ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МОДУЛЮ «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ» $$$ 1D Выберите философскую традицию, к которой относился Ф.Бэкон: А. | рационализм | В. | номинализм | С. | реализм | D. | эмпиризм | Е. | сенсуализм | $$$ 2 D Формулу сенсуализма “Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах” Г. Лейбниц принимал лишь с поправкой: А. | кроме идей | В. | кроме мыслей | С. | кроме Бога | D. | кроме самого разума | Е. | кроме аналогий | $$$ 3 А Сократ различал пять типов государства. Высшим из них он считал А. | Монархию | В. | Тиранию | С. | Плутократию | D. | Демократию | Е. | Тимократию | $$$ 4 А Средневековую арабо-мусульманскую философию называют спекулятивной, потому что термин “спекуляция” означает А. | Наблюдаю, созерцаю | В. | Перепродаю | С. | Использую | D. | Наследую | Е. | Достаю | $$$ 5 С Р.Декарт считал абсолютно несомненным суждение А. | substancia - causa sui | В. | credo, ut intelligam | С. | cogito ergo sum | D. | errare humanum est | Е. | in vino veritas | $$$ 6 D Б.Спиноза отождествляет субстанцию с А. | Богом | В. | природой | С. | мышлением | D. | природой и Богом | Е. | верой и разумом | $$$ 7 С Монадология Г.Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана его разработке А. | принципа единства бытия и мышления | В. | онтологического различия между бытием и сущим | С. | дифференциального исчисления бесконечно малых величин | D. | феноменологии духа | Е. | наукоучения | $$$ 8 А Аристотель делит добродетель на два рода: интеллектуальный и моральный. Интеллектуальные добродетели есть результат обучения, моральные А. | слагаются из привычек | В. | являются врожденными | С. | диктуются законом | D. | являются непостижимыми | Е. | даются Богом | $$$ 9 В Категорический императив Канта гласит А. | цель оправдывает средства | В. | действуй только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так, как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы | С. | человек человеку волк | D. | большинство должно быть средством для возвышения меньшинства, т.к. большинство нельзя рассматривать как имеющее какие-то независимые притязания на счастье или благополучие | Е. | Бог всему закон | $$$ 10 С В Упанишадах индивидуальная духовная сущность называется А. | карма | В. | саттва | С. | атман | D. | девояна | Е. | сансара | $$$ 11 В Платон считал, что есть три добродетели, которые соответствуют трем сословиям: крестьянам, ремесленникам и купцам - умеренность, стражам - храбрость, правителям - мудрость. Но он выделял еще и четвертую добродетель, которую называет державной добродетелью. Укажите эту добродетель: А. | богатство | В. | справедливость | С. | доброта | D. | возвышенность | Е. | хитрость | $$$ 12 С В теории государственных устройств Аристотель считал, что три хорошие формы государств легко деформируются в три плохие. Монархия деформируется в тиранию, аристократия - в олигархию, полития – в … А. | плутократию | В. | автократию | С. | демократию | D. | тимократию | Е. | мерентократию | $$$ 13 Е Определите из предложенного набора принципов собственно конфуцианский принцип: А. | свободы | В. | относительности | С. | пользы | D. | счастья | Е. | человечности | $$$ 14 С “Апейрон” - термин философии Анаксимандра - означает А. | Восстановление движения | В. | отрицание покоя | С. | бесконечное, безграничное, неопределенное | D. | видимость, явление, кажимость | Е. | стихия | $$$ 15 В Определите, что Аристотель называл катарсисом А. | достижение счастья | В. | очищение страстей | С. | познание природы | D. | получение выгоды | Е. | демонстрацию лояльности | $$$ 16 D Назовите основной закон бытия, сформулированный Аристотелем А. | “все действительное разумно, все разумное действительно” | В. | «все познается в сравнении» | С. | “все существующее проявляет свою актуальность через противоречие” | D. | “вместе существовать и не существовать нельзя” | Е. | сущее зависит от несущего | $$$ 17 D Как вы думаете, что Аврелий Августин основой и главным источником человеческих знаний? А. | чувство | В. | сомнение | С. | разум | D. | веру в Божественный авторитет, зафиксированный в Священном Писании | Е. | наитие | $$$ 18 D Определите, что Гегель полагал в качестве основы всех явлений природы и общества: А. | материальную действительность | В. | субъективные ощущения | | С. | множественную субстанция | | D. | абсолют, “мировой разум”, который существует до реального мира, природы, общества | | Е. | человека | | $$$ 19 А “Человеческое знание есть знание о единичных вещах, которым принадлежит реальное существование. Универсалии существуют лишь в человеческом уме”. Эта гносеологическая доктрина носит название А. | номинализм | В. | реализм | С. | концептуализм | D. | идеализм | Е. | агностицизм | $$$ 20 С В понимании Платона материя есть А. | «пустая абстракция» | | | В. | «сочетание формы и идеи» | С. | “некоторый вид - незримый, бесформенный, неуловимый” | D. | «субстанция» | Е. | «божественный знак» | $$$ 21 С Шопенгауэр полагал в качестве основы мира волю как слепое хотение. Результатом такого волевого основания является человеческое страдание. Выделите из предложенного перечня средств уклонения от слепого хотения мировой воли собственно шопенгауэровское средство А. | безразличие | В. | энтузиазм | С. | творчество | D. | успех | Е. | безделие | $$$ 22 А Продолжите высказывание: «Учителя философии утверждают, что с точки зрения Демокрита атом был пределом… А. деления В. умножения С. взаимодействия D. приращения Е. распределения $$$ 23 С Определите, кто был основоположником трансцендентального идеализма: А. Гегель В. Фейербах С. Кант D. Конт Е. Лейбниц $$$ 24 В Один из досократиков утверждал, что во всем есть часть всего. Это был… А. Эпикур В. Анаксагор С. Сенека D. Аристотель Е. Платон $$$ 25 С Укажите из предложенного реестра форм философского размышления наиболее популярную в эпоху средневековья в Европе: А. кодекс В. трактат С. сумма D. система Е. эссе $$$ 26 С Определите принцип, выраженный уравнением «одно и тоже - мысль и то, о чем она возникла» А. единства логического и исторического В. единства сущности и существования С. единства бытия и мышления D. единства абстрактного и конкретного Е. единства минимума и максимума $$$ 27 В Один из философов XIX в. утверждал, что человек- это мост, наводящий животное на сверхчеловека. Это был… А. Шопенгауэр В. Ницше С. Маркс D. Фрейд Е. Поппер $$$ 28 С Античное понятие «эпохе» - это... А. Атараксия В. Апатия С. Воздержание от суждения D. Умозаключение по аналогии Е. Интуитивное суждение $$$ 29 С Выберите из названных философов того, кто придерживался антитетической диалектики « или... или» А. Г. Гегель В. Г. Шеллинг С. Къеркегор D. В.Соловьев Е. Платон $$$ 30 В В средневековом реализме в качестве принципа индивидуации выступает: А. форма В. материя С. дух D. идея Е. Время $$$ 31 А Первая философия Аристотеля является философией А. бытия В. сознания С. морали D. искусства Е. политики $$$ 32 С Известно, что К. Марк и Ф.Энгельс стали родоначальниками одной из неклассических философий. Выберите из предложенных вариантов такой философии верный А. эмпирическая философия В. рационалистическаяую философия С. исторический и диалектический материализм D. антропологический материализм Е. агностицизм. $$$ 33 А «Революционный переворот в философии, совершенный К. Марксом и Ф. Энгельсом, заключался в том, что они…». Найдите правильное продолжение этого высказывания из предложенных ниже предложений А. соединили в единое целое материализм и диалектику В. соединили в одно целое агностицизм и диалектику С. создали классификацию наук, по свойствам человеческого ума. D. сформулировали категорический императив- моральный закон. Е. выдвинули закон двойственности эволюции - интеллектуальный и технический $$$ 34 В Метод, к которому можно прийти лишь через постепенное движение мысли, при ясном и отчетливом осознании каждого шага, с помощью которого мы неизвестное делаем известным, превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство, по Декарту, это: А. индуктивный метод В. дедуктивный метод С. диалектический метод D. эмпирический метод Е. формально-логический метод $$$ 35 D Выберите из данных философских направлений такое, которое было основано на принципе, что «источником подлинного «положительного» знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности А. фрейдизм В. иррационализм С. феноменология D. позитивизм Е. эмпиризм $$$ 36 А Ж.Ж. Руссо главную причину перехода от равенства, которое он считал естественным состоянием, к неравенству находил в А. возникновении частной собственности В. феодальном укладе общества С. чрезмерном интеллектуализме общества D. потребительском соотношении к природе Е. божественном предопределении $$$ 37 А Платон ввел в философию понятие: А. «сюнагоге» В. «логос» С. «форма» D. «нус» Е. «апейрон» $$$ 38 С Определите, что лежит в основе мира, по мнению Парменида: А. вода В. апейрон С. бытие D. воздух Е. число $$$ 39 А Пифагор утверждал: А. «Числу все вещи подобны» В. «Война-отец всех» С. «Понимание у людей - околосердечная кровь» D. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Е. «Человек- мера всех вещей» $$$ 40 В Выберите из названных философов того, кто сформулировал диалектический принцип развития мира: А. Анаксимандр В. Гераклит С. Парменид D. Фалес Е. Пифагор $$$ 41 А Выберите из перечисленных философов того, кто считается предшественником экзистенциализма, и является автором трактата «Страх и трепет»: А. С. Кьеркегор В. Н.Бердяев С. М.Вебер D. К.Ясперс Е. Ж.-П. Сартр. $$$ 42 D Ф. Ницше, являясь создателем «философии жизни», в основу своей философии положил понятие: А. свобода воли В. живая жизнь С. Бытие в мире D. воля к власти Е. воля к жизни $$$ 43 D Определите и выберите из указанных ниже ответов тот, который христианское отношение к природе в средневековье А. природа - это нечто, сотворенное богом В. природа - это убежище от порочной человеческой цивилизации С. природа - это объект интенсивной преобразовательной деятельности D. природа - это нечто, сотворенное богом и более низкое, чем сам человек Е. природа - это земной град. $$$ 44 С Спиноза решает проблему субстанции с позиции… А. деизма В. теизма С. пантеизма D. атеизма Е. Идеализма $$$ 45 С «Мера всех вещей - человек». Это философский принцип… А. Сократа В. Платона С Протагора D. Аристотеля Е. Фалеса $$$ 46 В «Основными направлениями в средневековой философии были…». Выберите правильное продолжение этого высказывания А. эмпиризм, рационализм В. номинализм, реализм С. материализм, идеализм D. метафизика, схоластика Е. идеализм, метафизика $$$ 47 А Определите, кому именно принадлежал принцип достаточного основания из указанных философов Нового времени А. Лейбницу В. Декарту С. Спинозе D. Вольтеру Е. Гоббсу $$$ 48 D Понятие сансары в древнеиндийской философии означает… А. | круг колеса в посмертном воздаянии | В. | круговорот в «мире теней» | С. | круг колеса в кармическом мире жизни | D. | круг колеса в кармическом мире жизни и смерти | Е. | круговорот в кармическом мире смерти | $$$ 49 D В древнем Китае существовало несколько философских школ. В одной из них основной акцент мыслители ставили на логической проблематики. Это была школа.. А. | дао | В. | кун | С. | фа | D. | мин | Е. | инь и ян | $$$ 50 Е Смысл Инь и Ян в древнекитайской философии наиболее полно раскрывается в сравнении А. | воды и воздуха | В. | земли и солнца | С. | человека и природы | D. | воды и огня | Е. | активного и пассивного | $$$ 51 А Четыре священных истины Буддизма. Отметьте верную редакцию А. | жизнь-страдание, есть причины страдания, возможность избавления от страдания, путь избавления от страдания | В. | жизнь-любовь, есть причины любви, возможность избавления от любви, путь избавления от любви | С. | жизнь - долг, есть причины долга, возможность избавления от долга, путь избавления от долга | D. | жизнь - ненависть, есть причины ненависти, возможность избавления от ненависти, путь избавления от ненависти | Е. | жизнь - зависть, есть причины зависти, возможность избавления от зависти, путь избавления от зависти | $$$ 52 В Выделите название одной из апорий Зенона А. | Электрон и протон | В. | Ахиллес и черепаха | С. | Солнце и Земля | D. | Мужчина и Женщина | Е. | Знание и незнание | $$$ 53 С Отметьте, что является наивысшей сущностью, по Аристотелю А. | количество | В. | качество | С. | форма | D. | время | Е. | движение | $$$ 54 В Выберите из предложенных суждений такое которое стало жизненным кредо Сократа А. | «жизнь полна противоречий» | В. | «познай самого себя» | С. | «жизнь есть абсурд» | D. | «все в жизни проходит» | Е. | «знание» | $$$ 55 В Отметьте из приведенных мыслителей гедониста А. | Аристотель | В. | Аристипп | С. | Демокрит | D. | Фалес | Е. | Анаксимен | $$$ 56 В Основная особенность средневековой философии заключалась в … А. | космоцентризме | В. | теоцентризме | С. | антропоцентризме | D. | геоцентризме | Е. | фетишизме | $$$ 57 D Выделите из представителей восточного перипатетизма автора “Книги исцеления”? А. | аль Фараби | В. | ибн Рушд | С. | ибн Туфайль | D. | ибн Сина | Е. | аль Кинди | $$$ 58 D Определите, какое определение отражает суть средневекового познавательного статуса философии А. | философия - царица наук | В. | каждая наука - сама себе философия | С. | основа философии - диалектика | D. | философия - служанка богословия | Е. | философия - это сама жизнь | $$$ 59 D Определите, какая философия решает проблему человека как образа и подобия Божьего? А. | античная | В. | древнеиндийская | С. | древнекитайская | D. | средневековая западноевропейская | Е. | мыслителей Средней Азии | $$$ 60 С Определите, чья концепция основана на учении об идолах (призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта? А. | Аристотеля | В. | Лао цзы | С. | Ф.Бэкона | D. | Н.Кузанского | Е. | Демокрита | $$$ 61 С Укажите основные категории в философии И.Канта А. | “Дао”, “дэ” | В. | “и”, “ли” | С. | “вещь в себе”, “вещь для нас” | D. | “мировой разум”, “чистое бытие” | Е. | “производительные силы”, “производственные отношения” | $$$ 62 В Определите, кому принадлежит авторство диалектической триады: тезис - антитезис - синтез ? А. | И.Канту | В. | Г.Гегелю | С. | Л.Фейербаху | D. | К.Марксу | Е. | Ф.Энгельсу | $$$ 63 D Отметьте, кто определил социальную сущность человека так: “человек в своей сущности есть совокупность общественных отношений” ? А. | И.Кант | В. | Г.Гегель | С. | Л.Фейербах | D | К.Маркс | Е. | Ф.Энгельс | $$$ 64 С Выберите правильный ответ из предложенных относительно того, сколько форм движения выделил Ф.Энгельс в “Диалектике природы” $$$ 65 А Определите, что означает двойственность истины в философии средневековья А. | истина веры и разума | | В. | истина абсолютная и относительная | С. | истина веры и откровения | D. | исповедь и признание | Е. | жизнь - страдание, жизнь – абсурд | $$$ 66 А Продолжите правильно следующее суждение: «Трансцендентное, по Фоме Аквинскому - это…. А. | то, что находится вне человеческого сознания и недоступно ему, непознаваемо» | В. | то, что является чувством» | С. | то, что присуще (имманентно) сознанию» | D | то, что требует доказательства» | Е. | то, что находится в природе» | $$$ 67 А Определите, в каком значении использовал Андроник Родосский слово “метафизика” А. | после физики | В. | вокруг физики | С. | вместо физики | D. | для физики | Е. | у физики | $$$ 68 А Отметьте, кто является автором “Никомаховой этики” А. | Аристотель | В. | Платон | С. | Парменид | D. | Зенон | Е. | Гераклит | $$$ 69 С Укажите, что, по мнению Гераклита, является первоначалом бытия ? А. | земля | В. | вода | С. | огонь | D. | воздух | Е. | металл | $$$ 70 С Определите, кто из философов полагал материю в качестве совокупности ощущений ? А. | К.Маркс | В. | Ф.Энгельс | С. | Дж.Беркли | D. | В.И.Ленин | Е. | Л.Фейербах | $$$ 71 D Найдите правльное продолжение следующего высказывания: «Религия по Л. Фейербаху, основана на связи… А. | между человеком и Богом» | В. | между душой и телом» | С. | между светской и духовной жизнью» | D. | между человеком и человеком» | Е. | между человеком и обществом» | $$$ 72 А Философ Протагор считал, что у каждой вещи есть два аргумента, противоречащих друг другу. Истинность любого из них можно доказать. Протагор относится к А. | софистам | В. | элеатам | С. | милетцам | D. | атомистам | Е. | стоикам | $$$ 73 В Определите, кому из перечисленных философов принадлежит тезис о всеобщем изменении, выраженный словами: “все течет – все изменяется” А. | Фалесу | В. | Гераклиту | С. | Платону | D. | Сократу | Е. | Пармениду | $$$ 74 А Предметом философии, по Сократу, является… А. | человек как нравственное существо | В. | объективные моральные нормы | С. | Природа | D | понятийное знание | Е. | Логика | $$$ 75 А Этическое учение киников гласит: необходимо… А. | жить и умереть счастливым | В. | следовать господствующим этическим нормам и государственным законам | С. | быть рабом наслаждений | D | быть законопослушным гражданином | Е. | быть аскетом | $$$ 76 В Отметьте представителей милетской философской школы А. | Геродот, Гераклит, Кадм Милетский | В. | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен | С. | Фалес, Гераклит, Сократ | D | Сократ, Анаксимандр, Гераклит | Е. | Фалес, Анаксимандр, Гераклит | $$$ 77 А Метод эмпиризма Ф.Бэкона основан на… А. | суждении, что всякое полученное знание должно быть доказано опытным путем | | В. | априорных суждениях | | С. | аксиоматическом выведении аксиом знания | D. | отказе от всякой умозрительности | Е. | божественных истинах | $$$ 78 А Выберите из предложенных вариантов ответа тот, который содержит основные правила рационалистического метода Декарта А. | признавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью, мысленно делить исследуемый вопрос на простые элементы, идти от познания к простому, сложному | В. | признавать истинными догмы Священного писания | С. | признавать истинными субъективные ощущения человека | D. | признавать истинными продукты человеческого опыта, опосредованного теориями и верой | Е. | рационально то, что идет от Бога | $$$ 79 В Определите признаки априорного знания, по Канту А. | случайность и необходимость | В. | необходимость и строгая всеобщность | С. | возможность и действительность | D. | форма и содержание | Е. | качество и количество | $$$ 80 А Определите в каком суждении выражен гностицизм Д. Юма А. | человек не способен объективно оценивать совпадение своего знания с реальностью именно потому, что всякое знание происходит из опыта, за пределы которого невозможно выйти | В. | отсутствует логический способ установления соответствия между объектом и субъектом знания | С. | Познавательные способности человека | D. | объективный мир является “вещью в себе”, поэтому познать его невозможно | Е. | объективный мир дан Богом, поэтому познать его невозможно | $$$ 81 А Обозначьте, в каком тезисе заключается суть теории познания Платона А. | “знание - это припоминание” | | В. | “знание - сила” | С. | “познай самого себя” | D. | “мыслю, следовательно существую” | Е. | знаю, ибо верую | $$$ 82 А Сферой “практического разума” у Канта является… А. | сфера этического суждения | В. | сфера сознания мыслящего субъекта | С. | сфера религиозного сознания | D. | Сфера эстетического сознания | Е. | сфера культуры | $$$ 83 D Res cogitans - сознание как замкнутая в себе, отражающая не внешнее бытие, а самое себя духовность . Такое понимание сознания принадлежит… А. | Ф.Бэкону | В. | Д.Беркли | С. | К.Марксу | D. | Р.Декарту | Е. | Б.Спинозе | $$$ 84 В «Наука не самоцель - а средство увеличения власти человека над природой» Это высказывание принадлежат … А. Рене Декарту В. Фрэнсису Бэкону С. Джон Локку D. Вильгельм Лейбницу Е. Иммануил Канту $$$ 85 А Определите, чем определяются специфические особенности казахской философии А. Вербальной культурой казахского народа В. распространением исламской культуры С. духовной жизнью русского народа D. философскими взглядами Просветителей Е. казахским менталитетом $$$ 86 D Выберите верное определение человека в понимании Аристотеля А. Человек - биосоциальное существо, высший продукт развития материи, обладающее свойствами, присущими только человечеству. В. Человек - социальное существо, обладающее свойствами отличающими его от других людей. С. Человек - биологическое существо, обладающее неповторимыми свойствами отличающими его от других людей. D. Человек- это политическое животное Е. Человек - либо бог, либо зверь $$$ 87 D Определите картезианскую трактовку человека А. человек - это природное существо В. человек - это протяженная вещь. С. Человек - это биосоциальное существо D. человек - это умная вещь Е. человек - это духовное животное $$$ 88 Е Суть коперниканского переворота, совершенного И. Кантом, заключается в том, что он… А. трактовал человека как биосоциального существа В. разработал диалектический метод С. построил системы абсолютного субъекта D. обосновал логику построения научного знания Е обосновал активность субъекта познания $$$ 89 В Выясните, какая проблема поднималась впервые в философии Парменида А. проблема конечного и бесконечного В. проблема бытия и небытия С. проблема делимого и неделимого D. четного и нечетного Е. сущего и должного $$$ 90 D Определите, какая мысль выражена в словах Гераклита: «Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит» А. огонь как движение В. огонь как субстанция С. огонь как критерий мира D огонь как конечность мира Е. огонь как общая абстракция $$$ 91 А Подумайте и выберите из представленных античных философов того, кто дал определение философии как беседы души с самой собой А. Сократ В. Аристотель С. Эпикур D. Сенека Е. Плотин $$$ 92 С Выберите из перечисленных триад неоплатоническую триаду А. отец, мать, ребенок В. прошлое, настоящее, будущее С. единое, ум, душа D. чувство, воля, разум Е. мир, общество, человек $$$ 93 В Определите, кто из античных софистов полагал, что если бытие есть, то его нельзя познать, а если и можно, то знания нельзя передать словами А. Протагор В. Горгий С. Гиппий D. Продик Е. Критий $$$ 94 В Угадайте, кому из античных философов принадлежат эти слова: «Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательства тому - влечение к чувственным восприятиям»? А. Платону В. Аристотелю С. Гераклиту D. Зенону Е. Анаксагору $$$ 95 D Выберите из представленных философов античного мыслителя А. Гегель В. Ансельм С. Хайдеггер D. Парменид Е. Чаадеев $$$ 96 С Совершенной формой должной полисной жизни, по Сократу, могла бы быть … А. Демократия В. Монархия С. Полития D. Тимократия Е. Олигархия $$$ 97 А Фалес утверждал, что первоначалом всего сущего была… А. вода В. земля С. философия D. женщина Е. глупость $$$ 98 D Определите, кому принадлежат слова «Подобное узнается подобным» А. Фалесу В. Гераклиту С. Анаксагору D. Эмпедоклу Е. Анаксимандру $$$ 99 А Укажите, по мнению какого античного философа «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» А. Гераклита В. Анаксагора С. Эмпедокла D. Зенона Е. Фалеса $$$ 100 С Укажите, кто из приведенных досократиков разработал учение о космической любви и вражде А. Анаксимендр В. Анаксагор С. Эмпедокл D. Фалес Е. Парменид $$$ 101 В Определите, в каком произведении Аристотеля главным предметом исследования является сущее как таковое А. «О душе» В. «Метафизика» С. «Первая аналитика» D. «Никомахова этика» Е. «Физика» $$$ 102 В Определите, философию какого мыслителя называют в школьной философии «философией сада» А. Сенеки В. Эпикура С. Диогена D. Прокла Е. Пиррона $$$ 103 В Укажите основателя академической философии А. Аристотель В. Платон С. Аркесилай D. Хрисипп Е. Марк Аврелий -- $$$ 104 С Определите, с какой категорией диалектики Платона можно отождествить понятие «ничто»? А. бытие В. тождество С. различие D. движение Е. покой $$$ 105 А Выберите из названных досократиков мыслителя, полагавшего разум (Нус) космоса единственно чистым элементом А. Анаксагор B. Гераклит C. Парменид D. Анаксимандр E. Эмпедокл $$$ 106 В Укажите, что Августин Блаженный полагал в качестве первого творения бога: А. человека В. время С. пространство D. вещи Е. культуру $$$ 107 А Существует несколько доказательств бытия бога. Определите, какое именно доказательство бытия бога из приведенных ниже связывают со схоластом Ансельмом Кентерберийским А. Онтологического В. Космологического С. антропологического D. телеологического Е. Исторического доказательства бытия Бога $$$ 108 В Укажите, кто был основателем средневекового схоластического концептуализма А. Ансельм В. Абеляр С. Фома Аквинский D. Дунс Скот Е. Оккам $$$ 109 В Выберите из перечисленных средневековых философов того, кто разработал идею гармонии веры и ума А. Ибн-Рушд В. Фома Аквинский С. Оккам D. Бернар из Клерво Е. Мейстер Эрхарт $$$ 110 А Определите, кем был ибн Сина в решении вопроса о природе универсалий А. реалистом В. концептуалистом С. номиналистом D. сенсуалистом Е. материалистом $$$ 111 А Закон трех стадий, в котором утверждается, что человечество проходит в своем развитии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, является частью философской системы… А. О.Конта В. Г. Спенсера С. Маха D. Авенариуса Е. Ницше $$$ 112 D Принцип экономии мышления Авенариуса отталкивается от признания первостепенной важности… А. Научной теории В. Религиозных представлений С. Метафизических конференций D. Факта Е смысла $$$ 113 С Выберите из перечисленных мыслителей автора философского трактата“Левиафан” А. Платон В. Aль - Фараби С. Гоббс D. Фалес Е. Гераклит $$$ 114 А Определите, какое суждение является верным с точки зрения учебной философии А. Кант делит мир на феноменальный и ноуменальный В. именно Фейербаху принадлежат слова: “Все действительное разумно, все разумное действительно” С. Гегель выделяет диалектику объективную и субъективную D. Триада Гегеля подчеркивает конечность мира. Е. “Вещь себе”- основное понятие философии Фейербаха. $$$ 115 В Определите, какая форма материализма была господствующей в Новое время А. Стихийный матриализм В. метафизический С. вульгарный D. диалектический Е. номинализм $$$ 116 С Отметьте, какие элементы содержит сознание с точки зрения И. Канта А. сознание, сверхсознание, бессознательное В. сознание, самосознание, подсознание С. разум, рассудок, ощущение D интуиция, разум, воля Е. субъективный дух, объективный дух $$$ 117 С Определите, какое понятие является первой всеобщей абстракцией как первооснова мира в греческой философии А. все возникает из апейрона и все возвращается в него В. воздух – это дыхание, обнимающее весь мир С. все постоянно рождается из единого источника-воды D. все возникает из огня Е. земля как первооснова $$$ 118 А Укажите образ первопредка в функции обобщающего понятия в древнеиндийской предфилософии А. Брахман В. Рама С. брахман D. Кришна Е. Вишну $$$ 119 D “Жизнь - творческая эволюция”. Это определение жизни можно найти в учении А. Т. Куна В. Ф. Ницше С. З. Фрейда D. А. Бергсона Е. Гегеля $$$ 120 Е “Человек-машина”. Так определяли сущность человека в эпоху… А. античности В. средневековья С. возрождение D. современности Е. просвещения $$$ 121 В Определите, кто из упомянутых деятелей культуры дал обстоятельный анализ шаманизма А. И. Алтынсарин В. Ч. Валиханов С. Шакарим Кудайбердиев D. А. Кунанбаев Е. А. Байтурсынов $$$ 122 В «Монады находятся в беспрерывном изменении, т.к. «всякое сотворение бытие… подвержено изменению». Выберите из нижележащего столбца имен философов того, кому принадлежит это высказывание. А. И. Кант В. Г. Лейбниц С. В. Гегель D. Р. Декарт Е. Ф. Бэкон $$$ 123 В Определите и укажите, в чем именно заключается отличие «познания» от «знания»? А. принципиальной разницы нет В. познанием – это процесс, а знание – результат С. это разные аспекты познавательной деятельности D. они тождественны Е. знание момент познания $$$ 124 С Выберите из списка классическую книгу китайской образованности, в которой содержатся первые представления о мире и человеке Древнего Китая? А. книга истории В. книга порядка С. книга перемен D. книга песен Е. книга мысли $$$ 125 С Укажите из перечисленных понятий такое, какое наиболее часто использовалось в рассуждениях китайских даосов А. субстанция В. материя С. не-деяние D. сознание Е. качество $$$ 126 С Что такое мировоззрение? А. Познавательно – ценностное отношение человека к миру, рожденное традицией В. Некоторые взгляды, идеи и убеждения человека С. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира и место в нем человека D. Отношение человека к миру, истории, обществу, к культуре Е. Отношение человека к себе $$$ 127 А В структуре художественного мировоззрения преобладает: А. субъект над объектом В. объект над субъектом С. равенство между субъектом и объектом D. чувственность субъекта Е. умозрительность объекта $$$ 128 А Основополагающий принцип религиозного мировоззрения: А. вера В. сомнение С. вера и сомнение D. любовь Е. разум $$$ 129 D Структура научного мировоззрения: А. человек – общество В. мир – бог С. человек – бог D. человек – мир Е. человек – мир – бог $$$ 130 Е Структура религиозного мировоззрения: А. человек – общество В. мир – бог С. человек – бог D. человек – мир Е. человек – мир – бог $$$ 131 D На какой вере основывается научное мировоззрение: А. научное мировоззрение не основывается на вере В. на вере в бога С. на вере в рациональную непознаваемость мира D. на вере рациональную познаваемость мира Е. на вере в свои собственные силы $$$ 132 Е Основополагающий принцип научного мировоззрения: А. вера В. сомнение С. вера и сомнение D. любовь Е. разум $$$ 133 В Что общего между антропоморфическими и социопоморфическими проявлениями в древних мифологиях? А. общего ничего нет В. в примитивности и наивности объяснения С. в механизме понимания как переносе знаний из сферы познанного в сферу непознанного D. в механизме понимания как переносе знаний из сферы познанного в сферу познанного Е. в механизме понимания как переносе знаний из сферы непознанного в сферу познанного $$$ 134 В Что такое субстанция? А. Это то, что для своего существования не нуждается ни в чем кроме самой себя; В. Общая основа всего существующего и несуществующего; С. Первоматерия и перводвигатель; D. Идеальное, существующее реальное; Е. Материя $$$ 135 В В структуре научного мировоззрения преобладает: А. субъект над объектом В. объект над субъектом С. равенство между субъектом и объектом D. чувственность субъекта Е. умозрительность объекта $$$ 136 С В древнекитайской мифологии Пань–гу – это: А. бог, персонализированное Дао В. мифологический персонаж, порожденный Ян и Инь С. мифологический персонаж, порождающий Ян и Инь D. историческая личность Е. первый император Поднебесной, сын Неба $$$ 137 Е. Сколько было священных книг в Древнем Китае: А. 1 В. 2 С. 3 D. 4 Е. 5 $$$ 138 Е Какая из перечисленных книг входит в священные книги Древнего Китая: А. Книга Стихов В. Книга Слов С. Книга Песен D. Книга Ян и Инь Е. Даодэцзин (Книга о Дао и Дэ) $$$ 139 Д В древнекитайском мировоззрении ритуал, церемония – это способ: А. поклонения богу В. почитания умерших С. почитания старших D. упорядочения себя и мира Е. подчинения порядку $$$ 140 B Конфуцианское учение исправления имен приводит в соответствие… А. жизнь человека с жизнью бога B. вещь с ее первоначальным значением C. общественное сознание с изменяющимся общественной жизнью D. вещь с ее природным значением E. вещь с ее будущим значением $$$ 141 В Согласно Даосизму небытие это… А. Дао В. Дао без имени С. Дао с именем D. гармония Ян и Инь Е. противоречие Ян и Инь $$$ 142 D Согласно Даосизму бытие это… А. Дао В. Дао без имени С. Дао с именем D. гармония Ян и Инь Е. противоречие Ян и Инь $$$ 143 С Общественный идеал конфуцианства… А. в настоящем В. в будущем С. в прошлом D. на небе Е. на земле $$$ 144 D Сансара – это… А. учение о переселении душ Б. учение о переселении тел С. учение переселении народов D. учение о жизненном круговороте Е. учение о воздаянии $$$ 145 А Реинкарнация – это… А. учение о переселении душ Б. учение о переселении тел С. учение переселении народов D. учение о жизненном круговороте Е. учение о воздаянии $$$ 146 В Первоначалом, первоосновой всего по Фалесу является… А. огонь В. вода С. воздух D. айперон Е. число $$$ 147 А Первоначалом, первоосновой всего согласно элеатам является… А. бытие В. небытие С. идея D. айперон Е. число $$$ 148 С Первоначалом, первоосновой всего по Анаксимену является… А. огонь В. вода С. воздух D. айперон Е. число $$$ 149 А Основной закон всего существующего по Гераклиту – это: А. борьба В. покой С. изменение D. диалектика Е. возвращение к небытию $$$ 150 D Определение первоначала, первоосновы всего существующего в ранней античной философии решает проблему: А. конечного В. бесконечного С. эволюции живой и неживой природы D. бесконечного и конечного Е. материального и идеального $$$ 151 А В каких двух апориях Зенон доказывает, что если пространство и время делить до бесконечности, то движение не сможет ни начаться, ни закончиться: А. «Дихотомия» и «Ахилл и Черепаха» B. «Дихотомия» и «Стрела» C. «Дихотомия» и «Стадион» D. «Стрела» и «Стадион» E. «Ахилл и Черепаха» и «Стрела» $$$ 152 D Кто из представителей древнегреческой философии впервые выдвинул требование доказательства истины: А. Платон В. Аристотель С. Сократ D. Парменид Е. Пифагор $$$ 153 D Какая из перечисленных характеристик соответствует взглядам Парменида: А. Парменид сформулировал проблему бога В. Парменид понятие бога заменил понятием бытия и сформулировал проблему бытия С. Парменид понятие бытия заменил понятием бога и сформулировал проблему мышления D. Парменид понятие бога заменил понятием бытия и сформулировал проблему соотношения бытия и мышления Е. Парменид сформулировал проблему небытия и его соотношения с мышлением $$$ 154 В Согласно Аристотелю способность говорить присуща только: А. животным В. человеку С. богам D. человеку и животным Е. человеку, животным и богам $$$ 155 А Согласно Платону, что ближе к истине слово или дело? А. слово В. дело С. и слово, и дело D. ни слово, и ни дело Е. ни слово, и ни дело не ближе и не дальше истины $$$ 156 D С чем сравнивает Платон чувственно воспринимаемую вещь по отношению к ее умопостигаемой идеи? А. с пещерой В. с рекой С. с огнем D. с тенью Е. с тенью тени $$$ 157 Е Какую аллегорию использует Платон при объяснении своей теории познания? А. «Река» В. «Стрела» С. «Левиафан» D. «Утопия» Е. «Пещера» $$$ 158 А Что сказал оракул о Сократе? А. Нет человека мудрее Сократа В. У Сократа нет мудрости С. Сократ ничего не знает D. Сократ знает все Е. Сократ мудр $$$ 159 С В чем мудрость Сократа? В том, что… А. Сократ знает, что знает В. Сократ не знает, что не знает С. Сократ знает, что не знает D. Сократ не знает, что знает Е. Сократ знает все $$$ 160 В Какую характеристику можно дать философии Сократа? А. антропологизм В. этический рационализм С. натурализм D. этический натурализм Е. натурфилософия $$$ 161 D Основной принцип этических взглядов Сократа заключается в том, что… А. зло порождается только злом В. зло порождается добром С. зло не существует D. зло порождается не знанием добра Е. зло порождается знанием добра $$$ 162 Е Софисты утверждали, что… А. истина относительна В. истина полезна С. истина относительна и поэтому полезна D. истина относительна и поэтому следует считать истиной то, что бесполезно Е. истина относительна и поэтому следует считать истиной то, что полезно $$$ 163 D Представители софистов: А. Фалес, Анаксимандр, Анаксагор В. Гераклит, Демокрит, Левкипп С. Ксенафон, Зенон, Парменид, Мелисс D. Протогор, Горгий, Продик Е. Антисфен, Аристипп, Евклид $$$ 164 С Традиция греческого атомизма связана с именами: А. Платон, Аристотель В. Фалес, Гераклит С. Левкипп, Демокрит D. Эмпедокл, Анаксагор Е. Софисты и Сократ $$$ 165 В Гераклит, усматривающий в огне высший закон, управляющий миром, связывал огонь с: А. логосом В. Богом С. традицией D. верой Е. сомнением $$$ 166 D Если небытия нет, и существует единственное бытие, то это бытие должно быть неделимо и неподвижно. Так считал: А. Гераклит В. Платон С. Аристотель D. Парменид Е. Сократ $$$ 167 А Апории Зенона должны были показать несовместимость: А. путей истины и путей мнения В. путей веры и путей знания С. путей порядка и путей знания D. путей смысла и путей бессмыслицы Е. путей сознательного и бессознательного $$$ 168 D Кто основал Академию в Афинах? А. Эпикур В. Гераклит С. Аристотель D. Платон Е. Сократ $$$ 169 А Метод в котором Сократом не выдвигались собственные утверждения, но находилось противоречие в рассуждениях собеседника, для того чтобы, помощь «родить» ему истину: А. майевтика В. пролепсис С. каталепсис D. апории Е. катарсис $$$ 170 С Представители школы элеатов: А. Фалес, Анаксимандр, Анаксагор; В. Гераклит, Демокрит, Левкипп; С. Ксенафан, Зенон, Парменид, Мелисс D. Протогор, Горгий, Продик; Е. Антисфен, Аристипп, Евклид $$$ 171 С Для какой из ранних философских школ античности «Добродетель» понималось как контроль над страстями, как мера, а ее отсутствие как безмерность: А. милетской; В. элейской; С. пифагорейской; D. атомистской; Е. ионийской. $$$ 172 С Согласно Аристотелю философия имеет право не существование как наука, если в качестве своего объекта она имеет: А. внеприродные сущности В. природные сущности С. нематериальные, внечувственные, неподвижные, вечные сущности D. нематериальные, внечувственные, подвижные, вечные сущности Е. нематериальные, чувственные, неподвижные, вечные сущности $$$ 173 Е Почему, согласно Платону, правители должны быть философами? А. потому, что философия дает мистическое знание о мире идей В. потому, что философия изучает мир вещей С. потому, что философия дает всесторонние знания о мире идей и вещей D. потому, что философия – это способ общения с народом Е. потому, что философия – это метод демонстрирующий связь между миром идей и миром вещей $$$ 174 А Отличие периода патристики от схоластики в средневековой философии заключается в: А. в существовании философской системы на основе христианской религии В. в принципиальном подчинении религиозной философии теологии С. в мистицизме философии D. в противостоянии двух направлений философии Е. в разработке формально – логической проблематики $$$ 175 В Отличие периода схоластики от патристики в средневековой философии заключается в: А. в существовании философской системы на основе христианской религии В. в принципиальном подчинении религиозной философии теологии С. в мистицизме философии D. в противостоянии двух направлений философии: реализма и номинализма Е. в разработке формально – логической проблематики $$$ 176 С Определите предмет философии А. космос В. космические явления С. человек и космос D. человек и человек Е. человек и люди $$$ 177 D Что такое философия? А. наука В. паранаука С. обыденное сознание D. видение мира и человека Е. видение микро и макромира $$$ 178 B Роль философии в XXI веке A: она возрастает, т.к.ХХI век – начало апокалипсиса B: она возрастает, т.к.ХХI век – начало духовного обновления C: она возрастает, т.к.ХХI век – начало эры роботизации D: она возрастает, т.к.ХХI век – начало эры материального E: она возрастает, т.к.ХХI век – начало эры компьютеризации $$$ 179 C Древнеиндийская философия A: это – этап культуры средневековья B: это – этап культуры Нового времени C: это – этап культуры Древнего мира D: это – этап культуры неолита E: это – этап культуры кайназойской эры $$$ 180 A Проблема кармы в индийской философии A: это – закон Космоса, определяющий судьбу человека B: этап постоянного перерождения (сансары) C: этап высшего развития человека и мира D: это закон социума, определяющий судьбу человека E: это закон Неба, обязательный для Земли $$$ 181 B Древнек |