Контроль углов установки управляемых колёс автомобиля Лабораторная работа № 2 Цель занятия - освоить технологию и получить практические навыки контроля углов установки управляемых колёс автомобиля на оптическом стенде ПКО-4. Содержание работы: 1) восстановить в памяти знания по устройству управляемой подвески легкового автомобиля, углам установки колёс, их назначению и способам регулировки [5]; 2) по настоящим МУ изучить назначение, устройство стенда ПКО-4 и его составных частей, а также технологию контроля параметров установки передних колёс автомобиля; 3) заготовить черновик отчёта с зарисовкой необходимых схем, записью нормативных значений величины измеряемых на стенде параметров и таблиц; 4) ознакомиться в цехе предприятия - филиала кафедры с технологией контроля: - величины угла развала колёс; - величины угла поперечного наклона шкворня; - величины угла продольного наклона шкворня; - величины схождения колёс; - величины углов поворота управляемых колёс; - величины неперпендикулярности оси заднего моста относительно продольной оси автомобиля; 5) оформить отчёт. Примечание. Пункты 1- 3 и 5 выполняются студентами самостоятельно, а пункт 4 в цеху предприятия. Отчёт должен содержать приведенные в методической информации рисунки; данные, полученные при проверках; их сравнение с нормами; техническое заключение. Оборудование и приборы 1. Легковой автомобиль. 2. Стенд ПКО-4 с комплектом принадлежностей. Методическая информация Установка колёс должна обеспечивать легкое управление направлением движения автомобиля, качение колёс без проскальзывания во избежание усиленного износа шин и автоматический возврат колёс к прямому направлению движения. Эти требования обеспечиваются следующими параметрами установки управляемых колёс автомобиля: - угол наклона колеса (развал) α - угол между плоскостью колеса и прямой, перпендикулярной плоскости дороги (рисунок 2.1, а); - угол поперечного наклона шкворня β - угол между вертикалью и проекцией оси шкворня в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля (рисунок 2.1, а); - угол продольного наклона шкворня γ - угол между вертикалью и проекцией оси шкворня в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси автомобиля (рисунок 2.1, б);  Рисунок 2.1 - Углы установки колес - максимальное значение углов поворота θВ и θН управляемых колёс (рисунок 2.1, в) и их соотношение; - схождение колёс - разность между расстояниями ободов колёс в задней части А и передней части Б (рисунок 2.2). I  Оптический комплект ПКО-4 позволяет измерять вышеуказанные параметры установки колёс. Кроме того, на нем можно проверить биение ободов колёс и правильность установки задней оси (ее перпендикулярность продольной оси автомобиля). Перед контролем углов установки колёс необходимо: - устранить люфт в шаровых наконечниках рулевых тяг и шарнирах подвески; - проверить и довести до нормы давление в шинах (в холодном состоянии); - нагрузить испытуемый автомобиль в соответствии с заводской инструкцией. Измерение производится на подъёмной площадке с поворотными кругами под передние колеса (рисунок 2.3). Для измерения на колеса устанавливают проекторы с помощью держателей кронштейнов, которые могут быть надежно закреплены к борту обода колеса.  а + б = 2а - Расстояние между измерительными штангами при измерении схождения Рисунок 2.3 - Расположение измерительных элементов ПКО-4 Проектор соединен с держателем через устройство, позволяющее установить проектор параллельно плоскости колеса. Установив против проектора экран с угловой разметкой и поворачивая проектор вокруг оси колеса, можно определить угол наклона колеса по движению луча проектора на экране (рисунок 2.4). Для измерения поперечного угла наклона шкворня рулевым механизмом поворачивают колесо вместе с проектором, угол наклона отсчитывают по движению луча относительно горизонтальной разметки экрана. Для определения продольного угла наклона шкворня экраны устанавливаются перпендикулярно передней оси автомобиля (параллельно плоскости колёс), а луч проектора отклоняется на 90 градусов (направляется на экран) с помощью поворотного зеркала на проекторе. Рисунок 2.4 - Принцип измерения углов лучом проектора. | Угол схождения передних колёс определяется с помощью двух штанг, размещённых на равных расстояниях от передней оси впереди и сзади (рисунок 2.5). Проверка перпендикулярности задней оси относительно продольной оси автомобиля производится установкой проекторов на задние колеса и специальных кронштейнов со шкалой на передние колеса. По разности положения луча на шкалах левого и правого передних колёс судят о Рисунок 2.5 - Принцип измерения схождения колёс Угол поворота управляемых колёс определяется по градуированным шкалам на поворотных кругах, на которых установлены колеса. перекосе задней оси (моста). Меры безопасности: 1. Для точной установки автомобиля на подъемную площадку стенда при въезде использовать зеркало, а при его отсутствии - по мощь оператора. 2. При подъеме площадки и в ходе проверки автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом. Во время выполнения операций проверки на поднятой площадке последняя должна быть зафиксирована от случайного опускания. Журнал регистрации данных Марка стенда_________ . Марка проверяемого автомобиля_____ . Таблица 2.1 - Результаты измерения Параметр, его обозначение и единица измерения | Величина параметра | по ТУ | измеренная | Угол развала колеса α° - правого - левого | | | Угол поперечного наклона шкворня β° - правого - левого | | | Угол продольного наклона шкворня γ° - правого - левого | | | Схождение колёс А-В, мм | | | Угол поворота управляемых колёс θ° - правого - левого | | | Неперпендикулярность оси зад. моста, мм (разность показаний слева и справа) | | | |