МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос 32, 55 (дополнительные материалы)





Вопрос 1

 


Вопрос 13

 

Отрывок из сочинения современного историка.

«Освобождение <крепостных> крестьян было для помещиков великим бедствием. Дело не в том, что положению об освобождении недоставало щедрости; за отдаваемую крестьянам землю помещики получили хорошие деньги, и высказывалось даже подозрение, что на эту землю установили искусственно высокие цены, дабы хотя бы отчасти компенсировать утрату крепостных. Беда была в том, что теперь помещики оказались предоставлены самим себе. При крепостном праве им не было нужды тщательно вести бухгалтерские книги, поскольку в трудную минуту они всегда могли выжать чуть больше из крепостного. В новых условиях так уже не выходило. Чтобы прожить, надобно было научиться подсчитывать размер оброка и стоимость работы и учитывать расходы. Исторический опыт дворянства не подготовил его к новым обязанностям. Большинство дворян не умело считать рубли и копейки, а то и просто смотрело на такие подсчеты с презрением…

Несмотря на необыкновенный рост цен на землю… после <Крестьянской реформы>, дворяне все глубже залезали в долги и вынуждены были закладывать землю либо продавать ее крестьянам и купцам. К 1905 году они утеряли треть земли, доставшейся им при освобождении крестьян… К 1916 г. крестьяне владели почти 90% пашни, равно как и 94% всего скота».

 

Укажите название реформы, о которой идет речь в первом абзаце, и дату (год) ее проведения. Назовите императора, в годы правления которого была проведена указанная реформа.

На основе текста и знаний по истории укажите, какие положения названной реформы противоречили интересам освободившихся крестьян. Приведите не менее трех положений.

Объясните, почему, по мнению историка, освобождение крестьян было для помещиков великим бедствием. Приведите не менее трех положений.

 

Вариант ответа:

Реформа по отмене крепостного права была проведена в 1861 г. при императоре Александре II.

Интересам крестьян противоречили следующие положения реформы: сохранение помещичьего землевладения, необходимость выкупа земли крестьянами по завышенной цене, уменьшение размеров наделов, по сравнению с теми, которыми крестьяне пользовались до отмены крепостного права (отрезки)

По мнению автора, многие помещики не смогли организовать на своих землях доходное хозяйство, так как не умели этого делать, не были приучены контролировать свои расходы, и смотрели на хозяйственную деятельность с презрением.

Вопрос 14

Ниже приведены две точки зрения на характер Крестьянской реформы 1861 г.:

1. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

2. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян.

Какую точку зрения вы считаете более предпочтительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения (не менее трех).


Вопрос 15

Ниже приведены две точки зрения на роль российских самодержцев XIX в. в проведении преобразований (реформ).

1. Российские самодержцы XIX в. препятствовали проведению назревших реформ.

2. Цари в XIX в. прибегали к реформам вынужденно, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.



 

К первой точке зрения может быть указано, что:

– в XIX в. российские императоры так и не учредили высший орган законодательной власти (нереализованные проекты М.М. Сперанского и М.Т. Лорис-Меликова);

– контрреформы Александра III;

– российские императоры затягивали отмену крепостного права;

– в XIX в. не был решен крестьянский вопрос, несмотря на отмену крепостного права;

– в стране всяческие подавлялось инакомыслие (ценура, репрессии).

Ко второй точке зрения может быть указано:

Проведение Александром II в 1860–1870 гг. реформ было обусловлено – внешнеполитическими проблемами России (поражение России в Крымской войне);

– осознание правительственными кругами неэффективности крепостнического хозяйства;

– крестьянскими выступлениями;

– давлением общественного мнения на правительственные круги;

– реформы не затронули сути самодержавия.

 

Вопрос 32, 55 (дополнительные материалы)

 

"Бархатная диктатура" ("диктатура сердца") - политика Верховной распорядительной комиссии под руководством министра внутренних дел Лорис-Меликов М.Т. После взрыва бомбы в Зимнем дворце его назначили главой Верховной распорядительной комиссии (с 12 ФВ 1880), созданной специально для борьбы с революционерами. Лорис-Меликов М.Т. получил неограниченные полномочия. С одной стороны, проводились жестокие репрессии против участников террористических организаций; а с другой, - привлечение на сторону правительства благонамеренной части общества с целью лишить террористов общественной поддержки. Обратился с воззванием "К жителям столицы", в котором призывал "благомыслящую часть общества" содействовать власти в деле восстановления общественного порядка. Беспрецедентным стало то внимание, которое Лорис-Меликов М.Т. уделял газетчикам. Сразу же после вступления в должность он пригласил редакторов наиболее влиятельных газет и подробно рассказал им о своих взглядах на положение в стране, о тех мерах, которые намерен предпринять для борьбы с террором. Лорис-Меликов М.Т.: добился ослабления цензурного контроля; разрабатывал прогрессивные реформы: предполагалось снижение выкупных платежей, отмена подушной подати; составил план создания комиссии выборных от земств (с правом совещательного голоса) для участия в разработке законопроектов, предложенных "высочайшей волей царя" (т.н. "Конституция Лорис-Меликова").
Т.о., диктатура Лорис-Меликова М.Т. была своеобразным явлением. Антидемократическая по своей природе, она была направлена на демократизацию России. Как умеренный либерал, Лорис-Меликов М.Т. стремился к расширению прав земств, развитию органов городского самоуправления. Он облегчил правила печати, ликвидировал ненавистное Третье отделение, отменил непопулярный в народе соляной налог, разрешил студенчеству создавать свои организации, выпустил из тюрем лиц, которые совершили малозначительные политические проступки

 

Вопрос 47

 

Ниже приведены две точки зрения:

  1. России принадлежит ведущая роль в освобождении народов балканского полуострова от турецкого ига в 1877—1878 гг. (т.к. именно такая позиция отвечала геополитическим интересам России)
  2. Позиция западных держав во многом противоречила интересам славянских народов Балканского полуострова,

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Аргументами доказывающими позицию западных стран может также быть то, что на Берлинском конгрессе они выступали против

1) усиления позиции России на Балканах. В ходе конгресса Россия была подвергнута дипломатической изоляции

2) национально-освободительного движения славянских народов

3) образования на балканском полуострове крупного независимого славянского государства – Болгарии.

 

Вопрос 48

 

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. были выгодны для России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Примерный вариант ответа:

Аргументы в подтверждение

  1. Освобожденные славянские народы и новые государства стали союзниками России на Балканском полуострове
  2. Происходит ослабление влияния Турции и европейских стран в регионе

Аргументы в опровержение

  1. поддержка национально-освободительного движения на Балканах привела к конфликту с европейскими странами и дипломатической изоляции России на Берлинском конгрессе
  2. в ходе войны Россия понесла значительные человеческие жертвы и финансовые потери

 


Дополнительный вопрос

 

Каково значение решений Берлинского конгресса 1878 по пересмотру условий Сан-Стефанского мирного договора

 

Вопрос 50

 


Вопрос 52, 53

Вопрос 54

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Уже несколько раз в течение своего царствования <император> останавливался на мысли о возможности <и> целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства...

...Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи...».

Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).

«Петербург... Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада... как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чём дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окружённым потрясённой семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов

На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».

С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идёт речь. Укажите имя императора, о котором идёт речь, и название организации, участники которой устроили покушение.

С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трёх положений.

СЗ. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трёх положений.

 

Вопрос 59

Вопрос 61

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 — СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие и отчасти в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка...

Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи... Потом, по случаю какого-нибудь события в царской семье, издавался манифест с разными милостями... дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.

С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?

СЗ. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.

 

Вопрос 76

Н.Х. Бунге

И.А. Вышнеградский

С.Ю. Витте


Вопрос 95

 

Сравните идейные основы заговорщического и бунтарского течений в русском народничестве второй половины XIX в. Укажите, что было общим во взглядах идеологов каждого из течений, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)

 

Вопрос 98

Ниже приведены две точки зрения на внутреннюю политику императора Александра III:

  1. Политический кризис в Российской империи в начале XX в. является итогом внутренней политики Александра III.
  2. Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны.

К 1 т.з.

1. Прекращение либеральных реформ, нерешенность основных вопросов, стоящим перед русским обществом: вопроса об ограничении самодержавия и крестьянского вопроса

2. Ужесточение политического режима, которое привело к росту недовольства и распространению революционной идеологии. Жесткий контроль за общественным движением вызвал рост количества подпольных организаций

3. Рост промышленности осуществлялся за счет ресурсов извне: иностранных инвестиций, роста косвенного налогообложения, выкачивания средств из деревни

Ко 2 т.з.

  1. В правления Александра II были заложены основы индустриального могущества страны
  2. Профицит бюджета позволил государству развивать строительство железных дорог, стимулировавшее рост производства во многих отраслях
  3. Стабилизация политической системы и экономическое развитие привели к большей стабильности в жизни людей, развитию науки, литературы и искусства, остановила лавину террора в стране.

Вопрос 113

 

Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX — началу XX в.

Приведите не менее трёх характерных черт одного из названных объединений.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.