Правовое обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования - Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
- Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Фонды охраны природы.
- Платежи за природопользование.
- Экономическая оценка природных объектов.
- Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
- Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
- Экологическое страхование.
- Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера. Национальной стратегией социально-экономического развития Республики Беларусь к общим направлениям экологической политики отнесены экологизация экономики; дальнейшее развитие экономического механизма природопользования; рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов; развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды и др. Таким образом, в настоящее время осознана необходимость внедрения экономических инструментов в сферу регулирования экологических отношений. Необходимо отметить, что в советский период преобладали административные меры воздействия на природопользовате-лей, а впервые роль экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды была определена в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В указанном нормативном правовом акте говорилось, в частности, о необходимости «перехода от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью». В экологическом законодательстве Республики Беларусь понятие экономического механизма охраны окружающей среды появилось с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В указанном законодательном акте в качестве элементов экономического механизма охраны окружающей среды закреплялись планирование и финансирование природоохранных мероприятий; льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности; определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения. Дальнейшее развитие правовое закрепление экономического механизма в рассматриваемой области получило в Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, которая была утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в 1995 г. В указанном документе обеспечение охраны окружающей среды с учетом экономических методов рассматривается в качестве принципа государственной экологической политики. Активное внедрение экономических мер в рассматриваемой сфере целенаправленно подводит законодателя к дальнейшей разработке экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. в число его элементов были включены такие, как проведение экономической оценки природных объектов, проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, экологическое страхование. Экономические меры рационального использования и охраны отдельных компонентов природной среды также закреплены в природоресурсном законодательстве (например, ст. 59-61 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», ст. 92-94 ЛК, ст. 81-84 ВК и т.д.). Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования в широком понимании - это прежде всего система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия разнообразных экономических факторов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества. В соответствии со ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды» в экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включаются следующие элементы: • разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; • создание фондов охраны природы; • установление платежей за природопользование; • проведение экономической оценки природных объектов; • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; • экологическое страхование. Задачами внедрения элементов экономического механизма охраны окружающей среды в хозяйственную деятельность являются: обеспечение эколого-экономической согласованности между общественными интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей; стимулирование природоохранной деятельности; обеспечение оптимального использования финансовых ресурсов на природоохранные цели. - Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Фонды охраны природы.
Успешное выполнение программ и мероприятий по охране окружающей среды может быть достигнуто только при их адекватном финансировании. В соответствии со ст. 81 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средств республиканского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций. Кроме того, для выполнения указанных программ и мероприятий могут привлекаться иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь. В научной литературе предлагается объединить всю совокупность элементов, касающихся финансового обеспечения природоохранной деятельности, в рамках категории финансового механизма природопользования и охраны окружающей среды, что обусловлено тем фактом, что стабильность отношений, возникающих в процессе финансирования природоохранной деятельности, может быть обеспечена путем согласованного развития всех источников и инструментов финансирования, объединенных в систему1. Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2008 г.» утвержден Перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается из средств республиканского бюджета. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации данных программ, предоставляется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений. В области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды к таким программам относятся: • Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 гг.; • Республиканская программа «Сохранение и использование мелиорированных земель 2006-2010 гг.»; • Государственная программа развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. и др. Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды создаются государственные фонды охраны природы, которые являются целевыми бюджетными фондами. В Республике Беларусь создаются республиканский и местные (областные, Минский городской, районные и городские) фонды охраны природы. В соответствии со ст. 84 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть: • платежи за специальное природопользование; • средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; • штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; • средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; • добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных. Порядок формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Направления и размеры использования средств республиканского фонда охраны природы в 2008 г. утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2008 г. № 54. Наряду с государственными фондами охраны природы за счет добровольных взносов юридических лиц и граждан могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан. - Платежи за природопользование.
В соответствии с экологическим законодательством на платной основе осуществляется специальное природопользование. Закон устанавливает следующие формы платежей за природопользование, налоги, сборы (пошлины), арендная плата. Нужно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим и плата может взиматься в иных формах. Правовую основу экологического налогообложения составляет Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» [11], в котором определены субъекты, объекты экологического налогообложения, порядок уплаты и зачисления налога в бюджет. Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона и ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь [1], плательщиками экологического налога являются юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы; индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что не включены в круг субъектов экологического налогообложения организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), и индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» к объектам экологического налогообложения относятся объемы: • используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов; • выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; • переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; • перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; • отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов; • размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим; • производимой и (или) импортируемой пластмассовой стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования; импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона. В юридической литературе отмечается различие между налогообложением в сфере гражданского оборота и экологическим налогообложением'. В сфере гражданского оборота в качестве объектов налогообложения определяются вещи, являющиеся объектами имущественных правоотношений. В платном природопользовании объектами налогообложения признаются физические величины природных ресурсов, представляющие собой объекты природоресурсных правоотношений (например, объемы добываемых из природной среды природных ресурсов; объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ). Следует согласиться с Т. И. Макаровой, что природные ресурсы в силу их естественного происхождения не имеют стоимости, которая представляет собой, согласно экономической теории, количество вложенного в производство труда. Именно поэтому налог состоит из платежей за пользование природными ресурсами, поскольку это действительно налог не на результат (доход, стоимость имущества и т.д.), а на процесс - воздействие на окружающую среду. Это означает, что размер налога в соответствии с белорусским законодательством не может быть обусловлен прибылью, получаемой от природопользования. Его величина обоснована непосредственно «физическими величинами природных ресурсов», потребляемых природопользователем. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» экологический налог состоит из платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, размещение отходов производства, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов и платежей сверх утвержденных лимитов. В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. В данном случае проявляется следующая особенность экологического налогообложения, отличающая его от иных налогов, - наличие непосредственной связи налога за использование природных ресурсов с экологическими ограничениями, обеспечивающими рациональность, устойчивость природопользования. Еще одна особенность экологического налогообложения заключается в том, что экологический налог по своей природе не должен преследовать фискальные цели. Его задача - по возможности максимально (потому что в полном объеме это невозможно) возместить ущерб, который причиняется хозяйственной деятельностью. Средства, поступающие в уплату экологического налога, преимущественно направляются на финансирование природоохранных мероприятий. Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» ставка налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 т нефти или нефтепродуктов установлена в размере 2800 белорусских рублей. Следует отметить, что за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога. За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога. Как отмечалось выше, плата за природопользование может взиматься в форме сборов. В целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя, а также создания экономических основ для его охраны при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, взимается республиканский сбор за предоставление права ввоза этих веществ. Плательщиками сбора являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, ввозящие на территорию Республики Беларусь данные вещества. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г. «Об установлении республиканского сбора при ввозе озоноразрушающих веществ» данный сбор не взимается при ввозе на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озо-норазрушающие вещества, которая является неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов, а также при транзитной перевозке озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь. Сбор зачисляется в Республиканский фонд охраны природы. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной пошлине» [7] в области природопользования и охраны окружающей среды плата в форме государственнной пошлины взимается за предоставление права на охоту. Уплата пошлины за предоставление права на охоту производится при выдаче и замене удостоверения на право охоты. В соответствии со ст. 577 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Особенности арендной платы за использование природных ресурсов на условиях аренды определены в специальном законодательстве. Так, согласно ст. 93 ЛК плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для осуществления лесных пользований, взимается в размере, определяемом договором, и не может быть ниже действующих такс (минимальной платы) за соответствующий вид лесопользования. Арендатор имеет право на уменьшение размера арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, существенно ухудшились условия лесопользования, предусмотренные договором. К иным платежам за природопользование, предусмотренным законодательством, можно отнести платежи за лесные пользования, предусмотренные ст. 93 ЛК. Особенностью в данном случае является способ определения платы - специально установленные таксы. - Экономическая оценка природных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности в отношении объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь о государственной экологической экспертизе. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, перечень материалов, прилагаемых к отчету об оценке воздействия на окружающую среду, требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения такой оценки устанавливаются законодательством Республики Беларусь о государственной экологической экспертизе. - Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
Установление мер экономического стимулирования охраны окружающей сре*ды осуществляется с целью создания условий экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мероприятий. В соответствии со ст. 82 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться на основе: • установления отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот; • ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды. Налоговые и иные льготы устанавливаются: • при внедрении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий; • внедрении специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду; • использовании отходов в качестве вторичного сырья; • осуществлении иной природоохранной деятельности. Указанные льготы устанавливаются Президентом Респу блики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» [12] освобождаются от обложения данным налогом основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки. Перечень таких основных средств утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 марта 2006 г. № 142. К таковым отнесены основные средства систем оборотного и повторного водоснабжения; основные средства, предназначенные для сбора, транспортировки, очистки сточных и дренажных вод; предотвращения выбросов озоноразрушающих веществ, рециклинга; снижения и устранения шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иных вредных физических воздействий на окружающую среду; сбора, разделения на виды (сортировки), размещения и (или) обезвреживания отходов, а также для использования отходов в качестве вторичного сырья; охраны заповедников и национальных парков, ведения в них научной деятельности и др. Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. №215 определены случаи льготного экологического налогообложения (например, при строительстве и (или) реконструкции собственниками отходов объектов размещения и (или) обезвреживания, использования отходов, при совершенствовании технологических процессов для уменьшения объемов образования отходов производства налог за размещение отходов производства уменьшается на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) на эти цели, но не более суммы данного налога, подлежащего перечислению в указанный период, и др.). Данным нормативным правовым актом предусмотрены и случаи, когда для плательщиков налога устанавливается понижающий коэффициент (например, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов в зависимости от видов используемого моторного топлива к ставкам налога применяются коэффициенты: дизельное топливо - 0,8, сжиженный и сжатый газ - 0,3, биодизельное топливо - 0,6). - Экологическое страхование.
Экологическое страхование в соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» рассматривается в качестве элемента экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, позволяющего сформировать финансово-экономическую основу для возмещения вреда. Под экологическим страхованием согласно ст. 85 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» понимается страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование - это специальный вид страхования, которое в настоящее время является добровольным. Экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании. В настоящее время в республике отсутствуют специальные акты, которые регламентируют отношения в области экологического страхования. В то же время правовой основой для формирования такого специального законодательства являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области страхования: гл. 48 ГК Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О страховании» [13]. Отдельные нормы об экологическом страховании содержатся в Законах Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [15], «О перевозке опасных грузов» [14]. Международно-правовую основу экологического страхования составляет Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г. Основанием возникновения отношений в области экологического страхования является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Например, в соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» объектом страхования является риск наступления гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде, в результате аварий при перевозке опасных грузов. Страховым событием (случаем) может служить внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущерб по которым подлежит возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховщиками (страховыми организациями) выступают страховые организации при наличии у них уставного, резервного фондов и иных резервов, прошедших регистрацию и получивших лицензию на право проведения страхования или перестрахования. Страхователями признаются юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком. Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном порядке, и включает: • компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; • расходы по восстановлению окружающей среды и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам; • расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; • расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов; • иные расходы по рассмотрению исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. |