ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования - Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
- Понятие экологического правонарушения.
- Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
- Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.
- Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
- Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
- Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.
- Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
Эколого-правовая ответственность выступает важным звеном правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. В юридической литературе признано, что ответственность проявляется, как «обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушение»1. При этом для экологических правоотношений представляется важным рассмотрение юридической ответственности не только в традиционном (ретроспективном), но и перспективном смысле. В последнем случае под ответственностью понимается обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Такую ответственность в литературе иначе называют позитивной2. Ответственность в ретроспективном плане (негативная ответственность) представляет собой обязанность лица нести неблагоприятные последствия в случае нарушения законодательства. Если понимание юридической ответственности в ретроспективном смысле, т.е. как правовое последствие нарушения законодательства, традиционно для правовой науки, то ответственность в перспективном смысле, согласно представлениям ученых, базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий, не связанных с нарушением нормы права1. В экологических отношениях такой подход означает возможность возмещения вреда, который причиняется окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, осуществляемой в соответствии с экологическими требованиями. Общую правовую основу позитивной ответственности составляет ч. 3 ст. 933 ГК, устанавливающая, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством. К таким случаям экологическое законодательство относит, например, уплату экологического налога. Кроме названных выше эколого-правовая ответственность имеет и другие особенности. В результате совершения экологического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (экологическая составляющая), так и конкретным лицам (экономическая составляющая). В силу того что природные ресурсы не имеют стоимости, применяются специальные способы исчисления вреда (таксы, методики, затраты на восстановление). При нарушении законодательства эколого-правовая ответственность заключается в применении к нарушителям мер государственного принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением экологического правонарушения. В соответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Привлечение лиц к ответственности за нарушение экологического законодательства не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду (гражданско-правовой ответственности). Таким образом, различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: • административную; • уголовную; • гражданско-правовую; • дисциплинарную. Применение дисциплинарной ответственности регламентировано ст. 197-204 Трудового кодекса Республики Беларусь. Сущность дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение служебных обязанностей, связанных с охраной окружающей среды. В соответствии со ст. 400^09 Трудового кодекса Республики Беларусь нарушители законодательства в области охраны окружающей среды могут быть привлечены к материальной ответственности, которая выражается в обязанности работника возместить вред, причиненный по его вине организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Таким образом, дисциплинарная ответственность в области охраны окружающей среды применяется только в связи с трудовыми или служебными отношениями и не обладает эколого-правовой спецификой. В силу особенностей, присущих отдельным компонентам природной среды, целесообразно выделение ответственности в области земельных, водных, горных, лесных и других отношений как самостоятельных подвидов эколого-правовой ответственности. Эколого-правовая ответственность имеет следующую конструкцию: деяния, нарушающие экологическое законодательство, установлены в нормативных правовых актах, которые регулируют правовой режим использования и охраны компонентов природной среды, а правовые последствия такого нарушения (санкции) закреплены в ином законодательстве - административном, уголовном, гражданском. Из чего следует вывод, что эколого-правовая ответственность - это комплексный правовой институт. Следует отметить, что в юридической литературе экологическая (или эколого-правовая) ответственность выделяется в качестве самостоятельного вида ответственности. - Понятие экологического правонарушения.
Экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде, а через него также здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда. Сущность экологического, как и всякого иного, правонарушения раскрывается через его состав: субъект, объект, субъективную и объективную стороны. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения исключает возможность применения юридической ответственности. Из всех элементов состава экологических правонарушений для выделения их в самостоятельную группу наибольшее значение имеет объект и объективная сторона таких правонарушений. Объект правонарушения в теории права определяется как общественные отношения, регулируемые нормами права. В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно объекта экологических правонарушений. Так, В.В. Петров определяет его как «природную среду, охраняемую законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье человека, материальные ценности, состояние которых зависит от качества окружающей природной среды»1. Б.В. Ерофеев рассматривает в качестве объекта экологических правонарушений «общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со средой обитания, иными словами отношения по поводу права на благоприятную окружающую среду»2. В свою очередь Ю.С. Шемшу-ченко указывает, что к вопросу об объекте экологических отношений следует подходить дифференцированно и выделять общий и специальный объекты экологических правонарушений. Общим объектом всех соответствующих правонарушений является установленный в государстве экологический правопорядок. Его основу составляют общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, урегулированные нормами права. Всякое посягательство на этот правопорядок есть его нарушение, влекущее в установленном законом случае применение к виновным лицам мер юридической ответственности. Общий объект дифференцируется на специальные объекты. В качестве специальных объектов экологических правонарушений выступают группы однородных общественных отношений по охране и рациональному использованию земли, вод, недр, лесов, животного мира, охране атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий и объектов и некоторые другие1. Таким образом, объектом экологического правонарушения следует признать общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые нормами права2. Такие отношения по содержанию могут быть связаны с отношениями собственности на компоненты природной среды, природопользования, защиты экологических прав граждан и др. Следует отметить, что компоненты природной среды и природные объекты (земля, недра, воды, леса и др.) выступают в качестве предмета посягательства. Объективная сторона экологического правонарушения выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписаний. Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обеспечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодательства. К числу основополагающих признаков объективной стороны экологического правонарушения относится причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологическое законодательство воспринимает обе формы вины: умысел и неосторожность. Умышленная вина предполагает как прямой, так и косвенный умысел. Правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления, а с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, но сознательно допускало наступление таких последствий либо относилось к ним безразлично. Совершением правонарушения по неосторожности признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть). Так, к умышленным правонарушениям относятся, например, незаконная порубка деревьев и кустарников, незаконная добыча рыбы или водных животных, незаконная охота. По неосторожности могут быть совершены такие правонарушения, как уничтожение либо повреждение леса по неосторожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных и др. Признаком субъективной стороны экологического правонарушения также является его мотив и цель. В юридической литературе предлагаются различные классификации экологических правонарушений. Так, С.А. Бала-шенко и Д.М. Демичев подразделяют все экологические правонарушения на два вида: нарушения права собственности на землю и другие природные объекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ресурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки); правонарушения, оказывающие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засорение, истощение. В соответствии с видами экологических отношений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные, нарушения законодательства об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответствующих кодексах и законах1. Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не определено понятие экологического правонарушения. При этом в ст. 98-99 названного закона приведен перечень основных деяний, нарушающих экологическое законодательство, и установлено, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду. Таким образом, в зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: дисциплинарными, административными, уголовными, гражданско-правовыми. Указанные виды экологических правонарушений установлены соответственно в трудовом, административном, уголовном и гражданском законодательстве. - Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда наряду с другими методами достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность - это применение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок - противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Видами дисциплинарной ответственности являются: общая и специальная. Общая дисциплинарная ответственность наступает на основе ПВТР. Она распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к этой ответственности могут приниматься во внимание лишь проступки, непосредственно связанные с работой. Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе специальных нормативных правовых актов: уставов и положений о дисциплине, действующих в отдельных отраслях; нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (государственными служащими, прокурорскими работниками и др.)- Смысл и значение этой ответственности состоят в применении более строгих, специфических взысканий (санкций) к нарушителям, в том числе в ряде случаев и за проступки, непосредственно с работой не связанные. В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: ♦ замечание; ♦ выговор; ♦ увольнение (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК). Указанные взыскания могут применяться к работникам, несущим любой вид дисциплинарной ответственности (общую и специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим. Для работников, несущих специальную ответственность, согласно ч. 2 ст. 198 ТК могут применяться и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, а также иными актами законодательства. Например, согласно Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственным служащим помимо предусмотренных трудовым законодательством могут применяться такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классе государственного служащего на срок до 6 месяцев и др. - Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.
В соответствии с КоАП административная ответственность за нарушение экологического законодательства выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. противоправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (с изменениями и дополнениями) определяет составы административных правонарушений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагаемых в случае совершения таких правонарушений, а также особенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства. Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в гл. 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1-15.37, 15.48-15.63). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды находится в иных главах (например, в гл. 10 КоАП установлена административная ответственность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир - ст. 10.1-10.4; в гл. 23 - за самовольное занятие земельного участка - ст. 23.41). Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. По общему правилу возраст наступления административной ответственности для физических лиц - 16 лет. Однако за ряд правонарушений, в том числе в сфере окружающей среды, физическое лицо может нести ответственность за административное правонарушение в возрасте от 14 до 16 лет (например, за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках - ст. 15.29; за разжигание костров в запрещенных местах - ст. 15.58). Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Например, административная ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлена за нарушение законодательства об охране озонового слоя (ст. 15.62), законодательства об отходах (ст. 15.63) и др. За правонарушения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, лишение специального права, например права охоты. В соответствии с гл. 3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования рассматриваются: • районным (городским) судом; • хозяйственным судом; • сельским, поселковым исполнительным комитетом; • административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе; • органами внутренних дел; • органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь; • Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; • органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; • органами государственного санитарного надзора; • органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь; • органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; • органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; • государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. - Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства является одним из видов экологической правовой ответственности и обладает всеми ее общими признаками. Вместе с тем ей присущи свои особенности: она устанавливается уголовным законом (УК) за совершение преступления и имеет своей задачей охрану общественных отношений от преступных посягательств и предупреждение преступлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. С принятием УК Республики Беларусь 1999 г. в законодательство было введено понятие преступления против экологической безопасности и природной среды, под которым понимается совершенное умышленно или по неосторожности общественно опасное деяние, причинившее или могущее причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности. Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий: • совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (например, ч. 1 ст. 282 УК); • смерть либо заболевания людей (например, ч. 3 ст. 272 УК); • причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере (например, ст. 264, 276 УК); • гибель растительности или животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (например, ч. 2 ст. 281 УК) и т.п. Составы преступлений в области окружающей среды определены в главе 26 УК «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст. 263-283 УК). Ряд составов преступлений в области окружающей среды находится в иных главах, например, в гл. 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» установлена уголовная ответственность за экоцид, т.е. умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира, либо отравление атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 131 УК); в главе 33 «Преступления против порядка управления» - за самовольное занятие земельного участка (ст. 386 УК) и т.д. С учетом объекта посягательства можно выделить две группы экологических преступлений. В первую группу включаются преступления, которые посягают на экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования, например нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278 УК), сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст. 279 УК), прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266 УК) и т.д. Вторую, наиболее многочисленную группу экологических преступлений составляют те, в которых в качестве объекта выступает порядок использования и охраны отдельных компонентов природной среды или природных объектов: • порча земель - ст. 269 УК ; • нарушение правил охраны недр - ст. 271 УК; • загрязнение либо засорение вод - ст. 272 УК; • загрязнение атмосферы - ст. 274 УК; • загрязнение леса - ст. 275 УК; • незаконная порубка деревьев и кустарников - ст. 277 УК; • незаконная добыча рыбы и водных животных - ст. 281 УК; • незаконная охота - ст. 282 УК и др. Следует отметить, что по общему правилу (примечание 2 к гл. 26 УК) крупным признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупным - размер ущерба на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Отмечая экологическую ценность таких компонентов природной среды, как растительный и животный мир, законодатель установил более высокие требования при применении мер уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании названных объектов. Так, крупным размером ущерба при загрязнении леса и незаконной порубке деревьев и кустарников признается ущерб на сумму, в 80 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Особо крупным размером ущерба при уничтожении либо повреждении леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдении правил производства взрывных работ, нарушении правил эксплуатации других источников повышенной опасности, нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, а также незаконной порубке деревьев и кустарников признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. При нарушении законодательства о животном мире, согласно примечанию к ст. 281-282 УК, крупным и особо крупным признается соответственно ущерб в размере 40 и более, 100 и более базовых величин, установленных на день совершения преступления. Обсудив практику рассмотрения судами дел об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в Постановлении от 18 декабря 2003 г. № 13 обратил внимание судов на то, что строгое соблюдение законодательства об охране окружающей среды является условием обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. - Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
В соответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» привлечение лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду. Возмещение такого вреда следует рассматривать как меру имущественного воздействия на правонарушителя в виде гражданско-правовой ответственности1. Однако, как справедливо указывает В.Е. Лизгаро, любая хозяйственная деятельность причиняет вред окружающей среде. В связи с этим экологическим законодательством определены случаи возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате правомерной деятельности (т.е. когда возможность потерь в природной среде установлена в пределах обоснованных нормативов, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами)2. Принимая во внимание данный факт, законодатель регулирует отношения в области возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, нормами ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 58), а также нормами природоресурсного законодательства: ст. 160 КоЗ; ст. 54 КоН; ст. 97 ВК; ст. 101 ЛК; ст. 76 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»; ст. 63 Закона Республики Беларусь «О животном мире»; ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» и др. В качестве причинителей вреда окружающей среде могут выступать юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Важнейшим принципом возмещения вреда, согласно ст. 933 ГК, является принцип полноты возмещения вреда, в соответствии с которым лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. Анализ ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иных норм природоресурсного законодательства в области возмещения вреда позволяет сформулировать специальные принципы возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду: • принцип признания экологически опасной для окружающей среды любой хозяйственной и иной деятельности, пока не доказано обратное (презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности); • принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды; • принцип недопустимости хозяйственной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды. Названные принципы влияют на содержание условий, необходимых для привлечения к имущественной ответственности правонарушителя в случае причинения вреда. По общему правилу к числу таких условий относятся: противоправное поведение; вред; причинная связь между действиями (бездействиями) и наступившими последствиями; вина причинителя вреда. Противоправность поведения лица (действия и бездействия) проявляется в нарушении нормативных правовых актов, неисполнении обязанностей, установленных законом. В частности, противоправным является несоблюдение экологических нормативов, осуществление хозяйственной деятельности без специальных разрешений, положительных заключений государственной экологической экспертизы либо с превышением установленных в этих документах показаний, проведение строительных работ в запрещенных с точки зрения экологических требований местах, отключение очистных сооружений при отсутствии законных оснований и т.п. Под причинно-следственной связью понимается такая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) - противоправное действие (бездействие) предшествует другому (следствию) и порождает его. Вред, причиненный в результате вредного воздействия на окружающую среду посредством правонарушения, называется в доктрине права окружающей среды экологическим вредом, который в свою очередь включает вред, причиненный окружающей среде, и вред, причиненный личности и (или) имуществу гражданина, имуществу юридического лица. Вред, причиненный окружающей среде, прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. К такому вреду можно отнести любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых требований в области охраны окружающей среды. Гражданское законодательство, как было отмечено ранее, предусматривает два способа возмещения вреда - в натуральном и в денежном выражении. Возмещение вреда окружающей среде в натуральном выражении может осуществляться посредством восстановления нарушенного состояния природной среды. К примеру, восстановление состояния поврежденного земельного участка (рекультивация), посадка леса, выпуск на волю отловленного животного и т.д. Однако возможности применения натурального способа возмещения вреда окружающей среде весьма ограничены в силу нереальности возмещения в отдельных случаях. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен также смешанный вариант возмещения вреда, при котором часть средств компенсируется в денежной форме, а часть - путем восстановления компонента природной среды за счет сил и средств причини-теля вреда. Размер вреда, причиненного окружающей среде, в денежном выражении определяется в соответствии: • с таксами; • методиками; • фактическими затратами на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды. Такса представляет собой условную единицу исчисления ущерба в базовых величинах. Величина таксы не выражает подлинных убытков, причиненных окружающей среде, а является средней величиной стоимости всей суммы отрицательных последствий от правонарушения. Таксовый способ исчисления ущерба, причиненного окружающей среде, облегчает на практике определение размера такого ущерба в денежном выражении. Действующим законодательством таксы установлены для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконным изъятием или уничтожением диких животных и вредным воздействием на среду их обитания; за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства. Например, такса для определения возмещения размера вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения зубра, лося, оленя благородного, медведя бурого, - 95 базовых величин, рыси - 30, бобра речного, глухаря - 70, линя, язя - 2, окуня речного - 0,2 базовой величины. Вред возмещается при незаконном изъятии или уничтожении: • диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) на основании такс, исчисленных в двойном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; • диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; • диких животных, относящихся одновременно к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и являющихся образцами СИТЕС на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; • диких животных, обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие или уничтожение, либо рыбы в сроки, когда ее изъятие или уничтожение запрещено на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному либо виду рыбы; • диких животных либо рыбы орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва на основании такс, исчисленных в пятикратном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному либо виду рыбы и т.д. В качестве самостоятельного способа исчисления вреда, причиненного окружающей среде, наряду с таксами используются методики подсчета ущерба, которые применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв. Например, в случае нарушения водного законодательства применяется Методика по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением поверхностных водных объектов, утвержденная Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 октября 2007 г. По фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан и юридических лиц ухудшением состояния окружающей среды, вызванным деятельностью юридических лиц и граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов и общественных объединений. Согласно ст. 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством не предусмотрено иное, а также требовать возмещения морального вреда. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), в соответствии со ст. 14 ГК. Вред может выражаться в заболевании, утрате трудоспособности, расстройстве здоровья, негативных генетических последствиях, нравственных и физических страданиях, утрате, повреждении имущества, приведении его в негодность. Возможность компенсации морального вреда гражданину предусмотрена ст. 60 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Согласно ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что защита права на благоприятную окружающую среду, сопряженная с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, или морального вреда, может быть осуществлена в любое время, так как согласно ст. 209 ГК положения об исковой давности не распространяются на указанные требования. В качестве способов возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан и юридических лиц ухудшением состояния окружающей среды, допускается не только денежное, но и натуральное возмещение вреда. В литературе обращается внимание на возможность в качестве альтернативы денежному возмещению убытков такое натуральное возмещение, как предоставление квартиры, путевки для санаторного лечения, строительство объектов социальной инфраструктуры и подобное в зависимости от конкретной ситуации1. Лицо, причинившее экологический вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно ст. 372, 933 ГК на причинителе вреда лежит обязанность доказать свою невиновность в причинении вреда. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В то же время гражданское законодательство предусматривает возможность возмещения вреда, в том числе и экологического, и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии, высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельностью и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 948 ГК). В соответствии с судебной практикой к источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду, опасные химические вещества, используемые в лесном, сельском хозяйстве, нефтепродукты и т.п. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании. Не является формой гражданско-правовой ответственности, однако может рассматриваться в качестве правовой меры предупреждения вреда, и экологического вреда в частности, приостановление или прекращение на основании решения суда деятельности, создающей опасность причинения вреда окружающей среде, предусмотренное ст. 934 ГК, в соответствии с которой «опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность». Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Данная норма носит общий характер, однако может быть использована и в случае постановки вопроса о прекращении экологически опасной деятельности. - Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.
Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством через установление нормативов, лимитов, выдачу разрешительных документов. Исходя из этого, в юридическом смысле различается порядок возмещения вреда, причиненного природной среде в результате совершения правонарушений в области охраны окружающей среды, и компенсации вреда, причиненного окружающей среде правомерно. В соответствии с ч. 3 ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях предусмотренных законодательством. Экологическое законодательство содержит ряд таких случаев, не определяя при этом их как возмещение правомерного вреда окружающей среде, что затрудняет применение к таким отношениям общих норм о возмещении вреда. К таким случаям относятся: • платежи за специальное природопользование; • возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяй-ственного производства; • возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков или ухудшением качества земель; • компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания. Взимание платежей за природопользование осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 16, ст. 83 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и Законом Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (см. § 3 гл. 9). Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяй-ственного производства предусмотрено ст. 134КоЗ,ст. 103 ЛК. Порядок их возмещения определен Положениями, утвержденными Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. [20, 21]. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства возмещаются: • юридическими и физическими лицами, которым отводятся сельскохозяйственные земли либо земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства; • юридическими и физическими лицами, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением сельскохозяйственных земель либо земель лесного фонда из оборота или переводом их в менее ценные земли. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства осуществляется указанными лицами до отвода им земельного участка в натуре (на местности) в доход государства. Законодательством предусмотрены случаи, когда такие потери не возмещаются (например, при строительстве жилых домов, объектов здравоохранения, организации заповедников, национальных парков и др.). Возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель, осуществляется юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями, которым отведены изъятые земельные участки либо деятельность которых влияет на состояние земель (ст. 133 КоЗ). Убытки возмещаются землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков, понесшим эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду. Порядок возмещения правомерных убытков определен Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. [19]. Осуществление компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания предусмотрено п. 5 ст. 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г. Компенсационные выплаты возмещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением бюджетных организаций), которым в порядке, установленном земельным законодательством, предоставлены земельные участки для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных нужд. Выплаты производятся при производстве строительных, дноуглубительных или взрывных работ, добыче полезных ископаемых или водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов или иных коммуникаций и др. Рассматриваемые выплаты осуществляются за гибель объектов животного мира, снижение их численности и (или) продуктивности (прироста) при утрате или нарушении их среды обитания в доход республиканского бюджета до отвода юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков на местности. Порядок определения размера компенсационных выплат и их осуществления определен Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. [22]. |