МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Этапы и основные методы в эмпирическом социологическом исследования.





Лекция

Тема: «Методология и методика социологического исследования».

Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 4 часа

План лекции

1. Уровни и виды социологического исследования.

2. Этапы и основные методы в эмпирическом социологическом исследовании.

Уровни и виды социологического исследования.

Социологическое исследование имеет три уровня: методологический уровень (совокупность общетеоретических принципов и положений как основы проведения исследования и интерпретации результатов); методический уровень (комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных; процедурный уровень (непосредственная организация проведения исследования).

В зависимости от решаемых задач социологическое исследование бывает трех видов: 1. Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным). Это наиболее простой вид исследования, цель которого – получение оперативной информации. Разновидностью данного метода является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям (зондаж общественного мнения). 2. Описательное исследование – более сложный тип социологического исследования, цель которого – приобретение сведений для получения относительно целостного представления об изучаемом явлении. 3. Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, в котором, помимо описания, ставится цель отыскания причинно-следственных связей между параметрами изучаемого явления. Разновидность аналитического исследования – эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения исследование может быть разовым и повторным. Первое помогает получить информацию о состоянии объекта в момент его изучения, второе – проследить его динамику. Повторное социологическое исследование может быть панельным (неоднократное изучение одних и тех же объектов через определенные промежутки времени) и лонгитюдным (исследование одних и тех же объектов в течение многих лет).

По охвату проблематики социологические исследования могут быть международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

Этапы и основные методы в эмпирическом социологическом исследования.

В эмпирическом социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

I. Подготовительный этап предполагает разработку программы исследования, в которой излагаются основные задачи исследования, методологические принципы, гипотезы, правила процедуры и последовательность операций по проверке высказанных предположений). Методологический раздел программысодержит 1. формулировку проблемы, объекта и предмета исследования; 2. определение цели и задачи исследования; 3. интерпретацию основных понятий; 4. предварительный системный анализ объекта исследования; 5. выдвижение гипотез.В методический раздел программы входят 1. конкретизация общей схемы исследования; 2. определение обследуемой совокупности социальных объектов; 3. характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.В программе должно быть четко указано, является ли исследование сплошнымили выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность (совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению); выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т. е. часть объектов генеральной совокупности, отобранную с учетом специальных параметров. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование является репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5 %.



II. Основной этап исследования предполагает сбор социологической информации.

Основными методами сбора эмпирических данных являются опрос, наблюдение и анализ документов.

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации, в который входит письменное или устное обращение к группе лиц (респондентов).

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. В анкетном опросе наиболее важным моментом является правильная постановка вопроса. Они должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в русле решаемых задач. Анкетные вопросыможно классифицировать по следующим характеристикам: 1. содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента; 2. форма: открытые(без предлагаемых формулировок ответов), полузакрытые (наряду с приведенными вариантами ответов имеются свободные ответы) и закрытые (с готовыми вариантами ответов); 3. функции: основные (направлены на сбор информации), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса) и контрольные вопросы (для проверки искренности ответа).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Здесь имеет место непосредственное общение социолога с респондентом. Социологическое интервью может быть прямым(«лицом к лицу») и опосредованным (по телефону), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают стандартизированное интервью(по заранее разработанному плану),фокусированное (менее формализованное, цель которого – сбор материала по конкретному вопросу) и свободное интервью (в виде непринужденной беседы).

Социологическое наблюдение – метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия объекта, свойства которого фиксируются исследователем. Формы такой фиксации разнообразны: запись в дневнике наблюдения, фото- и кинопленка, аудио- и видеозапись и проч. Наблюдение бывает включенным и невключенным. При включенном наблюдении исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, включен в изучаемые события; при невключенном – находится вне объекта изучения.

Документальный метод – способ получения социологической инфоромации с помощью изучения документов. При изучении документов используют два приема: традиционный(раскрытие содержания документов) и формализованный(связанный с количественным подходом). Последний называется контент-анализом. Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях: 1. когда требуется высокая степень точности и объективности; 2. при анализе больших массивов документов (прессы, записей телепередач и т. п.); 3. при обработке ответов на открытые вопросы анкет и др. Разновидностью документального метода является документально-биографический метод (изучение писем, автобиографий, мемуаров и т. д.). Здесь исследователь изучает общество через жизнь конкретной личности (используется в основном в историко-социологических исследованиях).

Ш. Завершающий этап социологического исследования – это обработка, анализ, интерпретация данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этот процесс состоит из 1) редактирования информации(проверка и унификация полученных данных; здесь происходит выбраковка некачественных анкет); 2) кодирование информации – перевод данных на язык формализованной обработки и анализа; 3) статистический анализ (выявляются статистические закономерности, которые позволяют сделать определенные обобщения и выводы).

После указанных процедур производится интерпретация и оценкаполученных данных, выделяются ведущие тенденции, отмечается, какие гипотезы подтвердились, какие – нет.

Результаты исследования оформляются в форме отчета, в котором отражается

содержание исследования, теоретические выводы и практические рекомендации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие уровни социологического исследования вы знаете?

2. К какому уровню относится пилотажное исследование?

3. Какой вид социологического исследования является наиболее поверхностным, а какой – наиболее глубоким?

4. Что такое лонгитюдное исследование?

5. Перечислите этапы социологического исследования.

6. Чем отличается выборочная совокупность (выборка) от генеральной совокупности?

7. Что такое репрезентативность выборки?

8. При каких условиях целесообразно применение контент-анализа?

9. Какое интервью является наиболее формализованным?

10. Какие виды наблюдения вы знаете?

11. Что из себя представляет документально-биографический метод?

12. Из чего состоит завершающий этап социологического исследования?

13. Какова функция статистических методов в эмпирическом исследовании?

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.