Тема 1.6. Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности - Понятие и сущность организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды.
- Планирование природопользования и охраны окружающей среды.
- Нормирование и стандартизация в области окружающей среды.
- Наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг).
- Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Государственные кадастры природных ресурсов.
- Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
- Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности.
- Экологическая экспертиза.
- Контроль в области охраны окружающей среды.
- Экологический аудит. Экологическая сертификация.
- Понятие и сущность организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию его последствий. Для обеспечения охраны окружающей среды существенное значение имеет наличие закрепленных в законодательстве средств, с помощью которых достигается результативное воздействие на общественные отношения. Основными организационно-правовыми механизмами охраны окружающей среды, реализующими экологический императив, являются: • планирование в области охраны окружающей среды и природопользования; • нормирование и стандартизация в Области охраны окружающей среды; • лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • мониторинг окружающей среды; • учет в области окружающей среды; • оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС); • экологическая экспертиза; • экологическая сертификация; • контроль в области охраны окружающей среды и природопользования; • экологический аудит; • разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Следует отметить, что некоторые из приведенных выше механизмов выполняют превентивную функцию и направлены на предупреждение возникновения экологической опасности, а также на выявление экологически опасных для окружающей среды и здоровья человека территорий, объектов и видов деятельности (например, мониторинг окружающей среды, ОВОС, экологическая экспертиза); другие - регулятивную, устанавливая пределы воздействия на окружающую среду, а также особые условия природопользования (нормирование в области охраны окружающей среды, лицензирование видов деятельности, связанных с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды и др.). - Планирование природопользования и охраны окружающей среды.
Планирование выступает традиционной мерой регулирования природопользования и охраны окружающей среды и обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, недопущение негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь. Разработка территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды представляет собой планирование дальнейших действий в рассматриваемой области и непосредственно связано с финансированием природоохранных программ и мероприятий. Общие требования к прогнозированию и программам определены Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. утвержден Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 гг., являющийся логическим продолжением реализации природоохранных мер, предусмотренных предыдущими национальными программами по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (на периоды 1990-1995, 1996-2000, 2001-2005 гг.). Во исполнение Национального плана утверждаются территориальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды с целью установления приоритетных мер и основных направлений деятельности по обеспечению рационального использования природных ресурсов и дальнейшего оздоровления окружающей среды в пределах административно-территориальных единиц. Данными документами определяются основные направления природоохранной деятельности, нацеленные на решение экологических проблем в ближайшей перспективе наиболее эффективными способами и методами. Разрабатываются программы по охране и использованию отдельных компонентов природной среды. В соответствии со ст. 80 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» планирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется путем разработки: • территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются в целях подготовки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Так, Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в 2006 г. утверждена Программа по выполнению Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 гг. в системе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Разработка природоохранных программ и мероприятий в пределах административно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Мероприятия по охране окружающей среды также обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду. - Нормирование и стандартизация в области окружающей среды.
Общую правовую основу нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь составляют Закон «Об охране окружающей среды», Закон от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» и Закон от 5 января 2004 г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении: нормативов качества окружающей среды; нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; лимитов на природопользование. В соответствии со ст. 20 Закона «Об охране окружающей среды» к нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения по согласованию с Минприроды, иными государственными органами. В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды. В соответствии со ст. 21 Закона «Об охране окружающей среды» к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы образования отходов производства; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий. Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. - Наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг).
Представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: состояние природной среды, ее отдельных компонентов и их реакция на антропогенные воздействия; источники воздействия (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.д.) антропогенных воздействий. Оценка предполагает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой - определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогноз опирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируется изменение интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера. В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее в 1993 г. в Республике Беларусь была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). В нее включены следующие виды мониторинга окружающей среды: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мониторинг подземных вод; мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный мониторинг окружающей среды. В соответствии с постановлением Совета Министров «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» от 14 июля 2003 г. № 949 (с изм. и доп.) организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Минприроды (в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды); Министерство образования (в части мониторинга озонового слоя); Национальная академия наук Беларуси (в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга); Министерство лесного хозяйства (в части мониторинга лесов); Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (в части мониторинга земель). - Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Государственные кадастры природных ресурсов.
Учету в области охраны окружающей среды подлежат вредные воздействия на окружающую среду (объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду; виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду) и используемые природные ресурсы. Законодательством предусмотрены два вида учета в области охраны окружающей среды: государственный учет и учет, проводимый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Государственный учет проводится территориальными органами Минприроды, а также иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления. Государственный учет в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Учету подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на окружающую среду, и виды вредных воздействий на окружающую среду. Порядок государственного учета в области охраны окружающей среды утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2007 г. № 1353. Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету. Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду. Порядок ведения экологического паспорта предприятия установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды от 1 декабря 2008 г. №107. Экологический паспорт предприятия предназначен для: осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе технологических нормативов, и иных требований в области охраны окружающей среды; комплексного учета используемых природных и вторичных ресурсов; определения уровня влияния производства на окружающую среду; определения соответствия уровня производства наилучшим доступным техническим методам. Экологический паспорт разрабатывается на срок эксплуатации предприятия и содержит проектные и эксплуатационные данные. Государственный учет используемых природных ресурсов ведется в форме кадастров. Государственный кадастр природных, ресурсов — систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании. Является источником информации о природных ресурсах, данные кадастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений, касающихся использования природных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны. В соответствии со ст.72 Закона «Об охране окружающей среды», постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» от 20 апреля 1993 г. № 248 в Республике Беларусь ведутся следующие государственные кадастры природных ресурсов: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, а также отходов. Порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов определяется соответствующими положениями, утвержденными Советом Министров. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, данные которого отражаются в экологическом паспорте предприятия и государственной статистической отчетности. - Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Лицензирование в рассматриваемой области представляет разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений. Лицензирование можно рассматривать как форму контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензированию в области охраны окружающей среды подлежат: 1) деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, в которую включены такие составляющие работы и услуги, как обращение с озоноразрушающими веществами, а также использование отходов 1—3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов. Под обращением с озоноразрушающими веществами понимаются их производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием озоноразрушающих веществ. Обращение с радиоактивными отходами не относится к рассматриваемому виду деятельности. Не требуется получения лицензии для использования отходов 1—3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ. Лицензия выдается сроком на 5 лет. Лицензионные требования и условия к осуществлению данного вида деятельности определены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450. Лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду выдаются Минприроды, которое до принятия решения по вопросам лицензирования вправе провести оценку или назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Инструкция о порядке проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям утверждена постановлением Минприроды от 1 декабря 2010 г. № 56; 2) деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, в которую включен ряд составляющих работ и услуг (например, деятельность по обращению с радиоактивными отходами и др.). Лицензия выдается Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь сроком на 5 лет; 3) деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, под которой понимается радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, определение содержания радионуклидов в продукции лесного хозяйства, сельскохозяйственной, промышленной и другой продукции, строительных материалах, воде, почве, воздухе, пищевых продуктах, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах и других объектах контроля, а также определение поверхностного загрязнения и мощности дозы гамма-излучения. Лицензия выдается Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь сроком на 5 лет. - Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 1, ст. 58 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. ОВОС проводится при разработке проектной документации. Обязанность проведении ОВОС, а также требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения такой оценки устанавливаются Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспертизе». Статьей 13 названного закона установлен перечень объектов, для которых проводится ОВОС, и порядок ее проведения. К таким объектам, в частности, отнесены: атомные электростанции и другие ядерные установки; объекты обезвреживания, хранения, захоронения, использования отходов производства, в том числе опасных отходов; нефтеперерабатывающие заводы производственной мощностью 500 тонн в сутки и более; установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более; республиканские автомобильные дороги, железнодорожные линии, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой 1500 метров и более; нефте- и газопроводы с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более; объекты открытой и подземной добычи полезных ископаемых (кроме торфа); объекты биохимического, биотехнического, микробиологического и фармацевтического производства, кроме объектов производства из готовых лекарственных препаратов; объекты обезвреживания, хранения, захоронения, использования твердых коммунальных отходов объемом 10 тысяч тонн в год и более; объекты производства, хранения, транспортировки и уничтожения боеприпасов, взрывчатых веществ, а также ракетного топлива; комплексы по выращиванию и откорму свиней, крупного рогатого скота, сельскохозяйственных птиц и др. ОВОС организуется и финансируется заказчиком — государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иностранными и международными юридическими лицами, организациями, не являющимися юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, планирующими осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь. ОВОС проводится проектными организациями, осуществляющими разработку проектной или иной документации на основании договора, заключаемого между заказчиком и проектной организацией. По результатам проведения ОВОС принимается отчет об ОВОС, который входит в состав проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности и содержит сведения о результатах проведенной ОВОС и необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению прогнозируемых изменений окружающей среды. К отчету об ОВОС прилагаются: ситуационная схема размещения объекта с прилегающими территориями в радиусе не менее двух километров для всех альтернативных вариантов его размещения; результаты обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений; материалы согласования отчета об ОВОС с затрагиваемыми сторонами (для деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие); заключение общественной экологической экспертизы (при его наличии). Порядок проведения ОВОС, в том числе процедуры общественных обсуждений отчета об ОВОС, утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. №755. - Экологическая экспертиза.
В соответствии со ст. 59 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. В Республике Беларусь проводятся государственная и общественная экологические экспертизы. Субъектами отношений в области проведения государственной экологической экспертизы являются: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, их уполномоченные должностные лица; местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы; а также заказчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь) и проектные организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку проектной или иной документации). Объект государственной экологической экспертизы — проектная документация, в том числе: —градостроительные проекты, архитектурные проекты застройки территорий; —обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты для объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду; —проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; —проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; —а также иная документация по планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая: —проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду; —проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводнобиологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; —лесоустроительные проекты; —проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг и иная документация, предусмотренная законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченными должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, — двух месяцев со дня поступления проектной документации. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение, которое может быть положительным, в том числе положительным с особыми условиями реализации проектных решений, либо отрицательным. Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать выводы о соответствии или несоответствии проектной или иной документации требованиям законодательства; а также при необходимости особые условия реализации проектных решений,^например необходимость перевода земель в другие категории, виды земель, изменения целевого назначения земельных участков. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается уполномоченными должностными лицами, утверждается Министром (заместителем Министра) природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, председателем (заместителем председателя) областного (Минского городского) комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с их компетенцией. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик и (или) проектная организация обязаны при доработке проектной или иной документации учесть выводы, указанные в данном заключении, и представить ее на повторную экспертизу, если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации. Утверждение проектной или иной документации, финансирование и реализация содержащихся в ней проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы ограничивается установленным в соответствии с законодательством сроком действия документации по этим объектам. Для объектов, в отношении которых проводится ОВОС, срок действия заключения государственной экологической экспертизы увеличивается на 1 год в сравнении с проектной продолжительностью реализации данных проектных решений. Действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается в случае: —осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, если это отступление связано с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду; —невыполнения особых условий реализации проектных решений, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы; —внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, если эти изменения связаны с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду; —выявления факторов воздействия на окружающую среду, не учтенных в проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы; —истечения срока действия заключения государственной экологической экспертизы. Проектная или иная документация, по которой действие заключения государственной экологической экспертизы прекращено, подлежит повторному представлению на государственную экологическую экспертизу, если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации. Расходы, связанные с проведением государственной экологической экспертизы, финансируются за счет средств республиканского бюджета. Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер и может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов — общественных объединений и (или) граждан. Порядок проведения общественной экологической экспертизы установлен Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1592. - Контроль в области охраны окружающей среды.
Представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 86 Закона «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным. Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения соблюдения государственными органами, юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также экологической безопасности. Государственный контроль в данной области осуществляется Минприроды, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, их территориальными органами, местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Перечень должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963. Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления на подведомственных им объектах. Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия организует внутриведомственный радиационный контроль; осуществляет разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненной радионуклидами территории, реализацию государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Министерство жилищно-коммунального хозяйства организует и осуществляет ведомственный контроль в области охраны окружающей среды в организациях, подчиненных и входящих в его состав. Объектами ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в системе жилищно-коммунального хозяйства являются: деятельность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод населенных пунктов, работа котельных и транспортных средств, а также других отраслей и направлений жилищно-коммунального хозяйства. Ведомственному контролю в области охраны окружающей среды в организациях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в обязательном порядке подлежит деятельность организаций по использованию и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, а также контроль за обращением с отходами. Ведомственному контролю в области охраны окружающей среды в пограничных войсках Республики Беларусь подлежит деятельность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод военных городков, а также работа котельных. Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной и иной деятельности в случае, когда она оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Порядок организации производственного контроля в области охраны окружающей среды определен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды от 17 марта 2004 г. № 4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными инспекторами охраны природы (в соответствии с Положением об общественном инспекторе охраны природы, утвержденным постановлением Минприроды от 5 апреля 1999 г. № 87), общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, а также гражданами. Направления совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510. Данным нормативным правовым актом утвержден Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в том числе и в области охраны окружающей среды. Составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля является аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды. Проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов. Государственный аналитический контроль осуществляется Минприроды и его территориальными органами. С этой целью организованы лаборатории аналитического контроля. При осуществлении производственного аналитического контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели при необходимости могут привлекать организации, имеющие право проводить измерения в области охраны окружающей среды. - Экологический аудит. Экологическая сертификация.
Экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды (в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов), а также требований международных стандартов с целью обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. По результатам экологического аудита производится подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологический аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить добровольный или обязательный характер. В обязательном порядке экологический аудит осуществляется: 1) при приватизации предприятий; 2) при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Аудиторы могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах. Правила проведения экологического аудита, аттестации экологического аудитора, представления заключения о проведении экологического аудита, представления отчетности о проведении экологического аудита утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 марта 2006 г. № 19. Под экологической сертификацией понимается деятельность по подтверждению соответствия объектов требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды. Участниками экологической сертификации являются: —государственный специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды (Минприроды); —республиканский орган по сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (Государственный комитет по стандартизации); —центральный орган по экологической сертификации (учреждение «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»); —аккредитованные органы по экологической сертификации (учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология», учреждение образования «Белорусский национальный технический университет», научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации»); —аккредитованные лаборатории аналитического контроля; —заявители — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Объектами экологической сертификации являются: система управления окружающей средой; продукция; компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; оказание услуг в области охраны окружающей среды. Данный перечень носит открытый характер, в него могут быть включены и иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия. Экологическая сертификация носит добровольный характер и осуществляется по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации. По результатам экологической сертификации заявитель получает экологический сертификат. Если объектом сертификации являлась продукция, то заявитель имеет право маркировать указанную в сертификате продукцию Экологическим знаком соответствия. |