ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Произнеси и послушай слово. П. С. ЖЕДЕК Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию То, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике, исчерпывающе обосновали лингвисты и методисты. Однако даже опытные учителя нередко считают, что звукам уделяется на уроках неоправданно много времени. В частности, они не видят непосредственного влияния звукового разбора на орфографические навыки учащихся. Такое мнение возникает в результате неумения целенаправленно увязывать в обучении анализ звуковой и буквенной формы слова. Задача данной статьи — познакомить учителя со способами организации звукового и звуко-буквенного разборов, имеющих целью развитие и совершенствование у младших школьников не только фонетических знаний и умений, но и специально предназначенных для формирования у учащихся прочных и осознанных навыков правописания. Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звуко-буквенный разбор. Его рекомендуют проводить по такому плану: 1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный? 2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?) 3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных? 4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме? Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а не качественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место). Причем обстоятельства, в которых действует ученик, можно сравнить с ситуацией, в которой он оказался бы, если бы от него требовали «выдавать» ответ задачи на уроке математики до ее решения. Ведь узнать количество звуков в слове можно только в результате последовательного вычленения всех звуков, из которых состоит слово. Другое дело буквы. Их, действительно, нетрудно сосчитать с самого начала. Но в этом случае весь последующий разбор будет осуществляться с опорой на букву, а не на звук. Другими словами, будет выполняться буквенно-звуковой, а не звуко-буквенный анализ. И это как раз тот случай, когда изменение последовательности действий приводит к качественно различным результатам. Конечно, на уроках может иметь место как один, так и другой разбор. Но тогда нужно иметь в виду в каждом случае конкретные цели работы. Так, надо осознавать, что буквенно-звуковой разбор не может обеспечить развития фонетических способностей ученика, так как не требует от него слышания слова. Например, ученик, знающий, что буквы е, ё, я, ю могут обозначать по два звука, говорит, что в слове мяч буква я обозначает звуки [й] + [a]. Такой ответ становится возможным потому, что ученик рассуждает о звуковом значении букв, но слова не слышит.Он вспоминает, что обозначает буква, а звуков, о которых говорит, не слушает. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, не говоря уже о том, как это сказывается на обучении правописанию. Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в собственно звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам. Этот разбор целесообразно проводить по такому плану: 1. Произнеси и послушай слово. 2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. 3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук условным значком. 5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Кратко рассмотрим цели и особенности работы по предложенному плану. Произнеси и послушай слово. Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом ученику предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым, неосязаемым и летучим (сравните со словом написанным, которое «не вырубишь и топором»). Нельзя не учитывать и то, что в речи ученика могут быть ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного произношения. И тогда объекты разбора у учителя и ученика будут разными. Следовательно, до того, как начнется вычленение звуков из слова, учитель должен убедиться в том, что школьник произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового разбора становится средством воспитания у учащихся культуры устной речи. 2. Найди ударный слог, а затемскажи слово по слогам. Поскольку звуковой «портрет» слова зависит от места ударения в нем (сравните, например: догово’р — [дъгаво’р] и до’говор —[до’гъвър], важно до вычленения отдельных звуков определить место ударного слога. Не следует забывать, что ударный слог имеется только в слове, произнесенном целиком (при произнесении по слогам все слоги равны в смысле ударности-безударности). Поэтому, выполняя второй пункт плана, ученик произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной или вопросительной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), во второй — «по кусочкам», т. е. по слогам. Сделаем еще одно важное, с нашей точки зрения, замечание ко второму пункту плана. Не следует путать произнесение слова по слогам с правилами переноса(см.: Фетисова Н.Л. Правилапереноса // Начальная школа.— 1986.— № 6). Экспериментально доказано, что типичным для русской речи является открытый слог (Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка.— М., 1977). При стечении согласных внутри слова граница между словами проходит после гласного перед согласным. Когда дети пробуют «по кусочкам» сказать слово, у них слово именно так и делится само собой: те-традь [т'итрат'], а не тет-радь, у-ли-тка, а не у-лит-ка и т. п. Кроме того, заметим, что при произнесении слова по слогам не следует искажать его звучание. Например, если анализируется слово «воробей», то по слогам оно произносится так: [ва-ра-б'эй] и т. п. Навязанное неверное деление на слоги (кус-ты взамен ку-сты и т. п.) так же, как и неверное вычленение звуков из слова, отучает детей доверять слуху в работе со звучащим словом, а значит, не развивает их фонетические способности. 3. Протяни (выдели) первый звук в полномслове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. Две предыдущие ступени были нацелены на осознание объекта анализа. Сама формулировка этого пункта плана содержит в себе указание на способ звукового разбора, который заключается в умении протянуть (если, конечно, по способу образования это не взрывной звук) или как-то по-другому акцентировать вычленяемый звук с целью лучше его расслышать. Указание на то, что звук протягивается в полном слове, подсказывает ученику способ контроля за правильностью выполнения действия. Нам пришлось однажды присутствовать при том, как первоклассник, услышав, что его одноклассница нашла в слове белка звук [е] ([йэ]), сразу же отреагировал вопросом: «У тебя слово [б'йэлка]? Да?» Этот первоклассник продемонстрировал, что он не только владеет способом звукового разбора, но и умеет контролировать свои действия. Ведь между лексическим значением слова и его звучанием существует неразрывная связь. Всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанной целостности ведет к ее разрушению. Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно,— важный прием, которым стоит пользоваться учителю, чтобы помогать детям увидеть, точнее, услышать свою ошибку. Именно так и поступил первоклассник, о котором шла речь выше. |