МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Государство в экономической системе общества.





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА.

 

 

Выявление роли государства в экономике связано с раскрытием его функций. Функция государства - это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач взаимосвязанных действий, осуществляемых государством и созданными при его участии организациями.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

-правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;

-протекционистская, обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей экономики;

-стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;

-хозяйственная,связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности - объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.);

-перераспределительная,направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;

-социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил,.

Следует обратить внимание на то, что состав и содержание этих функций – динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Так, в экономике свободной конкуренции деятельность государства была преимущественно связана с осуществлением функций правовой, протекционистской, перераспределительной. Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкуренции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложнили государственное воздействие на экономику. Оно становится более разнообразным по инструментарию (вводятся ограничения свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач - «точечным» по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающим монопольное положение в отрасли).

Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов ХХ столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией -стабилизатора общественного воспроизводства.

Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирования экономического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активная региональная политика, позволяющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций. Важными направлениями деятельности государства становятся его антициклическая, инвестиционная, структурная, социальная политика.

Заметно усложняется перераспределительнаяфункция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель - способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого - расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизводства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяйственных систем и др. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.

Особое значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являются объектом потребностей, которые не выражаются через платежеспособный спрос. Общественные товары отличаются от частных, во-первых, тем, что в их потреблении участвуют все граждане без исключения; во-вторых, предоставляются гражданам на равных началах. К общественным товарам относятся, например, обеспечение обороны, бесплатное образование и медицинское обслуживание, освещение улиц, охрана общественного порядка.

Важным направлением деятельности государства становится регулирование «внешних эффектов». Таковыми признаются эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц ( не являющихся продавцами и покупателями ) не отражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды металлургическим комбинатом, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Это загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность. Не находя отражения в рыночном механизме ценообразования, внешние эффекты приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве. Оно необходимо либо для предотвращения вредных последствий (посредством разработки законов, запрещающих или существенно ограничивающих определенные виды деятельности), либо для компенсации затрат, необходимых для устранения этих последствий ( например, посредством налогов, штрафов).

Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 60 гг. ХХ века в качестве самостоятельной социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); многообразные отношения между трудом и капиталом. Необходимость участия государства в регулировании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.

Первая - в компенсации ограниченных возможностей внутрихозяйственного управления в балансировании интересов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, правовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного персонала к участию в прибылях, формированием и развитием партисипативного управления.

Суть второй потребности - в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посредством предоставления инвестиций, государственных заказов предпринимателям при выполнении ими определенных обязательств (сохранение, или увеличение рабочих мест, соблюдение экологических требований и др.).

Неотъемлемый компонент хозяйственной функции государства в рыночной экономике – управление «своей» собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.

Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:

- определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;

- требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);

-с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом: фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология;

-обеспечивающие воспроизводство рабочей силы: образование, культура, здравоохранение, т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что речь не идет о монопольном положении государства в названных отраслях. Такой вариант не является типичным, поскольку и частный капитал представлен предприятиями транспорта, связи, учреждениями образования, культуры и др.

Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя путями: 1)национализация частных предприятий; 2)государственное строительство, т.е. создание новых объектов за счет госбюджета;3)осуществление финансовых инвестиций (покупка государством акций частных корпоративных структур).

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере входят: земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.

Следует обратить внимание на фундаментальное различие между государственным и частным секторами экономики. Оно выражается в том, что в первом случае экономическая деятельность носит обязательный характер, во втором - добровольный. Величина госсектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов, в том числе: исторически сложившимися условиями и культурными традициями страны, качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.

Значение госсектора в экономике, как правило, оценивается по его доле в: численности занятых в экономике, валовых капиталовложениях в основные фонды, чистой или условно-чистой продукции, капитале отдельных отраслей. Влияние госсектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, размерами перераспределения и потребления ВНП.

Наибольшее распространение государственная собственность получила в Западной Европе, где в середине 80-х годов ХХ века госсектор обеспечивал до 1/2 валовых капиталовложений, потреблял около 1/4 конечного общественного продукта, финансировал примерно 1/2 общенациональных расходов на НИОКР.

До 80-х годов ХХ века развитие государственной собственности имелоциклический характер: в периоды кризисов проводилась национализация частных предприятий, в период подъема – приватизация. Но в целом доля государственной собственности увеличивалась. Современному этапу эволюции рыночной системы присущи новые тенденции развития государственной собственности. Речь идет о тенденциях, определяемых долгосрочной динамикой экономических событий в странах, имеющих наиболее развитую и сложную структуру государственного регулирования.

Одна из тенденций - снижение доли государственной собственности.В основе такого процесса лежат две основные причины. Первая - изменившиеся условия общественного воспроизводства, прежде всего, возросший динамизм изменений структуры и объема платежеспособного спроса, усиление потребности в гибком реагировании производства на меняющуюся рыночную, технологическую и социальную ситуацию. Государственные предприятия, отличающиеся слабостью внутренних импульсов к инновациям, оказывались неспособными к оперативной структурной перестройке.

Вторая причина - низкая экономическая эффективность госпредприятий.

Ее обусловливают: постановка перед госпредприятиями общеэкономических и социальных задач, реализация которых в значительной степени ограничивает возможности достижения микроэкономической эффективности; отсутствие жестких финансовых ограничений, которое позволяет использовать госбюджет для систематического покрытия убытков госпредприятий; бюрократизация управленческой деятельности, проявляющаяся в доминировании частных интересов госслужащих над общественными и др.

Сужение государственного сектора в процессе приватизации осуществляется по определенным программам, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления. Такие программы отражают специфику условий и задач экономического развития отдельной страны, особенности избранного механизма приватизации.

Другой тенденцией развития государственной собственности является относительное увеличение доли государственной собственности, функционирующей на коммерческих началах. Главной причиной, обусловившей появление и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее повышения разнообразия способов и методов ее государственного регулирования. Коммерциализация существенной части госпредприятий обусловила качественные изменения в механизме управления ими. Действуя в рыночной среде, в условиях конкуренции, они нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности (максимизация прибыли и стоимости активов, выживаемость и др.).

Третья тенденция развития государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот, частного капитала в государственный сектор. Она свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

Взаимодействие государственной собственности с частной осуществляется в формах:

- интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы (предприятия).Таким образом создаются предприятия со смешанной формой собственности;

-рыночного предложения и использования государственного капитала посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов, путем передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.

Появление и развитие феномена государственного предпринимательства позволило уточнить и представление о роли государства в современной экономике. Она не может быть сведена только к компенсации "провалов" рынка. Важным оказывается и содействие развитию рыночного механизма (поскольку конкуренция проникает и в государственный сектор), его дополнение, когда он слаб или недостаточно развит (достаточно сослаться на пример роли государства в США по созданию рынка информационных и коммерческих услуг в компьютерной сети Интернет), повышение эффективности использования экономических ресурсов общества.

Принципиально важным аспектом изучения роли государства является выявление его особенностей в современной переходной экономике. Переход от одной экономической системы к другой означает, прежде всего, институциональные изменения. Они осуществляются в формах: а) демонтажа одних институтов (например, ресурсного обеспечения по лимитам, устанавливаемым государством, всеобъемлющего государственного ценообразования и др.); б) преобразования других институтов (систем социального обеспечения, финансирования социальной инфраструктуры и т.д.); в) появления новых институтов (частных предприятий, коммерческих банков, товарных и фондовых бирж и т.д.).

Такой процесс призван создать новые правовые нормы и условия, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие рыночных отношений и связей. Поэтому институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям реформ.

Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики - причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью рыночного механизма. Отсюда, повышенная роль государства в осуществлении перемен в отраслевой и региональной структуре экономики, ее финансовой и инвестиционной сферах.

В оценке роли российского государства в переходной экономике необходимо учесть ее специфику. Последняя в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чертами общественного устройства и культурных традиций: повышенной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функционирования частного капитала, широкомасштабной практикой коллективных (артельных) форм труда.

Важно учесть и особенности действия экономических факторов, оказывающих на трансформационные процессы как негативное, сдерживающее влияние, так и позитивное.

К первым, например, относятся: высочайшая степень монополизации производства, изначальное отсутствие слоя частных предпринимателей - носителей определенных ценностных ориентаций и экономических интересов, разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, Совета Экономической Взаимопомощи, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и др.

Ко вторым - следует отнести в первую очередь уникальный состав и объем естественных ресурсов, которыми располагает Россия, высокая конкурентоспособность ее систем образования и фундаментальных научных исследований, наличие в отдельных сферах экономики (например, в аэрокосмической промышленности) технологий, зачастую не имеющих мировых аналогов.

Главным в содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т.е. устранение монополии государства во всех сферах жизни общества. Его основными направлениями выступают: 1) создание негосударственного сектора (посредством инициативного возникновения частного предпринимательства и в результате приватизации); 2) замена административно устанавливаемых хозяйственных связей взаимовыгодными рыночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней торговли; 4) децентрализация функций государственного управления; 5) формирование механизма государственного регулирования экономики с доминированием экономических методов воздействия.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.