Тема 1.1. Роль метрологии в обеспечении качества продукции и точности процессов производства. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальностям: « Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений" "Бурение нефтяных и газовых скважин" Ижевск 2015г. Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Метрология, стандартизация сертификация» по специальностям Зам. директора по УР ______________Е.А.Волохин Составитель: Рецензенты: ВВЕДЕНИЕ Целью методических указаний является обеспечение подготовки студентов заочного отделения по специальностям 0906 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и 0907 «Бурение нефтяных и газовых скважин» по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», относящейся к дисциплинам по выбору студентов Октябрьского нефтяного колледжа. Методические указания и задания на контрольную работу выполнены в соответствии с примерной программой и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки техников с дополнительной естественнонаучной подготовкой для специальностей 0906 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и 0907 «Бурение нефтяных и газовых скважин». Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» предусматривает изучение и освоение на практике современных принципов, методов и средств измерения физических величин, средств испытаний и контроля; позволяет формировать у специалиста системный подход к средствам измерений, испытаний и методологии их использования в обеспечении качества продукции. Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 0906 и 0907 актуальна в связи с ростом значения стандартизации во всех отраслях промышленности и в связи с вступлением России в ВТО. Она имеет связь с дисциплинами «Инженерная графика», «Нефтепромысловое оборудование» и «Буровое оборудование», «Бурение нефтяных и газовых скважин» и «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин», а так же с дальнейшей практической деятельностью выпускника. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - метрологические основы измерений; - стандарты и их роль в обеспечении качества производства; - роль сертификации в управлении качеством производства и повышении конкурентоспособности; уметь: - выбирать средства измерения; - использовать стандарты для повышения качества продукции. Программа рассчитана на 32 часа для повышенного уровня среднего профессионального образования, из них 10 часов - практических занятий. Дисциплина носит прикладной характер, поэтому при изучении необходимо указывать ее взаимосвязь со специальными дисциплинами, инженерной графикой и будущей профессиональной деятельностью. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Предмет и задачи дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». История развития метрологии, стандартизации и сертификации в России и за рубежом. Роль этих наук в организации метрологического обеспечения производства, разработке и применении стандартов, практической деятельности специалистов топливно - энергетического комплекса. Литература:2,с. 3,75,144. Раздел 1. Метрология Студент должен: знать: общую теорию измерений; классификацию средств измерений; единицы физических величин и их системы; основы обеспечения единства измерений; методы и средства измерений; уметь: выбирать средства измерений; определять и прогнозировать погрешность измерений. Тема 1.1. Роль метрологии в обеспечении качества продукции и точности процессов производства. Определение и содержание основных единиц СИ Физическая величина. Измерение. Точность измерений. Единицы, размерности и системы физических величин. Литература: 2, с.10...16 Методические указания Вся технологическая деятельность человека связана с измерением различных физических величин. Физическая величина – характеристика одного из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общая в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальная для каждого объекта Значение физической величины – оценка ее размера в виде некоторого числа принятых для нее единиц или числа по принятой для нее шкале. Например, 120 мм – значение линейной величины; 75 кг – значение массы тела. Измерение является составной частью любого процесса в деятельности человека. Измерение физической величины - совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, заключающихся в сравнении (в явном или неявном виде) измеряемой величины с ее единицей с целью получения значения этой величины в форме наиболее удобной для использования. Так, в простейшем случае, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, сравнивают ее размер с единицей, хранимой линейкой, и, произведя отсчет, получают значение величины (длины, высоты, толщины и т.п.). Точность результата измерения - характеристика качества измерения, отражающая близость к нулю погрешности его результата. Эти погрешности являются следствием многих причин: несовершенство средств измерений; метода измерений; опыта оператора; недостаточная тщательность проведения измерения; воздействие внешних условий и т.д. Для уменьшения погрешностей необходимо устранить или уменьшить влияние каждой из причин их появления. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «физическая величина» 2. Значение физической величины (примеры) 3. Что понимается под «измерением физической величины» 4. Процессы измерения физических величин на вашем производстве 5. Что такое «точность измерения» Тема 1.2. Основные представления теоретической метрологии Классификация физических величин. Понятие счета, величины. Шкалы измерений. Измерение и его основные операции. Понятие об испытании и контроле. Литература: Методические указания Величина – это свойство чего-либо, которое может быть выделено среди других свойств и оценено тем или иным способом, в том числе и количественно. Величина не существует сама по себе, она имеет место лишь постольку, поскольку существует объект со свойствами, выраженными данной величиной. Анализ величин позволяет разделить их на два вида: реальные и идеальные. Идеальные величины главным образом относятся к математике и являются обобщением (моделью) конкретных реальных понятий. Они вычисляются тем или иным способом. Реальные в свою очередь делятся на физические и нефизические. Физическая величина в общем случае может быть определена как величина, свойственная материальным объектам (процессам, явлениям), изучаемым в естественных (физика, химия) и технических науках. К нефизическим следует отнести величины, присущие общественным (нефизическим) наукам – философии, социологии, экономике и т. п. Физические величины целесообразно разделить на измеряемые и оцениваемые. Измеряемые ФВ могут быть выражены количественно в виде определенного числа установленных единиц измерения. ФВ, для которых по тем или иным причинам не может быть введена единица измерения, могут быть только оценены. Под оцениванием в таком случае понимается операция приписывание данной величине определенного числа, проводимая по установленным правилам. Оценивание величины осуществляется при помощи шкал. Шкала величины - упорядоченная последовательность ее значений, принятая по соглашению на основании результатов точных измерений. Счет – это процедура определения численности качественно однотипных объектов в данной их совокупности. Для проведения счета необходимо априорно реализовать последовательность теоретических и эмпирических методов, а именно: · наблюдения за объектом счета; · абстрагирования от всех свойств объектов, кроме учитываемого; · анализа и сравнения – для выявления отдельного объекта; · индукции – для установления повторяемости объектов; · обобщения – для выделения группы общих свойств. Результатом счета является число объектов. Основными характеристиками счета являются достоверность и скорость. Разнообразные проявления (количественные или качественные) любого свойства образуют множества, отображения элементов которых на упорядоченное множество чисел или, в более общем случае, условных знаков образуют шкалы измерения этих свойств. Шкала измерений количественного свойства является шкалой ФВ. Шкала физической величины – это упорядоченная последовательность значений ФВ, принятая по соглашению на основании результатов точных измерений. Все измеряемые ФВ можно разделить на две группы: · непосредственно измеряемые, которые могут быть воспроизведены с заданными размерами и сравнимы с подобными, например длина, масса, время; · преобразуемые с заданной точностью в непосредственно измеряемые величины, например температура, плотность. Испытанием называется экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него при его функционировании, а также моделировании объекта и (или) воздействий. Экспериментальное определение характеристик свойств объекта при испытаниях может проводиться путем использования измерений, оценивания и контроля. Контроль – это процесс определения соответствия значения параметра изделия установленным требованиям или нормам. Сущность всякого контроля состоит в проведении двух основных этапов. На первом из них получают информацию о фактическом состоянии некоторого объекта, о признаках и показателях его свойств. Эта информация называется первичной. На втором – первичная информация сопоставляется с заранее установленными требованиями, нормами, критериями. При этом выявляется соответствие или несоответствие фактических данных требуемым. Информация об их расхождении называется вторичной. Она используется для выработки соответствующих решений по поводу объекта контроля. В ряде случаев граница между этапами контроля неразличима. При этом первый этап может быть выражен нечетко или практически не наблюдаться. Характерным примером такого рода является контроль размера детали калибром, сводящийся к операции сопоставления фактического и предельно допустимого значений параметра. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «величина» 2. Какие бывают величины (схема классификации величин) 3. Что такое «счет» и что необходимо для его проведения 4. Что понимается под «испытанием» 5. Сущность «контроля» Тема 1.3. Теория воспроизведения единиц физических величин и передача их размеров Единицы, размерности и системы физических величин. Система СИ. Эталоны. Передача размеров единиц от эталона к рабочим элементам и средствам измерений. Поверочные схемы. Практические занятия №1 Литература: Методические указания Эталоны единиц физических величин - средство измерений или комплекс средств измерений, предназначенные для воспроизведения и хранения единицы и передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденные в качестве эталона в установленном порядке. Конструкция эталона, его физические свойства и способ воспроизведения определяется природой физической величины (единица которой воспроизводится) и уровнем развития измерительной техники в данной области измерений. Эталон должен обладать следующими существенными признаками: неизменностью, воспроизводимостью и сличаемостью. Неизменность эталона-свойство эталона удерживать неизменным размер воспроизводимой им единицы в течение длительного периода времени, а все изменения, зависящие от внешних условий (температура, влажность, давление и т.п.), должны быть строго определенными функциями величин, доступных точному измерению. Воспроизводимость эталона - возможность воспроизведения единицы физической величины с наименьшей погрешностью для данного уровня развития измерительной техники. Сличаемостъ эталона - возможность обеспечения сличения с эталоном других средств измерений, нижестоящих по поверочной схеме, с наивысшей точностью для данного уровня развития техники измерений. Различают следующие виды эталонов: первичный; специальный; государственный; вторичный; эталон-свидетель; эталон-копия; эталон-сравнения; рабочий эталон; международный эталон и др. Первичный эталон - эталон, обеспечивающий воспроизведение единицы с наивысшей в стране (по сравнению с другими эталонами той же величины) точностью. Первичные эталоны - это уникальные средства измерений, часто представляющие собой сложнейшие измерительные комплексы. Они составляют основу государственной системы обеспечения единства измерений. Специальный эталон - эталон, обеспечивающий воспроизведение единицы в особых условиях и служащий для этих условий первичным эталоном. Государственный эталон - первичный или специальный эталон, официально утвержденный в качестве исходного для страны. Вторичный эталон - эталон, получающий размер единицы путем сличений с первичным эталоном рассматриваемой единицы. Эталон-свидетель - вторичный эталон, предназначенный для поверки сохранности и неизменности государственного эталона и для замены его в случае порчи или утраты. В настоящее время только эталон килограмма имеет эталон-свидетель. Передача размера единицы - приведение размера единицы физической величины, хранимой поверяемым средством измерений, к размеру единицы, воспроизводимой или хранимой эталоном, осуществляемое при их сличении (поверке). Рабочие средства измерений периодически сличают с образцовыми средствами. Образцовые средства измерений с вторичными эталонами, сличаемыми с первичным эталоном. В результате размер единицы передается «сверху вниз» в соответствии с числом ступеней передачи, установленным поверочной схемой. Поверочная схема - это утвержденный в установленном порядке документ, регламентирующий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от государственного эталона или исходного образцового средства измерений рабочим средством измерений. Создание и реализацию поверочных схем регламентирует ГОСТ 8.061-80. Различают государственные, ведомственные и локальные поверочные схемы органов государственной или ведомственных метрологических служб. Разработка государственных поверочных схем для средств измерений физической величины осуществляет главный центр государственных эталонов, являющийся хранителем государственного эталона единицы этой величины. При отсутствии государственного эталона разработку осуществляет центр, головной в данной области измерений. К разработке схемы в качестве соисполнителей могут привлекаться головные (базовые) организации метрологической службы ведомств. Государственную поверочную схему разрабатывают в качестве государственного стандарта и она не должна противоречить международным поверочным схемам, принятым в России. Ведомственные поверочные схемы разрабатываются ведомственными метрологическими службами и распространяются на средства измерений, поверяемые внутри ведомства. Локальные поверочные схемы разрабатываются подразделением метрологической службы предприятия, проводящим поверку и распространяются на средства измерений, поверяемые в данном органе государственной или ведомственной метрологической службы. Ведомственные и локальные поверочные схемы не должны противоречить государственным поверочным схемам для средств измерений тех же физических величин. Они также могут быть составлены и при отсутствии государственных поверочных схем. В ведомственных и локальных поверочных схемах можно указывать конкретные типы (экземпляры) средств измерений. Ведомственную поверочную схему разрабатывают как ведомственный нормативный документ или отраслевой стандарт. Перед утверждением ведомственная поверочная схема согласовывается с главным центром эталонов, который является разработчиком государственной поверочной схемы средств измерений данной физической величины, а локальная - в качестве нормативного документа или стандарта предприятия, после ее согласования с территориальным органом государственной метрологической службы. Поверочные схемы оформляются в виде чертежа, который дополняется текстовой частью. На чертеже указывают наименование средств измерений и методов поверки, номинальные значения или диапазоны значений физических величин, средств измерений и методов поверки. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «эталон единицы физической величины» 2. Какие виды эталонов вам известны 3. Что такое «поверочная схема» и для чего она предназначена 4. Какие существуют виды поверочных схем Тема 1.4. Погрешность средств измерений. Выбор средств измерений. Законодательная метрология Систематическая, случайная, грубая погрешность. Выбор СИ по метрологическим характеристикам. Государственный метрологический контроль, правовая основа метрологии. Практические занятия №2 Литература: Методические указания Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение и поддержание единства измерений в соответствии с правилами, требованиями и нормами, установленными государственными стандартами и другими нормативно-техническими документами в области метрологии. На государственном уровне деятельность по обеспечению единства измерений регламентируется государственными стандартами ГСИ (Государственная система обеспечения единства измерений) или методическими указаниями метрологических институтов и других органов государственной метрологической службы. На уровне предприятия эта деятельность регламентируется как нормативными документами ГСИ, так и ведомственными НТД. Погрешности измерений в отношении характера и причин их появления делят на систематические и случайные. Кроме этого, в процессе измерения могут появиться очень большие (грубые) погрешности и могут быть допущены промахи. Систематическая погрешность - составляющая погрешности измерений, остающаяся постоянной или закономерно изменяющейся при повторных измерениях одной и той же величины. Систематические погрешности могут быть в большинстве случаев изучены до начала измерений, и результат измерения может быть уточнен внесением поправок, если числовые значения этих погрешностей определены, или использованием таких способов измерений, которые дают возможность исключить влияние систематических погрешностей без их определения. Случайная погрешность измерения - составляющая погрешности измерений, изменяющаяся случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины. Случайные погрешности не поддаются исключению из результатов измерений, как систематические погрешности. Однако проведение повторных измерений дает возможность, используя методы теории вероятностей и математической статистики, уточнить результат, т.е. найти значение измеряемой величины, более близкое к истинному, чем результат одного измерения. Метод измерений - прием или совокупность приемов сравнения измеряемой физической величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерений. Здесь под принципом измерений понимается физическое явление или эффект, положенные в основу измерения тем или иным типом средств измерений. Например, применение эффекта Доплера для измерения скорости. Метод измерений обычно обусловлен устройством средств измерений. Различают следующие основные методы измерений: непосредственный метод - метод измерений, в котором значение величины определяют непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора. Например, измерение размера с помощью штангенциркуля или микрометра, силы электрического тока амперметром и т.п. метод сравнения с мерой - метод измерений, в котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой. Например, измерение массы на рычажных весах с уравновешиванием гирями (мерами) с известными значениями; нулевой метод измерений - метод сравнения с мерой, в котором результирующий эффект воздействия измеряемой величины и меры доводят до нуля. Например, измерение сопротивления с помощью моста сопротивлений; метод измерения замещением - метод сравнения с мерой, в котором измеряемую величину замещают известной величиной, воспроизводимой мерой. Например, на чашку весов, предназначенную для взвешивания массы, устанавливают полный комплект гирь и уравновешивают весы произвольным грузом. Затем на чашку с гирями помещают взвешиваемую массу и снимают часть гирь для восстановления равновесия. Суммарное значение массы снятых гирь соответствует значению взвешиваемой массы (способ Д.И. Менделеева); метод измерений дополнением - метод сравнения с мерой, в котором значение измеряемой величины дополняется мерой этой же величины с таким расчетом, чтобы на прибор воздействовала сумма, равная заранее заданному значению; дифференциальный метод измерений - метод измерений, при котором измеряемая величина сравнивается с однородной величиной, имеющей известное значение, незначительно отличающееся от измеряемой величины, при котором измеряется разность между этими двумя значениями; контактный метод измерений - метод, основанный на том, что чувствительный элемент прибора приводится в контакт с объектом измерения. Например, контроль температуры термометром; бесконтактный метод измерения - метод, основанный на том, что чувствительный элемент прибора не приводится в контакт с объектом измерения. Например, измерение температуры пирометром. Выбор того или иного метода измерений определяется назначением их результатов, требованиями к точности и быстроте. Вопросы для самопроверки 1. Что понимают под «систематической» и «случайной» погрешностями 2. Понятие «метода измерений», «принципа измерений» 3. Какие методы измерений вы знаете 4. В чем заключается непосредственный метод 5. В чем заключается метод сравнения с мерой 6. В чем заключается нулевой метод 7. В чем заключается метод измерения замещением 8. В чем заключается метод измерения дополнением 9. В чем заключается дифференциальный метод 10. В чем заключается контактный и бесконтактный методы измерения Раздел 2. Стандартизация Студент должен знать: основные положения о стандартизации; основные задачи стандартизации; работы, выполняемые при стандартизации; категории и виды стандартов; правовое обеспечение стандартов; международную стандартизацию; уметь: внедрять государственные стандарты на предприятии. 2.1. Основы государственной системы стандартизации. Работы, выполняемые при стандартизации Определение стандартизации. Стандарт. Цель стандартизации. Основные задачи стандартизации. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Систематизация, классификация. Унификация. Агрегатирование. Методические указания По ГОСТ 1.0-92 стандартизация- это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный , как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. Основными задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции; согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей и изделий; установление метрологических норм, правил, положений и требований; нормативно-техническое обеспечение контроля, сертификации и оценки качества продукции; установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий; нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.); создание систем каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции; содействие выполнению законодательства РФ методами и средствами стандартизации. Комплексная стандартизация (КС) - это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Опережающая стандартизация (ОС) - это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее планируемое время. Унификация – разновидность или метод стандартизации, заключающийся в рациональном уменьшении типов, видов и размеров объектов одинакового назначения. Агрегатирование- метод создания новых машин, приборов, оборудования путем компоновки стандартных и унифицированных деталей, узлов и механизмов. Вопросы для самопроверки 1. Задачи стандартизации 2. Комплексная стандартизация, примеры 3. Опережающая стандартизация, значение 4. В чем состоит сущность унификации 5. В чем состоит сущность агрегатирования Тема 2.2. Категории и виды стандартов. Правовое обеспечение стандартизации. Международная стандартизация Классификация категорий и видов стандартов. ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТП, СТО, ИСО. Основополагающие стандарты. Стандарты на продукцию. Стандарты на процессы. Стандарты на методы контроля, измерений, испытаний. Госнадзор за стандартами. Органы госконтроля и надзора. Ответственность за нарушение положений закона Российской Федерации «О стандартизации». Международная стандартизация: ИСО, МЭК, ЕОК. Методические указания Стандарт - нормативный документ по стандартизации, содержащий требования на изготовление, технические условия, правила эксплуатации или проведение работ по обслуживанию, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Различают следующие категории стандартов: Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства: - основные требования на продукцию массового потребления, действуют на территории всей страны и являются обязательными для всех производств. Стандарт отрасли (ОСТ) - стандарт, принятый государственным органом в пределах его компетенции: - разрабатывает основные требования на продукцию или работы отрасли, являющиеся обязательными для данной отрасли. Региональный стандарт (РСТ) - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации: - распространяется на продукцию данного региона. Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, утвержденный предприятием: - распространяется на продукцию внутри предприятия. Стандарт научно-технического, инженерного общества - стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением: - применяется для динамического распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Международный стандарт (ИСО(ISO)) - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. СТП, ОСТ, РСТ должны учитывать требования, установленные ГОСТом. В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на работы; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общее организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья и имущества и др. общественные требования. Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины и их определения, многократно используемые в технике, науке, промышленности и сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, в культуре, здравоохранении и других сферах народного хозяйства; условные обозначения (наименование, коды, метки и т.д.) для различных объектов стандартизации, их цифровые, буквенно-цифровые обозначения, в т.ч. обозначения параметров физических величин, их размерность, заменяющие надписи, символы и т.п.; требования к построению, изложению, оформлению, содержанию различных видов документации (нормативной, конструкторской, проектной, технологической и др.); общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического, в том числе метрологического обеспечения производственных процессов. В частности эти стандарты устанавливают нормы точности измерений (инструментальных) и нормы точности статистических оценок; требования к стандартным образцам свойств и состава веществ и материалов; предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды ; ряды номинальных частот и напряжений электрического тока; допуски и посадки; требования к шероховатости поверхности; нормы точности передач (зубчатых, ременных и др.); требования к различным видам соединений деталей и сборочных единиц (резьбовым, сварным и др.) и конструкции изделий; классы точности оборудования; требования к различным видам технической совместимости продукции (конструктивной, электрической, программной и др.); значения предельно допустимого уровня шума, вибрации, радиационного излучения, радиопомех; требования в части внешних воздействующих факторов; требования технической эстетики и эргономики; другие единые технические требования и (или) нормы общего производственно-технического назначения. Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге). На продукцию и услуги разрабатывают: стандарты общих технических условий, которые должны содержать общие требования к группам однородной продукции, услуг; стандарты технических условий, которые должны содержать требования к конкретной продукции, услуге (группе конкретной продукции, услуг). Стандарт общих технических условий в общем случае содержит следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации ( ремонту, утилизации). Стандарты на продукцию, использование которой способно причинить вред здоровью или имуществу, а также окружающей среде, обязательно должны содержать разделы «Требования безопасности» и «Требование охраны окружающей среды». Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции, обеспечивающие их техническое единство и оптимальность, в том числе: к технологическим операциям, имеющим самостоятельное значение; к совокупности последовательно выполняемых технологических операций. Эти стандарты содержат требования безопасности для жизни и здоровья населения при проведении технологических операций. В частности, требования охраны окружающей среды при проведении технологических операций включают: предельно допустимые нормы химических, физических, биологических и механических воздействий на окружающую природную среду технологических процессов, опасных в экологическом отношении; требования по предотвращению аварийных сбросов (выбросов) и ликвидации их последствий, а также предельно допустимые нормы сбросов (выбросов) загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации. Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Для каждого метода, в зависимости от специфики его проведения, устанавливают: средства контроля; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки результатов контроля; допустимую погрешность контроля. В стандарте, устанавливающем требования к методам контроля одного показателя, допускается предусматривать несколько методов контроля, один из которых определяется в качестве поверочного (арбитражного). Если установленные методы не являются полностью взаимозаменяемыми, для каждого из них необходимо привести данные, характеризующие их различие или назначение. В соответствии с Законом РФ “О стандартизации” государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки производства продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением требований стандартов устанавливается Госстандартом России. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами -государственными инспекторами :главным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами; главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, городов по надзору за государственными стандартами. Государственный инспектор в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» имеет право: свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности ; проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбора проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствие обязательным требованиям стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовлении, реализации, использования, хранения, а также при выполнении работ и оказании услуг; запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки. Главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспекторы республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, городов по надзору за стандартами имеют право: принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований стандартов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ. Государственные инспекторы в случае не выполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством. Они должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством. Государственные инспекторы несут ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны. Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции. Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат. Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь. Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др. Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов. Другими органами Совета являются Техническое бюро, состоящее из председателя и девяти лиц, назначенных Советом, Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО). Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т. д. Комитет по оценке соответствия (КАСКО). С 1970 г. ИСО перешла на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО. Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета-члена ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей. КАСКО ведет работу по следующим направлениям: - изучение способов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям; - подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации и систем обеспечения качества; - содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества. Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов: - пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации; - выработка рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации; - обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; - поддержание связи с различными органами ИСО, деятельность, которых затрагивает интересы потребителей. Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) создан в 1967 г. с целью представления Совету рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работ национальных фондов стандартов. Задачами комитета Совета ИСО по информации являются: - обеспечение функционирования информационной сети ИСО с использованием средств вычислительной техники по вопросам, входящим в компетенцию ИСО; - координация работы информационных центров стран-членов ИСО по стандартам и смежным вопросам; - разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов (НТД) для целей их автоматизированной обработки; - содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД. Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан в 1961 г. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации. В основные функции ДЕВКО входит: - выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и по смежным областям; - создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Комитет по стандартным образцам (РЕМКО). Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы; справочник по стандартным образцам. Важное место в деятельности РЕМКО занимают вопросы координации деятельности ИСО в области стандартных образцов с другими международными организациями, в частности, с деятельностью Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Вопросы для самоконтроля - Категории стандартов: ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТП, СТО, ИСО.
- На что направлены основополагающие стандарты.
- Содержание стандартов на продукцию.
4. Содержание стандартов на процессы. 5. Содержание стандартов на методы контроля, измерений, 6. Органы надзора, их функции. Раздел 3. Сертификация Студент должен: знать: роль и место сертификации в современном обществе; основы обязательной и добровольной сертификации; технологию и средства проведения сертификации и аттестации производства; уметь:составлять процессы проведения сертификации для оценки соответствия продукции, услуг .и т.д. Тема 3.1. Сертификация и ее роль в современном обществе Обязательная и добровольная серти4 сертификации. Органы по сертификации. Литература: 2, с. 144... 188 Понятие сертификации и история ее развития. Области применения сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Системы сертификации. Схемы Термин «сертификация» впервые сформулирован и определен ИСО по вопросам сертификации СЕРТИКО (ныне КАСКО) и включен в № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. Согласно этому документу «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют стандартам или другому нормативному документу». Данное положено в основу принятому сегодня понятию сертификации i в системе сертификации ГОСТ Р. В настоящее время под сертификацией соответствия понимается "действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному Выходными данными (показателями качества) сертификации являются ее достоверность и беспристрастность. Достоверность оценки соответствия объекта сертификации требованиям нормативных документов определяется технической компетентностью органов по сертификации и испытательных лабораторий. Беспристрастность в получении результатов сертификации зависит от степени независимости заинтересованных сторон - производителя Сертификация соответствия проводится в обязательной и добровольной областях. В последнее время обязательная сертификация часто называется сертификацией в законодательно регулируемой области, а добровольная — в законодательно нерегулируемой. Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». Проведение работ по обязательной сертификации осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих систем обязательной сертификации. Головными органами этих систем являются государственные учреждения Госстандарт, Госстрой, Госгортехнадзор, Госкомсвязи и др. Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т. е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя, например создание системы качества на предприятии по модели стандарта ИСО 9001. Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за "^потребителя. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг. Система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Система сертификации— совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Наиболее распространенной в области обязательной сертификации является система сертификации ГОСТ Р. Основная цель систем обязательной сертификации — защита потребителей (физических и юридических лиц) от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации, заключаются в улучшении качества продукции и услуг, повышении конкурентоспособности на внутреннем рынке и содействие экспорту, если система признана за рубежом. Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ. Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленными Законом «О сертификации продукции и услуг» и Правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции: •устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы сертификации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России; • организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления; • участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации; • рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования; • участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования; • представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции; •разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов; • подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утверждаемой Госстандартом России (в том числе по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать); • участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации; • координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции; • ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков); •готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; • организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.; •в соответствии с установленными Госстандартом России правилами ведения государственной регистрации при проведении работ по сертификации и аккредитации ведет Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке; • рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках); •формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ, действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу; • взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации. Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. независимых от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся: • формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции; • разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации; • прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации; • определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если она предусмотрена схемой сертификации, организация на основе взаимодействия с ними испытаний и проверки производства; . «оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном реестре системы; • признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заявителей; • организация с привлечением территориальных органов Госстандарта России инспекционного контроля продукции; • отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия; • участие в разработке корректирующих мероприятий для продукции; принятие оперативных мер по информации о нарушении требований по сертификации; • ведение реестра сертифицированной продукции и подготовка для публикации информации о результатах сертификации; • ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства; • организация повышения квалификации и аттестации персонала; • взаимодействие с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов. Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации, процедурами управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации испытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий. Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций. Совет по сертификации выполняет следующие основные функции: • разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ; • подготавливает рекомендации по структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно технического обеспечения работ; • анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации; • рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккредитации; • разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции; • содействует распространению информации об общих направлениях деятельности участников систем (правил, порядков), их состоянии и развитии. Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются Центральным органом по сертификации. Научно-методический центр создается при Центральном органе, как правило, на базе одного из органов по сертификации и осуществляет следующие основные функции: • обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации; проводит системные исследования; • ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации поднадзорной продукции; • участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов; • проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов; • обобщает информацию участников работ и ведет реестр сертифицированных объектов, подготавливает на ее основе необходимые данные для Государственного реестра Госстандарта России; • принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов; • анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации и ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций; • разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта; • подготавливает практические рекомендации для центрального органа по указанным выше направлениям. Функции научно-методического центра устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются центральным органом по сертификации. Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении. Заявители сертификации ( |