях. 2. Как строится словарная статья в толковом словаре (объяснить на конкретном примере любой словарной статьи из словаря С.И. Ожёгова, Большого академического словаря или Малого академического словаря)? 3. Сравните толкование слова гриб в Словаре Академии Российской (1790 г., 2 том), в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, в «Словаре церковнославянского и русского языка» императорской академии наук (СПб., 1847 г., т.1) и в словаре С.И. Ожёгова. В чём вы видите различия? Опишите их. 4. Выпишите по одной словарной статье из двух любых словарей языка писателя, приведённых в списке литературы. Опишите эти статьи. 5. Что такое аспектные словари? Какие аспектные словари вы знаете? Выпишите по одной словарной статье из двух любых, но не встречавшихся в заданиях к семинарам аспектных словарей. Опишите их. 5. Каковы основные формальные и практические требования к словарям и в чём их смысл?
20.05.   вторая контрольная работа на полпары Семинар 14. Систематическое повторение на 40 минут. Контрольная работа № 2.    
27.05. Систематическое повторение-2

 



 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.