МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1.6. Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности





  1. Понятие и сущность организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды.
  2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды.
  3. Нормирование и стандартизация в области окружающей среды.
  4. Наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг).
  5. Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Государственные кадастры природных ресурсов.
  6. Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  7. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности.
  8. Экологическая экспертиза.
  9. Контроль в области охраны окружающей среды.
  10. Экологический аудит. Экологическая сертификация.
  1. Понятие и сущность организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды представляет собой деятель­ность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохра­нение и восстановление природной среды, рациональное ис­пользование и воспроизводство природных ресурсов, пред­отвращение загрязнения, деградации, повреждения, истоще­ния, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию его последствий.

Для обеспечения охраны окружающей среды существен­ное значение имеет наличие закрепленных в законодательстве средств, с помощью которых достигается результативное воз­действие на общественные отношения.

Основными организационно-правовыми механизмами охраны окружающей среды, реализующими экологический императив, являются:

• планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;

• нормирование и стандартизация в Области охраны окру­жающей среды;

• лицензирование в области использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды;

• мониторинг окружающей среды;

• учет в области окружающей среды;

• оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС);

• экологическая экспертиза;

• экологическая сертификация;

• контроль в области охраны окружающей среды и приро­допользования;

• экологический аудит;

• разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Следует отметить, что некоторые из приведенных выше ме­ханизмов выполняют превентивную функцию и направлены на предупреждение возникновения экологической опасности, а также на выявление экологически опасных для окружающей среды и здоровья человека территорий, объектов и видов дея­тельности (например, мониторинг окружающей среды, ОВОС, экологическая экспертиза); другие - регулятивную, устанавли­вая пределы воздействия на окружающую среду, а также осо­бые условия природопользования (нормирование в области охраны окружающей среды, лицензирование видов деятельно­сти, связанных с использованием природных ресурсов и охра­ной окружающей среды и др.).

  1. Планирование природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование выступает традиционной мерой регулиро­вания природопользования и охраны окружающей среды и обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, недопущение нега­тивного влияния хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду, сохранение природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь. Разработка территориальных комплекс­ных схем, программ и мероприятий по рациональному исполь­зованию природных ресурсов и охране окружающей среды представляет собой планирование дальнейших действий в рас­сматриваемой области и непосредственно связано с финанси­рованием природоохранных программ и мероприятий.



Общие требования к прогнозированию и программам опре­делены Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Указом Президента Респу­блики Беларусь от 5 мая 2006 г. утвержден Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 гг., являющийся логическим продолжением реали­зации природоохранных мер, предусмотренных предыдущими национальными программами по рациональному использова­нию природных ресурсов и охране окружающей среды (на пе­риоды 1990-1995, 1996-2000, 2001-2005 гг.). Во исполнение Национального плана утверждаются территориальные планы действий по рациональному использованию природных ресур­сов и охране окружающей среды с целью установления прио­ритетных мер и основных направлений деятельности по обес­печению рационального использования природных ресурсов и дальнейшего оздоровления окружающей среды в пределах административно-территориальных единиц. Данными доку­ментами определяются основные направления природоохран­ной деятельности, нацеленные на решение экологических про­блем в ближайшей перспективе наиболее эффективными спо­собами и методами. Разрабатываются программы по охране и использованию отдельных компонентов природной среды.

В соответствии со ст. 80 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» планирование природополь­зования и охраны окружающей среды осуществляется путем разработки:

• территориальных комплексных схем рационального ис­пользования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• программ рационального использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды;

• мероприятий по рациональному использованию природ­ных ресурсов и охране окружающей среды.

Территориальные комплексные схемы рационального ис­пользования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются в целях подготовки долгосрочных прогно­зов в области охраны окружающей среды, которые определя­ют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологи­ческого разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных терри­торий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы.

Разработка программ рационального использования при­родных ресурсов и охраны окружающей среды осуществля­ется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в це­лях обеспечения благоприятной окружающей среды и выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуще­ствляется соответствующими республиканскими органами го­сударственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Так, Приказом Ми­нистерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в 2006 г. утверждена Программа по выполнению Националь­ного плана действий по рациональному использованию при­родных ресурсов и охране окружающей среды Республики Бе­ларусь на 2006-2010 гг. в системе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Разработка мероприятий по рациональному использова­нию природных ресурсов и охране окружающей среды осуще­ствляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, го­сударственных и отраслевых программ рационального исполь­зования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охра­ны окружающей среды. Указанные программы и схемы согла­совываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территори­альными органами. Разработка природоохранных программ и мероприятий в пределах административно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Сове­тами депутатов, исполнительными и распорядительными ор­ганами по согласованию с территориальными органами Ми­нистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Мероприятия по охране окружающей среды также обязаны планировать, разрабатывать и осуще­ствлять юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли, ведущие хозяйственную и иную деятельность, оказываю­щую вредное воздействие на окружающую среду.

  1. Нормирование и стандартизация в области окружающей среды.

Общую правовую основу нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь составляют Закон «Об охране окружающей среды», Закон от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандарти­зации» и Закон от 5 января 2004 г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в об­ласти технического нормирования и стандартизации».

Нормирование в области охраны окружающей среды осу­ществляется в целях государственного регулирования воздей­ствия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружаю­щей среды и обеспечение экологической безопасности. Нор­мирование в области охраны окружающей среды заключает­ся в установлении: нормативов качества окружающей среды; нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; лимитов на природопользование.

В соответствии со ст. 20 Закона «Об охране окружающей среды» к нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физиче­ских воздействий; нормативы предельно допустимых концент­раций микроорганизмов; иные нормативы качества окружаю­щей среды. Нормативы качества окружающей среды утверж­даются и вводятся в действие Министерством здравоохранения по согласованию с Минприроды, иными государственными органами. В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типич­ных и редких природных ландшафтов, имеющих особое при­родоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на осталь­ных территориях, нормативы качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 21 Закона «Об охране окружающей среды» к нормативам допустимого воздействия на окружаю­щую среду относятся: нормативы допустимых выбросов и сбро­сов химических и иных веществ; нормативы образования отхо­дов производства; нормативы допустимых физических воздей­ствий; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окру­жающую среду при осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. Нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов ка­чества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.

Лимиты на природопользование представляют собой ус­тановленные природопользователям на определенный пери­од времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загряз­няющих веществ, размещения отходов и иных видов вредно­го воздействия на окружающую среду.

  1. Наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг).

Представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состоя­ния окружающей среды под воздействием природных и ан­тропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: со­стояние природной среды, ее отдельных компонентов и их реакция на антропогенные воздействия; источники воздей­ствия (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загряз­няющие вещества, шум, излучения и т.д.) антропогенных воздействий. Оценка предполагает, с одной стороны, опреде­ление возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой - определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогноз опирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируется изменение интенсивности ис­точников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Про­гноз позволяет наметить меры не только против уже имею­щихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера.

В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изме­нений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предос­тавления полной, достоверной и своевременной информа­ции о состоянии окружающей среды и воздействии на нее в 1993 г. в Республике Беларусь была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). В нее включены следующие виды мониторинга окружающей сре­ды: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мо­ниторинг подземных вод; мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиацион­ный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный мо­ниторинг окружающей среды.

В соответствии с постановлением Совета Министров «О На­циональной системе мониторинга окружающей среды в Рес­публике Беларусь» от 14 июля 2003 г. № 949 (с изм. и доп.) организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Минприроды (в час­ти мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверх­ностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга жи­вотного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды); Министерство образования (в части мониторинга озонового слоя); Национальная акаде­мия наук Беларуси (в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга); Министерство лесного хо­зяйства (в части мониторинга лесов); Государственный ко­митет по имуществу Республики Беларусь (в части монито­ринга земель).

  1. Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Государственные кадастры природных ресурсов.

Учету в области охраны окружающей среды подлежат вред­ные воздействия на окружающую среду (объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на ок­ружающую среду; виды и количество выбросов и сбросов за­грязняющих веществ в окружающую среду; виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду) и используемые природные ресурсы. Законодательст­вом предусмотрены два вида учета в области охраны окру­жающей среды: государственный учет и учет, проводимый юридическими лицами и индивидуальными предпринимате­лями при осуществлении хозяйственной и иной деятельно­сти. Государственный учет проводится территориальными органами Минприроды, а также иными специально уполно­моченными республиканскими органами государственного управления. Государственный учет в области охраны окружаю­щей среды осуществляется в целях государственного регули­рования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Учету подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на окружающую среду, и виды вредных воздействий на окружающую среду. Порядок государствен­ного учета в области охраны окружающей среды утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2007 г. № 1353.

Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обра­щении с отходами, а также об иных видах вредного воздей­ствия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету. Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юриди­ческим лицом или индивидуальным предпринимателем, осу­ществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производст­ва на окружающую среду. Порядок ведения экологического паспорта предприятия установлен Инструкцией, утвержден­ной постановлением Минприроды от 1 декабря 2008 г. №107. Экологический паспорт предприятия предназначен для: осу­ществления государственного контроля в области охраны ок­ружающей среды, в том числе технологических нормативов, и иных требований в области охраны окружающей среды; комп­лексного учета используемых природных и вторичных ресур­сов; определения уровня влияния производства на окружаю­щую среду; определения соответствия уровня производства наилучшим доступным техническим методам. Экологический паспорт разрабатывается на срок эксплуатации предприятия и содержит проектные и эксплуатационные данные.

Государственный учет используемых природных ресурсов ведется в форме кадастров. Государственный кадастр природ­ных, ресурсов — систематизированный свод данных о количе­ственных и качественных характеристиках природных ресур­сов, их экономической оценке и использовании. Является источником информации о природных ресурсах, данные ка­дастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений, касающихся использования природных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходи­мых мер охраны. В соответствии со ст.72 Закона «Об охране окружающей среды», постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» от 20 апреля 1993 г. № 248 в Республике Беларусь ведутся следующие государственные кадастры природных ресурсов: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, а также отходов. Порядок ведения государст­венных кадастров природных ресурсов определяется соответст­вующими положениями, утвержденными Советом Министров.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обя­заны вести учет используемых природных ресурсов, данные которого отражаются в экологическом паспорте предприятия и государственной статистической отчетности.

  1. Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Лицензирование в рассматриваемой области представляет разрешительный порядок осуществления определенных за­конодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений. Лицензирование можно рассматривать как форму контроля за рациональным использованием природ­ных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе осуще­ствления хозяйственной деятельности.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензированию в области охраны окружающей среды под­лежат:

1) деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, в которую включены такие составляющие работы и услу­ги, как обращение с озоноразрушающими веществами, а также использование отходов 1—3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов. Под обращением с озоноразрушающими веществами понимаются их производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием озоноразрушающих веществ. Обращение с радиоактивными отходами не от­носится к рассматриваемому виду деятельности. Не требуется получения лицензии для использования отходов 1—3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-иссле­довательских или опытно-конструкторских работ, а также от­ходов, образовавшихся в результате проведения таких работ. Лицензия выдается сроком на 5 лет. Лицензионные требова­ния и условия к осуществлению данного вида деятельности определены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450. Лицензии на осуществле­ние деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду выдаются Минприроды, которое до принятия решения по вопросам лицензирования вправе провести оценку или назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Инструкция о порядке проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензион­ным требованиям и условиям утверждена постановлением Минприроды от 1 декабря 2010 г. № 56;

2) деятельность в области использования атомной энер­гии и источников ионизирующего излучения, в которую вклю­чен ряд составляющих работ и услуг (например, деятельность по обращению с радиоактивными отходами и др.). Лицензия выдается Министерством по чрезвычайным ситуациям Рес­публики Беларусь сроком на 5 лет;

3) деятельность, связанная с осуществлением контроля ра­диоактивного загрязнения, под которой понимается радиацион­ное обследование территорий, лесных и водных массивов, зда­ний и сооружений, оборудования, транспорта, определение со­держания радионуклидов в продукции лесного хозяйства, сельскохозяйственной, промышленной и другой продукции, строительных материалах, воде, почве, воздухе, пищевых про­дуктах, лекарственно-техническом сырье, коммунальных от­ходах и других объектах контроля, а также определение по­верхностного загрязнения и мощности дозы гамма-излуче­ния. Лицензия выдается Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь сроком на 5 лет.

  1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 1, ст. 58 Закона Республики Беларусь «Об ох­ране окружающей среды» оценка воздействия на окружаю­щую среду (ОВОС) — вид деятельности по выявлению, ана­лизу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздей­ствия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможно­сти или невозможности ее осуществления. ОВОС проводится при разработке проектной документации.

Обязанность проведении ОВОС, а также требования к ма­териалам и содержанию отчета о результатах проведения та­кой оценки устанавливаются Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспер­тизе». Статьей 13 названного закона установлен перечень объек­тов, для которых проводится ОВОС, и порядок ее проведения. К таким объектам, в частности, отнесены: атомные электростан­ции и другие ядерные установки; объекты обезвреживания, хранения, захоронения, использования отходов производства, в том числе опасных отходов; нефтеперерабатывающие заво­ды производственной мощностью 500 тонн в сутки и более; установки для газификации и сжижения угля и битуминоз­ных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более; республиканские автомобильные дороги, железно­дорожные линии, аэродромы и аэропорты с основной взлет­но-посадочной полосой 1500 метров и более; нефте- и газопро­воды с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более; объекты открытой и подземной добычи полезных ископаемых (кроме торфа); объекты биохимического, биотехнического, микробиологического и фармацевтического производства, кроме объектов производства из готовых лекарственных препаратов; объекты обезвреживания, хранения, захоронения, использо­вания твердых коммунальных отходов объемом 10 тысяч тонн в год и более; объекты производства, хранения, транспортировки и уничтожения боеприпасов, взрывчатых веществ, а также ракет­ного топлива; комплексы по выращиванию и откорму свиней, крупного рогатого скота, сельскохозяйственных птиц и др.

ОВОС организуется и финансируется заказчиком — госу­дарственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иностранными и международными юридическими лицами, организациями, не являющимися юридическими ли­цами, индивидуальными предпринимателями, планирующи­ми осуществление хозяйственной и иной деятельности на тер­ритории Республики Беларусь.

ОВОС проводится проектными организациями, осуществ­ляющими разработку проектной или иной документации на основании договора, заключаемого между заказчиком и про­ектной организацией.

По результатам проведения ОВОС принимается отчет об ОВОС, который входит в состав проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности и содер­жит сведения о результатах проведенной ОВОС и необходи­мых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению прогнозируемых изменений окружающей среды. К отчету об ОВОС прилагаются: ситуационная схема размещения объек­та с прилегающими территориями в радиусе не менее двух километров для всех альтернативных вариантов его размеще­ния; результаты обсуждений отчета об ОВОС с общественно­стью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений; материалы согласова­ния отчета об ОВОС с затрагиваемыми сторонами (для дея­тельности, которая может оказывать трансграничное воздей­ствие); заключение общественной экологической эксперти­зы (при его наличии).

Порядок проведения ОВОС, в том числе процедуры об­щественных обсуждений отчета об ОВОС, утвержден Поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. №755.

  1. Экологическая экспертиза.

В соответствии со ст. 59 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза прово­дится в целях установления соответствия планируемой хозяй­ственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. В Республике Беларусь проводятся госу­дарственная и общественная экологические экспертизы.

Субъектами отношений в области проведения государствен­ной экологической экспертизы являются: Президент Респуб­лики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Рес­публики Беларусь, областные (Минский городской) комите­ты природных ресурсов и охраны окружающей среды, их упол­номоченные должностные лица; местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы; а также заказчики (юридические лица и индивидуальные предприни­матели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь) и проект­ные организации (юридические лица и индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие разработку проектной или иной документации).

Объект государственной экологической экспертизы — проект­ная документация, в том числе:

—градостроительные проекты, архитектурные проекты за­стройки территорий;

—обоснования инвестирования в строительство, архитек­турные и строительные проекты для объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;

—проекты территориальных комплексных схем рациональ­ного использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды;

—проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

—а также иная документация по планируемой хозяйст­венной и иной деятельности, включая:

—проекты концепций, прогнозов, программ и схем от­раслевого развития, реализация которых связана с использо­ванием природных ресурсов и (или) может оказать воздейст­вие на окружающую среду;

—проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводнобиологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;

—лесоустроительные проекты;

—проекты технических нормативных правовых актов, в ко­торых устанавливаются требования в области охраны окружаю­щей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производст­ва, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реа­лизации и утилизации или оказанию услуг и иная докумен­тация, предусмотренная законодательными актами и между­народными договорами Республики Беларусь.

Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченными должностными лицами Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, областных (Минского городского) комитетов при­родных ресурсов и охраны окружающей среды.

Срок проведения государственной экологической экс­пертизы не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятель­ности, которая может оказывать трансграничное воздействие, — двух месяцев со дня поступления проектной документации.

По результатам проведенной государственной экологиче­ской экспертизы составляется заключение, которое может быть положительным, в том числе положительным с особыми усло­виями реализации проектных решений, либо отрицательным. Заключение государственной экологической экспертизы долж­но содержать выводы о соответствии или несоответствии проект­ной или иной документации требованиям законодательства; а также при необходимости особые условия реализации про­ектных решений,^например необходимость перевода земель в другие категории, виды земель, изменения целевого назна­чения земельных участков.

Заключение государственной экологической экспертизы подписывается уполномоченными должностными лицами, ут­верждается Министром (заместителем Министра) природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, председателем (заместителем председателя) областного (Мин­ского городского) комитета природных ресурсов и охраны ок­ружающей среды в соответствии с их компетенцией.

При отрицательном заключении государственной экологи­ческой экспертизы заказчик и (или) проектная организация обязаны при доработке проектной или иной документации учесть выводы, указанные в данном заключении, и предста­вить ее на повторную экспертизу, если заказчик планируе­мой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации.

Утверждение проектной или иной документации, финан­сирование и реализация содержащихся в ней проектных ре­шений без положительного заключения государственной эко­логической экспертизы запрещаются, если иное не установ­лено Президентом Республики Беларусь.

Срок действия заключения государственной экологической экспертизы ограничивается установленным в соответствии с за­конодательством сроком действия документации по этим объек­там. Для объектов, в отношении которых проводится ОВОС, срок действия заключения государственной экологической экспертизы увеличивается на 1 год в сравнении с проектной про­должительностью реализации данных проектных решений.

Действие заключения государственной экологической экс­пертизы прекращается в случае:

—осуществления планируемой хозяйственной и иной дея­тельности с отступлениями от проектной или иной докумен­тации, по которой получено положительное заключение госу­дарственной экологической экспертизы, если это отступление связано с использованием природных ресурсов и (или) воз­действием на окружающую среду;

—невыполнения особых условий реализации проектных решений, изложенных в заключении государственной эко­логической экспертизы;

—внесения изменений в проектную или иную документа­цию после получения положительного заключения государ­ственной экологической экспертизы, если эти изменения свя­заны с использованием природных ресурсов и (или) воздей­ствием на окружающую среду;

—выявления факторов воздействия на окружающую среду, не учтенных в проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной эко­логической экспертизы;

—истечения срока действия заключения государственной экологической экспертизы.

Проектная или иная документация, по которой действие заключения государственной экологической экспертизы пре­кращено, подлежит повторному представлению на государст­венную экологическую экспертизу, если заказчик планируе­мой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации.

Расходы, связанные с проведением государственной эко­логической экспертизы, финансируются за счет средств рес­публиканского бюджета.

Порядок проведения государственной экологической экс­пертизы установлен Положением, утвержденным Постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755.

Общественная экологическая экспертиза организуется и про­водится по инициативе общественных объединений и граж­дан независимыми специалистами. Заключение обществен­ной экологической экспертизы носит рекомендательный ха­рактер и может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные испол­нительные и распорядительные органы, а также иным заин­тересованным лицам. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее ини­циаторов — общественных объединений и (или) граждан.

Порядок проведения общественной экологической экс­пертизы установлен Положением, утвержденным Постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октяб­ря 2010 г. № 1592.

  1. Контроль в области охраны окружающей среды.

Представляет собой систему мер, направленных на пре­дотвращение, выявление и пресечение нарушения законода­тельства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осущест­вляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 86 Закона «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения соблюдения государ­ственными органами, юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также экологической безопасности. Государственный контроль в данной области осуществляется Минприроды, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, их территориальными органа­ми, местными Советами депутатов и исполнительными и рас­порядительными органами в пределах их компетенции. Пере­чень должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный кон­троль в области охраны окружающей среды, установлен по­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963.

Ведомственный контроль осуществляется органами госу­дарственного управления на подведомственных им объектах. Например, Министерство сельского хозяйства и продовольст­вия организует внутриведомственный радиационный контроль; осуществляет разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненной радионуклидами территории, реализацию государственных программ по преодолению по­следствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Министерст­во жилищно-коммунального хозяйства организует и осуще­ствляет ведомственный контроль в области охраны окружаю­щей среды в организациях, подчиненных и входящих в его состав. Объектами ведомственного контроля в области охра­ны окружающей среды в системе жилищно-коммунального хозяйства являются: деятельность по обращению с коммуналь­ными отходами и очистке сточных вод населенных пунктов, работа котельных и транспортных средств, а также других от­раслей и направлений жилищно-коммунального хозяйства. Ве­домственному контролю в области охраны окружающей сре­ды в организациях Министерства архитектуры и строитель­ства Республики Беларусь в обязательном порядке подлежит деятельность организаций по использованию и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного возду­ха, а также контроль за обращением с отходами. Ведомствен­ному контролю в области охраны окружающей среды в по­граничных войсках Республики Беларусь подлежит деятель­ность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод военных городков, а также работа котельных.

Производственный контроль в области охраны окружаю­щей среды осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной и иной дея­тельности в случае, когда она оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Порядок организации производствен­ного контроля в области охраны окружающей среды опреде­лен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприро­ды от 17 марта 2004 г. № 4.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными инспекторами охра­ны природы (в соответствии с Положением об обществен­ном инспекторе охраны природы, утвержденным постанов­лением Минприроды от 5 апреля 1999 г. № 87), обществен­ными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, а также гражданами.

Направления совершенствования контрольной (надзор­ной) деятельности в Республике Беларусь определены Ука­зом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510. Данным нормативным правовым актом утвержден Пе­речень контролирующих (надзорных) органов и сфер их дея­тельности, в том числе и в области охраны окружающей среды.

Составной частью государственного, ведомственного, произ­водственного и общественного контроля является аналитиче­ский (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды. Проводится в целях оценки количественных и качествен­ных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов. Государственный аналитический контроль осуществляется Минприроды и его территориальными орга­нами. С этой целью организованы лаборатории аналитического контроля. При осуществлении производственного аналитического контроля юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли при необходимости могут привлекать организации, имеющие право проводить измерения в области охраны окружающей среды.

  1. Экологический аудит. Экологическая сертификация.

Экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юри­дическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, тре­бований в области охраны окружающей среды (в том числе нор­мативов и технических нормативных правовых актов), а также требований международных стандартов с целью обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. По результатам эколо­гического аудита производится подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологический аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юриди­ческих лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить добровольный или обязательный характер. В обязатель­ном порядке экологический аудит осуществляется:

1) при приватизации предприятий;

2) при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуально­го предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Аудиторы могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологи­ческой безопасности производства на проверяемых объектах.

Правила проведения экологического аудита, аттестации эко­логического аудитора, представления заключения о проведе­нии экологического аудита, представления отчетности о про­ведении экологического аудита утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 марта 2006 г. № 19.

Под экологической сертификацией понимается деятель­ность по подтверждению соответствия объектов требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических норма­тивных правовых актов, в области охраны окружающей среды.

Участниками экологической сертификации являются:

—государственный специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды (Минприроды);

—республиканский орган по сертификации Националь­ной системы подтверждения соответствия Республики Бела­русь (Государственный комитет по стандартизации);

—центральный орган по экологической сертификации (учреждение «Центр международных экологических проек­тов, сертификации и аудита «Экологияинвест»);

—аккредитованные органы по экологической сертифика­ции (учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология», учреждение образования «Белорусский на­циональный технический университет», научно-производствен­ное республиканское унитарное предприятие «Белорусский го­сударственный институт стандартизации и сертификации»);

—аккредитованные лаборатории аналитического контроля;

—заявители — юридические лица и индивидуальные пред­приниматели.

Объектами экологической сертификации являются: сис­тема управления окружающей средой; продукция; компетент­ность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; оказание услуг в области охраны окру­жающей среды. Данный перечень носит открытый характер, в него могут быть включены и иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными актами Респуб­лики Беларусь об охране окружающей среды принято реше­ние об оценке соответствия.

Экологическая сертификация носит добровольный харак­тер и осуществляется по инициативе юридических и физиче­ских лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации. По результатам экологической сертификации заявитель получает экологический сертификат. Если объектом сертификации являлась продукция, то заявитель имеет право маркировать указанную в сертификате продукцию Экологиче­ским знаком соответствия.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.