МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Из истории хорового исполнительства





Самые первые упоминания о хоровом исполнительстве относятся к 2000-м годам до н.э. в связи с поэтическими текстами хоровых гимнов-заклинаний из "Самаведы" (Индия).Имеются многочисленные свидетельства об участии хоров в религиозных действах(страстях-мистериях) Вавилона, Палестрины. Хоровое искусство Египта уже в эпоху Древнего царства (2800-2250 до н.э.) обладало сложившимися формами антифонного культового пения. Антифон-песнопение, исполнявшееся поочередно двумя хорами или солистом и хором. В период Нового царства (1580-1070 до н.э.) увеличивается число хоровых капелл не только египетских, но и сирийских. Древнегреческий философ Платон определял сущность музыки как искусство управления хором. В искусстве Древней Греции возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке - пеан, тренос. Высокие образцы хоровой лирики связаны с именами Терпандра, Сапфо, а также Пиндара(VI век до н.э.) - автора многочисленных хоровых гимнов и од. В античном театре установилась дифференциация на певческие голоса разной высоты: netoide (высокие), mesoide (средние), iratoide (низкие). Хор в античном театре - совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей-хоревтов. Он обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо. Традиция пения a cappella возникла в религиозной среде. В раннем средневековье (около IV века) профессиональный хор (клирос), выделившись из церковной общины, еще не был дифференцированным. Для европейской хоровой культуры (до IX) характерно унисонное или октавное хоровое пение без разделения хора на партии. Формой григорианских песнопений (по имени римского папы Григория Великого) являлась псалмодия - певучая речитация латинского текста в узком диапазоне мелодического движения. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон. Высокого уровня достигло хоровое искусство Византии. Выдающимися гимнотворцами были Роман Сладкопевец-автор многочисленных кондаков, Андрей Критский и Иоанн Дамаскин - создатели канонов. Дамаскин систематизировал и окончательно установил структуру осьмогласия. Осьмогласие - система из восьми ладов, лежащих в основе православных церковных песнопений. В составы хоров, которые достигали 150 и свыше исполнителей, входили кроме рядовых певчих доместики (учителя пения), магистры (сочинители), протопсалты (руководители правого и левого клиросов), ламподарии (корифеи).В X-XIII веках начинается первичная дифференциация голосов по регистрам. С XIV-XV веков, с развитием многоголосия устанавливается понятие хоровой партии, каждая из которых могла исполняться унисонно или разделяться на несколько голосов. Главным методическим голом был tenor,остальные голоса-motet, triplum (триплюм), quadruplum (квадруплюм) - выполняли вспомогательную роль. Для XIV – XV веков характерны 3-х, 4-хголосные хоры. В эпоху Возрождения число голосов увеличивается до 6-8 и более. Создавались певческие школы и капеллы.

Старейшая римская певческая школа «Schola cantorum» возникла еще в VI веке. В XIV веке было положено начало папской капелле, которая, как и школа, стала именоваться Авиньонской. В 1473 году (XV век) по указанию папы Сикста IV на основе Авиньонской школы был создан образцовый хор для обслуживания церкви ватиканского дворца - римская Cappella Palatina, впоследствии названная Сикстинской капеллой. Для участия в капелле отбирались лучшие музыканты из многих стран. Численность Сикстинской капеллы была различной - от 24 до 30 человек. Одновременно с Сикстинской капеллой была сформирована капелла для собора св.Петра, позже получившая название Юлианской капеллы. В свое время в деятельности капелл принимали участие композиторы Г. Дюфаи (ок. 1400 - 1474), Жоскен Депре (ок. 1440 - 1521), Палестрина (ок. 1525 - 1594).В XV веке во Франции ведущим жанром был шансон – многоголосная песня. В Италии, Англии, Польше большой популярностью в образованных кругах общества пользовался лирически-утонченный и трудный для пения хроматический мадригал. В XVI веке, в первую очередь в католическом пении, в котором запрещалось участие женщин, стали использовать певцов – кастратов. Диапазон хора расширился до ля второй октавы. В Венеции в эпоху Возрождения утвердился стиль полихорального (многохорного) пения . В 1212 году в Лейпциге при монастыре св. Фомы (Томаскирхе) одновременно со школой (Томасшуле) был основан хор, получивший в дальнейшем известность как Томанерхор. С 1723 по 1750 (27 лет!) хором руководил И.С. Бах (1685-1750). Большинство произведений, написанных для хора Бахом, было исполнено Томанерхором. В XIX веке во многих странах Европы возникают массовые хоровые объединения. В середине 30-х годов во Франции образовалось певческое объединение "Орфеон",охватившие впоследствии 1500 певческих обществ с количеством участников до 60 000 человек. В Германии возникали мужские хоровые общества – лидертафели, которые преследовали культурно-просветительские цели. В репертуаре хоров были произведения Шуберта, Мендельсона, Вебера и др. австрийских и немецких композиторов. Позже в Германии образуются рабочие певческие союзы - ферейны, главной задачей которых была пропаганда боевой пролетарской песни. В 1912 году число участников достигло 165 000 человек. В то же время активно работали профессиональные хоры: Берлинская певческая академия исполняла произведения Шютца, Баха, Генделя, Гайдна, Мендельсона. Хор Берлинской филармонии исполнял произведения Бетховена, композиторов-романтиков и др.



Русская хоровая музыка

При киевском князе Владимире Святославовиче (978-1015) существовали профессиональные певчие. "Степенная книга", составленная в XI веке при князе Ярославе, свидетельствует, что "начат быти в Рустей земли ангелоподобное пение". В 1175 году существовал хор владимирского князя Андрея Боголюбского «Луцина чадь». Руководитель этого хора, Лука, был учителем пения и композитором. Киево-Печерская лавра (основана в 1050 году) воспитала многих выдающихся певцов. Известно, что многогранной и плодотворной была музыкальная деятельность царя Ивана Грозного. Сохранились сочиненные им песнопения. По его инициативе Московский собор 1551 года обязал духовенство всех городов организовать у себя на дому детские школы "на учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного пения псалтырного". Тот же собор по предложению Грозного ввел "на Москве и во всех московских пределах" многоголосное пение, которое до того времени употреблялось лишь в Новгороде и Пскове. В Александровской слободе Иван Грозный организовал своего рода консерваторию, куда пригласил высококвалифицированных мастеров пения – Федора Христианина (он же Крестьянин) и Ивана Носа. Богатый материал, касающийся русской хоровой культуры, можно встретить на древнерусских иконах. На них изображены разные хоры - псковский, ростово-суздальский, новгородский. Иногда на иконах изображено два хора – левый и правый клиросы, стоящие друг против друга, что указывает на антифонное пение хоров.

Многоголосное пение создавалось на основе практики народной хоровой песни. Церковное пение XVI века - двух и трехголосное. Четырехголосные партитуры встречались крайне редко. Все голоса партитуры были мелодическими. Партитура писалась применительно к составу мужских голосов. Ее диапазон соответствовал полному церковному звукоряду: от соль большой до ре первой октавы включительно. Высокий регистр тенора оставался неиспользованным. Зато басы, обладавшие звуками всей большой октавы и частично контроктавы, пели октавой ниже написанного. Для певчих мальчиков особых партий не писали. Они пели октавой выше написанного. Во всех голосах диапазон мелодии ограничивался объемом сексты или септимы и редко выходил за пределы октавы. Это делало доступным для большинства голосов исполнение любой строки партитуры. Поэтому голоса отдельно не расписывали. Все певцы пели по партитуре.

В русской и украинской церковной музыке XVII – первой половины XVIII века получило распространение партесное пение. Его отличительной особенностью стало многоголосие, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на группы голосов, без инструментального сопровождения. Стиль партесного пения получил официальное признание. С введением партесного пения древнерусское крюковое письмо было заменено современной нотацией, а взамен гласов упрочилась мажоро-минорная система. Первое упоминание о партесном пении относится к 1652 году и связано с прибытием в Москву 11 человек киевских певчих, а затем еще 8-ми. Они составили особую станицу государевых певчих дьяков. Композиторы не удовлетворялись 4-хголосием. Появлялись 6-ти, 8-ми, 12-ти, 24-х, 48-миголосные хоры. Прямые цели сочинения произведений для восьми - двенадцатиголосных хоров не только изменили фактуру партитуры, но лишили партии того значения, которое уделялось им в четырехголосном смешанном хоре. Тенор утратил значение ведущего голоса. Чрезмерная насыщенность вертикали с постоянным перекрещиванием голосов делала невозможным ясное восприятие движения в горизонтали. Партии дискантов излагались преимущественно во второй октаве, альтов - в первой и частично во второй октавах, теноров - преимущественно в первой, а басов - в малой и большой. Освоение партесной музыки началось с гармонизации знаменного и других распевов, которые прежде исполнялись одноголосно мужским хором, а с середины XVII века зазвучали четырехголосным хором мужчин и мальчиков. Тенор ведет главную мелодическую линию знаменного распева, а другие голоса его поддерживают. Бас также выполнет роль мелодической линии. Дискант и альт несли функцию дополнительных голосов. Дискант помогает тенору, дублирует его в октаву, в терцию или в сексту. Альт - голос, дополняющий гармонию, часто дублирует тенор.

Рост хоровой культуры обусловил появление на рубеже XV-XVI веков двух хоров: придворного хора – Государевых певчих дьяков и патриаршего – Патриарших певчих дьяков, в состав которого входили наиболее одаренные певцы. Хоры певчих дьяков являлись очагами музыкальной культуры, здесь было сосредоточено обучение музыкальной грамоте и певческому мастерству. Хор делился на «станицы», в которые входило по 5-7 человек.

Хор Государевых певчих дьяков участвовал в богослужении, на котором присутствовал царь, а также в различных придворных торжествах. При Иване Грозном в хоре было 35 человек, к концу XVII века число певчих достигло 70 человек. Впоследствии в 1763 году на основе этого хора была организована Придворная певческая капелла. В разное время капеллу возглавляли музыкальные деятели и композиторы - М.Ф.Полторацкий(1763-1795), Д.С.Бортнянский (1796-1825),Ф.П.Львов (1825-1836), Н.И.Бахметев (1861-1883), М,А,Балакирев (1883-1894), А.С.Аренский (1895-1901), С.В.Смоленский (1901-1903) и др. Капельмейстером капеллы в 1837-1839 годах был М.И.Глинка. Глинка вновь поехал на Украину за сбором малолетних певчих. «Концентрический метод» Глинки - развитие голоса от средних нот к нижним и верхним звукам, - новое в вокальной педагогике. В 1918 году капелла была преобразована в Народную хоровую академию, хор которой - Государственная певческая капелла - начал вести активную концертную деятельность. В 1920-х годах хор пополнился женскими голосами. В XX веке капеллой управляли М.Г.Климов (1917-1935), Н.М.Данилин (1936-1937), А.В.Свешников (1937-1941), Г.А..Дмитревский (1943-1945), А.И.Анисимов (1955-1965), Ф.М.Козлов (1967-1972).С 1974 года Государственной академической капеллой руководит В.А.Чернушенко. (С.-Петербург)

Хор Патриарших певчих дьяков возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора московского митрополита. В 1721 году был переименован в Синодальный хор и обслуживал московский Успенский собор. Расцвет Синодального хора связан с приходом в 1886 году регента Василия Сергеевича Орлова, его помощника А.Д. Кастальского, а также в 1910 году Ник. Мих. Данилина. В репертуар хора входили произведения Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Танеева и др. Синодальный хор первоначально состоял из 44 певцов - мужчин, в 1767 году в хор были введены детские голоса. В 1830 году при хоре было открыто Синодальное училище церковного пения, в котором стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. Именно в Синодальном училище был законченный цикл хорового образования. До 1934 года в Московской и Петербургской консерватории не было дирижёрско-хоровых отделений – дирижёров обучали только в Синодальном училище! В Синодальный хор мальчиков принимали в возрасте 9 лет. Условия приёма – чистота интонации, ровность регистров. Грудной регистр как рабочий не рассматривался. Культивировалось фальцетное, «поднебесное» пение. Степан Васильевич Смоленский формировал дирижёрскую школу. В 1896г. Синодальный хор стал победителем в традиционном состязании с Петербургской певческой капеллой. Огромный успех выпал на долю Синодального хора во время гастролей по Европе. Он блестяще выступил в Вене, Дрездене, Риме. Искусство управления хором Николая Михайловича Данилина покорило Европу. К 1890-м годам в составе Синодального хора было 45 мальчиков и 25 мужчин. Синодальный хор существовал до 1919 года.

В истории русской музыкальной культуры сохранились свидетельства музыкально-просветительской деятельности многих хоровых коллективов и их руководителей. В 50-х годах XVII века возникла знаменитая капелла графа Шереметева, просуществовавшая около 150 лет. Певчими капеллы были крепостные украинских вотчин Шереметевых. Расцвет капеллы пришёлся на период, когда ею руководил выдающийся русский хормейстер Г.Я. Ломакин. В 1880-х годах А.А. Архангельский создал хоровой коллектив, в котором впервые были введены женские голоса вместо мальчиковых. Хор Архангельского просуществовал до 1924 года. Конец XIX- начало XX в. ознаменовался расцветом хоров Большого (У.О. Авранек) и Мариинского (Ф.Ф. Беккер, Г.А. Казаченко) оперных театров. В 1862 М.А. Балакиревым совместно с Г.Я. Ломакиным была организована «Бесплатная музыкальная школа», хор которой достиг высокого мастерства. Многочисленностью составов и высоким качеством исполнения отличались хоры Петербургского и Московского хоровых обществ. В 1902 году была организована Московская симфоническая капелла, хор которой состоял из профессиональных певцов и любителей. Также существовал в Москве с 1900 г. Хор И.И. Юхова. В советское время были созданы профессиональные хоровые коллективы - Государственный академический Русский хор СССР (рук. А.В. Свешников), Большой хор Всесоюзного радио и телевидения (К.Б. Птица), Государственный московский хор (В.Г. Соколов), Республиканская русская хоровая капелла им. Юрлова (С.В. Гусев), Московский камерный хор (В.Н. Минин), Хор мол. и студентов (Б.Г. Тевлин).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.