Цели и задачи государственной политики в области информатизации Целью государственной политики в области информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества и вступлению республики в мировое информационное сообщество. Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности. Основными задачами государственной политики в области информатизации на данном этапе развития общества являются: § разработка и реализация единой государственной программы информатизации, обеспечивающей устойчивое развитие информационной инфраструктуры и телекоммуникационных сетей; § создание нормативной правовой базы построения информационного общества; § эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним; § освоение современных информационных и телекоммуникационных технологий; § совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; § обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц общественно значимой информацией и развитие средств массовой информации; § поддержка необходимых политических, социальных, экономических и культурных преобразований, связанных с движением к информационному обществу и ускоряющих это движение; § принятие мер по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов на всех уровнях. Государственное регулирование информационных отношений и информационной индустрии должно осуществляться на законодательном и административном уровнях. Основные составляющие государственной политики информатизации должны быть отражены в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, согласованных с законодательством Российской Федерации и развитых стран. На законодательном уровне также должны быть закреплены основные принципы взаимодействия государства, общества, юридических и физических лиц в информационной среде, принципы взаимодействия с мировым информационным пространством. Анализ мировой практики показывает, что для органов государственного управления в сфере информатизации приоритетными являются следующие направления деятельности: § обеспечение прав, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей; § определение приоритетов и государственная поддержка информационных технологий и производств; § создание и развитие системы непрерывного образования в области информационных технологий; § обеспечение формирования государственных информационных ресурсов путем создания эффективной сети сбора и накопления информации, системы стандартизации, сертификации и контроля качества информационных продуктов и сетей; § создание единой развитой системы классификации и кодирования информации; § обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, защита от недостоверной информации, охрана коммерческой тайны и государственных секретов, защита персональных данных; § защита национального информационного и культурного пространства; § создание системы противодействия компьютерным преступлениям; § охрана авторских прав и интеллектуальной собственности; § создание и развитие рынка информационных технологий, продуктов и услуг; § обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальные информационные сети; § борьба с монополизмом; § контроль за эффективностью осуществления информатизации государственных учреждений и расходованием бюджетных средств на эти цели. Объекты государственной политики в области информатизации Решение основных задач государственной политики в области информатизации осуществляется посредством воздействия на следующие объекты информационной сферы. Информационные ресурсы Информационные ресурсы – организованная совокупность документированной информации, включающая базы и банки данных, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и др.). Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства республики. Они формируются в результате деятельности как государственных органов, так и общественных организаций. Информационные ресурсы в государственных органах должны содействовать эффективному исполнению всех функций этих органов: развитию производительных сил общества и обеспечению высокого уровня жизни граждан, повышению безопасности государства, защите прав и свобод личности. Механизм формирования единых информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним должны регулироваться государством при разработке комплекса нормативных правовых актов. Управление государственными информационными ресурсами должно строиться по иерархической схеме, обеспечивающей полноту сбора информации, изучение и обобщение ее в соответствующих аналитических службах при передаче на более высокий уровень. Иерархическая схема формирования государственных информационных ресурсов должна включать следующие уровни: § информационные ресурсы Главы государства, позволяющие регулировать деятельность всех ветвей власти, проводить анализ и ситуационное моделирование процессов экономического и социально-политического развития страны, обеспечивать национальную безопасность; § информационные ресурсы ветвей власти; § отраслевые (ведомственные) информационные ресурсы; § территориальные информационные ресурсы; § информационные ресурсы объектов хозяйствования и управления. Состав и объем необходимых ресурсов на каждом уровне определяются исходя из целей и задач данного уровня управления. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Доступ к информационным ресурсам субъектов информатизации осуществляется через автоматизированные информационные системы, обеспечивающие работу с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и другими носителями информации. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура служит для транспортировки информации между информационными системами. Она призвана обеспечить создание единого информационного и эффективного единого социально-экономического пространства Республики Беларусь, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Среди важнейших задач развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо выделить следующие: § совершенствование сетевой инфраструктуры за счет развития сетей в регионах, подключения ведущих организаций к опорной сети образования и науки через волоконно-оптические линии связи; § проведение работ по созданию единой научно-информационной компьютерной сети; § снижение стоимости телекоммуникационных услуг и ограничение монопольной деятельности в этой сфере; § увеличение мощностей внешних каналов выхода в международные сети, создание резервных каналов, интеграция и межсетевое взаимодействие. Информационные и телекоммуникационные технологии. Основными инструментами процесса телекоммуникационного обмена информацией являются информационные и телекоммуникационные технологии - совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения задач передачи и обработки информации. В настоящее время на рынке информационно-коммуникационных технологий доминируют продукты, производимые крупными западными фирмами. Закупка информационных и сетевых технологий для информатизации государственных органов и субъектов хозяйствования сегодня производится по ведомственному принципу. Очевидно, что для создания единой информационной сети процесс закупки и обслуживания средств вычислительной техники, сетевых и информационных технологий должен быть скоординирован и в определенной мере централизован. Такая координация может быть осуществлена через принятие стандартов построения сетей и баз данных государственных органов и предварительную экспертизу предлагаемых решений информатизации на всех уровнях. Научно-технический и производственный потенциал информатизации. Развитие информационного пространства требует наличия и поддержания в стране необходимого научно-производственного потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование. В Республике Беларусь имеется необходимый кадровый, научно-технический и производственный потенциал для интенсивного развития информатизации и преодоления имеющегося на сегодня отставания в этой области. Этот потенциал включает в себя: § научные и научно-производственные организации и учреждения, работающие в сфере информатизации; § предприятия, разрабатывающие элементы, блоки и устройства, программное обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств информатизации; § предприятия - производители вычислительной техники, средств телекоммуникации и связи; § систему эксплуатационной поддержки функционирования вычислительной техники и каналов связи. Основными направлениями государственной политики в области развития научно-технического и производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи являются: § поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня по информатике и связи; § содействие продвижению конечных программно-технических продуктов отечественной разработки и производства на мировой рынок; § обеспечение прямого конкурсного отбора исполнителей государственных заказов по созданию и модернизации информационно-телекоммуникационных систем с четким приоритетом отечественных; § развитие государственной системы подготовки научных кадров, разработчиков и производителей различных средств информатизации и связи; § выработка экономических и социальных мер по предотвращению "утечки умов" в области информационных технологий, в том числе посредством создания специализированных технопарков. Системы обеспечения информационной безопасности. Требования к обеспечению безопасности систем информатизации в различных областях их применения могут существенно варьироваться, должны быть комплексными и направляться на достижение следующих основных целей: доступности, целостности и достоверности информации, конфиденциальности ее в соответствии с правом доступа. Угрозы качеству функционирования и информационной безопасности систем информатизации во многом совпадают, поэтому необходимо на всех стадиях их жизненного цикла решать задачи по устранению и минимизации воздействия этих угроз на всех этапах разработки (проектирование технических средств, разработка программного обеспечения и др.), при реализации технологий сбора и обработки информации, в процессе эксплуатации систем. Для этих целей должна быть создана система информационной безопасности, включающая комплекс правовых, организационных и технических мероприятий и решений по защите информации. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура взаимодействия с глобальными информационными сетями. Сегодня перед республикой стоит задача реального включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира - сеть "Интернет". Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Для повышения эффективности присутствия страны в мировых информационных сетях необходимо: § активное участие в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием; § постепенность (этапность) вхождения республики в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями; § обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям; § приоритетность развития и совершенствования единого информационного пространства Беларуси и создания единого информационного пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ. Для реализации этих положений должны быть выполнены следующие мероприятия: § организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах информационного обмена по международным сетям; § разработка национального законодательства, определяющего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, и перечень информации, не подлежащей передаче, процедуры контроля соблюдения этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей. |