Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Микроэкономика» включают: A. Банк тестовых заданий (входной контроль). B. Банк заданий (текущий контроль). C. Экзамен (промежуточный контроль). Полные комплекты оценочных средств и контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре экономики и являются учебно-методическими материалами ограниченного (конфиденциального) пользования. A. Банк тестовых заданий (входной контроль). Примерные вопросы тестовых заданий (ПК-1, ПК-2, ПК-4): 1. Какой принцип лежит в основе периодизации общественного развития Э. Тофлера: а) смена частной собственности б) технологический в) степени развития товарно-денежных отношений г) теории длинных волн 2. Назовите, в какой из стран Мира впервые в экономической истории были приняты антимонопольные законы (конец XIX – нач.XX в.): _____________ B. Банк заданий (текущий контроль) Примерные вопросы тестовых заданий ( ПК-1, ПК-2, ПК-4): 1. Выберите правильный ответ: Совершенная ценовая дискриминация имеет место в том случае, когда: а) на все единицы однородного товара устанавливается конкретная цена, равная цене предложения; б) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена таким образом, что излишек полностью остается у покупателей; в) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене спроса и весь излишек изымается монополистом; г) устанавливается n цен так, что все единицы товара, по которым цена спроса превышает определенный уровень цен, реализуются по некоторой цене Pn. 2. Какое из следующих утверждений правильно относительно фирмы, максимизирующей прибыль и имеющей монопольную власть: а) она установит цену, которая равна ее предельным затратам; б) она установит цену, которая меньше, чем предельные затраты, но больше, чем средние затраты; в) она установит цену, которая выше предельной выручки; г) она не назначит цену, при которой эластичность спроса больше, чем в абсолютном выражении. 3. Укажите правильное слово: 1. Любая фирма в отрасли, которая не может повлиять на цену своего продукта, называется (совершенно конкурентной/монопольной) и выпускает (значительную\незначительную) часть общего отраслевого выпуска. 2. Поскольку монополист должен (повышать / снижать) цену на свою продукцию для того, чтобы продать большее ее количество, цена продукции должна быть (выше / ниже) предельной выручки для любого уровня выпуска. 4. Верно/неверно данное выражение: 1. В ответ на смещение вверх кривой его предельных издержек, чистый монополист увеличивать цену и сокращает выпуск. 2. Цена равновесия в длительном периоде будет выше в условиях чистой монополии по сравнению с совершенно конкурентной отраслью. 3. В условиях монополистической конкуренции фирмы в длительном периоде получают экономическую прибыль. Пример расчетно-графической работы ( ПК-1, ПК-2, ПК-4): Фирма работает по технологии, заданной производственной функцией: Q = L0,5 K0,5. В коротком периоде количество постоянного фактора, используемого фирмой: K = 25. Ставка заработной платы у фирмы w = 5, ставка арендной платы r = 5. Фирма вынуждена платить налог в виде акциза со ставкой ty = 2. Цена на продукцию фирмы на рынке совершенной конкуренции P = 20. а) Вывести и изобразить графически функции: общих затрат, переменных затрат, постоянных затрат, средних общих затрат, средних переменных затрат, средних постоянных затрат, предельных затрат. б) Рассчитать и изобразить на полученном графике: точку безубыточности, точку закрытия фирмы, выручку фирмы, общие затраты, прибыль фирмы и излишек производителя. в) Вывести и показать на графике функцию предложения фирмы и рассчитать коэффициент эластичности предложения по цене. Активное участие в практических занятиях ( ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4). Примерные темы докладов: 1. Монопольная власть и ее источники. 2. Равновесие монополии в коротком и длительном периодах 3. Монополия и совершенная конкуренция. Ущерб, наносимый монополией в РФ. 4. «Естественная» монополия и ее регулирование в РФ 5. Капитальные и прокатные цены факторов. 6. Связь между капитальными и прокатными ценами. Дисконтирование. 7. Рынок земли: особенности землепользования в РФ. 8. Налоговое регулирование как инструмент стимулирования экономического роста производства в РФ. C. Экзамен (промежуточный контроль) Вопросы к экзамену (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4): 1. Экономическая теория как наука. Современное понятие предмета экономической теории. 2. Экономические законы и их роль в хозяйственной деятельности людей. 3. Потребности человека и общества и их классификация. 4. Потребности, экономические интересы и стимулы и их роль в хозяйственной деятельности людей. 5. Экономические ресурсы и их виды. 6. Общие проблемы экономического развития общества. 7. Производственные возможности общества и их анализ. Кривая производственных возможностей. 8. Основные показатели экономического развития общества и их виды. 9. Свобода выбора и ответственность в хозяйственной деятельности, формы ответственности. 10. Рациональное поведение людей и сопоставление предельных затрат и выгод. 11. Риск в хозяйственной деятельности. Понятие неопределенности и ее виды. 12. Основные условия возникновения и функционирования рынка. Классификация рынка. 13. Рынок как экономический институт. Рыночные сделки и их виды. Трансакционные издержки и их структура. 14. Основные субъекты рынка и кругооборот экономических благ. 15. Основные характеристики рынка как хозяйственного механизма. Понятие структуры, инфраструктуры и конъюнктуры рынка. 16. Собственность как экономический институт. Права собственности и их спецификация. Собственность и хозяйствование. Виды собственности в РФ. 17. Обмен и деньги. Основные функции денег. 18. Конкуренция и ее роль на рынке. Особенности совершенной (свободной) конкуренции. 19. Спрос и его динамика. Закон спроса. Детерминанты спроса. 20. Предложение и его динамика. Закон предложения. Детерминанты предложения. 21. Механизм ценообразования на рынке свободной конкуренции. 22. Условия равновесия на товарном рынке. Причины нарушения равновесия и его последствия. 23. Эластичность спроса и предложения. Типы эластичности. Влияние эластичности на величину выручки. 24. Полезность экономических благ и ее влияние на выбор потребителя. 25. Правила поведения рационального потребителя на рынке. 26. Фирма как экономический агент и ее основные функции. 27. Индивидуальные частные предприятия и их роль в современной экономике. 28. Товарищества как форма предпринимательской деятельности. 29. Акционерное общество. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций. Типы АО. 30. Издержки фирмы и их сущность. Внутренние и внешние издержки фирмы. 31. Постоянные, переменные и валовые издержки фирмы и их динамика. 32. Средние и предельные издержки фирмы и их динамика. 33. Валовый доход и прибыль фирмы. Виды прибыли. 34. Валовый доход, прибыль, издержки и цена: взаимосвязь и зависимость. 35. Основные направления минимизации издержек фирмы. 36. Равновесие фирмы на рынке и его условия. 37. Конкуренция и ее виды на современном рынке. Основные методы конкурентной борьбы. 38. Олигополия как вид несовершенной конкуренции. Особенности ценообразования в условиях олигополии. 39. Монополистическая конкуренция. Сущность и особенности. 40. Чистая монополия и ее роль в современной экономике. Виды монополий. Монополия и конкуренция. 41. Монополия и государство. Основные методы антимонопольной политики государства. |