МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дополнительные мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок





Налоговые проверки указаны в п. 1 ст. 82 НК РФ в качестве одной из форм проведения налогового контроля. Наряду с налоговыми проверками существуют дополнительные мероприятия проведения налогового контроля.

При проведении контрольных мероприятий, прежде всего, в ходе налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять различного рода процессуальные действия. Для соблюдения прав и законных интересов частных лиц при осуществлении этих действий должны строго соблюдаться установленные законом правила и процедуры. В противном случае доказательства, полученные в ходе контрольных мероприятий, могут быть признаны недопустимыми.

Истребование пояснений от налогоплательщика, налоговых агентов и плательщиков сбора. Согласно подп. 1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать пояснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Указанные нормы находятся в системной связи с обязанностями налогоплательщиков, закрепленными, в частности, подп. 4, 5, 6 п. 1 ст. 23 НК РФ. За непредставление налоговой декларации налогоплательщик подлежит ответственности на основании ст. 119 НК РФ.

Пояснения в зависимости от конкретных обстоятельств предоставляются налогоплательщиком в устной или письменной форме. К пояснениям могут прилагаться необходимые документы (накладные, внутренние приказы и распоряжения, счета-фактуры и др.).

Истребование документов. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (в п. 1 ст. 93 НК РФ). Истребование документов также предусмотрено в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля п. 6 ст. 101 НК РФ. Форма требования о представлении документов приведена в Приложении 2 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки согласно закону признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (п. 5 ст. 93 НК РФ). Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы:

  • ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению. Основными целями инвентаризации являются:



1) выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Порядок проведения инвентаризации установлен Приказом Министерства финансов РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3—04/39 от 10.03.1999 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». П. 2 Положения устанавливает общие правила проведения инвентаризации:

  • перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем налогового органа (его заместителем) (подп. 2.1);
  • проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика (подп. 2.2);
  • при проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке инвентаризационной комиссией заполняются формы, приведенные в приложениях № 4—13 к Положению (подп. 2.3);
  • до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств;
  • сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (подп. 2.5);
  • инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (подп. 2.6);
  • фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера;
  • инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом;
  • в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии (п. 2.9);
  • описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий (подп. 2.10);
  • если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (подп. 2.11);
  • для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно приложениям № 4—13 к Положению либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

Осмотр помещений и территорий, документов. Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ, должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка, документы и предметы. Поводом к проведению осмотра может явиться наличие у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, и в других аналогичных случаях.

П. 2 ст. 92 НК РФ устанавливает, что должностными лицами налогового органа может быть произведен осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки, в случае если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо когда получено согласие владельца этих предметов.

Необходимо иметь в виду, что возможность осмотра должностными лицами налогового органа территорий, помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки не предусмотрена.

В качестве обязательного требования п. 3 ст. 92 НК РФ установлено проведение осмотра в присутствии понятых. Лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, вправе участвовать в осмотре.

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

При производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ). Общие требования, предъявляемые к протоколу, содержатся в ст. 99 НК РФ. Протоколы осмотра (обследования) производственных, складских и торговых, и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, прилагаются к акту выездной налоговой проверки.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

В случае воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, руководителем проверяющей группы составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом (п. 3 ст. 91 НК РФ). В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт, в нем делается соответствующая запись. Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3—06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Согласно п. 1.1 ст. 113 НК РФ, со дня составления указанного акта считается приостановленным течение срока давности привлечения к ответственности. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение об ее возобновлении.

В соответствии с п. 3 ст. 91 НК РФ на основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ.

Выемка документов и предметов производится должностным лицом налогового органа в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставления в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ). До начала выемки должностное лицо налогового органа обязано предъявить постановление о производстве выемки и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ). В п. 4 ст. 94 НК РФ предусмотрены добровольный и принудительный порядок производства выемки документов и предметов.

По общему правилу выемке подлежат копии документов, но в п. 8 ст. 94 НК РФ предусмотрена возможность выемки подлинников документов, а не их копий.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). Форма такого постановления утверждена Письмом Министерства финансов РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан».

Запрещено изъятие документов и предметов в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ), а также не имеющих отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).

В качестве обязательного требования устанавливается необходимость присутствия при производстве выемки документов и предметов понятых и лиц, у которых производится выемка (п. 3 ст. 94 НК РФ), а в необходимых случаях и участие специалиста.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол (п. 6 ст. 94 НК РФ). Его форма приведена в Приложении 2 к вышеназванному Письму. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты (п. 10 ст. 94 НК РФ).

Проведение экспертизы осуществляется на договорной основе (п. 1 ст. 95 НК РФ). Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля экспертов закреплено в подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении эксперта может быть принято в рамках производства по делам о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых нарушениях, а согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ в рамках производства по делам о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях.

Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России оставляют Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Приказ Министерства юстиции России от 20 декабря 2002 г. № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ), где указываются:

  • основания для назначения экспертизы;
  • фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

В п. 4 ст. 95 НК РФ указано на следующие права эксперта:

  • знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы;
  • заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

П. 5 ст. 95 НК РФ предусмотрена возможность отказа эксперта от дачи заключения, если:

  • предоставленные эксперту материалы являются недостаточными;
  • эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В п. 8 ст. 95 НК РФ предусмотрено так называемое право экспертной инициативы: если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу (п. 9 ст. 95 НК РФ). При этом проверяемое лицо вправе дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Случаи и порядок назначения дополнительной и повторной экспертиз установлены в п. 10 ст. 95 НК РФ: в случае недостаточной ясности или полноты заключения экспертиза поручается тому же или другому эксперту, а также при необоснованности заключения эксперта или сомнениях в его правильности, поручается другому эксперту.

За дачу экспертом заведомо ложного заключения предусмотрена налоговая ответственность (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Участие в проведении мероприятий налогового контроля специалистов, переводчиков, свидетелей, понятых. Специалист — лицо, не заинтересованное в исходе дела и обладающее специальными знаниями и навыками, может быть привлечено в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе (ст. 96 НК РФ). Факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Решение о привлечении специалиста может быть принято при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ), а также при рассмотрении акта и других материалов мероприятий налогового контроля (п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Переводчик — лицо, не заинтересованное в исходе дела и владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 2 ст. 97 НК РФ). Данное положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица. Переводчик привлекается на договорной основе.

П. 3 ст. 97 НК РФ устанавливает обязанности переводчика: явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод. Согласно п. 4 ст. 97 НК РФ, переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

П. 1 ст. 129 части первой НК РФ устанавливает налоговую ответственность переводчика за отказ от участия в проведении налоговой проверки, а п. 2 указанной статьи — за осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.

Свидетелем может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ). В п. 2 ст. 90 НК РФ установлено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые:

  • в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвоката, аудитора.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Как определено в п. 4 ст. 5 УПК РФ, близкие родственники — это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. В ч. 2 ст. 51 Конституции РФ также предусмотрено, что федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

По общему правилу, закрепленному в приведенных нормах подп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ, лицо в качестве свидетеля вызывается для дачи показаний непосредственно в налоговый орган. Как исключение из данного правила в п. 4 ст. 90 НК РФ предусмотрены случаи, когда показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания:

  • в случае, если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган;
  • в иных случаях, по усмотрению должностного лица налогового органа.

Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ).

П. 5 ст. 90 НК РФ предусматривает предупреждение должностным лицом налогового органа свидетеля перед получением показаний об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ.

Понятые — не заинтересованные в исходе дела физические лица (п. 3 ст. 98 НК РФ). Обязательность присутствия понятых в количестве не менее двух человек прямо предусмотрена в ст. 92 НК РФ при проведении должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку, осмотр территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов, а также при производстве должностным лицом налогового органа выемки документов и предметов.

Участие должностных лиц налоговых органов в качестве понятых не допускается (п. 4 ст. 98 НК РФ).

П. 5 ст. 98 НК РФ закрепляет обязанность понятых удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии, а также право понятых делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по фактам, содержанию и результатам действий, производившихся в их присутствии.

Истребование у банков информации о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах и выписок по операциям на счетах. В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Согласно п. 3 ст. 86 НК РФ, форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России. Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/518@) утвержден Порядок направления налоговым органом на бумажном носителе запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах). Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по ТКС утвержден Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы цель, задачи и основные принципы проведения налогового контроля?
  2. Что понимается под формами и видами налогового контроля?
  3. В чем заключается учет налогоплательщиков?
  4. Что такое индивидуальный номер налогоплательщика, и какова его структура?
  5. Что такое налоговая проверка?
  6. Дайте характеристику камеральной налоговой проверки.
  7. Что понимают под выездной налоговой проверкой?
  8. В каком порядке производится повторная выездная налоговая проверка?
  9. Перечислите меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  10. Что представляет собой осмотр как дополнительное мероприятие налогового контроля?
  11. Каков порядок истребования документов при проведении налоговой проверки?
  12. Каковы основные права эксперта?
  13. Какова роль переводчика в осуществлении мероприятий налогового контроля?
  14. Охарактеризуйте порядок проведения инвентаризации имущества.
  15. В чем заключается участие в проведении мероприятий налогового контроля специалистов, переводчиков, свидетелей, понятых?
  16. Случаи истребования у банков информации о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах и выписок по операциям на счетах.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.