|   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение 
 Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом 
 Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими 
 Целительная привычка 
 Как самому избавиться от обидчивости 
 Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам 
 Тренинг уверенности в себе 
 Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" 
 Натюрморт и его изобразительные возможности 
 Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. 
 Как научиться брать на себя ответственность 
 Зачем нужны границы в отношениях с детьми? 
 Световозвращающие элементы на детской одежде 
 Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия 
 Как слышать голос Бога 
 Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) 
 Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
 
 
 Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. 
  Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
 
  Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
 | Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
 
 
 
   Из исторического очерка:   «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».                                           |  | О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано? |                       |  | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |  |                       |  | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: — речь идёт об избрании нового царя, которое должно было состояться на Земском соборе. — событие относится к 1613 г. — оно было обусловлено необходимостью восстановления государственности и обретения новой династии. |  |  |                       |  | Правильно указаны событие, год и органы власти |  |  |                       |  | Правильно указаны любые два элемента |  |  |                       |  | Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный |  |  |                       |  | Максимальный балл | 2 |  |                       |  |  |  |  |  |                                              |  |  | На основе текста и знаний по истории укажите, почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов. |  |                       |  | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |  |                       |  | Может быть указано, что выбор династии Романовых был обусловлен: — Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, политические группы, что давало возможность достичь примирения интересов — Романовы — знатный боярский род, связанный родственными узами с династией Рюриковичей — Романовы пользовались немалой популярностью, в том числе и в среде казачества Могут быть указаны другие причины |  |  |                       |  | Правильно указаны три причины |  |  |                       |  | Правильно указаны две причины |  |  |                       |  | Правильно указана одна причина ИЛИ Ответ неправильный |  |  |                       |  | Максимальный балл | 2 |  |                       |   | Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии? |  |                       |  | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |                       |  | Может быть указано, что началу династии Романовых предшествовали: — Смута — борьба за власть — хозяйственное разорение страны — социальные конфликты — иностранная интервенция Первым представителем династии Романовых был Михаил Фёдорович |  |                       |  | Правильно назван первый представитель династии, указано два обстоятельства |  |                       |  | Правильно назван первый представитель династии, указано одно обстоятельство |  |                       |  | Правильно назван только первый представитель династии ИЛИ Правильно указано одно-два обстоятельства ИЛИ Ответ неправильный |  |                       |  | Максимальный балл | 2 |                       |   
 
 | 2 марта 1917 года император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и за сына в пользу старшего брата — великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. |  |                       |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |                                          | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |                       | Могут быть приведены следующие позиции (причины с краткими пояснениями): 1) военные неудачи и кризис снабжения армии (привели в начале 1917 г. к нарастанию протестных настроений в обществе, активизации антимонархических и оппозиционных сил, падению престижа царской власти и лично царя); 2) император был лишён достоверной информации о ситуации в Петрограде после 23 февраля 1917 г. (он не мог адекватно оценить политический риск и последствия принимаемых им решений в изоляции от центра власти и правительства, а недееспособность оставшихся верными императора частей и соединений и стремительное распространение забастовки сделали невозможным возвращение Николая II в Петроград); 3) Николай II особенно доверял командующим фронтами, поэтому в критической обстановке он запросил их мнение о положении в стране (командующие фронтами убеждали императора, что отречение от престола будет единственным способом предотвратить разрастание беспорядков и гражданскую войну в России). Могут быть указаны другие причины, даны другие пояснения. |  |                       | Правильно приведены три объяснения |  |                       | Правильно приведены два объяснения |  |                       | Правильно приведено одно объяснение |  |                       | Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |  |                       | Максимальный балл | 3 |                                          |   | В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.   «Реформы Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».   Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.   Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … |                                          | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |                       | Правильный ответ должен содержать следующие элементы:   Аргументы в подтверждение. 1) Россия быстро насытила полки магазинов необходимыми товарами 2) в стране в результате приватизации сложился класс собственников 3) начался приток западных денег и инвестиций в экономику России Аргументы в опровержение 1) Резко упали объемы производства в абсолютном большинстве отраслей хозяйства 2) появилась безработица 3) снизился уровень жизни Могут быть приведены другие аргументы |  |                       | Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки |  |                       | Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |  |                                          | Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки |  |                       | Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки |  |                       | Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |  |                       | Максимальный балл | 4 |                                          |   | Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 980-1054; 2) 1682-1725; 3) 1941-1945 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. |                                          |  | Критерии оценивания | Баллы |                       | К1 | Указание событий (явлений, процессов) |  |                       | Правильно указаны два события (явления, процесса) |  |                       | Правильно указано одно событие (явление, процесс) |  |                       | События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно |  |                       | К2 | Исторические личности и их роль в данный период истории России |  |                       | Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России |  |                       | Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России |  |                       | Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны |  |                       | К3 | Причинно-следственные связи |  |                       | Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) |  |                       | Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) |  |                       | Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны |  |                       | К4 | Историческая оценка событий |  |                       | Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков |  |                       | Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана |  |                       | К5 | Использование исторических терминов, понятий |  |                       | При изложении корректно использованы исторические термины, понятия |  |                       | При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |  |                       | К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 |  |                       | В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки |  |                       | Допущена одна фактическая ошибка |  |                       | Допущены две или более фактические ошибки |  |                       | К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов |  |                       | Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) |  |                       | Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений |  |                       | Максимальный балл |  |  
 
 
 
 |