ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие памяти у дошкольников. Развитие памяти у дошкольников. Память маленького ребёнка, как и вся его психика, отличается рядом специфических особенностей. Они обусловлены, прежде всего, особенностями его высшей нервной деятельности: 1) Нервная система маленьких детей чрезвычайно пластична. Временные связи у дошкольников образуются очень быстро (после 2-3 сочетаний), а при речевых воздействиях обычно сразу, «с места». Эта особенность обнаруживается в очень лёгком запоминании ребёнком нового материала, особенно тогда, когда он подкрепляется эмоционально. Поэтому весёлая песенка, шутка, понятный и лёгкий стишок, картинка, встреча запоминаются очень быстро. 2) При лёгкой возбудимости нервная система ребёнка чрезвычайно лабильна. Образующиеся в коре мозга нервные связи в виде следов оказываются крайне неустойчивыми. Поэтому воспринятый материал не долго удерживается в памяти ребёнка. Легко запечатлевая материал, маленькие дети также легко его и забывают. При этом в незнакомом содержании иногда забывается основное, а сохраняются те или иные случайные элементы. Длительность сохранения стоит также в прямой зависимости от силы эмоционального подкрепления образующихся ассоциаций. 3) Характерная для маленького ребёнка слабость дифференцировочного торможения сказывается в том, что детям трудно различать сходные предметы. Они их воспринимают нерасчленённо, слитно. 4) Неточность различения выражена в известной хаотичности, беспорядочности запоминания. При большом количестве одновременно воспринятых впечатлений, вызывающих общее разлитое возбуждение в коре мозга, ребёнок ещё не может дать соответствующих точно дифференцированных ответов. Он вспоминает случайные, единичные предметы, эпизоды без всякой их связи между собой, в силу их особой яркости и подкреплённости. Поэтому перегрузка маленьких детей большим количеством материала мешает его запоминанию, создаёт благоприятные условия для смешения, слияния разных образов, рассказов, лиц, тем более тех, которые имеют черты сходства. 5) К особенностям детской памяти следует отнести и преимущественное запоминание непосредственно воспринимаемых предметов сравнительно с замещающими их словами. Это заметное преобладание чувственных образов сохраняется на протяжении всего раннего и дошкольного возраста. Роль картины, натуры, рисунка для сохранения и воспроизведения заучиваемых правил, понятий, представлений тем больше, чем младше ребёнок. Особенно сильное воздействие чувственно воспринимаемого материала на маленьких детей обнаруживается и в том, что узнавание значительно опережает воспроизведение и припоминание. Чем старше становятся дети, тем всё большую роль в их психической жизни, в том числе и в процессе памяти, начинает играть слово. Оно становится существенным условием накопления и использования ребёнком своего опыта. Тем самым создаются условия для перехода от конкретно-образной памяти к памяти логической, к сохранению осмысленных образов и освоенных понятий, их групп и систем. | Развитие памяти у дошкольников. Младший дошкольный возраст (3-4 года). У детей младшего дошкольного возраста ещё отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребёнок этого возраста ещё не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. Как запоминание, так и припоминание осуществляется в этом возрасте непреднамеренно. Запечатление и воспроизведение чего-либо происходят без преднамеренных усилий со стороны ребёнка в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Ребёнок 3-4 лет запоминает и припоминает в основном связи, образовавшиеся у него на основе постоянно повторяющейся пространственной или временной смежности воздействующих объектов и явлений. Причём припоминание у него проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Собственно воспроизведение, припоминание, заданного материала в отсутствие предметной ситуации, способствующей этому, осуществляется ребёнком младшего дошкольного возраста в очень узких пределах. Экспериментальные данные показывают, что дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более 4 предметов или их изображений из 10-15 предъявлявшихся им. Ограниченность объёма запоминаемого у маленького ребёнка ещё более ярко проявляется в экспериментах с запоминанием отдельных слов, однократно ему предъявляемых. По данным ряда авторов, ребёнок 3-4 лет в среднем запоминает не более двух слов. Связный текст – стихи, потешки, сказки – маленький ребёнок запоминает с большей лёгкостью. Здесь наряду с большим количеством повторений играет роль целый ряд условий, облегчающих запоминание. Р. И. Жуковская изучала, какие по своему характеру потешки и стихи лучше запоминаются и воспроизводятся детьми младшего дошкольного возраста. Были выявлены некоторые условия, благоприятствующие запоминанию и воспроизведению стихотворного текста маленькими детьми. Так, особо важным условием является эмоциональная насыщенность текста. Те стихи, которые вызывают у ребёнка яркие образы, стимулируют воображение и дают повод к содействию (мысленному и непосредственному действию) и сопереживанию, запоминаются детьми легко и охотно воспроизводятся. Большое значение для запоминания имеет также звучность и чёткий ритм стихотворного текста. Последнее способствует созданию речедвигательного образа, служащего опорой для запоминания и воспроизведения. Существенную роль для запоминания стихотворений детьми 3-4 лет играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. Эти данные ещё раз подтверждают известное в детской психологии положение о преобладании у маленьких детей двигательного и наглядно-образного видов памяти. Средний дошкольный возраст (5 лет). В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять мнемическую цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой мнемическую цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности. Первым проявлением у ребёнка этой цели служит простое повторение того материала, который должен быть удержан в памяти. Но этот приём на первых порах самим ребёнком ещё не осознаётся как средство запоминания и не привлекается им сознательно. Выделение мнемической цели не сразу влечёт за собой применение специальных действий, направленных на запоминание. Но именно умение 5-летнего ребёнка поставить перед собой эту цель определяет появление первых попыток использовать специальные способы и средства запоминания и припоминания. У детей 5-6-летнего возраста при правильной организации их деятельности начинают формироваться специальные мнемические действия, направленные на запоминание и припоминание. К концу среднего дошкольного возраста наряду с элементарным мнемическим приёмом – простым повторением того, что нужно запомнить, - появляются и такие приёмы, как последующие повторения и элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приёмы запоминания, опирающиеся на логический анализ материала. В связи с развитием речи и мыслительной деятельности ребёнка складывается его словесно-логическая память. Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Дети это возраста могут воспроизвести в среднем уже 5 из 10-15 однократно предъявлявшихся им предметов и около 4 не связанных между собой слов из ряда, состоящего из 10-15 слов. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом, как показывает исследование Т. А. Корман, имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т. е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор. Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развёрнутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче – задаче припомнить или запомнить. Произвольное, преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольному запоминанию. Ребёнок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приёмы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование. В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребёнок 6-7 лет уже свободного пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Всё это способствует и увеличению объёма запоминаемого материала. Ребёнок 6-7 лет в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10-15 после их однократного предъявления. Характерно, что в противоположность детям младшего дошкольного возраста, у которых имеет место значительная разница в продуктивности запоминания предметов и слов, дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный. Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребёнка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление межу ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание. 10 предметов" Цель – исследование объёма и прочности непроизвольной и произвольной кратковременной (долговременной) зрительной памяти, устойчивости и концентрации внимания. На карточке формата А-4 нарисовано от 6 до 10 достаточно крупных предметов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Ребёнку предлагают рассмотреть картинку от 30 с до 1 мин. Для оценки непроизвольной кратковременной памяти ребёнку говорят: «Пока я занята, ты посмотри на картинку». Через 30 с картинку убирают и просят рассказать, что на ней было нарисовано. Для оценки произвольной долговременной памяти дают инструкцию: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы. Постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано». Маленьким детям можно помочь рассмотреть картинку, называя нарисованные предметы и обращая внимание на то, что их нужно хорошенько запомнить. Таким образом, создаётся установка на запоминание. После того как ребёнок рассмотрел картинку, её убирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 мин.) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении можно стимулировать ребёнка словами: «Помнишь, я тебе говорила, что эти предметы надо хорошенько запомнить?» | Запоминание фигур" Цель – изучение объёма и прочности зрительной памяти. Ребёнку предъявляется ряд из трёх стимулов и предлагается его запомнить. «Посмотри внимательно на эти рисунки и постарайся их запомнить как можно точнее. А теперь найди эти рисунки на таблице». Время экспозиции стимулов произвольно и зависит от задач исследования (обычно 15-30 с). Затем стимулы следует убрать. После этого ребёнку показывают таблицу с 9 стимулами, среди которых он должен найти три стимула, предъявленных ранее. Затем через 20-25 минут без дополнительного предъявления стимулов для запоминания ребёнку показывают таблицу и дают следующую инструкцию: «Помнишь, ты запоминал рисунки? Найди эти рисунки на таблице». | Запоминание расположения картинок" Цель – выявить особенности зрительной памяти и внимания. Перед ребёнком кладут 5-6 картинок и дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убирают и говорят: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». При новом предъявлении расположение картинок меняют. | Методика "Опосредованное запоминание" Л. В. Занкова Цель – изучение возможностей использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов. Выявляются способы опосредования, активный или пассивный его характер, степень использования вспомогательных стимулов при воспроизведении слов, продуктивность воспроизведения и т. д. Ребёнку говорят: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» дам картинку кукла, потому что кукла нужна для игры». Если ребёнок понял инструкцию, то можно начинать исследование. Предъявляя ребёнку картинку для запоминания слова, необходимо получить от него объяснение установленной связи между словом и картинкой. Если ребёнок затрудняется это сделать, то сначала нужно пытаться стимулировать его словами: «Подумай, чем эта картинка напоминает тебе игру» и т. д. Можно задать наводящий вопрос: «Что нужно для игры?» Если и этот вид помощи не помогает, то обследующий сам устанавливает связь между словом и картинкой и при воспроизведении проверяет усвоение этой связи ребёнком. Когда все слова названы и картинки подобраны (складываются стопочкой, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось), обследующий берёт картинки себе. Он может задать ребёнку два-три вопроса отвлекающего характера, например: «Понравилось ли тебе задание?», «Трудно ли было тебе?», «Устал ли ты заниматься?» После этого ребёнку последовательно предъявляются картинки и задаётся вопрос: «Какое слово напоминает тебе эта картинка?» Если ребёнок легко усвоил инструкцию и не проявил никаких затруднений, можно сразу предложить ему методику «Опосредованное запоминание» по А. Н. Леонтьеву. | Методика "Опосредованное запоминание А. Н. Леонтьева Цель – изучение возможностей использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов. Выявляются способы опосредования, активный или пассивный его характер, степень использования вспомогательных стимулов при воспроизведении слов, продуктивность воспроизведения и т. д. На столе раскладывают рядом девять картинок. Ребёнку предъявляются последовательно пять слов для запоминания. «Ты должен запомнить слова, которые я назову. Для того чтобы ты лучше их запомнил, нужно к каждому слову подбирать такую картинку, которая поможет тебе его запомнить. Скажи, например, какую картинку ты подобрал бы к слову «ночь»?» Если ребёнок выбирает, его спрашивают: «Чем эта картинка напоминает тебе слово «ночь»?» Если ребёнок отвечает правильно, исследование продолжается; причём требуется объяснение каждой установленной связи. Когда все картинки подобраны, можно задать два-три вопроса отвлекающего характера, а затем, последовательно предъявляя ребёнку отобранные картинки, просить его воспроизвести заданные слова. Если ребёнок не понял инструкцию, обследующий должен подробнее разобрать с ним задание. Необходимо объяснить, что, хотя на картинках не нарисована ночь, можно найти такую, которая чем-то напомнит это слово. Обследующий сам подбирает картинку и объясняет в случае необходимости установленную связь. Ребёнка просят подобрать картинку к следующему слову. Иногда бывает достаточно организующей, стимулирующей помощи. В ряде случаев приходится давать объяснение и для второй пары. Когда нет переноса и на третью пару, исследование можно прекратить и попробовать более лёгкий вариант. | "Пиктограмма" Цель – исследование объёма опосредованной памяти, уровня развития образного мышления. Детям говорят: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист бумаги только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились. Качество рисунков роли не играет, можно рисовать что угодно и как угодно, лишь бы это тебе смогло напомнить заданное слово. Вот, например, я задаю первое слово « весёлый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить это выражение?» | "Заучивание 10 слов" (А. Р. Лурия) Цель – исследование объёма кратковременной памяти, скорости запоминания и отсроченного воспроизведения, устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности (мотивированность действий) при однообразном повторении слов вслед за экспериментатором; способности к пониманию и использованию непривычного способа действия. Детям предлагается внимательно прослушать и запомнить слова. Слова произносятся медленно, с интервалом в 1-2 с «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». При повторном предъявлении говорят: «Сейчас я повторю те же слова ещё раз. Ты будешь повторять их вслед за мной, причём говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз и новые, какие запомнишь». | "Повторение цифр" Цель – оценка оперативной памяти, произвольности, концентрации и устойчивости внимания. Ребёнку предлагается запомнить ряд цифр. «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке повтори их. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…» Далее: « Сейчас я скажу тебе ещё несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, будешь говорить в обратном порядке. Вот смотри, например, я говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой эти места на столе). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание!..» Если оба ряда одинаковые по величине воспроизведены неверно при обратном порядке – тестирование прекратить. | "Воспроизведение рассказов" Цель – исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи. Для детей дошкольного возраста больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл или подтекст. Экспериментатор зачитывает текст. Если экспериментатор выразительно и правильно читает, то это облегчает ребёнку понимание смысла прочитанного. При воспроизведении можно предложить ребёнку: пересказать текст устно, поочерёдно воспроизводить содержание рассказов, воспроизводить 2 рассказа подряд. Если испытуемый не может усвоить содержание короткого рассказа, проводится обучающий эксперимент. В этом случае экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми возможными способами донести его содержание до сознания испытуемого. | Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. – М.: «Просвещение», 1965 Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: «Просвещение», 1964. |