ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Причины объяснения девиантного поведения Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий. Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России. Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо огенетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы. Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п. Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п. Одновременновлиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения. Туманность нормативных формул мотивации, которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения. Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие). Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам. Классовая сущность государства, якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой. Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц. Важной причиной девиантного поведения являютсясоциальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы.Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Адамова Д. В.,Краснова А. С. научный руководитель: канд.социол.наук, доц. Синьковская И. Г. ФГБОУ ВПО Сибирский Государственный Технологический Университет Студенческий возраст - это период интенсивных поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак. Студентов часто называют девиантной или маргинальной группой, часто нарушающей традиционные и установленные правила поведения. Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Вопрос о специфике девиантного поведения молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности, формируются новые культурные течения, формы семейно-брачных отношений. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления начального социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. Проблемой девиантного поведения занимались как западные, так и отечественные ученые. Дюркгейм Э. выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”; Мертон Р. проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению; Менделевич В.Д. рассматривал психологические аспекты девиантного поведения; Иванов В.И. исследовал причины и масштабы девиантного поведения в среде молодежи. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. С другой стороны является интеллектуальной элитой молодежи, оно преобразует свои стремления, потребности в новые организационные формы, создавая основы для эволюции важных социальных институтов (семьи, брака, морали, нравственности, этики, этикета) В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. Студенческой социологической лабораторией СибГТУ в городе Красноярске методом анкетного опроса было проведено исследование на тему «Девиантное поведение в студенческой среде», цель которого - выявить отношение студентов к проявлениям девиантного поведения. В ходе социологического исследования были опрошены юноши и девушки в возрасте от 20 до 23 лет. В результате работы было определено, что наиболее распространенные виды девиантного поведения среди студенческой молодежи – использование нецензурных выражений и употребление алкоголя. Респонденты утверждают, что нецензурные выражения употреблялись ими не только в данном возрасте, но и в младших классах, что может говорить о незначительном вкладе родителей в формировании элементарной речевой культуры у детей. Большинство опрошенных сталкивались с использованием нецензурных выражений в ближайшем окружении (86%), употребление алкоголя отметили 80%, 6% сталкивались с суицидом и употреблением психотропных веществ. Таким образом, алкоголизм в молодежной среде является широко распространенной проблемой, и к сожалению контингент употребляющих алкоголь с каждым годом молодеет. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты - сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы. Менее распространенными формами девиантного поведения респонденты отметили физическое насилие (2%) и воровство (1%). При этом сами студенты наиболее социально-опасными видами девиантного поведения считают употребление алкоголя (86%), физическое насилие (80%), употребление психотропных веществ (40%), а наименее употребление нецензурных выражений (20%) и нестандартное поведение (13%). Причинами девиантного поведения, по мнению опрошенных студентов являются: окружающая среда человека (53%) (как правило неблагоприятные условия проживания и пример взрослых, что формируют в целом поведение человека); стремление к идентичности с определенными группами (40%) (неопределенность в жизни и в своих устремлениях зачастую толкает молодых людей подражать отрицательному примеру, чтобы быть принятым в группе); 6 % считают, что уход от чего-то гнетущего толкает на отклонения в поведении, поскольку не все имеют мужество решать свои проблемы – «проще от них уходить». Для понижения количества употребляемых нецензурных выражений в студенческой среде большинство предложили штрафные санкции (86%), 6% считают, что только семья может сформировать культуру поведения; 3% отметили необходимость официального запрета, 3% респондентов считают, что человек должен сам осознать необходимость отсутствия в речи нецензурных выражений. Таким образом, среди студентов доминирующим видом девиантного поведения является употребление алкоголя и употребление в речи нецензурных выражений. Наиболее значимой причиной этих форм отклонений в поведении является окружающая среда. Для понижения количества употребляемых нецензурных выражений по результатам проведенного исследования студентами рекомендовано: - введение штрафных санкций; - усовершенствование социальных норм; - целенаправленное культурное просвещение в школах и других учебных заведениях. Для профилактики употребления алкоголя желательно: - запрет рекламы алкоголя в СМИ; - введение штрафных санкций; - укрепление института семьи. |