МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1991 - 2001 гг.





Группы населения (по 20% от общего числа) Доля в общем объеме доходов населения, %
1991 г. 2001 г.
Низшая 11,9 5,9
Вторая 15,8 10,4
Третья 18,8 15,0
Четвертая 22,8 21,7
Высшая 30,7 47,0
Коэффициент Джини 0,260 0,396

Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста проводит политику регулирования доходов и потребления. Отношение к этому направлению социальной политики неоднозначно. Сторонники смягчения неравенства считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что политика выравнивания доходов и потребления ослабляет стимулы к предпринимательскому риску, к увеличению доходов и сбережений.

К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина представляет собой набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих скромное, но достаточно приличное существование. В РФ минимальная потребительская корзина фактически не гарантирует физического выживания. Прожиточный минимум (ПМ) – это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины. В развитых странах минимальный ПМ рассчитывается на семью. Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций. Так, признанная Международной Организацией Труда (МОТ) черта бедности в 2001 г. составила на одного человека 80 долл. в месяц, в США она составляет на семью 16,2 тыс. долл. в год. В РФ прожиточный минимум в 2005 г. составлял около 2500 руб.

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10 - 15% и составляет 40 - 50% от средней заработной платы. В РФ минимальный размер оплаты труда с 1.05.2006 г. составляет 1100 руб., или около 40% от прожиточного минимума.

Индексация доходов представляет собой прирост номинальных зарплаты и социальных трансфертов в соответствии с темпами инфляции для сохранения покупательной способности получаемых доходов. В 70-е годы ХХ в. профсоюзы в высокоразвитых странах добились индексации доходов, в т.ч. прироста номинальной заработной платы в соответствии с ростом уровня цен. В 1980-е годы от индексации в трудовых соглашениях отказались, так как рост зарплаты увеличивает издержки производства и предприниматели, стремясь противостоять снижению своих прибылей, повышают цены, что приводит к новому витку инфляции. Государство для усиления трудовой мотивации и развития социального партнерства в сфере труда стало стимулировать распределение акций среди наемных работников за счет части прибыли фирмы. В РФ индексация доходов проводится несвоевременно и является малоэффективной. Так, с 1 мая 2006 г. минимальный размер оплаты труда повышен до 1100 руб. Предполагается, что МРОТ сравняется с прожиточным минимумом лишь в 2008 г.



Используя прогрессивное налогообложение, государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов. Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах 16 – 65 %, в Канаде – 14,4 – 51,3 %, в США – 15 – 50 %. В РФ действует пропорциональная ставка подоходного налога 13%. Ее введение объясняется необходимостью выведения доходов из теневого сектора и стимулирования экономического роста.

Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.

Под социальным партнерством понимается согласование действий государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в сфере трудовых отношений. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплаты труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5 – 2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.

Таким образом, хотя в России в 1990-е годы сложилась система государственного регулирования доходов и потребления по форме во многом схожая с той, которая используется в высокоразвитых странах, но по своему содержанию она не ориентированна на поддержание экономической и социальной стабильности, на стимулирование экономического роста.

 

5. Государственный бюджет, его дефицит и профицит.

Структура госбюджета.

Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет РФ включает в себя государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований.

Государственные бюджеты на очередной год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета.

Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой (рис.13-1).

Рис. 13 - 1. Структура доходов и расходов госбюджета

Доходы государственного бюджета формируются за счёт налоговых поступлений с доходов, капитала, товаров и услуг и неналоговых доходов (например, доходы от государственной собственности, приватизации и т.д.). Налоговые поступления составляют порядка 90% доходной части госбюджета в РФ.

В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков:

- расходы на национальную оборону и содержание государственного аппарата.

- расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику.

- расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.

- финансовая помощь нижестоящим бюджетам.

Самой крупной статьей расходов в госбюджете РФ является финансовая помощь бюджетам различных уровней (порядка 30%). На национальную оборону и содержание госаппарат в 2003 г. было направлено порядка 16% расходной части госбюджета, на социальную сферу – порядка 15%.

Для высокоразвитых стран характерно увеличение доли расходов на человеческие ресурсы, что объясняется возрастанием их роли в обеспечении экономического роста. Так в США в 2001 г. расходы на социальные цели (человеческие ресурсы) составили 65%, и в 3 раза превысили расходы на национальную оборону.

Бюджетная система РФ строится на принципе фискального федерализма, что предполагает:

- экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;

- создание целевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;

- наличие системы трансфертных выплат, которые выдаются для погашения расходов, если собственные доходы нижестоящего бюджета слишком низки.

Если доходы государственного бюджета равны расходам, то бюджет является сбалансированным. Если доходы больше расходов возникает профицит бюджета. Если доходы меньше расходов возникает дефицит государственного бюджета.

Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов, проводя определённую бюджетно-финансовую политику. Если образуется и растет бюджетный дефицит, это может быть сигналом “заболевания” экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

1. Циклический дефицит возникает в условиях циклического спада в экономике, когда налоговые поступления сокращаются, а увеличиваются трансфертные выплаты.

2. Структурный дефицит связан с изменениями в налоговой политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, налоговые реформы, террористические акции и т.п.). Бездефицитность бюджета сама по себе не означает еще “здоровья” экономики. Кроме того, всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, с 2000 г. государственный (федеральный) бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

6. Налоговая система, ее основные элементы: налог, налогооблагаемая база, налоговая ставка, налоговые льготы. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональный налог. Прогрессивный и регрессивный налоги. Чистые налоги.

Налоги - это обязательные, принудительные, безвозмездные платёжи, взимаемые государством с фирм и домохозяйств. Налоги выполняют стимулирующую, регулирующую, распределительную и фискальную функции.

Стимулирующая и регулирующая функции заключаются в воздействии на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние НТП. Налоговые поступления позволяют государству решать государственные задачи: направлять финансовые средства на национальную оборону, социальную политику, образование и т. п. В этом случае реализуется распределительная функция налогов.

Налоговая система содержит следующие элементы:

- субъект налога (налогоплательщик) – физические или юридические лица;

- объект налогообложения, или налогооблагаемая база – то, что облагается налогом (доход, товары и услуги, собственность, капитал);

- налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т. д.)

- налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Например, необлагаемый минимум (пороговая величина объекта, полностью освобожденная от налога) и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа, предоставляемая в целях стимулирования инвестиционной активности и обновления основного капитала).

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода, капитала и собственности физических и юридических лиц (прямая форма обложения). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара или услуги и являются налогами на потребителей. Например, это НДС, налог с продаж, акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа власти поступают налоги, различают федеральные налоги, налоги субъекта федерации и местные налоги.

Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными (рис. 13-2). Прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения (например, ставка подоходного налога в высокоразвитых странах); регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения (например, ставка единого социального налога в РФ); пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения (ставка подоходного налога в РФ).

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном - тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.

Чистые налоги – это налоговые поступления за вычетом трансфертных платежей.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.