Уровни социологии управления Подходы к изучению управленческих отношений Управлением называется организация целенаправленного воздействия на объект для обеспечения его стабильного и контролируемого развития. Понятие «управление» используется всеми обществоведческими науками, но особенно часто в экономических науках, политологии, юриспруденции, социологии и психологии. Подходы к изучению управленческих отношений они используют самые различные. - Кибернетический подход сводит управление к выбору оптимального варианта из ряда возможностей, организации исполнения, установлению «обратной связи» от объекта управления к его субъекту для подтверждения исполнения управленческого решения или для коррекции управленческого импульса. - Экономический подход рассматривает управление как искусство решения экономических задач, таких как обеспечение высокой производительности труда, рационализации производства и достижения максимальной рентабельности предприятий. - Социально-психологический подходособое внимание уделяет стилю руководства, взаимоотношениям в первичной социальной группе. - Психологический подход акцентируется на внутриличностной самоорганизации индивида, организации его рабочего времени. - Социологический подход рассматривает своим объектом социальные системы как самоорганизующиеся структуры. Задача управления состоит в стимуляции социальной системы к самоорганизации. Основные характеристики социального управления Управление есть способ организации целенаправленного поведения социального объекта. В процессуальном смысле понятия «управление» и «организация» синонимичны, обладая соответствующими характеристиками, применительными к любой социально-экономической системе. - Наличие цели и задач функционирования социально-экономической системы. - Наличие систематически организованных мероприятий для реализации этой цели с дифференциацией задач для отдельных структурных элементов социальной системы. - Наличие иерархически организованной структуры взаимодействия подразделений социально-экономической системы. - Наличие однородной или, по меньшей мере, скоординированной мотивации работников – функционеров социально-экономической системы. - Наличие системно организованных процедур принятия решений, коммуникации, контроля, поощрения и наказания функционеров социально-экономической системы. - Наличие обособленной и уникальной целостности данной конкретной социально-экономической системы. Социология управления - это наука о закономерных отношениях, которые возникают в системе управления. Она призвана изучать систему и процессы управления, субъекты и объекты управления, формы, методы и средства управленческих взаимодействий субъектов и объектов управления, отношения «руководство» - «подчинение», стиль руководства, проблемы дисциплины, ответственности, исполнительности, а также многие другие аспекты этой очень важной сферы человеческой жизнедеятельности. Объектом социологии управления выступают системы управленческих взаимодействий. Предметом социологии управления являются управленческие отношения. Уровни социологии управления - академический, предметный, концептуальный (уровень теоретических обобщений); - уровень прикладной науки (описание технологий управления); - социоинженерный, практический (социологическое консультирование, социологические службы и фирмы). Другое базовое понятие нашей темы - социальное управление. Социальное может пониматься как «общественное», как совокупность процессов в сфере человеческих взаимоотношений и как субъективно-личностный фактор. В соответствии со спецификой трактовки понятия «социальное» выделяют три уровня социального управления: - управление обществом как целостной социальной системой в масштабе государственного образования или глобального сообщества; - управление социальными группами в рамках первичного коллектива или предприятия; - социальные методы управления личностью, когда индивидом управляют, используя ресурсы первичного коллектива, а также социальные нормы более высокого порядка, такие как мораль, юридические законы, религиозные ценности, искусство, реклама, СМИ и т.п. Материал этой лекции акцентирован на втором и третьем уровне социального управления, когда решается задача стимулирования экономической и производственной активности индивидов и коллективов в рамках предприятий, учреждений и организаций. |