Практические задания (см. по С.И.Калабина стр. 5-7) - №№2, 3, 5, 6, 7-11. Вопросы к 15-у семинару: Тема:ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ Вопросы (см. по С.И.Калабина стр. 8-9): 1. В чем разница между вопросом о происхождении языка и вопросом об образовании отдельных языков? 2. Когда (в какую историческую эпоху) и при каких условиях происходит расчленение проблемы происхождения языка на вопрос о возникновении речи вообще и вопрос о происхождении отдельных языков? 3. Какие теории происхождения языков вы знаете? 4. Изложите сущность теории звукоподражания. В чем ее несостоятельность? 5. Изложите сущность теории междометий. В чем ее несостоятельность? 6. Изложите сущность теории трудовых выкриков. В чем ее несостоятельность? 7. В чем несостоятельность теории социального договора? 8. В чем несостоятельность теории происхождения языка из жестов? 9. Перечислите главные положения, вытекающие из учения Ф.Энгельса о происхождении языка. 10. В чем основные отличия человека от животного? 11. Почему не могло быть "безъязычного" человека? 12. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решен одними лингвистами? 13. Почему неравномерность развития общества помогает решению вопроса о развитии языков? 14. Как вы понимаете непрерывность в развитии языка? 15. Что такое неравномерность развития языка? 16. Что такое скрещивание языков? Можно ли заимствование слов считать фактом скрещивания? 17. Что такое суперстрат? Приведите примеры. 18. Что такое субстрат? Приведите примеры. Вопросы к 16-у семинару: Тема:ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ (часть 2) Вопросы (см. по С.И.Калабина стр. 9): 19. В чем специфика языков в эпоху родо-племенного строя? 20. Каков характер языков первых государств? 21. Назовите основные особенности языков периода феодализма? 22. Что представляли собой литературные языки эпохи средневековья? 23. В какую эпоху образуются нации? Перечислите признаки нации. 24. Назовите возможные пути складывания национальных литературных языков. 25. Укажите характерные особенности национальных языков. 26. В чем причина появления социальных жаргонов? 27. В чем причина появления "смешанных языков" (международных жаргонов)? 28. Что такое "литературный язык"? 29. Для чего нужно изучать диалекты? 30. В чем различие между диалектом и жаргоном? 31. Что такое международные языки и каковы причины их выделения? 32. В чем причина появления искуственных языков? Приведите примеры таких языков? 33. В чем и как обнаруживается родство языков? 34. Что такое прямое родство языков и опосредованное родство языков? Покажите это на примере индоевропейской семьи языков. 35. Что является материалом для сравнительно-исторического изучения языков? 36. В чем разница между сравнительно-историческим и сравнительно-сопоставительным методами? 37. Что такое билингвизм? Приведите примеры. 38. Опишите основные типы взаимодействия языков. 39. Как надо понимать высказывание Ф.Энгельса: "Трд создал самого человека"? 40. Чем подтверждает Ф.Энгельс правильность объяснения возникновения языка в процессе труда? 41. в чем заключается взаимодействие между развитием мозга и развитием языка? Вопросы к 17-у семинару: Тема:ЯЗЫК и РЕЧЬ 1. Дайте толкование противопоставлению "язык - речь" (Ф. де Соссюр). Назовите иные способы классификации языковых объектов (Л.В.Щерба, В.Я.Мыркин). 2. Язык - социальное, речь - индивидуальное. Возможно ли противоположное толкование? 3. Язык - потенциальное, речь - реализация языка. В какой мере применимо понятие реализации языка для смыслового содержания речи? 4. Язык - система знаков, речь - коммуникация. В какой мере языковой лексикон является системным, т.е. упорядоченным? Предполагает ли речевое общение использование только языка? 5. Язык - психическое, речь - психофизическое. Что является в речи - (а) психическим и (б) физическим? 6. Язык - форма, речь - субстанция. На каком уровне языка можно продемонстрировать, что существенна не только форма (отношения между элементами), но и в известной мере субстанция? 7. Язык - воспроизводимое, речь - производимое. Значит ли это, что в речевом тексте суммируются языковые и речевые единицы? 8. Язык - нормированное, речь - не нормированное. Верно ли считать, что все традиционное и узаконенное в речи относится к языку, напротив, все новое и не узаконенное - к речи? 9. Язык - парадигматика, речь - синтагматика. Что в языке относится к синтагматике и в речи - к парадигматике? 10. Язык - сущность, речь - явление. Ср. сущность с понятием биологического вида, а явление - с понятием биологической особи. Может ли язык существовать вне речи? 11. Среднее звено между языком и речью. Разные толкования: стиль речи, язык индивида, предложение - вне контекста. (Материал: Лекции; Мыркин В.Я. Язык - речь - контекст - смысл. С. 5-19) Тема:ФУНКЦИИ ЯЗЫКА / РЕЧИ 1. Опишите функции языка/речи, названные в учебниках по Введению в языкознание (приведите пример 2-3 вариантов классификации). 2. Какие функции речевой деятельности вы можете назвать дополнительно (например, молитвы, заклинания, заговора, этикета…). 3. Какие шесть функций высказывания называет Р.Якобсон, и чем они определяются? 4. Раскройте содержание речевых функций: 1) установление и поддержание контакта, 2) информирование и 3) регулирование. 5. Какие разновидности контактоустанавливающей (фатический) функции речи вы можете назвать? 6. Порождается ли информация в процессе коммуникации? 7. Что значит непосредственная или отсроченная регуляция поведения? 8. В каких речевых актах представлена в наиболее полном виде какая-нибудь одна из названных речевых функций? Вопросы к 17-у семинару (продолжение): 9. Попробуйте установить, с какой целью производятся следующие акты речи в полилоге из «Трех сестер» А.П.Чехова: Вершинин. Все-таки жалко, что молодость прошла… Маша. У Гоголя сказано: скучно жить на этом свете, господа! Таузенбах. А я скажу: трудно с вами спорить, господа! Ну вас совсем… Чебутыкин (читая газету). Бальзак венчался в Бердичеве. Ирина (раскладывает пасьянс, задумчиво). Бальзак венчался в Бердичеве. Таузенбах. Жребий брошен. Вы знаете, Мария Сергеевна, я подал в отставку. Маша. Слышала. И ничего не вижу в этом хорошего. Не люблю я штатских. Таузенбах. Все равно… Я не красив, какой я военный? Ну, да все равно, впрочем… Буду работать. Чебутыкин (роняет часы, которые разбиваются). Вдребезги! Пауза; все огорчены и сконфужены. Кулыгин (подбирая осколки). Разбить такую дорогую вещь, - ах, Иван Романыч, Иван Романыч! Ноль с минусом вам за поведение! Ирина. Это часы покойной мамы. Чебутыкин. Может быть… Мамы, так мамы. Может, я не разбивал, а только кажется, что разбил. Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет. (Материал: Лекции; Мыркин В.Я. Язык - речь - контекст - смысл. С.31-41) |