ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Оформление результатов налоговой проверки. По окончании налоговой проверки, в соответствии с главой 8 Положения о порядке организации и проведения проверок утверждённого указом №510, п.59-68 и ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь, должностное лицо налогового органа должно оформить ее результаты актом (при выявлении нарушений налогового законодательства) или справкой (не выявлено нарушений). Акт налоговой проверки должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих устройств на одной стороне листа через полтора интервала, не менее чем в двух экземплярах, подписывается налоговым инспектором (руководителем группы инспекторов) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания налоговой проверки (п.59 Положения). Акт налоговой проверки должен состоять из тёх частей, введение, содержит общие сведения о плательщике налогов, основания назначения налоговой проверки, дата и номер предписания на проведение налоговой проверки, установочные данные лиц проводивших налоговую проверку, информация о начале и окончании налоговой проверки, место составления акта налоговой проверки, проверяемый период, должностные лица налогоплательщика, принимавшие участие в налоговой проверке, период их работы, наличие книги учёта проверок, когда и кем была проведена предыдущая налоговая проверка, какие объекты налогообложения и каким методом были проверены. Описательная часть состоит из двух разделов, первый раздел о выявленных нарушениях налогового законодательства, излагаются факты нарушения налогового законодательства, место и время их совершения, налоговое законодательство которое нарушено, какая ответственность предусмотрена этими законодательными актами за совершённое налоговое правонарушение. Во втором разделе этой части описываются выявленные нарушения другого законодательства регулирующего хозяйственную деятельность. В-третей, итоговой части акта, отражаются итоговые суммы не уплаченных налогов (размер причинённого вреда), другие последствия налогового правонарушения, и информация о принятых экономических санкциях. В акте соблюдаются объективность, ясность и точность описания выявленных недостатков со ссылкой на конкретные документы. Не допускается включения в акт налоговой проверки фактов, не подтвержденных документами. Рассмотрим более подробно содержание акта налоговой проверки в соответствии с требованиями хозяйственно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства, нём должно быть указано: дата и место составления; основание назначения налоговой проверки, номер предписания на ее проведение, дата его подписания, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку; даты начала и завершения проверки (в случае перерыва их период); фамилия и инициалы проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) - физического лица или наименование проверяемого плательщика (иного обязанного лица) - организации, местонахождение, фамилии и инициалы руководителя (и его должность), главного бухгалтера проверяемого хозяйствующего субъекта (иного обязанного лица) или других его представителей с обязательным указанием периода их работы, а также данные о других лицах, привлекаемых к налоговой проверке; где зарегистрирован хозяйствующий субъект, каким решением, учетный номер налогоплательщика, реквизиты его расчетного банковского счета; наличие книги учета налоговых проверок, информация о произведенной в ней записи о данной налоговой проверке; кто является распорядителем кредита за конкретный период; кем и когда были проведены предыдущие налоговые проверки, каковы их результаты и принятые меры по выявленным фактам нарушения налогового законодательства; перечень проверяемых финансово-хозяйственных операций (документов), методы проверки и проверяемый период; место, время (если оно установлено) и содержание совершенного налогового правонарушения; нормативные акты налогового законодательства, требования которых нарушены, установленная этим законодательством ответственность за их нарушение; размер причиненного вреда (при его наличии), другие последствия выявленных налоговых нарушений; должности, фамилии, инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение налогового законодательства; аудиторская организация, которая проводила проверку, фамилия, имя и отчество аудитора, номер лицензии, дата данной проверки и проверяемый период; результаты аудиторской проверки, замечания и как они устранены; участники налоговой проверки; документы, прилагаемые к акту налоговой проверки; подписи должностных лиц налогового органа, проводившего проверку, руководителя, главного бухгалтера хозяйствующего субъекта; отметка о получении одного экземпляра акта налоговой проверки должностным лицом субъекта хозяйствования (п.60 Положения). Должностные лица хозяйствующего субъекта в соответствии с п.66-67 Положения обязаны подписать акт налоговой проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде. Акт налоговой проверки подписывает руководитель хозяйствующего субъекта, при его отсутствии иным представителем, лицом осуществляющим руководство бухгалтерским учётом, если в процессе налоговой проверки проводился контрольный обмер, то лица принимавшие участие в контрольном обмере. Должностные лица налогоплательщика вправе представить возражения по акту налоговой проверки в налоговый орган, проводивший ее (не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки, п.71 Положения). По истечении указанного срока возражения к рассмотрению не принимаются. Законность и обоснованность возражений в течение пятнадцати дней проверяются должностным лицом налогового органа, которое проводило налоговую проверку. По ним составляется заключение в письменной форме, которое направляется налогоплательщику заказным письмом с уведомлением или вручается под роспись должностному лицу. Если противоречия не удаётся разрешить, то в течение десяти дней со дня поступления возражений назначается дополнительная налоговая проверка. Данная дополнительная налоговая проверка проводится тем же налоговым органом, который проводил первоначальную налоговую проверку. Письменное заключение по дополнительной налоговой проверке не позднее десяти рабочих дней после её завершения вручается должностному лицу хозяйствующего субъекта или отправляется заказным письмом с уведомлением. Должностное лицо налогового органа, проводившего налоговую проверку в соответствии с п.61 Положения несёт ответственность за достоверность и информации о выявленных нарушениях, достоверность установленных сумм вреда по налоговым правонарушениям, указанным в акте налоговой проверки. В свою очередь, за достоверность документов, сведений фактов указанных в представленных по требованию налогового инспектора справках, объяснениях, расчётах несут ответственность должностные лица налогоплательщика, представившие эти документы. Необходимо отметить, что требования к составлению акта налоговой проверки аналогичны требования по составлению акта ревизии. Акт налоговой проверки в течение двух рабочих дней со дня подписания его проверяющим вручается под роспись должностному лицу хозяйствующего субъекта или отправляется заказным письмом с уведомлением. По итогам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 30 дней со дня поступления акта выносит решение: о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное правонарушение; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное правонарушение; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля; о передаче акта налоговой проверки в правоохранительные органы для принятия решения. Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Республики Беларусь и п.78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённого Указом №510 Жалоба подается в письменной форме в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в её рассмотрении, если срок пропущен по уважительной причине, то по заявлению налогоплательщика этот срок может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Кроме того, в данном пункте Положения определено, что жалоба налогоплательщиком на решение по акту налоговой проверки может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения. 3.1 Оценка работниками правоохранительных органов акта документальной налоговой проверки При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о сокрытии, занижении прибыли, доходов и иных объектов налогообложения либо на начальном этапе его расследования, а также при рассмотрении дела судом общей компетенции или хозяйственным судом приходится обращаться к анализу акта налоговой проверки, поскольку он является первичным источником обобщенной информации о сокрытии, занижении объектов налогообложения, уклонении от уплаты налогов. Если изложенные в нем фактические данные по уклонению от уплаты налогов подтверждаются путем проведения судебно-бухгалтерской или финансово-экономической экспертизы, акт налоговой проверки является одним из источников доказательств. Следовательно, необходимо уделять серьезное внимание оценке акта документальной проверки на стадии возбуждения уголовного дела, а если оно возбуждено, то на начальном этапе расследования. Такая оценка позволяет выявить многие важные обстоятельства, подлежащие проверке в процессе расследования и рассмотрения дела в суде. Оценку акта документальной налоговой проверки условно можно разделить на три этапа: первый этап внешняя оценка, определение правильности оформления; второй этап - формальная оценка, проверка наличия обязательных реквизитов; третий этап - оценка содержания информации (фактических данных). При внешней оценке акта документальной налоговой проверки подлежат выяснению следующие вопросы. Первый ли экземпляр акта документальной налоговой проверки представлен? К нему прилагаются постановление налогового инспектора и составленный им протокол изъятия и осмотра бухгалтерских и иных документов, объяснения и возражения должностных лиц, деятельность которых проверялась, выводы налоговой инспекции об их достоверности и законности обжалования. Если налоговая инспекция нарушила это требование, работник правоохранительного органа должен письменно потребовать представления первого экземпляра акта документальной налоговой проверки со всеми приложениями. Указана ли дата составления акта документальной налоговой проверки? При обнаружении отсутствия даты не следует требовать от налоговой инспекции поставить ее на первом экземпляре акта (имеется еще два его экземпляра, один из них - у хозяйствующего субъекта, который был подвергнут налоговой проверке). В процессе допроса работников налоговой инспекции, осуществлявших проверку, и лиц, подписавших акт, выясняется дата составления и подписания документа. Всели подписи (налогового инспектора (инспекторов), который проводил проверку, работника (работников) правоохранительных органов, руководителя и главного бухгалтера проверяемого субъекта хозяйствования) имеются в акте? Если отсутствует чья-либо подпись, то при получении объяснений по акту или допросе выясняется причина этого, устанавливается, не был ли отказ от подписания мотивирован несогласием с его содержанием или выводами. Такие факты включаются в перечень обстоятельств, подлежащих проверке в процессе расследования. Все ли документы, указанные в приложениях к акту налоговой проверки, представлены вместе с ним? При отсутствии каких-либо документов необходимо выяснить причину этого у руководителя налоговой инспекции, организовывавшего проверку и направившего материал в правоохранительный орган. Если устанавливается, что эти документы не были изъяты в проверяемой организации, то при допросе налогового инспектора, проводившего проверку, выясняются причины этого. Если уголовное дело возбуждено, выносится постановление о выемке этих документов, которая производится незамедлительно. Если же уголовное дело не возбуждено, то целесообразнее всего поручить налоговому инспектору, проводившему проверку, незамедлительно изъять эти документы и передать в правоохранительный орган. Если документы по каким-либо причинам утеряны, следует разыскать другие их экземпляры у контрагентов проверяемого субъекта хозяйствования, в банках, путем проведения выемок и обысков у заинтересованных лиц и т. д. В случае если принятые меры не дали результатов, работник правоохранительного органа должен получить консультацию у бухгалтера, экономиста, выяснить, какими другими документами можно подтвердить те или иные хозяйственные операции, по которым сокрыты налоги, произвести выемку других документов, отражающих эти операции (первичные, сводные документы, учетные регистры - журналы-ордера, бухгалтерские книги, карточки и т. д.). 5. Приложены ли к акту проверки объяснения или возражения ру- ководителя проверяемого хозяйствующего субъекта? По существу выявленных нарушений налогового законодательства налоговый инспектор вправе получить объяснения должностных лиц, причастных к этим нарушениям. В свою очередь налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам объяснения и возражения в отношении выводов и заключения налоговых инспекторов, обоснованные соответствующими документами. В объяснениях и возражениях может быть заключена информация, имеющая значение для принятия решения по материалу или уголовному (гражданскому, хозяйственному) делу. Возражения должностных лиц субъекта хозяйствования, который подвергался проверке, несмотря на то что они проверялись налоговой инспекцией, должны быть внесены в перечень обстоятельств, подлежащих проверке при расследовании преступления или рассмотрении гражданских и хозяйственных дел. Пояснения или возражения могут быть получены непосредственно работником правоохранительного органа при проверке материала или допросе при расследовании уголовного дела. 6. Приобщено пи к акту документальной налоговой проверки заключение налогового инспектора или решение руководителя налоговой инспекции по выводам, изложенным в акте, по существу возражений должностных лиц субъекта хозяйствования? Налоговый инспектор, проводивший проверку, должен дать письменное заключение по существу заявленных возражений. Оно прилагается к акту документальной налоговой проверки. 7. Приложены ли к акту документальной налоговой проверки постановление налогового инспектора об изъятии документов и протокол изъятия (если производилось изъятие)? Если перечисленные документы были составлены налоговым инспектором при проверке, то их следует получить у него. В случае, когда они не составлялись, а уголовное дело возбуждено, следователь (дознаватель) должен решить вопрос о допустимости изъятых документов в качестве доказательства по делу (после допроса налогового инспектора, проводившего проверку, а также лиц, присутствовавших при изъятии документов). При формальной оценке содержания акта документальной налоговой проверки необходимо выяснить следующие вопросы. 1. Какой субъект хозяйствования (юридическое лицо, предприниматель без образования юридического лица) был проверен, какие его точное наименование (установочные данные для предпринимателя), организационно-правовые формы хозяйствования, фактический адрес и адрес по учредительным документам, дата создания, место и дата регистрации, дата регистрации в налоговой инспекции как налогоплательщика, какие счета открыты в банках? Эта информация необходима для оценки фактической стороны акта документальной налоговой проверки. Сведения о счетах, которые не были сообщены налоговой инспекции, могут оказаться полезными при расследовании уголовного дела. 2. Кто является учредителем субъекта хозяйствования? Если данные отсутствуют, они могут быть получены при осмотре учредительных документов. 3. Указаны ли руководители субъекта хозяйствования? Если за проверяемый период была смена руководителей, разграничены ли периоды их ответственности? При отсутствии такой информации она устанавливается в процессе расследования путем допроса должностных лиц (в том числе и бывших). 4. Указаны ли вид хозяйственной деятельности, дата получения лицензии (если вид деятельности лицензируется), субъект, выдавший ее? Данные сведения способствуют наиболее полному установлению сокрытых, заниженных объектов налогообложения. 5. Указаны ли мотивы проведения проверки? Если они не указаны, то выясняются в процессе допроса налогового инспектора, проводившего проверку, или начальника налоговой инспекции. Эта информация поможет следователю (дознавателю) оценить в целом экономическое состояние и финансовую дисциплину субъекта хозяйствования. Указан ли последний налоговый период и проверен ли он? Данная информация поможет уяснить, насколько полно налоговым инспектором были проверены все налоговые периоды, которые стали предметом разбирательства, в том числе и последний. 6. Указано ли, за какой период проводилась проверка? Это необходимо для определения, сколько было налоговых периодов по каждому виду налога и какая была в это время минимальная заработная плата (ставки налогов, как правило, привязаны к месячным минимальным заработным платам). 7. Указан ли метод проведения проверки (сплошной, выборочный)? Если в ходе проверки выявлены нарушения бухгалтерского учета или субъект хозяйствования ранее подвергался налоговой проверке за нарушение налогового законодательства, проверка хозяйственной деятельности проводится сплошным методом. При обнаружении неполноты проверки работник правоохранительного органа должен потребовать от налоговой инспекции проведения повторной либо контрольной проверки. 8. Указаны ли документы, которые подвергались проверке и на основании которых делались выводы о правильности исчисления налогов, занижении либо сокрытии объектов налогообложения? Ссылка на документы - это конкретное документальное подтверждение фактов нарушения налогового законодательства, что трудно оспорить или подвергнуть сомнению. Если налоговый инспектор, проводивший проверку, не указал документа, который подвергался исследованию, назначается контрольная налоговая проверка, либо производится допрос налогового инспектора и главного бухгалтера хозяйствующего субъекта, производится выемка необходимых документов, допрос лиц, составивших их. Документы приобщаются к уголовному делу. 9. Сделаны ли выводы в заключительной части акта? Налоговый инспектор, проводивший проверку, может их сформулировать в ходе допроса. 10. Нет ли в акте оценочных решений, которые не вправе допускать налоговый инспектор? В актах документальных налоговых проверок встречаются такие выражения, как «ошибочно отнесены на издержки обращения», «ошибочно включены в издержки текущего периода обращения», «ошибочно отнесены на себестоимость», «допущена арифметическая ошибка», «совершено преступление» и т. д. В первых трех случаях налоговый инспектор ориентирует должностных лиц, причастных к сокрытию, занижению объектов налогообложения, на отрицание умысла в их действиях. В процессе допроса налогового инспектора, проводившего проверку и составившего акт, выясняется точное содержание действий должностных лиц, не было ли допущено при составлении акта неточной формулировки характера этих действий. Окончательная оценка таким действиям дается следователем (дознавателем) и судом. При оценке фактической стороны акта документальной налоговой проверки работник правоохранительного органа выясняет следующие вопросы. 1. Какие факты сокрытия прибыли и доходов, иных объектов налогообложения отражены? Работник правоохранительного органа делает инвентаризацию (запись) таких фактов по однородным объектам налогообложения. 2. Указан ли метод определения дохода от реализации продукции (работ, услуг)? Если он указан, но нет ссылки на нормативный акт (приказ, распоряжение), то необходимо истребовать копию данного правого акта и приобщить к материалам или уголовному делу; если не указан - допросить налогового инспектора, проводившего проверку, и назначить дополнительную проверку. Если в акте нет четкого разделения сокрытых, заниженных объектов налогообложения, то допрашивая налогового инспектора, необходимо четко разделить их в пределах каждого срока платежа - налогового периода. В том случае, если в акте отражена только общая сумма скрытых объектов налогообложения и неуплаченный налог, необходимо поручить органу налоговой инспекции, который проводил проверку, произвести дополнительную проверку или подготовить новый акт по результатам предыдущей проверки. 3. Указаны ли суммы сокрытого, заниженного объекта налогообложения по каждому виду налогов и по срокам налоговых периодов? Если нет такой информации, она выясняется в процессе допроса налогового инспектора. 4. Имеются ли ссылки на законы, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам, согласно которым проверяемый хозяйствующий субъект является плательщиком того или иного налога; на нормативные акты, регулирующие ставки налогов для данного субъекта хозяйственной деятельности? В случае отсутствия таких данных они устанавливаются в ходе допроса налогового инспектора. Указаны ли суммы налогов, причитающиеся с каждого заниженного, сокрытого объекта налогообложения (по видам налога) с нарастающим итогом по налоговым периодам за весь проверяемый период? Если нет такой информации, она выясняется в процессе допроса налогового инспектора. Применялись ли налоговым инспектором отдельные проверочные действия (инвентаризация, встречная проверка документов, контрольное сличение остатков товарно-материальных ценностей и т. д.) и правильно ли они выполнены? Для их оценки работнику правоохранительного органа необходимо проконсультироваться у опытных специалистов Комитета государственного контроля, ГКРУ Минфина или аудиторской организации. Если вызывает сомнение правильность применения проверочных действий, необходимо допросить налогового инспектора, проводившего проверку, а затем в зависимости от полученных результатов решить вопрос о проведении дополнительной (контрольной) проверки. Указаны ли нормативные акты, нарушенные действиями налогоплательщика, которые налоговый инспектор квалифицировал как сокрытие, занижение прибыли и доходов, иных объектов налогообложения (налогооблагаемой базы)? Если они не указаны, необходимо допросить об этом налогового инспектора. Проследил ли налоговый инспектор отражение в сводной бухгалтерской отчетности, служащей основанием для исчисления налогов, обнаруженного в первичных документах сокрытия, занижения объекта налогообложения? При отсутствии такой информации необходимо допросить налогового инспектора и предложить ему составить такую схему. Установил ли налоговый инспектор должностное лицо (должностных лиц), которое исполнило в документах занижение, сокрытие объекта налогообложения? Если установил, то получены ли от этого лица объяснения? Если такой информации в акте нет и налоговый инспектор затрудняется на допросе дать ее, эти обстоятельства выясняются в процессе расследования (проводятся соответствующие экспертизы и т. д.). Указано ли, какие документы налоговый инспектор не принял для уменьшения налогооблагаемой базы и на каком основании? При любой ситуации по этому вопросу необходимо допрашивать налогового инспектора. Не оспаривало ли должностное лицо результаты документальной налоговой проверки в налоговой инспекции, которая проводила проверку, или в вышестоящей организации, а также в хозяйственном суде или суде общей юрисдикции? Если оспаривало, то какое решение принято по этому вопросу? Данная информация выясняется при допросе должностных лиц хозяйствующего субъекта, деятельность которого проверялась. При необходимости эти материалы получают в судах или налоговой инспекции. Перечислены ли в бюджет сокрытые, заниженные налоги (т. е. возмещен ли ущерб государству)? Если такой информации нет, ее получают в процессе расследования, при необходимости решается вопрос о гражданском истце. Таким образом, оценка акта документальной налоговой проверки позволяет определить множество обстоятельств, подлежащих проверке до возбуждения уголовного дела либо в ходе его расследования, рассмотрения в хозяйственном суде или суде общей юрисдикции, установление которых дает возможность с высокой степенью достоверности судить о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц хозяйствующего субъекта, плательщика налога, состава преступления. Правоохранительные органы при получении материалов налоговой проверки регистрируют их, принимают по ним решения в соответствии с ст. 174 УПК Республики Беларусь, о принятом решении в 10-дневный срок со дня принятия в налоговый орган направляется соответствующая информация (п.76 Положения). |