Описание опытного устройства ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ НА ПОРТАТИВНОЙ УСТАНОВКЕ «КАПЕЛЬКА» ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ИЛЛЮСТРАЦИЯ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ. ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИЙ ЭНЕРГИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ Общие сведения Закон сохранения энергии в гидравлике выражается уравнением Бернулли. Для струйки невязкой жидкости оно имеет вид , (1) где z – нивелирная высота, м; p – давление, Па; ρ – плотность, кг/м3; g – ускорение свободного падения, м/с2; u – скорость, м/с. При движении вязкой жидкости имеют место потери на трение h1-2. Для потока вязкой жидкости уравнение Бернулли имеет вид (2) Индексы «1» и «2» указывают на номер сечения, к которому относится величина. Слагаемые уравнения выражают энергии, приходящиеся на единицу веса (силы тяжести) жидкости, которые в гидравлике принято называть напорами – пьезометрический напор (потенциальная энергия), – скоростной напор (кинетическая энергия), – полный (гидродинамический) напор (полная механическая энергия жидкости), h1-2 – потери напора (потери механической энергии за счет ее преобразования в тепловую энергию). Такие энергии измеряются в единицах длины/ Через гидродинамический напор уравнение Бернулли имеет вид H01-H02=h1-2 (3) В формуле (2) v означает среднюю скорость, а коэффициент Кориолиса α учитывает распределение скоростей в живом сечении. Если мы соединим уровни жидкости в пьезометрах (рис. 2), то получим линию потенциальной энергии, показывающую изменение потенциальной энергии потока относительно плоскости сравнения. Соединив гидродинамические напоры в разных сечениях, получим линию энергии. Энергия h1-2 превращается в тепло и рассеивается в пространстве. Процесс превращения механической энергии в тепловую с последующим рассеиванием в пространстве называется диссипацией. Диссипация – процесс необратимый. Потеря энергии на единицу длины называется гидродинамическим уклоном (4) Изменение потенциальной энергии характеризуется пьезометрическим уклоном . (5) Гидравлический уклон всегда положителен и равен тангенсу угла наклона между касательной к линии энергии в рассматриваемом сечении и обратным направлением движения. В то же время давление вдоль движения может уменьшаться или увеличиваться (при увеличении или уменьшении скорости), вследствие чего пьезометрический уклон может быть и положительным и отрицательным. Цель работы Визуально наблюдать переход энергии из потенциальной в кинетическую и обратно. Построить линии энергии и потенциальной энергии для трубопровода переменного сечения. Описание опытного устройства Устройство содержит баки 1 и 2, сообщаемые через каналы переменного 3 и постоянного 4 сечений (рис. 1). Каналы соединены между собой равномерно расположенными пьезометрами I-V, служащими для измерения пьезометрических напоров в характерных сечениях. Устройство заполнено подкрашенной водой. В одном из баков предусмотрена шкала 5 для измерения уровня воды. При перевертывании устройства благодаря постоянству напора истечения Но во времени обеспечивается установившееся движение воды в нижнем канале. Другой канал в это время пропускает воздух, вытесняемый жидкостью из нижнего бака в верхний.  Рис.1. Опытное устройство: 1,2 - баки; 3,4 — каналы переменного и постоянного сечения; 5 - уровнемерная шкала; I-V – пьезометры Порядок выполнения работы 1. При заполненном водой баке 2 (рисунок 1) перевернуть устройство для получения течения в канале переменного сечения 3. 2. Снять показания пьезометров Н=p/(ρg) по нижним частям менисков воды в них. 3. Измерить время t перемещения уровня в баке на произвольно заданную величину S. 4. По размерам А и В поперечного сечения бака, перемещению уровня S и времени t определить расход Q воды в канале, а затем скоростные и полные напоры в сечениях канала по порядку, указанному в таблице 1. Таблица 1 – Исходные данные Наименование величин | Обозначения, формулы | Сечения канала | I | II | III | IV | V | VI | 1. Площадь сечения канала, см | ω | | | | | | | 2. Средняя скорость, см/с |  | | | | | | | 3. Пьезометрический напор, см |  | | | | | | | 4. Скоростной напор, см |  | | | | | | | 5. Полный напор, см |  | | | | | | | ПримечаниеА =... см; B =... см; S=... см; t =... с; Q = ABS/t =... см3/с 5. Вычертить в масштабе канал с пьезометрами (рисунок 2). Соединив уровни жидкости в пьезометрах и центром выходного сечения VI, получить пьезометрическую линию 1, показывающую изменение потенциальной энергии (давления) вдоль потока. Для получения напорной линии 2 (линии полной механической энергии) отложить от оси канала полные напоры H и соединить полученные точки. 6. Проанализировать изменение полной механической H, потенциальной и кинетической энергий жидкости вдоль потока; выяснить соответствие этих изменений уравнению Бернулли.  Рисунок 2 – . Иллюстрация уравнения Бернулли: 1,2 – пьезометрическая и напорная линии; Н1, Н2 – полные напоры (механические энергии) на входе и выходе из канала; hТР, hδ1, hδ2,, hBC, hР, hС – потери напора: суммарные, по длине на 1 и 2 участках, на внезапное сужение, на плавные расширения и сужения Содержание отчета 1. Записать цель работы. 2. Нарисовать схему лабораторной установки. 3. Выписать расчетные формулы. 4. Заполнить таблицу с данными наблюдений и результатами расчетов. 5. Нанести линии энергии и потенциальной энергии. 6. Проанализировать изменение полной, потенциальной и кинетической энергии и сделать вывод. Вопросы для самопроверки 1. В чем заключается геометрический и энергетический смысл уравнения Бернулли? 2. Чем вызваны потери энергии при движении вязкой жидкости по трубопроводу? 3. Что такое диссипация энергии? 4. Что такое гидравлический уклон и от чего он зависит? 5. Что такое гидродинамический напор? 6. Как определяется средняя скорость потока? 7. О чем говорит коэффициент Кориолиса? 8. Написать уравнение сплошности потока. 9. Указать на графике скоростной напор в любом сечении. 10. Как по графику линий энергии и потенциальной энергии определить гидравлический (пьезометрический) уклон в заданном сечении? 11. В каком сечении будет наименьшая пьезометрическая высота? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 |