Сравнение мидии и морского гребешка. Лабораторная работа№4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» 23.11 Цель работы:Установление сходства и различия в строении раковин моллюсков. Задание: 1. Рассмотреть и сравнить раковины моллюсков: а) определить её форму, окраску; б) найти её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец; в) найти выпуклую часть раковины – вершину; г) найти изогнутые линии – годичные кольца; д) рассмотреть внутренний перламутровый слой. 2. Показать эти особенности на рисунке Ход работы: Сравнение беззубки и перловицы. А) У беззубки раковина вытянутые, коричневого цвета, мидия имеет более темный цвет. Б) Передний конец раковины имеет широкий конец, а задний узкий; В) Сверху раковина выпуклая; Г) Если присмотреться к раковине, то можно увидеть на ее поверхности полосы. Это годичные кольца. В данном случае раковины имеют возраст 4 и 5 лет; Д) Изнутри раковина покрыта перламутровым слоем.  Сравнение мидии и морского гребешка. А) Раковина морского гребешка имеет вид «веера», в то время как мидия имеет более вытянутую форму; цвет их тоже различен: мидия имеет яркую окраску, а морской гребешок темную (в данном случае почти черную); Б) Передний конец раковины имеет широкий конец, а задний узкий; В) Сверху раковина у мидии выпуклая, морской гребешок имеет более приплюснутую раковину; Г) Возраст мидии 3 года, возраст морского гребешка 5 лет. Вывод:Установили сходство и различия в строении раковин моллюсков. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение насекомого» 07.12 Цель работы: Рассмотреть внешнее строение насекомого на примере таракана и определить его признаки. Задание: 1. Рассмотреть насекомое. Отметить его черты, как представителя членистоногих животных. 2. Осторожно потрогать его покров. Из чего он состоит? Какой он? 3. Выяснить, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются? 4. Рассмотреть голову насекомого. Найти усики, установить при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма? Найти глаза, рот и ротовые придатки. 5. Выяснить, какие органы расположены на груди. Сосчитать, сколько пар конечностей к ней прикрепляется и определить характер их строения Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они? 6. Рассмотреть третий отдел тела насекомого – брюшко. Найти членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найти с помощью лупы по бокам брюшка отверстия – дыхальца – и на конце брюшка анальное отверстие. Вспомнить, какое они имеют значение. 7. Доказать принадлежность этого животного к классу насекомых.. Ход работы:  Признаки животного | Особенности класса насекомых | Движение | 3 пары ног, крылья | Деление тела на отделы | Голова, грудь, брюшко | Способ питания | Всеядны: пищевые продукты, переплеты книг, кожаные изделия и т.д. | Размеры тела | 3-4 см | Способ дыхания | Трахеи, которые начинаются на поверхности тела дыхальцами | Развитие нервной системы | Крупный надглоточный узел, подглоточный узел, брюшная нервная цепочка. | Вывод: рассмотрели насекомых на примере таракана и выяснили особенности его строения. Таракан отличается от пауков: 1. Насекомые имеют 3 пары ног, а паук –4; тело таракана представлено головой, грудью и брюшком, а у паука головогрудь и брюшко. |