Тема 1.5. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Принципы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Основные функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Принципы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды — это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды характеризуется следующими чертами: 1) это деятельность органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; 2) это деятельность в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности; 3) эта деятельность имеет строго определенную управленческую (административно-правовую) направленность. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды базируется на следующих принципах: 1) разделение функций природопользования и охраны окружающей среды; 2) обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду; 3) сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности; 4) подконтрольность органов государственного управления; 5) гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления; 6) ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды; 7) информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды; 8) научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений. - Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Механизм управления в области природопользования и охраны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих управление в данной области. Методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и-охраны окружающей среды. Выделяют следующие методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды: 1) административные, т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения. В рассматриваемой области являются преобладающими; 2) экономические, создающие условия экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мер. Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет экономический механизм в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) методы морального стимулирования, которые реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей. Форма управления в области природопользования и охраны окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. Выделяют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность государства как внешнее проявление правовых форм управления. Под функциями государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды понимаются наиболее характерные, специфические по своему содержанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм. - Основные функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Функции управления в рассматриваемой области можно подразделить на общие функции и функции отдельных органов и звеньев системы управления. Между данными видами функций существует тесная взаимосвязь, так как общие функции проявляются через функции отдельных органов управления. К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся: 1) стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды; 2) планирование в области охраны окружающей среды и природопользования; 3) лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; 4) мониторинг окружающей среды; 5) учет в области окружающей среды; 6) государственная экологическая экспертиза; 7) экологическая сертификация; 8) контроль в области охраны окружающей среды и природопользования; 9) разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. - Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с принадлежащими полномочиями органы управления в рассматриваемой области подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями народного хозяйства. К органам управления общей компетенции относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции. Характерная черта органов специальной компетенции — возложение на них функции управления в определенной области. Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству — Совету Министров Республики Беларусь, определена Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь». Перечислим органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды специальной компетенции. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Полномочия определены в ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды», Положении о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962. Главными задачами Минприроды являются: 1) проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятель- • ности, экологической сертификации и экологического аудита; 2) осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственное регулирование в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита; 3) регулирование и координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат, а также экологической сертификации и экологического аудита; 4) взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами в решении природоохранных вопросов; 5) государственный контроль в области охраны окружающей среды и государственный надзор за осуществлением гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита; 6) обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира; 7) обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы экологического просвещения, образования и воспитания; 8) осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита. В структуру Минприроды входят департаменты с правами юридического лица, управления, отделы и секторы. •Департамент гидрометеорологии. Основными задачами Департамента в соответствии с Положением о Департаменте по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются: 1) проведение единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности, мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга; 2) осуществление государственного управления в области гидрометеорологической деятельности; 3) государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности; 4) обеспечение в установленном порядке государственных органов, юридических лиц и граждан гидрометеорологической информацией и информацией, полученной в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга; 5) осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности, а также в области мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга. • Департамент по геологии. Основными задачами Департамента в соответствии с Положением о Департаменте по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются: 1) проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области использования и охраны недр; 2) осуществление государственного управления в области использования и охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; 3) государственный контроль за использованием и охраной недр. В систему Минприроды входят: —территориальные органы (областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды с правами юридического лица, городские, районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды); —межобластные специализированные инспекции без прав юридического лица; —государственные организации, подчиненные Минприроды (например, Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»). Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 (с изм. и доп.), на указанное министерство в области охраны окружающей среды возложены следующие задачи: 1) проведение единой государственной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства, координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности; 2) осуществление регулирования в области лесного и охотничьего хозяйств и управления деятельностью подчиненных ему государственных организаций; 3) государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства; 4) проведение единой экономической политики в области лесного хозяйства, обеспечивающей создание необходимых условий для эффективной работы подчиненных ему государственных организаций. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны. Функции обеспечения экологической безопасности в структуре МЧС осуществляют: — Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор); — Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор); — Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Положения о МЧС и входящих в его структуру департаментах утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №756. Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров от 29 июля 2006 г. № 958, главными задачами Госкомимущества являются проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Основными задачами Государственной инспекции в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 45, являются: осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; координация деятельности государственных органов по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства. Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: обеспечивает организацию государственного санитарного надзора и контролирует соблюдение санитарного законодательства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами; утверждает санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы; организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий; организует и осуществляет необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1590, в области охраны окружающей среды реализует единую государственную политику, в том числе научно-техническую, в области мелиорации земель и рыбохозяйственной деятельности, организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих областях; осуществляет государственный контроль за ветеринарной деятельностью, направленной на охрану здоровья животных, обеспечение соответствия качества продуктов животного происхождения, в том числе в организациях перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности, кормов и кормовых добавок ветеринарно-санитарным требованиям, в области безопасности генно-инженерной деятельности, а также за содержанием вредных веществ в живых животных и продукции животного происхождения при экспорте их в страны Европейского союза, обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных в пользование юридических лиц, находящихся в ведении министерства. В структуре министерства действует Департамент по мелиорации и водному хозяйству с правами юридического лица. |