МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к юридической ответственности на территории Республики Панама?





Задание № 7.

7.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

 

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

 

 

Тип № 4 Тип № 5

 

Понятия тип соотношения (номер)
методология и метод №3 (учебник Марченко)
предмет и метод С точки зрения философии – метод во многом определяется содержанием предмета. Из представленных типов, наиболее близкий – тип №2
государство и право №2
право и закон Если право в широком смысле, то – №3; если узко рассматривать – то №5
право и мораль №2
преступление и правонарушение Любое преступление(А) – правонарушение(В) - №3

 

7.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

 

тип пример пример
тип № 1 Вода-железо Законы-подзаконные акты
тип № 2 Школьник-спортсмен Арбитражный процесс – гражданский процесс
тип № 3 Дерево-сосна Форма государства – форма правления
тип № 4 Композиторы-члены «Могучей кучки» - химики (А. П. Бородин был химиком по образованию) Суды, рассматривающие экономические споры – Суды, рассматривающие споры из иных частноправовых отношений (Верховный суд РФ после реформы возглавляет обе системы судов)
тип № 5 Москва - столица России Санкция – наказание

Задание № 8. Объясните следующие проблемные ситуации:

8.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

 

(Л.А.Морозова) Государство и право изучаются в теории государства и права в единстве, во взаимодействии.

Однако в науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, подчеркивая тем самым приоритетное значение в жизни общества права. Однако в целом возобладала позиция, рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину.

Действительно, законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, также и государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством нормотворчества, т.е. принятия нормативных правовых актов разнообразного содержания и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

(Матузов, Малько) Думается, что авторы подобной точки зрения здесь не совсем правы. Дело не только в самой идее неразрывной связи государства и права. Это, в принципе, аксиома. Дело в правопонимании, которое нельзя доводить до этатистского уровня, нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством.

Этатизм (от франц. Etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития.

Право - средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных социальных отношениях (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы, участии граждан в государственном управлении и т.п.).



При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть "открыто" для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане. К тому же, исследуя проблемы государственности, мы тем самым в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.

 

8.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

 

(Матузов, Малько) Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):

теории государства;

теории права.

В юридических вузах изучается учебная дисциплина, которая представляет собой систему определенных теоретических знаний, построенную в соответствии с конкретной учебной программой, предназначенной для подготовки специалистов в области юриспруденции. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых как в рамках самого учебного процесса, так и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

 

Задание № 9. Составьте схему "Различие норм права и социальных норм первобытного общества".

 

Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

– источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;

– социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;

– социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;

– социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.

 

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

(Бабаев) Рассмотрение права в строго юридическом смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от социальных норм первобытного общества.

1) Право исходит от государства, а социальные нормы первобытного общества изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени.

2) Право охраняется специальными правоохранительными органами государства (милиция, полиция, прокуратура, налоговые органы, органы безопасности и др.), а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия. По степени своей строгости они были не менее суровы, чем те меры принуждения, которые применяются к правонарушителям государством. Одним из суровейших среди них было изгнание из рода, так как в те времена каждый чужой был врагом и изгнанному из рода грозила смерть. В ряде случаев виновному выносился смертный приговор, который исполнялся самими членами рода (например, виновного забивали камнями). Мерами общественного воздействия они назывались лишь потому, что исходили от всего рода, а не от специальных органов.

3) Право закрепляется в определенных формах (нормативных правовых актах, правовых прецедентах, правовых обычаях, договорах нормативного содержания), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению.

4) Право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, в то время как социальные нормы первобытного общества по природе своей крайне консервативны, то есть не подвержены быстрому и произвольному изменению.

5) Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет. В этом смысле любопытна мысль Ф. Энгельса, который писал: «Для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота — правом или обязанностью?»

Таким образом, основное отличие права от социальных норм первобытного общества, прежде всего, связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью государства.

Задание № 10. Составьте схему "Вид социальных норм первобытного общества".

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. (Матузов, Малько).

1) Виды социальных норм:

– обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

– религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

– нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

– мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие; в мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, различные запреты и целый ряд других правил поведения;

- табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару. Табу рассматривается и как «система обычаев, облеченная в форму религиозного запрета» (В.Д.Бабаев);

- традиции

- (выделяет В.Д.Бабаев) агрокалендари - система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их резуль­ татов.

2) Виды социальных норм в зависимости от их направленности:

- запреты (как правило, в виде табу);

- дозволения (например, возможность участия в разделе туши убитого животного);

- (в зачаточной форме) позитивное обязывание (при осуществлении каких-либо приготовлений к охоте, изготовлении примитивных орудий и т.п.).

Задание № 11. Заполните таблицу:

основания разграничения государство первобытное общество
1) политическая организация Государство – организация политической власти Политика - классовое явление, поэтому нельзя согласиться и с учеными-марксистами, называющими доклассовые социальные систе­мы политическими. (С.А.Дробышевский)
2) структурная организация Существует иерархия органов власти и государственный аппарат управления   Власть носила потестарный характер, была основана на авторитете предводителей (старейшин, вождей). Характерна нерасчленённость или неполная расчленённость управленческих, социально-экономических и идеологических (религиозных, ритуальных) функций
3) территориальная организация Власть государства распространяется на его территорию и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории Власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу)
4) нормативная организация Определяющий принцип гос-ва – наличие права. Юридические нормы - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные, а также охраняемые государством. Общественные отношения регулировались мононормами, которые выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Задание № 12. Проведите лексический анализ представленных интегративных определений понятия "право" в соответствии с основными подходами правопонимания:

Профессор Бабаев В.К.: "Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения".

Подходы правопонимания:

а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости.

 

Анализ:

А) Право воспринимается не только как система юридических норм, поскольку в нем отмечено, что «право – система юридических установок, … выраженная большей частью в законодательстве…». Таким образом, данное определение не соответствует данному подходу.

Б) Право отождествляется не с регулируемыми им общественными отношениями, а с «системой нормативных установок», которая эти самые отношения регулирует;

В) Поскольку право рассматривается как «система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы», данное определение соответствует философскому подходу к правопониманию.

 

Профессор Лазарев В.В.: "Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль во взаимоотношении друг с другом".

 

Анализ:

А) Право, в соответствии с нормативным подходом, рассматривается «как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости»;

Б) Правоотношение рассматривается как «борьба и согласование свободных воль», но право с ними не отождествляется.

В) Право рассматривается как «нормативы равенства и справедливости», что, в целом, соответствует философскому подходу к правопониманию.

 

 

Задание № 13. Определите тип соотношения понятий "право" и "закон", соответствующий приведенным схемам. Свою позицию обоснуйте.

 

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

 

 

Тип № 4 Тип № 5

Существуют различные позиции:

1) №3 – право не зависит от государства и закона, даже предшествует закону (В.С.Нерсесянц, В.А.Четвернин); государство имеет монополию на законотворчество, но не правотворчество; однако критерия правового закона и неправового закона в науке так и не выработано, среди предложенного – критерий «общей воли», который был опровергнут Л. Дюги: «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих лиц...». Им предложен иной критерий – нормативные законы (формулирующие норму права) и конструктивные законы (принимающие меры к их исполнению), однако ответа на вопрос о том, что является, а что не является «правовым законом», он не дает. Третий критерий – определение закона через категорию «правового идеала» - порождения сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма (С.А.Емельянов), в зависимости от наличия в законе правового идеала можно делать вывод о том, является он правовым или нет.

2) №5 – по мнению Марченко, правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов в России и других стран признает в качестве доминирующей идею о единстве и неделимости права и закона, не проводя различий между ними.

Задание № 14. Определите достоинства и недостатки основных концепций понимания права. Результаты оформите в виде таблицы.

подход достоинства недостатки
Нормативный (была сформулирована в 20 веке: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.) 1) Верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; 2) Признается широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. 3) Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов) 1)Предсавители данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития) за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; 2) признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворятся и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.
Социологический (20 век: Е. Эрлих, Жени, Р. Паунд, С.А. Муромец) 1) Оно обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; 2) фиксирует приоритет общественных отношений как содержание права; 3) хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. 1) если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. 2) В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Философский (основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях ХVII-ХVIII веков) 1) признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека. 2) данный подход различает право и закон. Не любой закон является правовым.   1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, "высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения"; 2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство; 3) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма; 4) возможность субъективной и даже произвольной оценки субъектами правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

Задание № 15. Выразите одним словом суть каждого из подходов понимания права.

нормативный закон
социологический Действие(правоотношение) Реализация прав (по Малько)
философский Абстрактность (мера)

Задание № 16. Обоснуйте свое отношение к проблемным вопросам изучаемой темы.

6.1. Совместимы ли основные типы понимания права?

На мой взгляд, да. Ведь Теории права как таковые не исключают друг друга, а в какой-то степени дополняют. Если объединить эти теории возможно получится идеальная Теория права.

6.2. Какой концепции понимания права придерживаетесь вы?

Сложно придерживаться какой-либо теории не видя, что она из себя представляет на практике. Исходя из того, что на данный момент самая распространенная теория это норматививсткая, я придерживаюсь мнения, что она и есть концепция, которая наиболее подходит человечеству на данный момент.

6.3. Есть ли практическая необходимость в поиске определения понятия "право"; плюрализме правопонимания?

Понятие право на бытовом уровне каждый человек может понять по разному, в следствии чего может возникнуть дальнейшее не понимание того, что же такое право и все то, что из него исходит, в следствии чего, на мой взгляд, нам необходимо полное понимание понятия право, а следовательно полное определение.

Да, ведь человек должен понимать, что прежде чем общество пришло к определенному учению о праве оно прошло веху различного понимания учений о праве. Каждое учение это изменение юридического мировоззрения общества. Каждая теория имеет свои плюсы и минусы, которые были выявлены на практике, что тоже является немаловажным при изучении.

6.4. Охарактеризуйте соотношение сознания и правопонимания.

Право, подразумеваемое это выражение смысла и свободы индивидов и, следовательно, исходной основой и отличительной особенности всякого права, т.е. это лишь необходимый минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона.

Правопонимание — определённое представление о существе права.

На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному.

Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;

Рудольф фон Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;

Иммануил Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1].

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

 

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права

Задание № 17. Решите представленную задачу. Свою точку зрения обоснуйте, исходя из действия права во времени, в пространстве и по кругу лиц:

Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к юридической ответственности на территории Республики Панама?

Ответ:

Нет, так как он обладает дипломатической неприкосновенностью: Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях, «дипломатический агент» есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

Статья 31

1. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции.

Уголовное дело будет возбуждено, будут установлены причины совершения ДТП, но с определенными ограничениями — посол имеет право отказаться от показаний, используя свой дипломатический иммунитет, равно как не может быть арестован. В случае ДТП на место происшествия будет вызван представитель посольства РФ и представитель МИД Панамы. Но никакого наказания посол не получит, опять же в силу дипломатического иммунитета. Но, правительство Панамы, может на основании Венской конвенции, обратиться к правительству РФ с просьбой снять дипломатический иммунитет с посла с тем, чтобы привлечь его к ответственности.

 

Задача 19.

В Городской отдел образования города Иваново 05 мая 2007 года поступил Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 800
от 01 мая 2007 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу в городе Иваново?

Ответ:

В данном случае не может быть дано верного ответа, так как не указана информация о официальном опубликовании данного НПА.

В соответствии с Указом президента РФ о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте РФ: вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

То есть со дня официального опубликования данного НПА он начнет свое действие на всей территории РФ.

Так же возможен вариант, что в самом НПА будет сказана дата вступления его в силу

Задача 20.

По иерархии НПА в РФ будут распологаться таким образом:

1. Конституция; (законы)

2. Федеральные конституционные законы; (законы)

3. Федеральные законы; (законы)

4. Акты Президента РФ; (подзаконные акты)

5. Акты Правительства РФ; (подзаконные акты)

6. Акты министретсв и ведомств; (подзаконные акты)

7. Акты органов местного самоуправления; (подзаконные акты)

8. Локальные акты. (подзаконные акты)

 

Задача 21.В каком соотношении находятся международное и внутригосударственное и законодательство?

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Ответ:

Правильный ответ тип №2.

В соответствии с ч. 4 статьи 15 Конституции РФ, международные договоры являются частью правовой системы РФ, однако не все международные договоры входят в правовую систему страны, а только те, в которых страна является участницей и, которые были ратифицированы.

 

 

Задача 22. Определите, количество норм содержащихся в указанных статьях нормативных правовых актов, а также их видовую принадлежность в зависимости от классификационных оснований.

Статья 233. Клад (Гражданский кодекс РФ, часть 1)

1. "Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад".

Ответ:

Количество норм: 2

Видовая принадлежность:

по функциям права –регулятивная функция (1 абзац), охранительная (2 абзац)

по отраслям права – гражданско-правовая

по методу регулирования – 1абзац – диспозитивная норма, 2 абзац – императивная

по способу регулирования – 1 абзац – дозволение; 2 абзац позитивное обязывание

по кругу лиц – обе нормы действуют на всех лиц

по федеративному устройству – федеральные нормы

по юридической силе – нормы федерального закона

 

 

Задача 23. Задание № 23. Определите, количество норм содержащихся в указанных статьях нормативных правовых актов, а также их видовую принадлежность в зависимости от классификационных оснований.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство (Кодекс РФ об административных правонарушениях) (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

1. "Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток".

Ответ:

Количество норм: 1

Видовая принадлежность:

по функциям права – охранительная

по отраслям права – административное право

по методу регулирования – императивная

по способу регулирования – запрет (?)

по кругу лиц – обе нормы действуют на всех лиц старше 16 лет

по федеративному устройству – федеральная норма

по юридической силе – норма федерального закона

 

Задание № 24. Определите, количество норм содержащихся в указанных статьях нормативных правовых актов, а также их видовую принадлежность в зависимости от классификационных оснований.

Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы (Уголовный кодекс РФ)

1. "Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет".

Ответ:

Количество норм: 1

Видовая принадлежность:

по функциям права – охранительная

по отраслям права – уголовное право

по методу регулирования – императивная

по способу регулирования – запрет

по кругу лиц – военнослужащие

по федеративному устройству – федеральная норма

по юридической силе – норма федерального закона

 

 

Задание № 25. Проведите комплексный анализ правовой нормы: а) определите элементы структуры правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); б) определите вид каждого из структурных элементов юридической нормы.

Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (Гражданский кодекс РФ, часть 1)

1. "Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность".

Ответ:

Гипотеза «Несоблюдение простой письменной формы сделки» и «В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки»

Санкция Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

2. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

3. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки».

ее вид абсолютно-определенная

 

 

Задача 26. (?)

Задание № 26. Проведите комплексный анализ правовой нормы: а) определите элементы структуры правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); б) определите вид каждого из структурных элементов юридической нормы.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (Уголовный кодекс РФ)

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

1. «Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового».

Ответ:

Гипотеза: 1 абзац

ее вид: сложная, альтернативная, казуистическая(?)

диспозиция отсутствует

ее вид -

санкция: 2 абзац

ее вид: уголовно-правовая, штрафная (карательная), относительно-определенная

Задание № 27. Проведите комплексный анализ правовой нормы: а) определите элементы структуры правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); б) определите вид каждого из структурных элементов юридической нормы.

Статья 345. Замена и восстановление предмета залога (Гражданский кодекс РФ, часть 1)

2. "Если предмет залога погиб или поврежден либо право собственности на него или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное".

 

Гипотеза - Если предмет залога погиб или поврежден либо право собственности на него или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным законом

диспозиция залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное».

ее вид сложная описательная

 

 

Задание № 28. Приведите примеры правовых отношений, в которых Вы принимали участие. Для каждого из них раскройте элементы (участники, объект и содержание) и определите вид правоотношения.

Объект товар

участники Продавец, Покупатель,

содержание обязанность оплатить вещь и передать товар

 

Задание № 29. Дополните схему: "Элементы правосубъектности"

· правоспособность;

· дееспособность;

· деликтоспособность.

 

 

Задание № 30. Соедините прямоугольники с учетом соответствия формы реализации норм права, их видам и характеру предписания.

Соблюдение - Запрещающие нормы права - Запрет;

Исполнение - Обязывающие нормы права - Обязанности;

Использование - Управомочивающие нормы права - Права.

Задание № 31. Составьте схему "Стадии применения права"

1. Исследование фактических обстоятельств дела

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело

3. Проверка подлинности текста нормы права

4. Толкование нормы права

5. Вынесение решения компетентным органом, должностным лицом.

6. Доведение содержания решения до сведения адресата право­применения, заинтересованных лиц и организаций.

 

Задание № 32. Составьте схему "Виды правоприменительных актов"

Виды правоприменительных актов.

В зависимости от субъектов применения:

· акты государственных органов и общественных организаций;

· акты главы государства — Президента РФ;

· акты федеральных органов власти и управления;

· акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

· акты органов правосудия;

· акты органов прокуратуры;

· акты органов надзора и контроля;

· акты коллегиальные и единоличные.

По отраслевой принадлежности:

· акты применения норм административного права;

· акты применения норм гражданского права;

· акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты:

· запрещающие;

· обязывающие;

· управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По юридической природе:

· основные (например, приговор суда);

· вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По функциям права:

· правоустановигельные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия)

· правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По характеру:

· материальные;

· процессуальные

По форме:

· приказы;

· постановления;

· указания;

· представления;

· резолюции;

· протоколы;

· решения;

· разрешения;

· предупреждения;

· приговоры;

· определения;

· распоряжения и др.

В зависимости от действия во времени:

· акты однократного действия (наложение штрафа);

· длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Задание № 33. Приведите пять примеров правоприменительных актов.

· указ Президента РФ;

· Постановление Правительства РФ;

· приговор суда;

· свидетельство о регистрации брака;

· приказ ректора о зачислении в вуз.

Задание № 34. Определите форму реализации правовых норм в представленных правовых отношениях.

примеры правовых отношений форма реализации
а) страхование ответственности владельцами транспортных средств Исполнение - ОСАГО, использование – добровольное страхование
б) подписание руководителем приказа об увольнении работника с предприятия использование
в) участие в выборах Президента Российской Федерации использование
г) проезд на разрешающий сигнал светофора соблюдение
д) составление протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС ГИБДД Российской Федерации Применение

 

Задание № 35. Приведите примеры правовых отношений с Вашим участием, связанных с различными формами реализации норм права.

1. Соблюдение - проезд на разрешающий сигнал светофора;

2. Исполнение - уплата государственной пошлины для подачи заявления в суд;

3. Использование - подача заявления о поступлении в вуз;

4. Применение - составление протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС.

Задание № 36. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании п. 1 ч. 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ:

5. «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка».

Ответ: состав (расторжение брака + ее беременность или наличие общего ребенка возрастом не менее 3 лет).

 

Задание № 37. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении; действие

2) явка с повинной; действие

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; событие

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании». – действие

 

Задание № 38. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права?

Согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Объекты - поведение субъектов и его результаты (планировка территории, градостроительное зонирование и т.д.), официальные документы (различные документы, связанные со строительством).

Задание № 39. Изучите ч. 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права.

Часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

Ответ:

Объекты - поведение субъектов и его результаты (перевозка груза, оплата перевозки), материальные блага (груз).

 

Задание № 40. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. – аналогия права

Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Так же существует аналогия закона как решение проблемы пробелов в праве

Аналогия закона - решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

 

Задание № 41. Определите необходимый вид толкования по объему:

Задание № 42. Определите необходимый вид толкования по объему:
4) Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей (Семейный кодекс РФ)
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. - ограничительное
5) Статья 224. Небрежное хранение огнестрельного оружия (Уголовный кодекс РФ)
Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Буквальное толкование

6) Статья 8. Независимость судей (Гражданский процессуальный кодекс РФ)

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Расширительное.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.