Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ, ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА И МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ для студентов очной и заочной форм обучения направлений подготовки 46.03.01 История 46.04.01 История Симферополь 2015 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Студенты первого, второго и третьего курсов бакалавриата исторического факультета ежегодно пишут и защищают курсовые работы. Курсовая работа – это небольшое научное исследование, обязательное для исполнения всеми студентами. Курсовые работы выполняют важнейшую функцию в профессиональной подготовке историков. Обучающийся получает возможность выбрать тему по любой исторической дисциплине, в соответствии с профилем академической группы, в которой он числится. В обязательном порядке у каждого студента есть научный руководитель, который осуществляет помощь и контроль над написанием курсовой работы. Структура курсовой и выпускной квалификационных работ и основные этапы исследования во многом совпадают, поэтому методические рекомендации для них являются общими. За курсовую работу научным руководителем выставляется дифференцированная оценка. Студенты четвертого курса очной формы обучения (пятого курса заочной формы обучения) бакалавриата и второго курса магистратуры, обучающиеся на историческом факультете, в соответствии с учебным планом обязаны выполнять выпускные квалификационные работы бакалавра и магистра (магистерские диссертации). Целями выпускной квалификационной являются систематизация, закрепление и расширение знаний в выбранной области; овладением исследовательской методикой и совершенствование навыков работы с источниками и литературой; применение практических навыков проведения научного исследования; развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа посвящается исследованию актуальной научной проблемы. Тема работы выбирается самостоятельно из предложенной кафедрой тематики, а затем согласовывается и уточняется с научным руководителем. Название работы должно полностью совпадать с формулировкой темы, утвержденной на заседании кафедры, а затем на заседании ученого совета факультета. В выпускной квалификационной работе должно найти отражение не только изложение существующих точек зрения по теории вопроса, но и обоснование студентом собственного представления о сути изучаемой темы, его собственное видение проблемы. Предполагается, прежде всего, исследование проблем, не получивших достаточного освещения и анализа в научной литературе, либо использование при рассмотрении уже известной проблемы новых концептуальных позиций и подходов. При подготовке выпускных квалификационных работ следует стремиться к выявлению и введению в научный оборот новых источников, их авторской интерпретации. Выпускная квалификационная работа должна иметь законченный характер и содержать глубокие выводы и обобщения по проведенному исследованию. Такая работа обязательно содержит элементы самостоятельного научного поиска и обладает научной новизной. Выпускная квалификационная работа студентов часто продолжает исследование по выбранной теме, проведенное на предыдущих курсах и отраженное в курсовых работах. Для данной работы характерен углубленный критический анализ научной литературы по проблеме, использование комплексных исследовательских методик, отбор в качестве материала исследования наиболее важных фактов и концепций. Выводы, представленные в работе, должны быть аргументированными и хорошо проиллюстрированными, вытекать из хода самого исследования. Объем курсовой работы бакалавра – 30-35 страниц. Объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 60-65 страниц компьютерного текста. Объем магистерской диссертации – до 80 страниц. Работы не должны существенно превышать указанный объем. В объем выпускной квалификационной работы не входят приложения, иллюстрации и т.д. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться в структуре курсовой или выпускной квалификационной работы следующих основных разделов: - Титульный лист. - Оглавление (порядок расположения отдельных ее частей с указанием страниц). - Введение (вводная часть исследования). - Главы исследования (основная содержательная часть исследования). Их должно быть не менее двух. - Заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора). - Список использованных источников и литературы (перечень работ, которые использовались при написании работы и/или на которые сделаны ссылки в тексте). - Приложения. Содержание всех основных разделов курсовой или выпускной квалификационной работы: После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой или выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки глав и параграфов в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Введение – вступительная часть курсовой или выпускной квалификационной работы, в которой необходимо: - обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость; - определить границы исследования (объект, предмет, хронологические рамки); - назвать основную цель работы и подчиненные ей задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели; - определить источниковую базу исследования; - указать методологическую базу (избранные научные методы) исследования; - дать краткое описание структуры и содержания курсовой или выпускной квалификационной работы. Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы курсовой или выпускной квалификационной работы. Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Для понимания состояния разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен продемонстрировать основательное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы. Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсовой или выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие. Цель – представление конечного результата, то, чего нужно достичь в конечном итоге. Формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы. Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п. Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой курсовой или выпускной квалификационной работой. Количество задач и количество параграфов в работе должно совпадать. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относится источниковая база исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена работа (опубликованные работы, архивные документы, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.). Далее во введении определяется методологическая база исследования. Здесь указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.). В конце введения раскрывается структура и содержание курсовой или выпускной квалификационной работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания. Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом. За введением следует основная часть курсовой или выпускной квалификационной работы. Она делится на главы и параграфы. Внутри глав не могут находиться текстовые вставки, не входящие ни в один из параграфов. Разделение параграфов на подразделы не допускается. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и полностью ее раскрывать. Все главы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Не менее важно иметь ввиду, что они являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. Завершает курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу заключение, которое содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы студента в решении поставленных во введении задач. Заключение должно отражать: - оценку общего состояния объекта исследования; - итоги анализа изучаемой проблемы; - перечень и краткую характеристику выводов и рекомендаций, предлагаемых автором по исследованной проблеме. Последовательное, логически стройное изложение полученных итогов должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные и практические задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня работы и показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора. После заключения принято помещать список использованных источников и литературы, которая составляет одну из существенных частей работы и показывает самостоятельную творческую работу автора. Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте работы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте дипломной работы, и которые фактически не использовались в ней. Рекомендуемое количество использованных источников информации в списке – не менее 35 наименований для курсовых работ, не менее 50 наименований для выпускных квалификационных работ бакалавров, не менее 70 – для магистров. Должна использоваться сквозная нумерация источников. В приложение выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные графические иллюстрации. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Необходимым требованием к работе является самостоятельное выполнение ее студентом. Не следует допускать дословное переписывание текстов из книг и использование устаревшей литературы; подмену научно-аналитического стиля написания беллетристическим; подмену изложения теоретических вопросов длинными библиографическими справками; небрежного оформления работы. Обязательным требованием к работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом теоретических положений с данными социально-политической практики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специализированных источников. Примеры должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей. О выполнении предъявляемых к дипломной работе требований свидетельствует подпись автора работы и дата, проставляемые на титульном листе работы. |