III. Терминологический диктант Занятие 2. Темперамент. Характер. Контрольные вопросы 1. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента. 2. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. 3. Психологическая характеристика типов темперамента. 4. Роль темперамента в ученой и трудовой деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности. 5. Понятие о характере. Физиологические основы характера. Место характера в общей структуре личности. 6. Структура характера. 7.Формирование характера. Список литературы Обязательная 1. Маклаков А.Г. Общая психологии СПб.: Питер, 2010 (Серия «Учебник для вузов») С.553-582. 2. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 1999. С. 394-423. 3. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Изд. центр «Академия», 1995. С. 432-467. 4. Практикум по общей психологии / под ред. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1990. 288 с. Дополнительная 1. Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики / пер. с нем.. М.: Форум, 1991. 191 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. 336 с. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 655 с. 4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991. 223 с. 5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001 (Серия «Учебник нового века»). 6. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с. 7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964. 8. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 448 с. 9. Общая психология: учеб. пособие / сост. С.В. Березин, О.В. Турусова. Самара, 1994. 10. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982. 11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с. 12. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. №1. 13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. 14. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1994. 160 с. 15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / пер. с пол. М.: Прогресс, 1982. 231 с. Темы рефератов. 1. Проблема классификации темпераментов. 2. Темперамент и индивидуальный стиль общения. 3. Темперамент и поисковая активность. 4. Характер и темперамент. 5. Формирование и развитие характера 6. Защитные функции характера. 7. Формирование индивидуального стиля деятельности. 8. Личность и темперамент. 9. Структура характера. 10. Характер и волевые качества личности. 11. Типология характеров. 12. Проблема перевоспитания характера человека. 13. Проявление акцентуаций характера в общении. 14. Отношение личности к собственному характеру. Задания и упражнения I. Заполните пробелы 1. Под темпераментом понимают . . . . . характеристики . . . . . . 2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с . . . . . ,, который выделил четыре типа темперамента: . . . . . , . . . . . , . . . . . , . . . . . . 3. Свойства . . . . . и есть те природные свойства, которые определяют динамику протекания психической деятельности. 4. В основе темперамента лежит . . . . . . . . . . . . . . . . II. Выберите правильный ответ 1. Динамику психической жизни человека определяет: а) направленность личности; б) эмоциональность; в) темперамент; г) способности. 2. Понятие «способности» находится в том же отношении к понятию «задатки», что и «темперамент» (по И.П. Павлову) к понятию: а) активность; б) талант; в) тип нервной системы; г) индивидуальность. III. Терминологический диктант 1. Назовите теорию, устанавливающую связь между телосложением и типом темперамента. 2. Назовите свойство темперамента, характеризующее быстрое и легкое приспособление к новым условиям. 3. Назовите свойство темперамента, характеризующее сопротивляемость неблагоприятным условиям. 4. Назовите свойство темперамента, характеризующее спонтанность, непроизвольность действий. 5. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью, раздражительностью, вспыльчивостью. 6. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения. 7. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач. 8. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью. IV. Кейс Рассмотрите реальные проблемные ситуации. Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. Решение разрабатывается группой (подгруппой или индивидуально). Необходимо защитить разработанные варианты решения ситуаций. В соответствии с типами акцентуации, с тем, на каких чертах поставлен акцент, можно выделить несколько типов трудных подростков. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Если жизненные обстоятельства оказывают воздействие на слабые черты характера, то их формирование может быть деформировано. Познакомьтесь с ситуациями, описанными в работе профессора А.Е. Личко «Эти трудные подростки». Определите тип акцентуации каждого из них, предложите пути и средства педагогического воздействия в целях психокоррекции. А. Гриша был неугомонным с раннего детства, шумный, всюду лез и всем интересовался. «Живой ребенок», - говорила бабушка. Школьный путь у него был тоже беспокойным. Усидеть за партой ему было трудно, особенно без активной работы. Учительница младших классов предоставляла ему возможность больше действовать: он все время что-то собирал, раздавал, приносил, уносил. В четвертом классе у Гриши начались осложнения: слишком неровные отношения сложились со школьными учителями. С некоторыми учителями с первой встречи установилась глухая вражда, других учителей Гриша искренне уважал. Ребята его любили за веселый нрав, за смелость, находчивость и остроумие, называли «заводила- парень». В лагере труда и отдыха ребята сначала потянулись к Грише, но постепенно ситуация изменилась. Гриша стал вызывать у ребят глухое раздражение: «Чего командуешь, чего везде лезешь!». Чем только Гриша не увлекался! Собирал марки, значки, ходил в секцию бокса, потом вольной борьбы, пробовал собирать радиоприемники, фотографировать… Все его увлекало, всем он интересовался, за все брался, но вскоре остывал. Осложнения в семье начались лет с 12-13. Почему бабушка и мама смотрят на него как на маленького, суются в его дела, за всем следят? В ответ на требование взрослых быть дома к 9 часам, он нарочно стал гулять на улице до 10-11, хотя все приятели к этому времени уже расходились, а одному ему было скучно. Это и привело его в компанию ребят постарше. В выборе знакомств Гриша никогда не отличался щепетильностью. Итог получился плачевный – невыученные уроки, прогулы, двойки, конфликты. Новые знакомства втянули мальчика в карточную игру. Азартный, горячий, он сразу проиграл большую сумму денег. Гриша унес из дома дорогую книгу – отдал ее в счет карточного долга. В восьмом классе все пошло кувырком с самого начала. На групповом собрании за двойки и прогулы ему устроили жесткую проработку. Он вспылил, наговорил много дерзостей и грубостей. Тогда Гриша решил больше в школу не ходить, дома тоже ничего не сказал. С парой приятелей, у которых тоже были нелады в школе, поехали на пустующую дачу. Прихватив из дома денег, еды, по дороге купили вина. Вечером навеселе отправились в местный клуб, с кем-то подрались. На следующий день его, грязного, побитого и ободранного передали с рук на руки в милиции отцу и матери. Б. Игорь сразу обращал на себя внимание особой манерой держаться словно все время выставлял себя напоказ. Его детство было безоблачным и безмятежным. Мать воспитывала его одна и любила беспредельно – для нее он был кумиром. В школу его отвели особую– «английскую». Учился он шутя, играя, хватал все буквально на лету. В 13 лет у Игоря появился отчим. Мысль о том, что у матери может появиться кто-то другой, кроме него самого, вызвала в душе Игоря гневный протест. Учиться Игорь стал хуже. Объяснял это тем, что дома у него теперь нет условий, а на самом деле с годами учиться становилось труднее, не удавалось все хватать на лету, как раньше. Привычки же работать не было, он подолгу сидеть за уроками не мог. Чтобы как-то выделиться среди ребят, он стал придумывать про себя разные невероятные истории. Случилось так, что в ответ на требование матери в первом часу ночи идти и ложиться спать, разбросал тетради и учебники по полу и убежал из дома. Надеялся, что мать бросится ему вслед, но она из дома не вышла. Тогда Игорь в центре большого проспекта, на глазах у постового милиционера, стал укладываться спать прямо на скамейке. Расчет оказался верным – хмурого, молчаливого мальчика отвели в милицию. Там он рассказал, что бежал из дома, от «невыносимой жизни» с отчимом. Из милиции позвонили домой, и мать вместе с отчимом примчались за ним. (По О.В. Турусовой) Задача 1 Как известно, психические свойства личности подразделяют на три основные группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Ниже приведен перечень понятий, обозначающих психические свойства личности. Классифицируйте приведенные слова по трем группам: Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой, энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, последовательный, недотепа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый. Задача 2 Какие прилагательные служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие - для характеристики эмоциональной сферы? Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувственный, жизнерадостный, энергичный, заторможенный, стремительный, впечатлительный. Задача 3 Определите тип темперамента (в соответствии с учением о типах нервной системы И.П. Павлова). 1.Тыниссон. «Вот там, медленно переминаясь с ноги на ногу, стоял какой-то толстощекий крепыш и ел... Кто-то, проходя мимо, наступил ему на ногу. Но мальчуган и бровью не повел, только буркнул: “Ну и слепая курица! ” - и продолжал жевать... Нет, этот Тыниссон совсем не такой, как другие мальчики. Во-первых, хотя бы то, что он вечно ест и никогда не шалит, а во-вторых, гляди-ка, он и сейчас не рассмеялся... Тыниссон был тот, кто в трудном деле сначала думал, прежде чем что-либо сказать». 2.Тоотс. «Мимо него с грохотом промчался сначала один мальчик, потом другой, и началась бешеная гонка: впереди бежал перепуганный Петерсон, за ним по пятам с кровожадной гримасой Тоотс. Сжав кулаки и угрожая беглецу, он то и дело выкрикивал на ходу: “Я тебе задам! Я тебе покажу! Будешь знать ябедничать!” Прошло несколько минут, ярость Тоотса все остывала и остывала. Еще секунда - и недавние враги уже торговались не на жизнь, а на смерть из-за ножика со штопором». 3.Арне. «Если бы вдруг в реке закипела вода, Арне, наверное, не так испугался, как сейчас, услышав эти слова. В первую минуту он застыл на месте, глаза его широко раскрылись, руки беспомощно повисли. Потом он чуть было не заплакал ... Потом повернулся и, грустный, поплелся домой. Будь сейчас май, Арне знал бы что ему делать. Он пошел бы к реке и просидел бы там до зари, слушая, как просыпаются птицы и приветствуют новый день; как с восходом солнца первый ветерок играет листвой деревьев, покрывая речку серебристой рябью». 4.Имелик. «... И прежде чем Имелик успел заметить его жест, он схватил с кровати конфеты, вытряс одну из них, застрявшую внутри, тронул несколько раз струны и снова тихо заиграл ... Он махнул рукой и усмехнулся ... О, Ясан Имелик пробьется, главное - никогда не унывать». (Оскар Лутс) Задача 4 На основании характеристик определите тип темперамента. А. Виктор Г. III класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно добродушным лицом; сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так …». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив. Б. Борис Р. III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берется за работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Бысто и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив на хорошее, и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его выполнить не дослушивает до конца. В. Саша Д. II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит из равновесия, он плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле дневник. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Нередко задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит не хуже других. (По Я.Л. Коломинскому). Задача 5 Как влияет темперамент на стиль общения (характер активности в налаживании контактов, чувствительности)? Какие примеры классических типов темперамента приведены ниже? А. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбуждает. Любовь чаще дебютирует с взрыва, с первого взгляда. Б. Он не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находится в узком кругу старых знакомых, в обычной привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз. Его скептическая натура требует большого количества доказательств дружеских чувств. (По Р.М. Грановской) В каких межличностных ситуациях, по вашему мнению, будет более успешным представитель первого типа темперамента, а в каких - второго? Представьте, что вы - руководитель научно-исследовательской группы. Какие коммуникативные задачи вы бы поставили перед сотрудником с типом темперамента А, а какие - с типом темперамента Б. Почему? Задача 6 Познакомьтесь с примером из книги Круга «Торопись не спеша». Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю: «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», - приговаривал он сквозь слезы. «Что тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в свои руки инициативу четвертый. Какие эмоциональные реакции проявили странники? Чем они вызваны? Можно ли данную ситуацию охарактеризовать как ту, в которой проявляется индивидуальный порог эмоционального реагирования? Почему? Задача 7 Как обладатели разных темпераментов относятся к одному и тому же событию? Вместе с А.Ф. Кони, автором работы «Память и внимание», представьте себе отношение обладателей различных типов темпераментов к одному и тому же происшествию. Какие компоненты темперамента акцентируются в данном описании? «Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно. А., волнуясь, скажет: “Это была ужасная картина - раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа”. Б. скажет: “При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе”». В., волнуясь, скажет: “Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить”. Г. скажет: “Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что- то смотрят; я привстал на пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее”». Какова взаимосвязь способа реагирования с темпераментом? Представители каких типов темперамента участвовали в обсуждении происшествия? Какие теоретические представления и каких именно концепций о темпераменте подтверждает приведенное описание? Задача 8 1. Какие качества характеризуют экстравертированный психологический тип, а какие - интровертированный? Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, импульсивность, беззаботность, мечтательность, социальная адаптированность, аутизм, вдумчивость, подвижность, расчетливость, заразительность поведения. 2. Используя шкалы экстраверсии - интроверсии, невротизма - стабильности, постройте профиль личности: а) свой; б) товарища по группе; в) известных сказочных и литературных героев. Сравните автопортрет с полученным портретом. Обсудите, в чем состоит сходство, а в чем отличие. Чем вы объясните отличие: особенностью рефлексивных процедур, казуальными схемами и т.д. Задача 9 Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить? У детей дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения: а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно; б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе; в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается; г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя; д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах; е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность; ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности – игру, соревнование со сверстником, общение или просто мешают другим детям; з) часто не доделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней. (По В.С. Мерлину) Задача 10 Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, людям с какими акцентуациями они могут быть свойственны. Любовь к экстравагантной одежде, эскапизм, богатая экспрессия, недостаток воли, склонность к «умственной жвачке», тяга к азартным играм и риску, чувствительность, склонность к пафосу, патетика в речи, красочные сновидения, уход в себя, отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, бесстрастность, тревожность, консервативность, отсутствие застенчивости, осторожность, равнодушие, чувство собственной недостаточности, сильная привязанность к объекту любви, напряженность инстинктивной сферы, обжорство, повышенная сексуальность, тенденция к выбору старших по возрасту друзей, подозрительность, агрессивность, тревожная футуристическая направленность, мечтательность, «бегство в болезнь», ипохондрия, легкая раздражимость, быстрая смена настроений, ревность, утомляемость, аффективные вспышки, нетерпеливость, склонность к вере в ритуалы и амулеты, эмоциональная холодность, трусость, склонность к дисфориям, суеверность, инертность психики. (По Е.Е. Сапоговой) Задача 11 Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту характера? 1.Ф.М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких денег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорьевна, на плечи которой была возложена забота о бюджете и благополучии семьи. 2. Выдающийся гуманист нашего времени А. Швейцер для поддержания своей мессионерской деятельности в Ламбарене был вынужден периодически возвращаться к профессии органиста, что приносило ему доход, позволяющий и дальше следовать своему предназначению. 3. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознается, что он как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом переживает глубокий душевный конфликт, связанный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждающимся. Задача 12 Определите, какие свойства структуры характера (сила-слабость, устойчивость-чрезмерная пластичность, т.е. ситуативность, целостность- противоречивость) наиболее ярко проявляются в приведенных характеристиках. По каким признакам можно это установить? 1. Сергей Г., 17 лет. Легко поддается различному влиянию. Интересы его слабы и неустойчивы. Когда-то интересовался техникой, потом пристрастился к шахматам, в последние годы играет в школьном оркестре на домбре. Учится посредственно. За общественную работу берется охотно, но выполняет небрежно. Перед малейшими трудностями отступает. 2. Миша С., 8 лет. Очень хитрый мальчик, старается обмануть товарищей по игре, и это ему часто удается. В коллективе Мишу не любят за хитрость, драчливость, ябедничество. Он старается всю вину переложить на других. Мальчик лжив, лицемерен, радуется неудачам товарищей, часто проказничает, но вовремя увиливает от разоблачения, и тогда вся вина падает на других учащихся. Он остается этим доволен. Но вместе с тем Миша добр, быстро забывает обиду. 3. Саша У., 18 лет. Для него характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, настойчивости. Он не может критиковать товарищей и быть требовательным, даже если видит недостаток и не боится критикуемого. У него слабо развиты целеустремленность и работоспособность, а его активность больше всего проявляется в разговорчивости, смешливости. Учится Саша удовлетворительно. Он не отличается трудолюбием; чувство ответственности, самокритичности и требовательности к себе развиты слабо. |