Модуль 3 Открытая экономика ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ _________Макроэкономика (продвинутый уровень)_____________________ (наименование дисциплины) _________ Направление 30.04.01 - Экономика _________________________________ (код и наименование направления подготовки) Экономическая теория, Прикладная макроэкономики и экономическая политика, Экономика закупок, Бухгалтерский учет, анализ и аудит_________ (наименование профиля подготовки) магистр экономики ______________________________ Квалификация (степень) выпускника Ростов н/Д Паспорт Фонда оценочных средств по дисциплинеМакроэкономика (продвинутый уровень)________________ (наименование дисциплины) № п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства | | Модуль 1. Макроэкономическая динамика: роль государства | | | | Макроэкономическая динамика российской экономики в условиях стагнации | способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции ОК-1 | Эссе по непереводному источнику | 2. 2 | Мейнстрим и посткейнсианская теория государства | способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3) | Рубежная контрольная работа (тест + задание 2) | | Модуль 2. Потребление и инвестиции | | | 3. 1 | Потребление в кратко- и долгосрочном периодах. | способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на макроуровне (ПК-8) | Задачи | | Теории инвестиций: сравнительный анализ | способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3) | Рубежная контрольная работа (тест + задание 2) | | Модуль 3. Теории и модели открытой экономики | | | | Генезис теорий международной торговли | способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов, прежде всего государства (ПК-7) | | 3. 2 | Эффекты присоединения к ВТО на макроэкономику. | способен принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13) | Презентация | 4. 3 | Макроэкономическая политика реиндустриализации и импортозамещения | способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12) | Рубежная контрольная работа (тест + задание 2) | ЮФУ Кафедра _экономической теории__________________ (наименование кафедры) Комплект заданий для рубежных контрольных работ по дисциплине Макроэкономика (продвинутый уровень)____________________ (наименование дисциплины) Модуль1 … Макроэкономическая динамика: роль государства Вариант 1. Задание 1 Вопрос 1. Рассчитайте номинальный ВВП через 6 лет, если в 1-м (базисном) году он составил 500, через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в два раза, а реальный ВВП вырос на 40%: 1) 2000; 2) 1400; 3) 1000; 4) 750. Вопрос 2. Оцените, какой показатель национальных счетов возрастет, если фирмы начнут все свои прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов: 1) ВВП; 2) чистых инвестиций; 3) амортизации; 4) личного дохода. Вопрос 3. Определите, прибавляется ли величина снижения инвестиций к запасам при подсчете ВВП данного года в экономике, где было потреблено больше, чем произведено: 1) да; 2) нет. Вопрос 4. Рассчитайте частные сбережения, если и инвестиции равны 220, бюджетный излишек - 10, экспорт составил 175, а импорт - 185: 1) 200; 2) 150; 3) 195; 4) 130. Вопрос 5. Оцените частные сбережения в закрытой экономике с потребительскими расходами С=1200; валовыми инвестициями I= 500; государственными расходами G=300; процентами по государственному долгу N=100; налогами T=400 и чистым экспортом NX= -100: 1) 200; 2) 600; 3) 330; 4) 150. Вопрос 6. Оцените государственные сбережения в закрытой экономике с потребительскими расходами С=1200; валовыми инвестициями I= 500; государственными расходами G=300; процентами по государственному долгу N=100; налогами T=400 и чистым экспортом NX= -100: 1) -100; 2) 100; 3) 200; 4) -200. Вопрос 7. Оцените сбережения внешнего мира в закрытой экономике с потребительскими расходами С=1200; валовыми инвестициями I= 500; государственными расходами G=300; процентами по государственному долгу N=100; налогами T=400 и чистым экспортом NX= -100: 1) 100; 2) -100; 3) 200; 4) -200. Вопрос 8. Выделите, что не относится к категории "запаса": 1) накопленного богатства потребителей; 2) дефицита государственного бюджета; 3) количества безработных; 4) объема капитала в экономике. Вопрос 9. Рассчитайте объем ВВП с учетом операций: компания по производству шин продает фирме, производящей автомобили, 4 шины стоимостью 400 долл., другая компания продает автомобильной фирме плейер за 500 долл., а автомобильная фирма устанавливает все это на новой машине и продает её за 20000долл.: 1) 20000; 2) 900; 3) 20900; 4) 20000 минус прибыль автомобильной фирмы. Вопрос 10. Рассчитайте дефлятор ВВП для 2014 г., принимая 2010 г. за базисный, для экономики в которой производятся и потребляются два продукта: апельсины и яблоки с ценами - апельсины в 2010 г. - 1 долл., в 2014 г. - 0,5 долл. за штуку, яблоки в 2010 г. - 0,5 долл., в 1990 г. - 1 долл. и объемами производства - в 2010. 10 яблок и 5 апельсинов, а в 2014 г. - 5 яблок и 10 апельсинов. 1) 0,8; 2) 0,6; 3) 0,4; 4) 0,5. Вопрос 11. Потребительская корзина средней городской семьи в США стоила в 2010 г. 14000 долл., а такая же корзина в 2014 г. стоила уже 21000 долл. (в текущих ценах). Потребительская корзина товаров и услуг, приобретаемых в 2014 г., стоила 20000 долл. (в ценах 2014 г. ), тогда как такая же корзина в ценах 2010 г. стоила 15000 долл. Рассчитайте индекс потребительских цен для 2014г., принимая за базисный 2010 г. 1) 1,5; 2) 1,4; 3) 1,2; 4) 1,8. Вопрос 12. Определите, какие из перечисленных ниже функций могут быть отнесены к поведенческим: 1) совокупный спрос на товары и услуги зависит от спроса домохозяйств, фирм государства и иностранного сектора; 2) размер штрафа зависит от масштаба загрязнения окружающей среды; 3) сумма налоговых платежей определяется величиной налоговой ставки; 4) размер потребительских расходов зависит от располагаемых доходов домохозяйств. Вопрос 13. Выделите все проблемы, входящие в предмет исследования макроэкономики: 1) уровень безработицы в стране; 2) установление относительных цен на рынке факторов производства; 3) объем инвестиционного спроса в экономике; 4) влияние фискальной политики на экономический рост. Вопрос 14. Определите отличия экономических связей, отражаемых поведенческими макроэкономическими моделями в сравнении с технологическими: 1) субъективные; 2) объективные; 3) нет однозначного ответа. Вопрос 15. Выделите основные субъекты макроэкономики: 1) Центральный банк; 2) домохозяйства; 3) фирмы; 4) рынок товаров и услуг; 5) государство. Вопрос 16. Определите специфику проведенного Центральный банк анализа, результаты которого отражены в его сообщении о том, что повышение учетной ставки привело к снижению спроса на деньги и замедлению темпов инфляции: 1) ex post; 2) ex ante; 3) нормативного; 4) позитивного. Вопрос 17. Определите цели создания макроэкономических моделей: 1) отражения идеального функционирования экономики; 2) выявление принципиальных экономических связей; 3) точного отражения процессов, протекающих в экономике; 4) анализа влияния эндогенных переменных на экзогенные; 5) осуществления экономических прогнозов. Задание 2. Искажающее влияние налогов на общее экономическое равновесие (Парето эффективное состояние) Вариант 2……………………………………………………...……….….………………… 1. Оцените число этапов в новейшей истории развития России: а. 7 этапов б. 6 этапов в. 3 этапа г. 5 этапов 2. Содержательно охарактеризуйте трансформационный спад 1990-х гг.: А.падение производства валового внутреннего продукта в условиях трансформации плановой экономики в рыночную Б.падение промышленного производства в условиях перехода на инновационный путь развития В.падение производства в условиях технологической модернизации Г.падение производства вследствие перехода от 4 технологического уклада к 6 технологическому укладу 3. Соотнесите сроки появления и содержательные характеристики неоэкономики: а. в начале 2000-х гг., когда знания стали превращаться в доминирующий фактор производства б. в середине 1980-х гг., когда начался процесс интернетизации экономики в. в середине 1990-х гг., когда начал формироваться IT-сектор экономики 4. Оцените темпы развития Ростовской области: А.более высокие, чем макроэкономика в целом Б. более низкие, чем макроэкономика в целом В. совпадающие со среднероссийскими 5. Выделите причину нестабильности жизненного уровня населения России в условиях стагнации: А. влияние внешней нестабильности Б ожидания второй волны мирового кризиса В высокая дифференциация населения по доходам 6. Выделите новую экономическую категорию, отражающую ускоренный рост цен на продовольствие: а. инфляция б. агфляция в. дефляция г. дезинфляция д. конкуренция 7.Идентифицируйте цель модернизации государства: а. создание открытой экономики б. создание Мирового финансового центра в г. Москва в. формирование конкурентоспособной экономики 8. Предложите меры по поддержке бизнеса в условиях стагнации через госзакупки: а. снижение их доступности для крупного бизнеса б. своевременное финансирование госконтрактов в. увеличением объемов госзаказов как альтернативы прямой бюджетной поддержке отдельных хозяйствующих субъектов, отбор которых является коррупционогенным г. повышение транспарентности системы размещения госзаказов д. верно б, в е. верно в, г 9. Выделите меры стимулирующей политики госрасходов в период стагнации: а. увеличение государственных расходов б. сокращение государственных расходов в. снижение налогов г. повышение налогов д. сочетание роста государственных расходов со снижением налогов е. сочетание сокращения государственных расходов с повышением налогов 10 Этапизируйте периоды в развитии каждой экономической системы: а. молодости, зрелости, старости б. нисходящего развития, связанного с нарастанием нового, становления и восходящего развития, зрелого состояния в. становления и восходящего развития, зрелого состояния, нисходящего развития, связанного с нарастанием нового 11. Определите дату отнесения России к странам с переходным типом экономики: а. 1991г. б. 1992г. в. 1994г. г. 2001г. д. 2003г. 12. Выберите главную функцию Резервного фонда РФ: а. снижение экономических последствий от меняющейся конъюнктуры рынка б. защита федерального бюджета от колебаний нефтяной конъюнктуры в. сдерживание инфляционных процессов г. верны ответы a и в 13. Определите модель рынка, доминирующую в большинстве отраслей российской экономики: а. монополистическая б. олигополистическая в. монопсоническая 14. Выделите основную задачу дерегулирования экономики: а. снижение барьеров входа на рынок б. ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы всех агентов в. Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов власти 15. Содержательно охарактеризуйте реиндустриализацию: А. Процесс создания крупного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности, с применением новых технологий. Б. Экономическая политика, включающая более широкие меры, чем промышленная политика и направленная на решоринг (возврат) или восстановление промышленного производства 16 Выделите характеристики стагнации: а снижение темпов экономического роста страны б отрицательные темпы макродинамики г низкие темпы роста ВВП д сочетание падения темпов роста ВВП с ростом инфляции 17. Определите тип инфляции в РФ в 2014: а дезинфляция б агфляция в стагфляция г стагнация Модуль 2 Потребление и инвестиции ………… Вариант 1 Задание 1. Функция потребления имеет вид С = 0,75У. а) Определите мультипликатор в данной задаче. б) Постройте функцию сбережений в) Рассчитайте равновесный доход, потребление и сбережение, если инвестиции равны 5 млн. руб.? Задание 2. В закрытой экономике без экономической активности государства функция потребления домашних хозяйств имеет вид: С = 10 + 0,8 у; предприниматели ежегодно планируют объем автономных инвестиций в размере 17 ед. благ; известны объемы произведенного в течение 5 последних лет национального дохода: t......... 1 2 3 4 5 у......... 100 120 135 140 150 Определить объемы незапланированных инвестиций в каждом году. Вариант 2 Задание 1. Если С = 5 + 0,75У и инвестиции составляют 6 млн. руб., определите: А. Общий вид функции потребления Д.Кейнса и его гипотезы. Б. Мультипликатор инвестиций в данной задаче; В. Равновесный уровень дохода; Г. Что произойдет с равновесным доходом, если автономное потребление снизится на 1 млн. долл.; Д. Дайте графическую интерпретацию. Задание 2. В начале года предприниматели планировали чистые инвестиции в объеме 550 ден. ед., а домашние хозяйства намеревались сделать сбережения в объеме 600 ден. ед. По завершении года оказалось, что чистых инвестиций осуществлено на сумму 580 ден. ед. Каковы были в этом году сбережения? Модуль 3 Открытая экономика Вариант 1…………………………………………..………………………………………………………………. Задание 1. В малой открытой экономике с плавающим валютным курсом правительство отменяет существовавшие ранее квоты на импорт. а) Оцените влияние этого решения государства на чистый экспорт и доход в новом состоянии краткосрочного равновесия? б) Представьте свой ответ графически. Задание 2. Определите влияние повышения налогов на доход, потребление, инвестиции и чистый экспорт в малой открытой экономике в краткосрочном и долгосрочном периодах при плавающем валютном курсе? Задание 3. Задана модель Манделла-Флеминга в условиях фиксированного валютного курса: IS: Y=400+3G-2T+NX-200r LM: Y=200r-200+2(M/P) NX=200-100εr; P=1 мировая ставка процента r*=2. Первоначально обменный курс равен 1. а) Рассчитайте краткосрочные равновесные значения выпуска, реальной ставки процента, чистого экспорта и реального валютного курса, если M=G=T=100? б) Рассчитайте новые равновесные значения выпуска, реальной ставки процента, чистого экспорта и предложения денег при росте G до 150? Вариант 2………………………………………………….….……………………………………………………. Задание 1.Пусть в модели Манделла - Флеминга параметры имеют следующие значения: `A = 1000; c = 0,9; b = 25; i0 = 6 %; `Im = 20; m = 0,25; Ex = 400. а) Определите мультипликатор открытой экономики. б) Определите равновесный уровень дохода. в) Рассчитайте торговый баланс. Задание 2.…………………………………………..……………………………………..……………..…………. Задание 3.… Критерии оценки: · оценка «отлично» выставляется студенту, если ..………..………………………; · оценка «хорошо» ……………………………… ………..…………………………; · оценка «удовлетворительно» ………………………………………..…….………; · оценка «неудовлетворительно» …………………………………..………………. - оценка «зачтено» выставляется студенту, если …………………..……………..; - оценка «не зачтено» ………………………………………………………………… Составитель ________________________ Белокрылова О.С. (подпись) «____»__________________2015 г. Модуль 3. ВУЗ Кафедра _экономической теории_________________ (наименование кафедры) Темы эссе по дисциплине_Макроэкономика (продвинутый уровень)__________ (наименование дисциплины) Модуль 3. __ Тема: "Эффекты присоединения к ВТО на экономику России. Стратегия импортозамещения_ 1. Принципы ВТО 2. Присоединение России к ВТО 3. Эффекты членства в ВТО на аграрную сферу России 4. ВТО: риски и возможности для российских производителей 5. Эффект Балассы-Самуэльсона 6. Вынужденность стратегии импортозамещения 7. Роль госзакупок в реализации стратегии импортозамещения 8. Реиндустриализация как единственный вариант импортозамещения 9. Судьба режима промсборки автомобилей в России 10. Диверсификация как приоритет развития АПК в условиях членства Россиив ВТО 11. Теории международной торговли: сравнительный анализ и классификация 12.Внешнеторговая политика в условиях экономических санкций Запада 13. Эффект политики протекционизма: воздействие на национальное производство, импорт, реальный обменный курс. 14.Динамика валютного курса рубля и ее перспективы 15. Открытая экономика и глобализация. 16. Воздействие финансовой и монетаристской политики на внешнее равновесие. 17. Диаграмма Т. Свона и двойное равновесие. 18. Модель Р. Манделла: равновесие в открытой экономике. 19. Глобальные экономические проблемы. Критерии оценки: · оценка «отлично» выставляется студенту, если в эссе отражено содержание вопроса в полной мере, приведены примеры из зарубежной, российской и региональной практики; · оценка «хорошо», если в эссе отражено содержание вопроса, приведены примеры и статистические данные; · оценка «удовлетворительно», если в эссе частично отражено содержание вопроса, не приведены примеры; · оценка «неудовлетворительно» , если работа не сдана, или отражено содержание другого вопроса, или отражены лишь некоторые элементы проблемы, не приведены примеры. Составитель ________________________ О.С. Белокрылова (подпись) «____»__________________2015 г. |