ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Мотивация в образовании. Мотивационный профиль студента Мотивация в образовании. Зарисовка проблемы На сегодняшний день многие студенты и школьники не стремятся проявлять большого усердия в изучении предметов. Это свидетельствует о их слабой мотивации обучению. Если спросить у самих обучающихся, то зачастую они отвечают, что те знания, которые они получают в учебных заведениях не имеют большой практической значимости, и все равно они не найдут им применения в жизни, или же они им попросту не интересны. Данный ответ, услышанный от школьников, в некоторой мере - оправдан, а вот учащихся ВУЗов, колледжей и других специализированных заведений - не особо. А на сколько, вообще важна данная проблема? Ответим – сильно, и ответим почему. Учащиеся это будущие высококвалифицированные сотрудники нашей страны, отсутствие их мотивации на стадии обучения, угрожает отсутствием действительно квалифицированных сотрудников, в результате чего, экономика страны может потерять конкурентоспособность в будущем. Для того чтобы понять что нужно современному студенту, нужно опять же задать вопрос самому студенту, только задать его «правильно». Таким «правильным» способом задавания вопроса может быть анкетирования. К счастью, в наши руки попал результат проведения анкетирования в одном из ВУЗов в Украине на кафедре менеджмента среди студентов. Конечно это не полномасштабное исследование, но тем не менее дает возможность хоть как-то оценить картину. Ниже представлена диаграмма (рис. 1) причин поступления в ВУЗ, условно разделенная на группы.  Рис. 1 Распределение студентов по группам в зависимости от причин поступления Всего 6 групп. - «Интерес» - поступившие из интереса к специальности.
- «Знакомые» - поступили по совету родителей, родственников, друзей или знакомых.
- «Перспективность» - считали данную специальность перспективной.
- «Неопределенность» - не знали куда им вообще поступать.
- «Престиж» - посчитали специальность престижной.
- Причина не указана.
Из таких ответов стоит ожидать, что только от группы «Интерес» следует ожидать стремление к высоким оценкам и получению знаний, но к счастью нам не нужно гадать, все изображено на рис. 2.  Рис. 2 Успеваемость студентов Следует сделать небольшое пояснение, в процессе анкетирования распределение оценок было весьма условно, поэтому следует считать так: - 1 – это «отличник»;
- 2 – «хорошист»;
- 3 – средняя оценка удовлетворительно, иногда бывают оценки «хорошо»;
- 4 – практически «двоечник».
После эти значения были усреднены, и получилась диаграмма, указанная на рис. 2. Исходя из результатов видно, что даже те, кто поступили в ВУЗ из собственного интереса, не учатся на «отлично». В итоге следует отметить, что таких всего ¼ от всех учащихся, что является, несомненно, малым количеством. Итак, подводим итоги, что может изменить данную ситуацию. На сегодняшний день ВО является, негласно обязательным, из-за чего все подряд идут в ВУЗы, что является не совсем правильным подходом. Следует уделять большее внимание мотивированности учащихся, а не исходить из определения, что они изначально таковыми являются. Собственно это самые главные выводы. Мотивация в образовании. Мотивационный профиль студента В прошлой статье была рассмотрена проблема мотивации в образовании и примерно определенно чего хотят студенты, но общих данных мало для построения правильной системы стимулирования студентов. Итак, задача – определить конкретно, чего хотят студенты, для дальнейшего построения системы стимулирования. Для данной задачи, необходимо определить инструмент, при помощи которого можно решить поставленную проблему. В качестве такого инструмента был выбран мотивационный профиль. Итак, в первую очередь, что такое мотивационный профиль? Мотивационный профиль – это индивидуальное сочетание мотивирующих факторов человека. Данное определение было выдвинуто после изучения труда Ш. Ричи и П. Мартина «Управление мотивацией». Данный труд является результатом их 20 летнего исследования мотивации среди управляющего персонала. В рамках своего исследования они использовали модель мотивационного профиля состоящего из 12 факторов. Исходя из определения мотивационного профиля, получается, что он состоит из n-факторов мотивирующих личность, но для построения какой-то общей картины следует принять адекватную модель исследуемой группе и в зависимости от цели исследования. Исходя из предыдущей статьи, исследуемая группа – это студенты кафедры менеджмента одного из ВУЗов Украины, цель исследования – выявление факторов их мотивации. Ш. Ричи и П. Мартин в своем исследовании имели схожую группу, поэтому была выбрана установленная ими модель. - Потребность в высоком заработке, материальном вознаграждении и материальных благах.
- Потребность в комфортных физических условиях работы.
- Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределенности, связанная с работой.
- Потребность в социальных контактах, на уровне легкого общения с широким кругом людей.
- Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей.
- Потребность в признании заслуг, приобретение социальной значимости.
- Потребность в достижении и в постановке для себя вызывающих целей.
- Потребность во влиянии и установлении контроля над другими.
- Потребность в разнообразности и переменах, то есть желании постоянно чувствовать стимулирующий интерес.
- Потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствования своей личности.
- Потребность в креативности и широте взглядов.
- Потребность в интересной и полезной работе для общества.
Если, внимательно изучить эту модель, то она может напоминать раздробленную пирамиду А. Маслоу, только без соблюдения порядка. Воспользовавшись данными анкетирования, была построена диаграмма (рис. 1) важности каждого из факторов по выбранной модели.  Рис. 1 Мотивационный профиль студента ВУЗа Как читать диаграмму? Внизу подписаны по порядку мотивационные факторы из выбранной нами модели, высота колонок зависит от среднего значения согласно всем ответам респондентам отражающий данный вопрос, 0 – значит абсолютное отсутствие интереса к данному фактору, 3 – превосходное стремление к данному фактору, соответственно, чем выше столбик, тем он важнее. Также на диаграмме вы сможете найти пунктирную линию, она условна и обозначает, что факторы имеющие значение ниже нее можно даже не рассматривать. Погрешность составляет около 12-13%. Исходя из диаграммы условно можно выделить четыре основных мотивирующих момента: - деньги;
- комфортные условия;
- поддержание взаимоотношений с близкими;
- возможность осуществления творческой деятельности.
Итак, детальный портрет мотивации студента у нас есть, осталось построить систему его стимулирования, что мы и сделаем в следующей статье. Стимулирование – это внешний способ воздействия на мотивацию человека. Стимул в образовании должен увеличивать мотивацию к обучению у тех, кто получает данное образование. Именно этот вопрос будет освещен в завершительной статье цикла «Мотивация в образовании». |