МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1.5. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды





  1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Принципы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  2. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  3. Основные функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  4. Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
  1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Принципы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление в области природопользования и охраны ок­ружающей среды — это деятельность государства по органи­зации рационального использования, воспроизводства при­родных ресурсов, охраны окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Управление в области природопользования и охраны окру­жающей среды характеризуется следующими чертами:

1) это деятельность органов государственной исполнитель­ной власти и органов местного самоуправления;

2) это деятельность в сфере публичных экологических от­ношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности;

3) эта деятельность имеет строго определенную управлен­ческую (административно-правовую) направленность.

Управление в области природопользования и охраны ок­ружающей среды базируется на следующих принципах:

1) разделение функций природопользования и охраны ок­ружающей среды;

2) обеспечение приоритетов, гарантирующих право граж­дан на благоприятную окружающую среду;

3) сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;

4) подконтрольность органов государственного управления;

5) гарантирование административного и судебного поряд­ка обжалования решений органов управления;

6) ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в об­ласти окружающей среды;

7) информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;

8) научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.

  1. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Механизм управления в области природопользования и ох­раны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществ­ляющих управление в данной области.

Методы управления в области природопользования и ох­раны окружающей среды представляют собой способы воз­действия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроиз­водства и-охраны окружающей среды.

Выделяют следующие методы управления в области при­родопользования и охраны окружающей среды:

1) административные, т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения. В рассматри­ваемой области являются преобладающими;



2) экономические, создающие условия экономической за­интересованности юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей в реализации природоохранных мер. Закон «Об охра­не окружающей среды» закрепляет экономический механизм в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) методы морального стимулирования, которые реализуют­ся как посредством применения мер поощрительного характе­ра, так и в форме воздействия на нарушителей.

Форма управления в области природопользования и охраны окружающей среды означает юридический способ внутрен­ней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. Вы­деляют правотворческую, правоприменительную и правоох­ранительную деятельность государства как внешнее проявле­ние правовых форм управления.

Под функциями государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды понимают­ся наиболее характерные, специфические по своему содер­жанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм.

  1. Основные функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Функции управления в рассматриваемой области можно подразделить на общие функции и функции отдельных органов и звеньев системы управления. Между данными видами функ­ций существует тесная взаимосвязь, так как общие функции проявляются через функции отдельных органов управления.

К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся:

1) стандартизация и нормирование в области охраны ок­ружающей среды;

2) планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;

3) лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

4) мониторинг окружающей среды;

5) учет в области окружающей среды;

6) государственная экологическая экспертиза;

7) экологическая сертификация;

8) контроль в области охраны окружающей среды и при­родопользования;

9) разрешение споров в области использования природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды.

  1. Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с принадлежащими полномочиями органы управления в рассматриваемой области подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют также управле­ние многими другими видами деятельности и отраслями на­родного хозяйства. К органам управления общей компетенции относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнитель­ные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

Характерная черта органов специальной компетенции — воз­ложение на них функции управления в определенной области.

Система республиканских органов государственного управ­ления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству — Совету Министров Республики Беларусь, определена Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

Перечислим органы государственного управления приро­допользованием и охраной окружающей среды специальной компетенции.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Полномочия определены в ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды», Положении о Мини­стерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Рес­публики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962.

Главными задачами Минприроды являются:

1) проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области ох­раны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятель- • ности, экологической сертификации и экологического аудита;

2) осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального исполь­зования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животно­го и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственное регулирование в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;

3) регулирование и координация деятельности других рес­публиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, регу­лирования воздействия на климат, а также экологической сер­тификации и экологического аудита;

4) взаимодействие в пределах своей компетенции с местны­ми исполнительными и распорядительными органами в реше­нии природоохранных вопросов;

5) государственный контроль в области охраны окружающей среды и государственный надзор за осуществлением гидро­метеорологической деятельности, экологической сертифика­ции и экологического аудита;

6) обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществ­лении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;

7) обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании систе­мы экологического просвещения, образования и воспитания;

8) осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в облас­ти охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятель­ности, экологической сертификации и экологического аудита.

В структуру Минприроды входят департаменты с правами юридического лица, управления, отделы и секторы.

•Департамент гидрометеорологии. Основными задачами Департамента в соответствии с Положением о Департаменте по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются:

1) проведение единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности, мониторинга атмосфер­ного воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга;

2) осуществление государственного управления в области гидрометеорологической деятельности;

3) государственный контроль в области гидрометеороло­гической деятельности;

4) обеспечение в установленном порядке государственных органов, юридических лиц и граждан гидрометеорологической информацией и информацией, полученной в результате про­ведения мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга;

5) осуществление международного сотрудничества в облас­ти гидрометеорологической деятельности, а также в области мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и ра­диационного мониторинга.

• Департамент по геологии. Основными задачами Департа­мента в соответствии с Положением о Департаменте по геоло­гии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются:

1) проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области ис­пользования и охраны недр;

2) осуществление государственного управления в области использования и охраны недр и воспроизводства минераль­но-сырьевой базы;

3) государственный контроль за использованием и охраной недр.

В систему Минприроды входят:

—территориальные органы (областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды с правами юридического лица, городские, районные инспек­ции природных ресурсов и охраны окружающей среды);

—межобластные специализированные инспекции без прав юридического лица;

—государственные организации, подчиненные Минприро­ды (например, Центр международных экологических проек­тов, сертификации и аудита «Экологияинвест»).

Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. В соот­ветствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Рес­публики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 (с изм. и доп.), на указанное министерство в области охраны окру­жающей среды возложены следующие задачи:

1) проведение единой государственной политики в облас­ти использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроиз­водства лесов, ведения охотничьего хозяйства, координация дея­тельности в этих областях других республиканских органов го­сударственного управления, местных исполнительных и рас­порядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности;

2) осуществление регулирования в области лесного и охот­ничьего хозяйств и управления деятельностью подчиненных ему государственных организаций;

3) государственный контроль за состоянием, использова­нием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства;

4) проведение единой экономической политики в облас­ти лесного хозяйства, обеспечивающей создание необходи­мых условий для эффективной работы подчиненных ему го­сударственных организаций.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Бе­ларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление в сфере предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промыш­ленной и радиационной безопасности, гражданской обороны. Функции обеспечения экологической безопасности в струк­туре МЧС осуществляют:

— Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор);

— Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор);

— Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Положения о МЧС и входящих в его структуру департа­ментах утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №756.

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров от 29 июля 2006 г. № 958, главными задача­ми Госкомимущества являются проведение единой государ­ственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого иму­щества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имуществен­ных отношений (включая управление, распоряжение, прива­тизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собствен­ности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.

Государственная инспекция охраны животного и раститель­ного мира при Президенте Республики Беларусь является спе­циально уполномоченным государственным органом, подчи­ненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и раститель­ного мира. Основными задачами Государственной инспекции в соответствии с Положением, утвержденным Указом Прези­дента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 45, являются: осуществление государственного контроля за охраной и исполь­зованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой раститель­ности и иных дикорастущих растений, используемых в заго­товительных целях; координация деятельности государствен­ных органов по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в об­ласти охраны окружающей среды: обеспечивает организацию государственного санитарного надзора и контролирует соблю­дение санитарного законодательства министерствами и дру­гими республиканскими органами государственного управ­ления, юридическими и физическими лицами; утверждает санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы; организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий; организует и осуществляет необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чер­нобыльской АЭС.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рес­публики Беларусь в соответствии с Положением, утвержден­ным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1590, в области охраны окружающей среды реализует единую государственную политику, в том чис­ле научно-техническую, в области мелиорации земель и рыбохозяйственной деятельности, организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих областях; осуществляет государственный контроль за ветери­нарной деятельностью, направленной на охрану здоровья живот­ных, обеспечение соответствия качества продуктов животного происхождения, в том числе в организациях перерабатываю­щей промышленности независимо от форм собственности, кормов и кормовых добавок ветеринарно-санитарным требо­ваниям, в области безопасности генно-инженерной деятель­ности, а также за содержанием вредных веществ в живых жи­вотных и продукции животного происхождения при экспорте их в страны Европейского союза, обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных в пользование юриди­ческих лиц, находящихся в ведении министерства. В структуре министерства действует Департамент по мелиорации и водно­му хозяйству с правами юридического лица.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.