МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения





Введение

Психолого-социальная работа с пожилыми и старыми людьми считается одной из самых сложных в физическом, психологическом, социальном аспектах.

К старости человек приходит с багажом старых и новых проблем.

С ним остаются все индивидуальные черты характера, темперамента, личностные особенности и модели поведения, которые он использовал в различных ситуациях во все периоды своей жизни. Как он прожил жизнь,

таковой и будет его старость.

Цель данной работы - изучить особенности психолого-социальной работы с гражданами пожилого возраста.

 

Основная часть

Для начала необходимо разобраться кто такие пожилые люди?

Это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего данный человек уже испытывает определенные психофизические ограничения.

Пожилой человек может иметь какие-либо отягчающие его жизнь заболевания, тем не менее, в некоторых случаях, он функционально не дееспособен, либо ему необходима помощь со стороны.

Роль социального работника в оказании психолого-социальной помощи пожилому человеку велика.

Для социального работника необходимы понимание и осознание всей

сложности соматических, психологических, медицинских, социальных проблем старого человека.

Психолого-социальные работники должны иметь специальную

универсальную подготовку, которая в их практической деятельности могла бы грамотно, качественно и с надлежащей полнотой удовлетворять нужды и потребности пожилого человека.

В психолого-социальной работе обязательно должен быть дифференцированный подход, как к старому человеку, так и к его окружению.

Необходимы знание и понимание физиологических характеристик возрастных градаций пожилого, старого и престарелого человека: 60-64, 65-69, 70-75 и более лет. Специалист должен иметь банк данных обслуживаемого контингента пожилых и старых людей с указанием места

и условий проживания, социального положения, имеющихся льгот, заболеваний соматических и психических, особенностей личности.

Организация ухода за старыми людьми предусматривает планирование и организацию всех аспектов ухода с привлечением значимых для старика лиц, которым он доверяет. Доброта, честность, порядочность, умение слушать, сострадать -необходимые качества профессионального работника.

Общество должно предоставить возможность пожилым людям жить

безопасно и достойно, не подвергаться физическому и психическому насилию.

Пожилым и престарелым людям необходимо обеспечение ухода и защиты со стороны семьи и окружающих людей. Они должны иметь доступ к медицинской помощи, объем, и качество услуг которой позволяло бы поддерживать оптимальный уровень физического, психического здоровья, своевременно лечить возникшие заболевания. Пожилые люди должны

иметь возможность самостоятельно принимать решения по уходу, лечению, включая добровольное согласие на госпитализацию в отделение, соответствующее нозологии заболевания: соматическое, психоневрологическое, психиатрическое, противотуберкулезное, онкологическое.

Большое значение для пожилых и старых людей имеет психотерапия.

Больные с различными расстройствами психоэмоциональной сферы, с

депрессией прочными узами связаны с психотерапевтом, психолого-социальным работником.



Психологическое сопровождение пожилых является превентивной

мерой суицидальных попыток. Поэтому в остром периоде реактивного

депрессивного состояния нельзя откладывать с психологической переработкой конфликта. Показана длительная психотерапия - раскрывающая психоаналитическая, индивидуальная или групповая, особенно в тех случаях, когда у человека есть суицидальные тенденции (мысли, желания).

Необходима также семейная среда с минимальными раздражающими и конфликтными ситуациями, которая ограждала бы старика от неожиданных негативных и противоречивых впечатлений и переживаний. Семейная психотерапия повышает возможность адаптации пожилых людей не только к окружающей среде в его пост трудовом периоде, но и к наступающей старости. Создание благоприятной формы психического старения, самоудовлетворения положительными эмоциями повышает оптимистическое отношение к жизни, вытесняет страх приближающейся смерти.

При расстройствах настроения на первый план выдвигается психофармакологическая терапия. На этом этапе пожилой человек также

нуждается в психосоциальной помощи. Пациенту необходимо помочь решить его домашнюю жизнь, обеспечить амбулаторное или стационарное лечение. Необходимо организовать контакт с родственниками, что особенно важно для одиноких людей. Обще врачебная и психотерапевтическая задача состоят в том, что, определив, какие внутренние и внешние перегрузки, стрессы представляют опасность для больного, с помощью оздоровительных мероприятий, рекомендаций изменения образа жизни, отказа от вредных привычек помочь пожилому человеку избежать кризисных ситуаций.

Психолого-социальная работа с пожилыми, престарелыми людьми и их

семьями предусматривает оказание социальной, психологической помощи в случае низкого материального дохода семьи.

Нерешенные проблемы пожилых и старых людей со всей актуальностью выдвинули на первый план обучение не только врачей, психиатров, психотерапевтов, но и социальных работников, способных трудиться в социально-медицинских, гериатрических учреждениях.

В последние годы наметился прогресс в этом направлении. Более чем в 30 регионах РФ организованы отделения и факультеты социальных работников. Совместными усилиями Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ разработана комплексная программа обучения «Гериатрия», содержащая курс лекций по социальной геронтологии и гериатрии.

С 1998 г. начата разработка новых специализаций социальной работы -медико-социальная и психолого-социальная работа с населением. Подготовка

социальных кадров с первичной специализацией медико-социальная и психолого-социальная работа будет способствовать расширению аспектов социальной деятельности, появлению новых ее видов и повышению уровня психолого-социальной работы в целом. В целях дальнейшего улучшения здоровья пожилых людей в РФ необходимы дальнейшее развитие, совершенствование и эффективное взаимодействие психолого-социальной, медико-социальной служб с акцентом в приближении этих видов помощи непосредственно к больному.

Далее в своей работе хочу описать деятельность СПб ГБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района», где мне посчастливилось побывать на практике.

Одним из первых изменений в жизни человека, которое заставляет задумываться о собственной старости является уход на пенсию и для большинства является большим стрессом.

Человек не просто становится пенсионером, он начинает чаще болеть. Из-за регулярных посещений медицинских учреждений появляется новый круг общения, который ограничен и не несет в себе положительного заряда, а прежний круг общения сужается.

Для современных пожилых людей характерным нарушением восприятия болезни является чрезмерное погружение в нее. Подобное поведение влечет за собой негативные эмоции и депрессивное состояние, сопровождающиеся чувством ненужности. Пожилые люди часто находятся в условиях социального одиночества, даже если живут в большой семье с внуками и детьми. Одиночество как психологическое явление связано с особенностями мышления. У членов семьи из разных поколений представление о различных сферах жизни разное, соответствующее каждому возрасту. Но пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях детей и внуков, труднее найти взаимопонимание, а друзей становится все меньше.

Психологической особенностью пожилого возраста является то, что процессы мышления затормаживаются, а это приводит к трудностям социальной адаптации. И здесь большую роль играет отсутствие мотивации и желания саморазвития, личностного роста. Пожилые люди убеждают всех и себя, что жизнь уже прошла. Таким образом, основными опасностями старости становятся: одиночество, апатия, жалость к себе, безнадежность, разрушение социальных связей. К сожалению, физическую старость предотвратить невозможно. Но возможно оставаться молодым социально и психологически.

В отделении экстренной психологической помощи (далее ОЭПП) СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района» разработаны различные методики психологической реабилитации и сопровождения граждан пожилого возраста.

Психологическое сопровождение включает в себя групповую работу и индивидуальное консультирование. Работа с утратой, внушение надежды, уменьшение социальной изоляции, психологическая поддержка, избавление от страхов, поиск возможных ресурсов - это основные цели работы с пожилыми людьми.

С целью повышения эффективности и качества обслуживания получателей услуг СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района» в ОЭПП используется психологическая диагностика в качестве наглядного примера улучшения психоэмоционального состояния пожилого человека, проходящего социально-психологическую реабилитацию.

В качестве примера работы ОЭПП можно привести следующие методики.

Перед началом занятий в зале ЛФК проводятся психологические занятия с участниками группы. Дело в том, что психологически настроенный пожилой человек будет успешнее выполнять физические упражнения. В ОЭПП успешно внедрены психокоррекционные занятия во время посещения клиентами процедур деликатного восстановления позвоночника и соляной камеры. Такой подход также благотворно влияет на реабилитационные процессы.

Тем самым пожилые люди имеют возможность познакомиться с психологическими тренингами в более безопасной форме, так как ни для кого не является секретом тот факт, что даже при том, что человек, возможно, нуждается в психологической помощи и поддержке, для него очень трудно преодолеть внутренний барьер и обратиться к психологу.

Клиенты, помимо итогов диагностики, сами для себя отмечают положительные результаты такого подхода.

Одним из эффективных психологических методов работы с пожилыми людьми является Арт-терапия. Этот метод можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Анализируя проводимую в отделении работу, можно утверждать, что результаты этой работы наглядно демонстрируются при одновременном применении современных методов диагностики и различных видов социальной и психологической реабилитации граждан пожилого возраста.

Это позволяет и самим клиентам более активно включаться в процесс реабилитации, появляется дополнительный стимул, энергия, надежда.

Но, тем не менее, любой человек нуждается во внимании.

 

Заключение

В заключении хочу ещё раз отметить то, что пожилого человека нужно поддерживать - это сложная, важная задача общества.

Огромная роль в этой поддержки отведена деятельности социального работника.

Сегодня возраст - это не социальная роль, а часто экзистенциальный (личностный) кризис. И каждый такой кризис человеку нужно помочь по-новому осмыслить и пережить.

Доброта, честность, порядочность, умение слушать, сострадать - необходимые качества профессионального работника.

Общество должно предоставить возможность пожилым людям жить

безопасно и достойно, не подвергаться физическому и психическому насилию.

 

Список литературы

ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения

Красносельского района //[Электронный ресурс]/htt:// www.vmo39.spb.ru Дата обращения 14.03.2016





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.