ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Юго-запад Восточной Европы Племена, жившие на юго-западе Восточной Европы (Молдавия, часть Правобережной Украины) и уже освоившие земледелие и животноводство в эпоху неолита, являлись периферией ярких земледельческих культур Южной и Центральной Европы, сложившихся там в VI-V тыс. до н.э. Эти племена, в свою очередь, оказывали определенное влияние на своих северных соседей, населявших территорию современной России. В Буго-Днестровском междуречье выделяются две культуры: буго-днестровская и культура линейно-ленточной керамики. Материалы обеих культур отражают постепенный переход к производящим видам хозяйства — земледелию и скотоводству, при сохранении значения охоты и рыболовства. Культура линейно-ленточной керамики, конец Vl-V тыс. до н.э. Хозяйство этой культуры базировалось на примитивном земледелии и придомном скотоводстве. Сеяли два вида пшеницы, просо и горох. Жатва производилась серпами: они имели изогнутую рукоять из дерева или рога, в которую закреплялись кремневые пластинки-вкладыши. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, свиней. Кроме того, велась охота на крупных копытных, видимо, существовало и собирательство. Освоение больших территорий носителями этой культуры, по-видимому, связано с примитивным мотыжным земледелием. Подобный способ выращивания злаков приводил к быстрому истощению земли и необходимости переселяться на новые территории. Возможно, что поселения существовали всего по 10-12 лет. Постройки состояли из деревянного каркаса, обмазанного глиной с соломой. На земляном полу встречаются остатки очагов и небольших хозяйственных ям. Культура линейно-ленточной керамики получила свое название из-за способа орнаментации сосудов. На ранней ее стадии керамика во многом сходна с ранненеолитической посудой Центральной Европы. Сосуды толстостенны, часто украшены прочерченными спиралями из одной, двух или трех параллельных линий. Следующий этап развития культуры характеризуется распространением керамики с так называемым «нотным» орнаментом, образованным сочетанием тонких параллельных линий и ямочных вдавлений, напоминающим нотную запись. В керамическом тесте обильны растительные примеси. Орудия труда изготавливались из кремня, рога, кости, дерева, их делали почти в каждом жилище. Большая часть орудий представлена скребками и вкладышами для серпов, меньше ножей, резцов и сверел, встречаются рубяшие орудия. Могильников найдено немного. Известны отдельные погребения на поселениях. Умерших хоронили в скорченном положении на боку, иногда подсыпая охру, в могилу ставили посуду с жертвенной пищей, клали орудия из кремня, украшения из раковин и зубов животных. Буго-днестровская культура, VI-V тыс. до н.э. Эта культура сложилась на местной основе и была распространена на территории всего Буго-Днестровского междуречья. Она соседствовала с сурской и днепро-донецкой культурами на севере и культурой линейно-ленточной керамики на западе. На ранних стадиях ее развития в комплексном хозяйстве превалируют охота и рыболовство, на следующих появляются земледелие и скотоводство. Удельный вес земледелия был невелик, животноводство находилось в начальной стадии развития. Роль охоты и рыболовства на всем протяжении существования этой культуры была значительной — добывались благородный олень, косуля, кабан; обилие рыбы зафиксировано многочисленными костными остатками в культурных слоях поселений. Дома, по-видимому, были наземными или слегка углубленными, с внутренними очагами, их площадь — от 12 до 30 кв. м. Орудия труда, изготовленные в основном из кремня, представлены скребками, резцами, вкладышами для охотничьего вооружения. Керамика достаточно разнообразна, существуют плоскодонные и круглодонные формы. Для керамического теста характерна примесь травы, песка и толченых раковин. Сосуды почти полностью покрыты орнаментом из врезанных линий, оттисков штампов или пальцевых зашипов. Юг Восточной Европы В степной и лесостепной зоне между Днепром и Волгой на местной мезолитической основе сложился ряд культур, характеризующихся большим сходством в хозяйстве и темпах развития. Основным занятием населения в неолите здесь были охота и рыболовство, земледелие было развито очень слабо, а скотоводство в некоторых районах получило развитие только к концу неолита. Кроме того, их всех объединяет микролитический характер кремневого инвентаря и некоторые общие черты в оформлении керамики. Археологические культуры этого региона можно разделить на две группы: в первую входят сурская и горнокрымская культуры, во вторую — днепро-донецкая культурная общность, ракушечноярская, среднедонская, сероглазовская, самарская, волго-уральская культуры. Все они могут быть датированы VII/VI-V/IV тыс. до н.э., однако первая группа более архаична. Основным занятием населения первой группы культур были охота и рыболовство, хотя и имеются редкие данные о наличии скотоводства. Керамика представлена остродонными сосудами с S-видным профилем, которые декорированы бедно или совсем не орнаментированы. Кремневые орудия изготовлены на пластинах и имеют микролитический облик. Могильники этих культур не найдены. Носители второй группы культур также занималось охотой, рыболовством и скотоводством, но удельный вес скотоводства в их хозяйстве, особенно в некоторых культурах, был значительно выше. Формы сосудов более разнообразны, появляются плоскодонные формы, нет сосудов с S-видным профилем, сосуды богато орнаментированы разнообразными [ребенчатыми отпечатками и школами. Каждая из культур имеет своеобразный орнамент. Гребенчатая орнаментация (штамп — гребешок, линия непрерывна) в целом более характерна для районов Днепра, Северского Донца, а накольчатая (штамп — заостренная палочка, линия прерывиста) — для районов Прикаспия, Дона и Нижней Волги. Кремневый инвентарь на ранних этапах имеет микролитический облик, в качестве заготовки для орудий используются небольшие пластины. На поздних этапах уже много более крупных орудий, изготовленных на отщепах. Хорошо изучены погребальные памятники этих культур: могильник у села Съезжее, Никольский, Александрия и др. В основном погребальный обряд представлен трупоположениями, вытянугыми на спине и обильно окрашенными охрой. Встречаются коллективные погребения. Обе группы культур отражают постепенный переход неолитических племен к скотоводству в условиях степей и лесостепей. Наиболее показательной для этого региона является днепро-донецкая культурная общность VII-IV тыс. до н.э. Она сменила племена носителей сурской культуры в лесостепных районах Поднепровья и Подонья. Сходство локальных вариантов и типов памятников, входящих в эту общность, было обусловлено сходством природного окружения, хозяйства и происхождения. На раннем этапе существования днепро-донецкой культурной общности это внутреннее сходство выражено гораздо сильнее, чем на позднем, когда контакты с населением сопредельных территорий стали многочисленней и разнообразней. Подобные контакты, как правило, приводят к ряду культурных заимствований, что находит отражение в появлении новых черт в каменных и керамических комплексах. Днепро-донецкая керамика раннего периода с примесью органики в тесте характеризуется плохим обжигом. Форма сосудов остродонная, слабопрофилированная. Сосуды орнаментированы рядами гребенчатых оттисков и прочерченных линий. На более поздних этапах развития культуры усложняется профилировка сосудов, появляются плоскодонные формы, в глиняное тесто добавляется дресва, орнаментация сосудов усложняется. Кремневые орудия на раннем этапе изготавливались на пластинах, а на поздних этапах — на отщепах. Набор орудий характерен для охотников и рыболовов — это скребки, резцы, ножи, рубящие орудия и наконечники стрел и копий, разнообразные вкладыши охотничьего вооружения. Известно более 20 могильников мариупольского типа, которые ряд исследователей связывают с носителями днепро-донецкой культурной общности. Ранняя группа этих могильников датируется концом VII-VI тыс. до н.э., поздние — V тыс. до н.э. Погребальный обряд сходен — это трупоположения, вытянутые на спине, сопровождающиеся многочисленными украшениями и засыпанные красной охрой. Нередко коллективные усыпальницы представляли собой длинную траншею, в которых лежали десятки погребенных. Хозяйство днепро-донецких племен базировалось на охоте и рыболовстве, но было известно и примитивное скотоводство. На поздних этапах кости домашних животных уже преобладают. На памятниках ракушечноярской, среднедонской и сероглазовской культур представлены костные остатки домашних животных — крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей. Появление в этом регионе древнейших культур энеолита относится ко второй половине VI тыс. до н.э.; затем в течение долгого времени неолитические и раннеэнеолитические культуры сосуществуют здесь, развиваясь параллельно, вплоть до появления древнейших культур эпохи бронзы на рубеже IV и III тыс. до н.э. Средняя Азия и Казахстан Неравномерность культурного развития отчетливо выражена в неолите Средней Азии. Обычно выделяют три основных его области: джейтунскую культуру в юго-западной Туркмении, гиссарскую культуру в Таджикистане и кельтеминарскую культурную общность на территории Туркмении, Узбекистана и отчасти Казахстана. Наиболее показательными являются джейтунская культура и кельтеминарская культурная общность. Джейтунская культура, вторая половина VII-VI тыс. до н.э. Во второй половине VII тыс. до н.э. в юго-западной Туркмении, в предгорьях Копет-дага, складывается земледельческая культура, получившая по наиболее полно исследованному памятнику название джейтунской. Будучи одной из древнейших культур неолита на рассматриваемой территории, она занимает северо-восточную окраину обширной зоны древнеземледельческих культур Ближнего Востока. Сходство памятников джейтунской культуры с поселениями Малой Азии и Ближнего Востока объясняется общностью генезиса, форм хозяйства, природного окружения, а также, возможно, наличием культурных контактов. Экономический уклад джейтунцев сочетал в себе такие прогрессивные явления, как земледелие и скотоводство, и традиционную охоту. Развитие поливного земледелия (а оно требует создания хотя бы простейшей оросительной системы) явилось причиной прочной оседлости неселения. Основу хозяйства составляло выращивание злаков — ячменя и различных видов пшеницы. На ранних этапах джейтунской культуры основным источником мясной пищи служила охота на безоарового козла, джейрана и кабана. Изредка встречаются кости домашней козы. Однако на поздних поселениях джейтунцев кости домашних животных преобладают, причем в состав стада входит уже и крупный рогатый скот. Небольшие поселки состояли из домов, построенных из глиняных блоков. Дома имели прямоугольную форму, дверные проемы были узкими. Пол покрывался толстой глиняной обмазкой, иногда на ней обнаруживаются следы красноватой или черной окраски. В каждом доме имелся очаг, а напротив очага в стене была сделана небольшая ниша. Около домов находились хозяйственные постройки и дворики, окруженные глинобитными (каркас обмазан жидкой глиной) оградами. Именно к джейтунскому времени восходит широко распространенная в Средней Азии традиция строительства из сырцового (необожженного) кирпича. При раскопках Джейтуна были обнаружены остатки 29 домов, в которых предположительно могли жить около 180 человек. На других, менее крупных поселениях (Чагыллы-депе, Чопан-депе) проживало не более 70 человек. На местах джейтунских поселений обнаружены погребения, совершенные под полами домов или во двориках, что типично для ранних оседлых земледельцев. Для погребального обряда характерно как скорченное, так и вытянутое положение покойного. Керамика Джейтуна — один из древнейших керамических комплексов Средней Азии. Сосуды сформованы вручную, в технике ленточного налепа, они разнообразны по форме, стенки тщательно заглажены, обжиг — сильный, произведенный в примитивных горнах или печах. Небольшую часть посуды составляют изделия с росписью. Ее мотивы — вертикальные струйчатые линии, иногда переплетающиеся с горизонтальными, или горизонтальные пояса, составленные из вертикальных рядов скобочек или треугольников. Вероятно, расписная посуда использовалась джейтунцами в особых случаях — торжественных или ритуальных. На памятниках встречаются зооморфные и антропоморфные статуэтки из обожженной и необожженной тины. Орудия труда изготавливались из кремневых пластин. Основные категории орудий — вкладыши жатвенных ножей и серпов, скребки, скобели, наконечники стрел, геометрические микролиты. Есть шлифованные топорики и тесла из других пород камня. Кельтеминарская культурно-историческая общность, VII-IV тыс. до н.э. Племена этой культурно-исторической общности занимали огромную территорию ныне пустынных равнин Средней Азии в междуречье Амударьи и Сырдарьи, в западном Казахстане и восточном Прикаспии. Естественно, что на таком широком пространстве не наблюдается полного единообразия культуры, однако все ее варианты демонстрируют сходство каменных орудий, форм и орнаментации керамики и украшений. Следует подчеркнуть, что в этот период все эти пространства были обводнены, покрыты богатой растительностью и предоставляли прекрасные условия для жизни неолитического человека. В древесных зарослях по берегам рек и в разнотравных степях водилась многочисленная и разнообразная дичь, реки изобиловали рыбой. Огромную роль в комплексном хозяйстве играли охота и рыболовство, о чем говорят многочисленные находки костей быка, благородного оленя, кабана, кулана, джейрана и разнообразных рыб. Находки раковин моллюсков и яичной скорлупы указывают на наличие собирательства. Однако уже на ранних стадиях существования культуры присутствует скотоводство, о чем свидетельствуют находки костей домашних животных. Кельтеминарские стоянки представляют собой в большинстве случаев кратковременные стойбища. Жилища, исследованные на стоянках Кават и Джанбас-кала IV, представляют собой округлые наземные или слегка углубленные шалашеобразные постройки с очагами в центре, иногда очень больших размеров (около 200 кв. м). Глинобитное строительство отсутствует. В кельтеминарской общности керамика появляется на рубеже VII и VI тыс. до н.э. Наряду с джейтунской, это древнейшая в Средней Азии обожженная посуда. Все кельтеминарские сосуды вылеплены от руки и обожжены на костре. Керамические сосуды различны по форме — это полусферические чаши, шаровидные или яйцевидные с высоким цилиндрическим горлом, изредка встречаются плоскодонные формы. Керамика украшалась нарезным и штампованным орнаментом, роспись редка. Для изготовления каменных орудий кельтеминарцы использовали кремень, добываемый в шахтах. Кроме того, кельтеминарцы освоили добычу бирюзы, разработки которой находились в горах Султануиздага. Кремневые орудия изготовлены на некрупных пластинах, основные типы — скребки, ножи на пластинах, разнообразные геометрические микролиты, на позднем этапе появляются наконечники стрел с двусторонней обработкой. Из плотного песчаника изготовлялись терки и грузила для сетей. Известны также топоры-тесла из шлифованного камня и костяные наконечники. В степных районах Казахстана в неолите происходили процессы, сходные с теми, которые шли в Прикаспии и на Дону. Для неолитических культур этого района характерно сочетание присваивающей и производящей экономики. Огромные территории исследованы крайне неравномерно, и большая часть Казахстанских степей обследована недостаточно. Исследователи отмечают большое разнообразие неолитических памятников Казахстана. Так, если в южных районах прослеживается больше сходства с кельтеминарской культурной общностью, то в северных — с культурами Зауралья и Западной Сибири. Это выражается как в орнаментации сосудов, так и в характере каменного инвентаря. Кавказ. Материалы по неолиту Кавказа очень отрывочны, несмотря на многолетние обследования этой территории и обилие памятников предшествующих и последующих эпох. Несмотря на близость к центрам древнейших цивилизаций, здесь не произошло формирования развитых неолитических культур. Малочисленность достоверно датированных памятников сильно осложняет сопоставление имеющихся материалов. На территории Кавказа выявлена серия пещерных стоянок и долговременных поселений, для которых характерно сочетание кремневых и обсидиановых орудий микролитических типов, весьма близких к мезолитическим. Кроме того, встречены шлифованные клиновидные топоры и весьма примитивная керамика. Некоторые из этих поселений свидетельствуют о знакомстве их обитателей со скотоводством и земледелием уже в начале VI тыс. до н.э., еще до появления в Закавказье энеолитических культур переднеазиатского типа с глинобитной архитектурой и развитым производящим хозяйством. |