МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования





  1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Понятие экологического правонарушения.
  3. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  4. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  5. Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  6. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
  7. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.

 

  1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Эколого-правовая ответственность выступает важным звеном правового обеспечения рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды. В юридической литературе признано, что ответственность проявляется, как «обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушение»1. При этом для экологических правоотношений представляется важ­ным рассмотрение юридической ответственности не только в традиционном (ретроспективном), но и перспективном смысле. В последнем случае под ответственностью понимается обязан­ность соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Такую ответственность в литературе иначе называют позитивной2. Ответственность в ретроспективном плане (нега­тивная ответственность) представляет собой обязанность лица нести неблагоприятные последствия в случае нарушения зако­нодательства. Если понимание юридической ответственности в ретроспективном смысле, т.е. как правовое последствие на­рушения законодательства, традиционно для правовой науки, то ответственность в перспективном смысле, согласно пред­ставлениям ученых, базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий, не связанных с нарушением нормы права1. В экологических отношениях такой подход означает воз­можность возмещения вреда, который причиняется окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, осуществляемой в соответствии с экологическими требованиями. Общую правовую основу позитивной ответственности составляет ч. 3 ст. 933 ГК, устанавливающая, что вред, причиненный правомерными дей­ствиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных за­конодательством. К таким случаям экологическое законодатель­ство относит, например, уплату экологического налога.

Кроме названных выше эколого-правовая ответственность имеет и другие особенности. В результате совершения эколо­гического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (эко­логическая составляющая), так и конкретным лицам (экономи­ческая составляющая). В силу того что природные ресурсы не имеют стоимости, применяются специальные способы исчис­ления вреда (таксы, методики, затраты на восстановление).

При нарушении законодательства эколого-правовая ответ­ственность заключается в применении к нарушителям мер го­сударственного принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вы­званные совершением экологического правонарушения. В со­ответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответствен­ности. Привлечение лиц к ответственности за нарушение эко­логического законодательства не освобождает их от возмеще­ния вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду (гражданско-правовой ответственности). Таким образом, различают следующие виды юридической от­ветственности за нарушение экологического законодательства:



• административную;

• уголовную;

• гражданско-правовую;

• дисциплинарную.

Применение дисциплинарной ответственности регламен­тировано ст. 197-204 Трудового кодекса Республики Беларусь. Сущность дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыпол­нение служебных обязанностей, связанных с охраной окружа­ющей среды. В соответствии со ст. 400^09 Трудового кодекса Республики Беларусь нарушители законодательства в области охраны окружающей среды могут быть привлечены к матери­альной ответственности, которая выражается в обязанности работника возместить вред, причиненный по его вине органи­зации в результате ненадлежащего исполнения им своих тру­довых обязанностей. Таким образом, дисциплинарная ответ­ственность в области охраны окружающей среды применяется только в связи с трудовыми или служебными отношениями и не обладает эколого-правовой спецификой.

В силу особенностей, присущих отдельным компонентам природной среды, целесообразно выделение ответственности в области земельных, водных, горных, лесных и других отно­шений как самостоятельных подвидов эколого-правовой от­ветственности.

Эколого-правовая ответственность имеет следующую кон­струкцию: деяния, нарушающие экологическое законодатель­ство, установлены в нормативных правовых актах, которые регулируют правовой режим использования и охраны компо­нентов природной среды, а правовые последствия такого нару­шения (санкции) закреплены в ином законодательстве - адми­нистративном, уголовном, гражданском. Из чего следует вы­вод, что эколого-правовая ответственность - это комплексный правовой институт.

Следует отметить, что в юридической литературе экологи­ческая (или эколого-правовая) ответственность выделяется в качестве самостоятельного вида ответственности.

  1. Понятие экологического правонарушения.

Экологическое правонарушение представляет собой ви­новное, противоправное деяние (действие, бездействие), по­сягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде, а через него также здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда.

Сущность экологического, как и всякого иного, правонару­шения раскрывается через его состав: субъект, объект, субъек­тивную и объективную стороны. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения исключает возможность применения юридической ответственности. Из всех элементов состава экологических правонарушений для выделения их в самостоятельную группу наибольшее значение имеет объект и объективная сторона таких правонарушений.

Объект правонарушения в теории права определяется как общественные отношения, регулируемые нормами пра­ва. В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно объекта экологических правонаруше­ний. Так, В.В. Петров определяет его как «природную среду, охраняемую законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье человека, материальные ценности, со­стояние которых зависит от качества окружающей природной среды»1. Б.В. Ерофеев рассматривает в качестве объекта эко­логических правонарушений «общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятель­ности человека и общества во взаимосвязи со средой обита­ния, иными словами отношения по поводу права на благопри­ятную окружающую среду»2. В свою очередь Ю.С. Шемшу-ченко указывает, что к вопросу об объекте экологических от­ношений следует подходить дифференцированно и выделять общий и специальный объекты экологических правонаруше­ний. Общим объектом всех соответствующих правонаруше­ний является установленный в государстве экологический правопорядок. Его основу составляют общественные отно­шения по охране окружающей среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов, урегулированные норма­ми права. Всякое посягательство на этот правопорядок есть его нарушение, влекущее в установленном законом случае применение к виновным лицам мер юридической ответствен­ности. Общий объект дифференцируется на специальные объекты. В качестве специальных объектов экологических правонарушений выступают группы однородных обществен­ных отношений по охране и рациональному использованию земли, вод, недр, лесов, животного мира, охране атмосферно­го воздуха, особо охраняемых природных территорий и объ­ектов и некоторые другие1.

Таким образом, объектом экологического правонарушения следует признать общественные отношения по поводу окружа­ющей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируе­мые нормами права2. Такие отношения по содержанию могут быть связаны с отношениями собственности на компоненты природной среды, природопользования, защиты экологиче­ских прав граждан и др. Следует отметить, что компоненты природной среды и природные объекты (земля, недра, воды, леса и др.) выступают в качестве предмета посягательства.

Объективная сторона экологического правонарушения вы­ражается в действиях, нарушающих экологические предписа­ния, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписа­ний. Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обе­спечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодатель­ства. К числу основополагающих признаков объективной сто­роны экологического правонарушения относится причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением за­кона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологиче­ское законодательство воспринимает обе формы вины: умысел и неосторожность. Умышленная вина предполагает как пря­мой, так и косвенный умысел. Правонарушение признается со­вершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления, а с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные по­следствия, но сознательно допускало наступление таких по­следствий либо относилось к ним безразлично.

Совершением правонарушения по неосторожности признает­ся противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных основа­ний рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необ­ходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть). Так, к умышленным правонарушениям относятся, например, незаконная порубка деревьев и кустарни­ков, незаконная добыча рыбы или водных животных, незаконная охота. По неосторожности могут быть совершены такие право­нарушения, как уничтожение либо повреждение леса по неосто­рожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных и др. Признаком субъективной стороны экологическо­го правонарушения также является его мотив и цель.

В юридической литературе предлагаются различные клас­сификации экологических правонарушений. Так, С.А. Бала-шенко и Д.М. Демичев подразделяют все экологические право­нарушения на два вида: нарушения права собственности на землю и другие природные объекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ре­сурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки); правонарушения, оказываю­щие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засоре­ние, истощение. В соответствии с видами экологических отно­шений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные, нарушения законодатель­ства об охране и использовании растительного мира, об охра­не и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответ­ствующих кодексах и законах1.

Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не определено понятие экологи­ческого правонарушения. При этом в ст. 98-99 названного за­кона приведен перечень основных деяний, нарушающих эко­логическое законодательство, и установлено, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет дисци­плинарную, административную и уголовную ответственность, привлечение лиц к ответственности за нарушение законода­тельства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воз­действия на окружающую среду. Таким образом, в зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: дисциплинарными, административными, уголов­ными, гражданско-правовыми. Указанные виды экологических правонарушений установлены соответственно в трудовом, ад­министративном, уголовном и гражданском законодательстве.

  1. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.

В соответствии с трудовым законодательством обеспе­чение дисциплины труда наряду с другими методами до­стигается и с помощью метода принуждения. В необходи­мых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность - это приме­нение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисципли­нарного проступка.

Дисциплинарный проступок - противоправное, винов­ное неисполнение или ненадлежащее исполнение работни­ком своих трудовых обязанностей.

Видами дисциплинарной ответственности являются: общая и специальная.

Общая дисциплинарная ответственность наступает на основе ПВТР. Она распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к этой ответственности могут приниматься во внимание лишь про­ступки, непосредственно связанные с работой.

Специальная дисциплинарная ответственность насту­пает на основе специальных нормативных правовых актов: уставов и положений о дисциплине, действующих в отдель­ных отраслях; нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (государственными служащими, прокурорскими работниками и др.)- Смысл и значение этой ответственности состоят в применении более строгих, спе­цифических взысканий (санкций) к нарушителям, в том числе в ряде случаев и за проступки, непосредственно с рабо­той не связанные.

В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисципли­нарного проступка наниматель может применить к работ­нику следующие меры дисциплинарного взыскания:

♦ замечание;

♦ выговор;

♦ увольнение (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК).

Указанные взыскания могут применяться к работникам, несущим любой вид дисциплинарной ответственности (об­щую и специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим. Для работников, несу­щих специальную ответственность, согласно ч. 2 ст. 198 ТК могут применяться и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, а также иными актами законодательства. Например, согласно Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственным служащим поми­мо предусмотренных трудовым законодательством могут применяться такие взыскания, как предупреждение о непол­ном служебном соответствии, понижение в классе государ­ственного служащего на срок до 6 месяцев и др.

  1. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

В соответствии с КоАП административная ответствен­ность за нарушение экологического законодательства вы­ражается в применении административного взыскания к фи­зическому лицу, совершившему административное правонару­шение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. проти­воправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 21 апреля 2003 г. (с изменениями и дополнениями) определяет составы административных правонарушений в обла­сти использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагае­мых в случае совершения таких правонарушений, а также осо­бенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства.

Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в гл. 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безо­пасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1-15.37, 15.48-15.63). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды находится в иных главах (напри­мер, в гл. 10 КоАП установлена административная ответствен­ность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир - ст. 10.1-10.4; в гл. 23 - за самовольное занятие земельного участка - ст. 23.41).

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предпринима­тели, а также юридические лица. По общему правилу возраст наступления административной ответственности для физиче­ских лиц - 16 лет. Однако за ряд правонарушений, в том чис­ле в сфере окружающей среды, физическое лицо может нести ответственность за административное правонарушение в воз­расте от 14 до 16 лет (например, за нарушение требований по­жарной безопасности в лесах или на торфяниках - ст. 15.29; за разжигание костров в запрещенных местах - ст. 15.58). Физи­ческое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное адми­нистративное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правона­рушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Например, административная ответственность индиви­дуальных предпринимателей и юридических лиц установле­на за нарушение законодательства об охране озонового слоя (ст. 15.62), законодательства об отходах (ст. 15.63) и др.

За правонарушения в области использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения пра­вонарушения или непосредственным объектом правонаруше­ния, лишение специального права, например права охоты.

В соответствии с гл. 3 Процессуально-исполнительного ко­декса Республики Беларусь об административных правонару­шениях дела об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования рассматриваются:

• районным (городским) судом;

• хозяйственным судом;

• сельским, поселковым исполнительным комитетом;

• административной комиссией районного (городского) ис­полнительного комитета или администрации района в городе;

• органами внутренних дел;

• органами Комитета государственного контроля Респу­блики Беларусь;

• Государственной инспекцией охраны животного и расти­тельного мира при Президенте Республики Беларусь;

• органами государственного пожарного надзора Мини­стерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

• органами государственного санитарного надзора;

• органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

• органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

• органами Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Республики Беларусь;

• государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и националь­ными парками.

Дела об административных правонарушениях рассматри­ваются должностными лицами органов, ведущих администра­тивный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

  1. Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.

Уголовная ответственность за нарушение экологическо­го законодательства является одним из видов экологической правовой ответственности и обладает всеми ее общими призна­ками. Вместе с тем ей присущи свои особенности: она устанав­ливается уголовным законом (УК) за совершение преступле­ния и имеет своей задачей охрану общественных отношений от преступных посягательств и предупреждение преступлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

С принятием УК Республики Беларусь 1999 г. в законода­тельство было введено понятие преступления против экологи­ческой безопасности и природной среды, под которым понима­ется совершенное умышленно или по неосторожности обще­ственно опасное деяние, причинившее или могущее причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий:

• совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (напри­мер, ч. 1 ст. 282 УК);

• смерть либо заболевания людей (например, ч. 3 ст. 272 УК);

• причинение ущерба в крупном либо особо крупном раз­мере (например, ст. 264, 276 УК);

• гибель растительности или животных, заведомо для ви­новного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (например, ч. 2 ст. 281 УК) и т.п.

Составы преступлений в области окружающей среды опре­делены в главе 26 УК «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст. 263-283 УК). Ряд со­ставов преступлений в области окружающей среды находит­ся в иных главах, например, в гл. 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» установлена уголовная ответственность за экоцид, т.е. умышленное массовое унич­тожение растительного или животного мира, либо отравле­ние атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую ка­тастрофу (ст. 131 УК); в главе 33 «Преступления против поряд­ка управления» - за самовольное занятие земельного участка (ст. 386 УК) и т.д.

С учетом объекта посягательства можно выделить две груп­пы экологических преступлений. В первую группу включа­ются преступления, которые посягают на экологический пра­вопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования, например нарушение правил безопасности при обращении с экологиче­ски опасными веществами и отходами (ст. 278 УК), сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружа­ющей среды (ст. 279 УК), прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266 УК) и т.д.

Вторую, наиболее многочисленную группу экологиче­ских преступлений составляют те, в которых в качестве объекта выступает порядок использования и охраны отдельных компонентов природной среды или природных объектов:

• порча земель - ст. 269 УК ;

• нарушение правил охраны недр - ст. 271 УК;

• загрязнение либо засорение вод - ст. 272 УК;

• загрязнение атмосферы - ст. 274 УК;

• загрязнение леса - ст. 275 УК;

• незаконная порубка деревьев и кустарников - ст. 277 УК;

• незаконная добыча рыбы и водных животных - ст. 281 УК;

• незаконная охота - ст. 282 УК и др.

Следует отметить, что по общему правилу (примечание 2 к гл. 26 УК) крупным признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупным - размер ущерба на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Отмечая экологическую цен­ность таких компонентов природной среды, как растительный и животный мир, законодатель установил более высокие требо­вания при применении мер уголовной ответственности за на­рушение законодательства об охране и использовании назван­ных объектов. Так, крупным размером ущерба при загрязнении леса и незаконной порубке деревьев и кустарников признается ущерб на сумму, в 80 и более раз превышающую размер базо­вой величины, установленный на день совершения преступле­ния. Особо крупным размером ущерба при уничтожении либо повреждении леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдении правил производства взрывных работ, нарушении правил эксплуатации других источников повы­шенной опасности, нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, а также незаконной порубке деревьев и кустарни­ков признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз пре­вышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. При нарушении законодательства о животном мире, согласно примечанию к ст. 281-282 УК, круп­ным и особо крупным признается соответственно ущерб в раз­мере 40 и более, 100 и более базовых величин, установленных на день совершения преступления.

Обсудив практику рассмотрения судами дел об ответствен­ности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды, Пленум Верховного Суда Республики Бе­ларусь в Постановлении от 18 декабря 2003 г. № 13 обратил внимание судов на то, что строгое соблюдение законодательства об охране окружающей среды является условием обеспе­чения экологической безопасности и рационального использо­вания природных ресурсов.

  1. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.

В соответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» привлечение лиц к дисципли­нарной, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружаю­щую среду. Возмещение такого вреда следует рассматривать как меру имущественного воздействия на правонарушителя в виде гражданско-правовой ответственности1. Однако, как справедливо указывает В.Е. Лизгаро, любая хозяйственная дея­тельность причиняет вред окружающей среде. В связи с этим экологическим законодательством определены случаи возме­щения вреда, причиненного окружающей среде в результате правомерной деятельности (т.е. когда возможность потерь в природной среде установлена в пределах обоснованных нор­мативов, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами)2.

Принимая во внимание данный факт, законодатель регу­лирует отношения в области возмещения вреда, причиненно­го в результате вредного воздействия на окружающую среду, нормами ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 58), а также нормами природоресурсного законодатель­ства: ст. 160 КоЗ; ст. 54 КоН; ст. 97 ВК; ст. 101 ЛК; ст. 76 Зако­на Республики Беларусь «О растительном мире»; ст. 63 Закона Республики Беларусь «О животном мире»; ст. 44 Закона Респу­блики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

В качестве причинителей вреда окружающей среде могут выступать юридические и физические лица, в том числе инди­видуальные предприниматели.

Важнейшим принципом возмещения вреда, согласно ст. 933 ГК, является принцип полноты возмещения вреда, в со­ответствии с которым лицо, ответственное за причинение вре­да, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Анализ ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окру­жающей среды» и иных норм природоресурсного законода­тельства в области возмещения вреда позволяет сформулиро­вать специальные принципы возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду:

• принцип признания экологически опасной для окружаю­щей среды любой хозяйственной и иной деятельности, пока не доказано обратное (презумпция экологической опасности пла­нируемой хозяйственной и иной деятельности);

• принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

• принцип недопустимости хозяйственной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Названные принципы влияют на содержание условий, не­обходимых для привлечения к имущественной ответственно­сти правонарушителя в случае причинения вреда. По общему правилу к числу таких условий относятся: противоправное поведение; вред; причинная связь между действиями (бездей­ствиями) и наступившими последствиями; вина причинителя вреда. Противоправность поведения лица (действия и бездей­ствия) проявляется в нарушении нормативных правовых актов, неисполнении обязанностей, установленных законом. В част­ности, противоправным является несоблюдение экологиче­ских нормативов, осуществление хозяйственной деятельности без специальных разрешений, положительных заключений го­сударственной экологической экспертизы либо с превышени­ем установленных в этих документах показаний, проведение строительных работ в запрещенных с точки зрения экологи­ческих требований местах, отключение очистных сооружений при отсутствии законных оснований и т.п.

Под причинно-следственной связью понимается такая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) - про­тивоправное действие (бездействие) предшествует другому (следствию) и порождает его.

Вред, причиненный в результате вредного воздействия на окружающую среду посредством правонарушения, называется в доктрине права окружающей среды экологическим вредом, который в свою очередь включает вред, причиненный окру­жающей среде, и вред, причиненный личности и (или) имуще­ству гражданина, имуществу юридического лица.

Вред, причиненный окружающей среде, прежде всего про­является в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. К такому вреду можно от­нести любое ухудшение состояния окружающей среды, прои­зошедшее вследствие нарушения правовых требований в об­ласти охраны окружающей среды.

Гражданское законодательство, как было отмечено ранее, предусматривает два способа возмещения вреда - в натураль­ном и в денежном выражении.

Возмещение вреда окружающей среде в натуральном вы­ражении может осуществляться посредством восстановления нарушенного состояния природной среды. К примеру, вос­становление состояния поврежденного земельного участка (рекультивация), посадка леса, выпуск на волю отловленного животного и т.д. Однако возможности применения натурально­го способа возмещения вреда окружающей среде весьма огра­ничены в силу нереальности возмещения в отдельных случа­ях. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен также смешанный вариант возмещения вреда, при котором часть средств компен­сируется в денежной форме, а часть - путем восстановления компонента природной среды за счет сил и средств причини-теля вреда.

Размер вреда, причиненного окружающей среде, в денеж­ном выражении определяется в соответствии:

• с таксами;

• методиками;

• фактическими затратами на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды.

Такса представляет собой условную единицу исчисления ущерба в базовых величинах. Величина таксы не выражает подлинных убытков, причиненных окружающей среде, а явля­ется средней величиной стоимости всей суммы отрицательных последствий от правонарушения. Таксовый способ исчисления ущерба, причиненного окружающей среде, облегчает на прак­тике определение размера такого ущерба в денежном выраже­нии. Действующим законодательством таксы установлены для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный неза­конным изъятием или уничтожением диких животных и вред­ным воздействием на среду их обитания; за ущерб, причинен­ный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства. Например, такса для определения возмещения размера вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения зубра, лося, оленя благородного, медведя бурого, - 95 базовых величин, рыси - 30, бобра реч­ного, глухаря - 70, линя, язя - 2, окуня речного - 0,2 базовой величины. Вред возмещается при незаконном изъятии или уничтожении:

• диких животных, их частей и (или) дериватов, подпа­дающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой ис­чезновения (СИТЕС) на основании такс, исчисленных в двой­ном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;

• диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь на основании такс, ис­численных в тройном размере по каждому изъятому или унич­тоженному дикому животному;

• диких животных, относящихся одновременно к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и являю­щихся образцами СИТЕС на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;

• диких животных, обитающих в угодьях, в которых запре­щено их изъятие или уничтожение, либо рыбы в сроки, когда ее изъятие или уничтожение запрещено на основании такс, ис­численных в тройном размере по каждому изъятому или унич­тоженному дикому животному либо виду рыбы;

• диких животных либо рыбы орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва на основании такс, исчислен­ных в пятикратном размере по каждому изъятому или уничто­женному дикому животному либо виду рыбы и т.д.

В качестве самостоятельного способа исчисления вреда, причиненного окружающей среде, наряду с таксами исполь­зуются методики подсчета ущерба, которые применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв. Например, в случае нарушения водного законодательства применяется Методика по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением поверхностных водных объектов, утвержденная Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 октября 2007 г.

По фактическим затратам на восстановление нарушен­ного состояния окружающей среды возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан и юридических лиц ухудшением состояния окружающей среды, вызванным деятельностью юридических лиц и граждан, под­лежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда про­изводится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов и общественных объединений. Согласно ст. 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, право которого нарушено, может требовать полно­го возмещения причиненных ему убытков, если законодатель­ством не предусмотрено иное, а также требовать возмещения морального вреда.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях граж­данского оборота, если бы его право не было нарушено (упу­щенная выгода), в соответствии со ст. 14 ГК. Вред может выра­жаться в заболевании, утрате трудоспособности, расстройстве здоровья, негативных генетических последствиях, нравствен­ных и физических страданиях, утрате, повреждении имуще­ства, приведении его в негодность.

Возможность компенсации морального вреда гражданину предусмотрена ст. 60 Конституции Республики Беларусь, в со­ответствии с которой с целью защиты прав, свобод, чести и до­стоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Согласно ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» мораль­ный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Следует иметь в виду, что защита права на благоприятную окружающую среду, сопряженная с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, или морального вре­да, может быть осуществлена в любое время, так как согласно ст. 209 ГК положения об исковой давности не распространяют­ся на указанные требования.

В качестве способов возмещения вреда, причиненного здо­ровью и имуществу граждан и юридических лиц ухудшением состояния окружающей среды, допускается не только денеж­ное, но и натуральное возмещение вреда. В литературе об­ращается внимание на возможность в качестве альтернативы денежному возмещению убытков такое натуральное возмеще­ние, как предоставление квартиры, путевки для санаторного лечения, строительство объектов социальной инфраструктуры и подобное в зависимости от конкретной ситуации1.

Лицо, причинившее экологический вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно ст. 372, 933 ГК на причинителе вреда лежит обязанность доказать свою невиновность в причинении вреда. Лицо признается невиновным, если при той степени заботли­вости и осмотрительности, какая от него требовалась по харак­теру обязательства и условиям гражданского оборота, оно при­няло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В то же время гражданское законодательство предусма­тривает возможность возмещения вреда, в том числе и эко­логического, и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии, высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельностью и др.), обязаны возме­стить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 948 ГК). В соответствии с судебной практикой к источникам повышенной опасности от­носятся промышленные предприятия, загрязняющие окружа­ющую среду, опасные химические вещества, используемые в лесном, сельском хозяйстве, нефтепродукты и т.п. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или граж­данина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании.

Не является формой гражданско-правовой ответственно­сти, однако может рассматриваться в качестве правовой меры предупреждения вреда, и экологического вреда в частности, приостановление или прекращение на основании решения суда деятельности, создающей опасность причинения вреда окру­жающей среде, предусмотренное ст. 934 ГК, в соответствии с которой «опасность причинения вреда в будущем может явить­ся основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность». Если причиненный вред является послед­ствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной про­изводственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда приостановить или прекратить со­ответствующую деятельность. Данная норма носит общий ха­рактер, однако может быть использована и в случае постановки вопроса о прекращении экологически опасной деятельности.

  1. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воз­действие на окружающую среду, в той или иной степени причи­няет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством через установление нормативов, лимитов, выдачу разрешительных документов. Исходя из этого, в юридическом смысле различается порядок возмещения вреда, причиненного природной среде в результате совершения право­нарушений в области охраны окружающей среды, и компенса­ции вреда, причиненного окружающей среде правомерно.

В соответствии с ч. 3 ст. 933 ГК вред, причиненный право­мерными действиями, подлежит возмещению в случаях преду­смотренных законодательством. Экологическое законодатель­ство содержит ряд таких случаев, не определяя при этом их как возмещение правомерного вреда окружающей среде, что затрудняет применение к таким отношениям общих норм о возмещении вреда.

К таким случаям относятся:

• платежи за специальное природопользование;

• возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяй-ственного производства;

• возмещение убытков, причиненных изъятием или вре­менным занятием земельных участков или ухудшением каче­ства земель;

• компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания.

Взимание платежей за природопользование осуществляет­ся в соответствии с ч. 2 ст. 16, ст. 83 Закона Республики Бела­русь «Об охране окружающей среды» и Законом Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (см. § 3 гл. 9).

Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяй-ственного производства предусмотрено ст. 134КоЗ,ст. 103 ЛК. Порядок их возмещения определен Положениями, утверж­денными Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. [20, 21]. Потери сельскохозяй­ственного и лесохозяйственного производства возмещаются:

• юридическими и физическими лицами, которым отводят­ся сельскохозяйственные земли либо земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;

• юридическими и физическими лицами, вокруг объектов ко­торых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением сельскохозяйственных земель либо земель лесно­го фонда из оборота или переводом их в менее ценные земли.

Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяй­ственного производства осуществляется указанными лицами до отвода им земельного участка в натуре (на местности) в до­ход государства. Законодательством предусмотрены случаи, когда такие потери не возмещаются (например, при строитель­стве жилых домов, объектов здравоохранения, организации за­поведников, национальных парков и др.).

Возмещение убытков, причиненных изъятием или времен­ным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арен­даторов земельных участков или ухудшением качества земель, осуществляется юридическими лицами, гражданами или инди­видуальными предпринимателями, которым отведены изъятые земельные участки либо деятельность которых влияет на состо­яние земель (ст. 133 КоЗ). Убытки возмещаются землевладель­цам, землепользователям и собственникам земельных участков, понесшим эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду. Порядок возмещения правомерных убытков определен Положением, утвержденным Постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. [19].

Осуществление компенсационных выплат за вредное воз­действие на объекты животного мира и (или) среду их обита­ния предусмотрено п. 5 ст. 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г. Компенсационные выпла­ты возмещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением бюджетных организа­ций), которым в порядке, установленном земельным законода­тельством, предоставлены земельные участки для несельско­хозяйственных и нелесохозяйственных нужд. Выплаты произ­водятся при производстве строительных, дноуглубительных или взрывных работ, добыче полезных ископаемых или водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов или иных комму­никаций и др. Рассматриваемые выплаты осуществляются за гибель объектов животного мира, снижение их численности и (или) продуктивности (прироста) при утрате или нарушении их среды обитания в доход республиканского бюджета до отво­да юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков на местности.

Порядок определения размера компенсационных выплат и их осуществления определен Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. [22].





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.