ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Многоаспектность языка как объекта науки, его функции Т.В. Симашко Форма и содержание в языке (конспект лекции) План 1. Многоаспектность языка как объекта науки, его функции. 2. Форма и содержание языка. 3. Типы языковых значений. Многоаспектность языка как объекта науки, его функции Язык – сложное явление и является предметом многих наук. Как явление действительности язык представляет собой единое целое. Но каждая из наук, изучающая язык, рассматривает только определенный аспект, который обусловлен ее спецификой. Поэтому определение языка с точки зрения отдельной науки неизбежно будут недостаточным и нетождественными. Так, определение языка с точки зрения логики, философии, психологии отличаются от определений, данных в лингвистике. Собственно лингвистические определения также не будут исчерпывающими. Это объясняется тем, что в одном определении трудно охватить все существенные стороны языка: язык как важнейшее средство общения; как знаковая система, психическая субстанция, а материя является субстратом язык и др. Ключом к пониманию природы и сущности языка является его генетическое определение, согласно которому язык определяется как вид человеческой деятельности. С этим связаны важнейшие функции, которые он выполняет в обществе: общения, вербального мышления и его развития, его знаковая функция, эстетическая психологическая и др. Функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эмотивная (модальная), эстетическая, метаязыковая (значения выписать). 2. Форма и содержание языка Философская проблема формы и содержания – одна из самых трудно разрешаемых теоретических проблем. Это обусловлено многообразием предметов и явлений действительности, каждый из которых индивидуален, качественно отличен, что и предстает как взаимопроникающее единство формы и содержания. В лингвистике эта проблема не менее сложна. Проблема формы и содержания в языке доминировала в трудах основоположников теоретического языкознания В. Гумбольдта и А.А. Потебни. Понятие формы языка у Гумбольдта вытекает из его размышлений о взаимоотношении языка и мышления. Обращаю ваше внимание на то, что форма языка для Гумбульдта не ограничена грамматической формой. Концепция о форме строится на теоретической предпосылке о единстве языка и мышления. Выделение формы языка может указать тот специфический способ, который избирает язык для выражения мысли. Форма языка выделяется по отношению к сознанию и мышлению как идеальных сущностей. Если это не упускать из виду, то следует подчеркнуть, что понятие «форма языка» отражает взаимодействие звука и значения. Почему? Потому что язык представляет собой идеально-материальную сущность. При этом надо помнить, что форма языка – это не простая сумма материальных элементов и их значений. Форма языка отражает принятый в каждом конкретном языке принцип деятельности людей по обработке информации, получаемой из внешнего мира. Как писал Потебня, форма языка показывает, как, каким образом входит в наше сознание новое содержание мысли. Форму языка Гумбольдт делит 1) на внешнюю (звуковое оформление, морфологическая структура, лексическое значение) и 2) внутреннюю – модель языкового мышления, которая показывает, как звуковыми средствами передается внеязыковое содержание. Внутренняя форма может раскрыть способ, каким категории мышления объективируются в языке. У каждого народа есть свой взгляд на мир. Язык народа имеет свою особую структуру, свой способ выражения. С точки зрения Гумбольдта, внутренняя форма фиксирует особенности миропонимания, способ, посредством которого народ выражает в языке мысли и чувства. Таким образом, внутренняя форма – это функциональная модель мыслительно-языковых связей. Философские идеи Гумбольдта получают развитие в работах Штейнталя, Минаева, Потебни, Фосслера, Шпитцера и др. и имеют самый непосредственный выход в современную проблему моделирования языковой картины мира. Потебня при решении проблемы формы и содержания обратился к слову как узловой единице языка. Слово сосредоточивает в себе различные факторы и процессы: слово было всегда (ср.: первобытное слово-предложение); слово стало истоком образования и развития как внешней, так и внутренней формы языка. Кроме того, взаимоотношения между формой и содержанием, которые выявлены в слове, соотносимы с другими единицами, например, с предложением. Поэтому не случайно ученый обратился к слову. На примере слова наиболее показательно можно представить взаимодействие формы и содержания. В слове Потебня выделяет 1) внешнюю форму и 2) внутреннюю. Внешняя форма – это определенным образом организованный звуковой комплекс. Внутренняя форма – мыслительный акт, в котором через обращение к старому (известному) обозначают нечто новое. Само собой разумеется, что новое не может повторять старое, поэтому внутренняя форма содержит лишь один признак, на основании которого обозначается новое. Например, для наименования гриба есть слово подосиновик. Признак внутренней формы дан по наименованию дерева, где гриб обычно растет. Внутренняя форма слова участвует в представлении (репрезентации) нового содержания одновременно с внешней формой – создается определенный звуковой комплекс. Таким образом, внешняя форма помогает обнаружить движение мысли. Аналогичные действие формы наблюдается и в языке в целом. Форма языка создавалась в течение всей его истории. Она представляет собой обобщенный и закрепленный опыт взаимоотношений людей между собой и с окружающим миром. И выражается этот опыт в системе и структуре языковых единиц (в значениях слов, в словообразовательных типах, в моделях предложений и др.) Выражается этот опыт и в характере отражения ими действительности (пример: номинативные или безличные конструкции в русском языке – Дождь, Утро, Светает, Морозит и двусоставные конструкции в английском языке). Язык изоморфен действительности, но не дублирует ее. Язык формируется через интерпретирующую деятельность людей, следовательно, уже благодаря этому, он не тождествен действительности. Одно и тоже внеязыковое содержание может быть выражено различными языковыми единицами разных уровней: столик и маленький столик. Но это не безразлично, так как воспринимается сквозь призму различных категорий, хотя нельзя не признать определенной тождественности смысла. Аналогично: трава зеленая и трава зеленеет – разные формы ярко высвечивают и различное содержание. Своеобразие языка проявляется как во внешней, так и во внутренней форме, которое, несомненно, сказывается и на содержании. А.А. Потебня писал: «Формальность языка есть существование в нем общих разрядов, по которым распределяется частное содержание, одновременно со своим появлением в мысли» (Из записок по русской грамматике. М., 1958. Т.1–2, с. 61). «Форма и содержание – понятия относительные: В, которое было содержанием по отношению к своей форме А, может быть формой по отношению к новому содержанию, которое назовем С…» – писал Потебня (Эстетика и поэтика, с. 178). Например, подосиновик: слово осина вместе со словообразовательными аффиксами является содержанием по отношению к звуковому комплексу слова подосиновик, но в то же время внутренняя форма этого слова является формой по отношению к лексическому значению (ближайшему). Ближайшее лексическое значение этого слова является формой по отношению к его дальнейшему значению. 3.Типы языковых значений Леонид Михайлович Васильев в книге «Современная лингвистическая семантика» выделяет три типа языковых знаний – знание значений, знание значимостей и знание функций. 1. Значимость единиц языка (понятие введено Ф.де Соссюром). В современном языкознании значимостями называют свойства единиц языка, обусловленные их системными связями и нормами употребления в речи. В системе языка значимость выделяется на основе отношений между элементами той или иной подсистемы. Например, парадигма слов, которые обозначают «сосуд для питья». В русском языке – это чаша, чашка, стакан, бокал, кружка, фужер, рюмка, а в болгарском – в основном словом чаша. Значит, в этих языках парадигматическая значимость слов различна. Синтагматическая значимость – это сочетательные свойства единиц языка. Например, формальная валентность единиц. Прекратить сочетается с глаголом и существительным (работать, работу), а перестать только с глаголом. Темпоральные значимости – противопоставление архаизмов и неологизмов нейтральным словам: рыбарь – рыбак. Стилевые (узуальные) значимости обусловлены сферой употребления: сообщить, уведомить, поставить в известность. 2. Функции единиц языка – очень разнообразны. (Следует различать функции языка, о которых речь шла выше и функции языковых единиц) Самыми общими, и, наверное, самыми важными – репрезентативные (отражательно-номинативные): звуки представляют словоформы, т.е. реализуют их материально и делают доступными восприятию. Словоформы представляют значения. Значения представляют предметы окружающего мира. Синтаксические функции характеризуют роль единиц по отношению к структуре предложения: функции формальных членов предложения – подлежащее, сказуемое и т.п., функции семантических членов предложения – субъектная, предикатная (Мне холодно), функции коммуникативных членов – тема и рема. Конструктивные функции: морфонологическая (например функции интерфиксов – паровоз), словообразовательная (сад+ ик), формообразующая (бы – показатель сослагательного наклонения), фразообразовательная (баклуши + бить) и др. 3. Знание значений. Типы значений: лексические, словообразовательные, грамматические. Различия между грамматическими и лексическими значениями: 1) грамматические значения в отличие от неграмматических (лексических и словообразовательных) не соотносимы прямо с конкретными предметами, они выражают обычно самые общие отношения, связанные с номинативным, модально-предикативным и коммуникативным планами высказывания; 2) грамматические значения в принципе присущи всем словам данной части речи, а неграмматические – лишь отдельным ее словам или группам слов (тематическим. ЛСГ, лексико-грамматическим, словообразовательным. синонимическим и т.п.); 3) грамматические значения не допускают, как правило, толкований с помощью отдельных словосочетаний и предложений, это свидетельствует об их связанности, автоматизированности, подсознательности; 4) грамматические значения выражаются с помощью особых грамматических средств, которые составляют специфику грамматических категорий тех или иных частей речи0 Различия между словообразовательными и лексическими значениями. Словообразовательное значение представляет собой выраженное в производном слове отношение между семантикой мотивирующей (производящей) основы и мотивированной (производной): учитель – тот, кто учит. В отличие от лексического значения словообразовательное значение 1) всегда является групповым, делят слова на определенные группы, классы, словообразовательные тип; 2) всегда получает формальное выражение в структуре слова. Все названные типы значений (лексические, словообразовательные, грамматические) представляют собой внутреннюю форму языка. Они «служат средством организации, оформления и выражения в речи конкретного предметного содержания» (Гречко, с.249). |