Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность в процессе реализации системно - деятельностного подхода на уроках английского языка. Кочарыгина Анна Ивановна, учитель английского языка МБОУ Кольской СОШ №2 В данное время мы работаем в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО). Новый стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной/основной школы»), выдвигает также требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования/основной образовательной программы основного общего образования, в которые входят личностные, метапредметные и предметные результаты. В основе обоих Стандартов лежит системно - деятельностный подход. Для достижения требуемых результатов освоения образовательных программ начальной и основной школы в рамках системно - деятельностного подхода наиболее актуальной в преподавании иностранных языков (в частности, английского) является технология интерактивного обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Данная технология является частью личностно-ориентированного обучения. При использовании технологии интерактивного обучения акцент делается на работе в группе, парах, причем эта работа отличается тем, что моделируются ситуации реального общения с целью решения коммуникативных задач. Отличительная черта интерактивного обучения – это обучение в сотрудничестве, мы учимся и познаем вместе. Целесообразность применения методов интерактивного обучения состоит в том, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы. Учение становится полноценным только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Необходимо научить школьников ориентироваться в современном обществе, анализировать события, формулировать собственное мнение, оценивать и отвечать за свои действия, распределять ответственность Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. Интерес данной модели обучения в том, что учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Отношение к использованию интерактивных технологий на уроке весьма неоднозначно. Одни педагоги считают их прогрессивным шагом в развитии педагогического процесса. Существует также мнение, что такие технологии являются компромиссом с учениками, которые не хотят и не желают упорно трудиться. Однако, бесспорно, что именно интерактивные технологии повышают заинтересованность учащихся к предмету, развивают творчество, учат работать с различными источниками знаний, расширяют кругозор. Интерактивное обучение должно быть основано на определенных принципах: Полное доверие учителя к ученикам. Всесторонняя помощьобучающимся. Наличие у учеников внутренней мотивации к учению. Восприятие учителя в качестве источника разнообразного опыта. Умение открыто выражать свои чувства группе и принимать чувства остальных. Активность участников группового взаимодействия. Знания в процессе интерактивного обучения ученик приобретает не в готовой форме, а добывает их сам, в процессе собственной активности. Поэтому цель педагога – создать условия, при которых ученик будет открывать новое знание, конструировать его, использовать. Роль и позиция педагога – подсказать, если нужно, скорректировать; педагог поддерживает активность учащихся, создает благоприятную атмосферу на уроке; в спорах выступает в роли арбитра, а не судьи. Наиболее распространенными формами применения интерактивного метода обученияв организации учебной деятельности являются: · Компьютерные презентации; · Работа в малых группах – парах, и в больших группах; · Ротационные (сменные) тройки; · Карусель; · Лекции с проблемным изложением; · Аквариум; · Незаконченное предложение; · Мозговой штурм. · Броуновское движение. · Дерево решений. · Суд от своего имени. · Ролевая (деловая, имитационная) игра. · Метод пресс. · Займи позицию. · Конференции. · Уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); · Технология моделирования, или метод проектов. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Одним из наиболее применяемых методов в моей практикеявляется использование компьютерных презентаций на уроках. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принципнаглядности, что способствует прочному усвоению информации. На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и при необходимости есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики учащихся. Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность, а также повышение мотивации изучения иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию игрового метода обучения. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она является одновременно и интересным видом работы для ученика, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Психологами было доказано, что игра "оправдывает” переход на новый язык. С помощью игры можно снять психологическое утомление и языковой барьер. Несомненно, что одно из преимуществ игр – коллективная форма работы. А главное, при проведении игры – создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся. На занятиях учителя используют различные варианты организации и проведения игр, деловые игры, ролевые игры, имитационные игры (дебаты, ток-шоу), например, «КВН», заочные путешествия по городам и странам, ток-шоу. Игра: "Neighbors: May I borrow…?". Цель: Развитие навыков диалогической речи. Языковой материал: May I borrow…?, some, any, выражения просьбы. Дидактический материал: ролевые карточки, картинки с изображением различных продуктов. Ход игры. 1. Класс делится на группы по 4-6 человек. Каждая группа подразделяется на пары. 2. Каждая группа знакомится с ролевым заданием. You are expecting important visitors tonight. You have been cooking for them, but suddenly you find you have forgotten a vital ingredient. It is Sunday and shops are closed. You must borrow from one of your neighbors - the other people in your group. Remember to be polite. Explain why you need the ingredient so urgently (decide what you are cooking). If you cannot what you want, you must think of an alternative. 3. Участникам игры раздаются карточки с ингредиентами для приготовления какого-либо блюда и картинки. Но в этом перечне не достает какого-то продукта. Однако, этот продукт есть у другой команды. Цель группы – используя выражение просьбы, вежливо, попросить у соседей недостающий продукт. Например, Student A: You want: some eggs, salt, flour, butter; Student B: You have: lots of eggs, salt, flour, butter. 4. В процессе игры учитель поочередно присоединяется к той или другой группе с целью контроля или активизации речевой деятельности учеников. 5. Когда всех продуктов хватает, ученики пишут рецепт блюда, с использованием лексики, которая проходится на уроке. Как правило, элементы игровых технологий тесно связаны с групповыми формами работы. Работа в группах позволяет каждому стать активным участником учебного процесса, а не быть в роли пассивного слушателя. Важно так же, чтобы ученикам было комфортно в рабочей группе. Оптимальное число учеников в группе – 4-6 человек. Перед началом работы в группах дети получают установки: 1. Если ты видишь, что твой одноклассник справляется хуже тебя, помоги ему, старайся делать это так, что бы он сам работал с полным напряжением сил. 2. Если твой напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью. Но не злоупотребляй этим. 3. Если ты выполняешь задание с напарником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайся разделить вся работу поровну, помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. Запомните! Главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий, и готовность помочь своему однокласснику. Групповой метод обучения можно применять на разных этапах урока. При обучении грамматики я часто использую данный вид работы. Например, при изучении темы «The Present Perfect Tense» классу предлагаю заполнить таблицу «Случаи употребления», «Указатели», «Схемы» класс делю на три группы. Каждой команде выдаю карточку с предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявила основные случаи употребления времени - описала действия, вторая - нашла указатели, третья- составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке предлагаю различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой теме или даю текст каждому индивидуально. Результаты суммирую и выставляю оценку группе. Хотелось бы отметить такие формы интерактивной технологии как: «Карусель»- данная форма работа позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится, особенно в 5-6 классах. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Прием «Незаконченное предложение». В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал….. я понял, что….. было интересно….. я приобрёл….. теперь я могу…. При использовании интерактивных форм обучения могут возникать определенные проблемы. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи целесообразно проводить разминки, постоянно поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять возможности для самореализации каждого ученика. Использование технологии интерактивного обучения на уроках английского языка имеет определенно положительные стороны. Для чего мы используем методы интерактивности на уроке? Во-первых, усиливается активная роль учащегося на уроке, во-вторых, возникает мотивированный интерес ученика к изучению английского языка, всё это ведет к созданию условий, при которых развивается речевая компетенция в говорении, чтении, письме и аудировании, а, соответственно, данная деятельность происходит во взаимодействии, взаимообучении, взаимопонимании. На данный момент внедрение интерактивных форм обучения в работу учителя является одной из самых перспективных, нужных и отвечающих современным требованиям методик. |