МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 2.8. Правовой режим особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране.





 

  1. Понятие и состав охраняемых природных территорий.
  2. Правовой режим заповедников.
  3. Правовой режим заказников.
  4. Правовой режим национальных парков.
  5. Правовой режим памятников природы.
  6. Правовой режим территорий подлежащих специальной охране.
  7. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
  1. Понятие и состав охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 62 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. природные объекты, имеющие особое природоохранное, науч­ное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздо­ровительное и иное важное значение, подлежат особой охране. Для охраны таких природных объектов устанавливается осо­бый правовой режим (например, более строгие меры охраны редких видов растений и животных), объявляются особо охра­няемые природные территории (ООПТ), основной целью ко­торых является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Понятие «особо охраняемые природные территории» за­креплено в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняе­мых природных территориях» [2], в соответствии с которым ООПТ понимаются как участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, име­ющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частич­но из хозяйственного оборота, в отношении которых уста­новлен особый режим охраны и использования. Анализируя данное определение, необходимо отметить, что под ООПТ прежде всего понимаются определенные участки земли, од­нако с учетом того, что некоторые категории ООПТ создают­ся для сохранения в натуральном состоянии не отдельного компонента природной среды, а всего природного комплекса, находящегося на такой территории, не менее важны и особо охраняемые акватории в составе водоемов. В качестве приме­ра таковых можно привести гидрологические заказники, где охране подлежит не только суша, но и сами водные объекты. Из сказанного следует, что ООПТ - это прежде всего опреде­ленная территория (акватория). Характерной чертой данной территории также является ее трехмерность, т.е. установлен­ный правовой режим распространяется не только на опреде­ленный участок земли, но и на атмосферный воздух над ним, а также на недра (например, недопустима добыча полезных ископаемых на территории заповедника). В то же время со­гласно ст. 18 КоН образование особо охраняемых природных территорий и объектов рассматривается как один из видов недропользования.

В качестве самостоятельных категорий ООПТ закреплены заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы.

По административно-правовому статусу ООПТ могут быть республиканского и местного значения. Заповедники и нацио­нальные парки создаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы как на республиканском, так и на местном уровнях. Земли особо охраняемых природных тер­риторий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность. Территория при­обретает или утрачивает статус ООПТ с момента принятия со­ответствующего решения об ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом. Правовой режим каждого заповедника, националь­ного парка и заказника устанавливается положением о данной особо охраняемой природной территории. Правовой режим отдельного памятника природы определен его охранными до­кументами. Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование террито­рий, которые планируется объявить особо охраняемыми. В це­лях предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах ООПТ, на прилегающих к ним территориях могут устанавли­ваться охранные зоны.



  1. Правовой режим заповедников.

Среди различных категорий ООПТ Республики Беларусь заповедники занимают особое место в силу наиболее строгого правового режима. По своему статусу из зарубежных охраняе­мых природных территорий к ним ближе всего стоят резерва­ты и национальные парки, где сохранение компонентов природной среды сочетается с их комплексным использованием, в основном в рекреационных целях.

Заповедник как одна из организационно-правовых форм ООПТ характеризуется в первую очередь признаками, при­сущими всем категориям и видам ООПТ. Вместе с тем запо­ведник обладает определенными отличительными чертами. «Характер и главная цель охраны и использования заповед­ной территории; степень сложности расположенного на этой территории природного комплекса; продолжительность и со­держание устанавливаемого ограничительного режима - вот те условия, которые дают возможность выделить заповедник среди других категорий особо охраняемых природных терри­торий и объектов».

Согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения гене­тического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Для управления заповедником создается юридиче­ское лицо - государственное природоохранное учреждение, ко­торое не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией, создается в форме финансируемого за счет средств государственного бюд­жета природоохранного учреждения.

Исходя из общего понятия ООПТ и норм, приведенных выше, необходимо отметить, что главной юридической осо­бенностью заповедника является двойное содержание этого понятия. С одной стороны - это особо охраняемая законом, неприкосновенная территория, полностью исключенная из любых видов хозяйственной деятельности и рекреации, на которой естественные ландшафты сохраняются в ненарушен­ном состоянии. Таким образом отражается территориальный (пространственный) аспект в понимании заповедника. С дру­гой стороны, заповедник - это не только территория; он явля­ется природоохранным учреждением с правами юридического лица, выполняющим определенные задачи, не противореча­щие, естественно, принципам сохранности территории (выполнение научно-исследовательских работ; ведение эколого-просветительской работы и др.).

Специфика целевого назначения заповедника предопреде­ляет вторую его особенность, которая состоит в исключении всего природного комплекса из хозяйственного использования. В связи с этим в состав земель заповедника, образующих его территорию, входят только земли, предоставленные в постоян­ное пользование государственному природоохранному учреж­дению, осуществляющему управление заповедником. Земли собственников земельных участков, землевладельцев и зем­лепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника.

Объявление, преобразование и прекращение функциони­рования заповедника осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь. Представления об объявлении, преобразовании и прекращении функциониро­вания заповедников готовятся в порядке, определенном Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Следует отметить, что в Республике Беларусь помимо природных заповедников допускается создание заповедни­ков различного вида, которые не относятся к ООПТ. Так, специфическим видом заповедника является Полесский радиационно-экологический заповедник, образованный в свя­зи с радиоактивным загрязнением части территории Респу­блики Беларусь. Теоретически такой вид заповедника нигде в литературе не выделяется. Его правовой режим установлен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязне­нию в результате катастрофы на ЧАЭС» от 12 ноября 1991 г. Имея статус заповедника, территория охватывает зону отчуж­дения (эвакуации) радиоактивно загрязненных территорий, а сам заповедник выполняет административную задачу - на него возложено управление зоной эвакуации.

Природные заповедники следует отличать и от историко-культурных заповедников, которые создаются с целью осо­бой охраны не природного комплекса, а ансамблей и ком­плексов памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В Республике Беларусь одним из при­меров такого вида заповедника может служить националь­ный историко-культурный заповедник «Несвиж», образован­ный в 1994 г.

 

  1. Правовой режим заказников.

В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заказником явля­ется территория, объявленная с целью сохранения, воспроиз­водства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других при­родных ресурсов.

Выделяют следующие виды заказников:

ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;

биологические (ботанические, зоологические), предна­значенные для сохранения и восстановления редких, исчезаю­щих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;

водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;

гидрологические (болотные, озерные, речные), предна­значенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;

геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;

палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.

Различное целевое назначение заказников предопределя­ет особенности их правовых режимов (строгая охрана всего природного комплекса либо его частей; охрана одного или не­скольких компонентов природной среды), в связи с чем на тер­ритории различных видов заказников могут быть запрещены отдельные виды деятельности. К таковым могут быть отнесе­ны: распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; до­быча полезных ископаемых и производство других работ, свя­занных с пользованием недрами; предоставление участков под застройку; мелиоративные работы, а также другие действия, способные вызвать изменение естественного гидрологического режима; использование ядохимикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения; движение меха­низированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или способное вызвать гибель рас­тительного и животного мира; изыскания и научные исследо­вания, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов.

По административному статусу заказники могут быть республиканского и местного значения. Объявление, пре­образование и прекращение функционирования заказника республиканского значения осуществляется на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по пред­ставлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного рес­публиканского органа государственного управления, а за­казника местного значения - на основании решения соответ­ствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлению территориальных органов Мини­стерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления.

Объявление территории заказником допускается как с изъя­тием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Не изымаются земельные участки у зем­левладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника. Для управле­ния заказником юридическое лицо, как правило, не создается, однако такая возможность законодательством предусмотрена. Организация природоохранной деятельности в границах заказ­ника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняе­мых природных комплексов и объектов Положением о заказни­ке устанавливается единый или территориально дифференци­рованный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Осо­бенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, участки которых расположены в границах заказника. Данные лица обязуются соблюдать установленный режим охраны и ис­пользования заказника.

  1. Правовой режим национальных парков.

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» националь­ным парком является территория, объявленная с целью со­хранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплек­сов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их ис­пользования в природоохранных, научных, просветитель­ных, оздоровительных и рекреационных целях. Анализ при­веденной нормы показывает, что характерной особенностью национального парка по сравнению с другими категориями ООПТ является одновременное выполнение таких задач, как сохранение компонентов природной среды, и в то же время создание условий для просветительской, оздоровительной и рекреационной деятельности. Сочетание этих взаимосвязан­ных и в то же время противоречивых целей предъявляет осо­бые требования к правовому режиму национального парка. На территории парка разрешены определенные администра­тивные действия, без которых парку невозможно полностью и качественно выполнять свои функции (например, строитель­ство объектов обслуживания посетителей; строительство и ремонт дорог, связанных с задачами и целями национального парка; различные биотехнические мероприятия). При этом с целью сохранения ценных экосистем парк разделяется на отдельные зоны:

заповедная зона, предназначенная для сохранения в есте­ственном состоянии природных комплексов и объектов, обе­спечения условий их естественного развития, в границах ко­торой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;

зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в гра­ницах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответ­ствии с Положением о национальных парках;

рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчи­вое использование рекреационных ресурсов;

хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с исполь­зованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объ­ектов, туристических и рекреационных ресурсов.

В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жиз­недеятельности местного населения, эксплуатации хозяй­ственных и иных объектов парка. Каждая из названных зон может быть территориально разобщена и состоять из не­скольких участков, расположенных в разных местах нацио­нального парка.

Еще одной особенностью правового положения нацио­нальных парков является включение в их состав как земель, предоставленных в постоянное пользование государствен­ному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, так и земель иных земле­пользователей.

Национальные парки создаются по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Бе­ларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для управ­ления национальным парком создается юридическое лицо -государственное природоохранное учреждение. Согласно ч. 3 ст. 24 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» при объявлении или преобразовании национального парка ре­шением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь утверждается Положение, в котором кон­кретизируется его правовой режим.

В настоящее время в Республике Беларусь функционирует четыре национальных парка: Нарочанский, Припятский, Бело­вежская пуща и Браславские озера.

 

  1. Правовой режим памятников природы.

В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах бу­дущих поколений.

Правовой резким памятников природы имеет в отдель­ных случаях преимущества в сравнении с организацией запо­ведников, национальных парков, заказников. Во-первых, учреждение памятника природы и выполнение его охранного режима не влечет за собой больших расходов; во-вторых, объявление отдельных объектов памятниками природы не требует изъятия больших территорий из хозяйствен­ного использования; в-третьих, повышается ответствен­ность местных исполнительных и распорядительных органов, в оперативное управление которых передан памятник природы.

В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:

ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произ­растания видов растений, находящихся под угрозой исчезнове­ния, и т.п.), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяй­ственном отношении;

гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления не­больших по размерам ценных водных объектов;

геологические (обнажение ледниковых отложений и ко­ренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валу­ны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объ­ектов или комплексов неживой природы.

Объявление природных комплексов или объектов с зани­маемой ими территорией памятником природы допускается как с изъятием земельных участков, так и без такового у зем­левладельцев и землепользователей, на участках которых рас­положены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы. На каждый памятник природы утверж­даются охранные документы. Для управления памятником природы или группой памятников природы юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной дея­тельности в границах памятника природы обеспечивается го­сударственным органом, в оперативное управление которого он передан.

Учреждение памятников природы республиканского значе­ния с изъятием земельных участков у землевладельцев и зем­лепользователей осуществляется решением Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бе­ларусь или иного республиканского органа государственного управления. Памятники природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и земле­пользователей создаются по решению Министерства природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бела­русь. Решение об объявлении памятников природы местного значения принимается местными органами по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления.

 

  1. Правовой режим территорий подлежащих специальной охране.

Термин «территории, подлежащие специальной охране», в дополнение к «особо охраняемым природным территори­ям» впервые был введен в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. Такие территории выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специаль­ный режим охраны, отличный от установленного природо-ресурсным. законодательством либо законодательством об особо охраняемых природных территориях. Территории, под­лежащие специальной охране, выделяются не только для со­хранения расположенных в их границах объектов (городские парки), но чаще всего установление специального режима яв­ляется средством охраны других компонентов природной сре­ды (например, водоохранные зоны с ограниченным режимом хозяйственной деятельности устанавливаются в целях охраны водных объектов).

В соответствии со ст. 63 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» специальной охране подлежат:

курортные зоны, зоны отдыха;

водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и во­доемов;

зоны санитарной охраны месторождений лечебных мине­ральных вод и лечебных сапропелей;

зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора;

водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в гра­ницах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов);

защитные леса (противоэрозионные леса, защитные по­лосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог об­щего пользования);

санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (го­родские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных насе­ленных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и вто­рого поясов зон санитарной охраны источников водоснаб­жения и леса округов санитарной охраны курортов (курорт­ные леса));

городские парки;

охраняемые типичные и редкие природные ландшаф­ты и др.

Под зонами отдыха понимаются территории, используемые для размещения общеоздоровительных, туристских учрежде­ний и оборудования мест кратковременного отдыха. Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. Например, для территории зоны отдыха в целях охраны окружающей сре­ды предусматривается:

запрет на размещение крупных животноводческих ком­плексов;

запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов шириной не менее 300 м ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений;

использование организационно-хозяйственных меропри­ятий, агротехнических приемов, биологических и других не­химических средств защиты растений;

максимальное сохранение природного ландшафта, суще­ствующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильные дороги, подъ­езды и трассы инженерных сетей и др.

Для предотвращения ухудшения качества воды источ­ников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений в местах водозабора устанав­ливается зона санитарной охраны, которая состоит из трех поясов: первого - строгого режима, второго и третьего - ре­жимов ограничения. Организация зон санитарной охраны, их проектирование и эксплуатация, установление границ вхо­дящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и эколо­гических мероприятий, в том числе ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются ВК, Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» [5], санитарными и строительными нормами и правилами. Выполнение комплекса мероприя­тий и соблюдение установленного режима в зонах санитар­ной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечивается за счет собственных средств: на территории первого пояса - предприятиями питьевого водоснабжения; второго и третьего - физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительны­ми и распорядительными органами.

Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответ­ствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоро­вительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второ­го округов "зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки, а также руб­ки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Город­ские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон ис­пользуются преимущественно для отдыха граждан, проведе­ния культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответствии с проектами лесоустройства, специально раз­рабатываемыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древес­ных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещают­ся. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса и лесопарковые части зе­леных зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания их надле­жащего санитарного состояния.

 

  1. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Особой охране со стороны государства подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и жи­вотных. В Законе Республики Беларусь «О животном мире» определены критерии отнесения отдельных видов животных к редким или исчезающим. Так, согласно ст. 1 вышеназванно­го Закона под дикими животными, относящимися к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, понимаются дикие животные отдельных видов, в отношении которых есть данные мониторинга животного мира и государственного ка­дастра животного мира, указывающие на ежегодное в течение десяти лет или трех поколений (из двух случаев выбирается большее по временному интервалу значение) сокращение их численности и (или) ареала, неблагоприятные изменения усло­вий среды их обитания, ограниченность распространения и малочисленность популяций.

Правовая охрана рассматриваемых видов растений и жи­вотных осуществляется по ряду направлений. Прежде всего они включаются в Красную книгу Республики Беларусь, кото­рая является основным научным документом, определяющим современное состояние редких и находящихся под угрозой ис­чезновения на территории Республики Беларусь видов дико­растущих растений и диких животных. На основании данных Красной книги осуществляется долгосрочное прогнозирова­ние и разработка практических мер, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование таких расте­ний и животных. Положение о Красной книге Республики Бе­ларусь было утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 1836. Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включаемых в Красную книгу Республики Бела­русь, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Названный орган государственного управления осуществляет ведение Красной книги Республики Беларусь, организацию учета и контроля состояния включенных в нее видов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О живот­ном мире» местные Советы депутатов передают под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов выявленные места обитания диких животных редких видов. Такие действия производятся по представлению соответству­ющего территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, согласованному с Национальной академией наук Беларуси. Пользователю земельного участка и (или) водного объекта, которому передается под охрану место обитания диких жи­вотных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, выдается паспорт места обитания та­ких животных и охранное обязательство, предусматривающее специальный режим охраны и использования этого места.

Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь «О расти­тельном мире» самовольный сбор или уничтожение дикора­стущих растений, относящихся к видам, включенным в Крас­ную книгу Республики Беларусь, и их частей либо соверше­ние иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрас­тания, запрещаются. Аналогичную норму содержит Закон Республики Беларусь «О животном мире», в соответствии со ст. 17 которого запрещается самовольное изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их незаконный оборот, а также совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания.

Еще одним направлением охраны редких и находящих­ся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно назвать установление правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специаль­ные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хра­нения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономи­ческой деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, в иных целях потребления или реализа­ции. Такие правила устанавливаются Министерством при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Самостоятельным направлением охраны редких и находя­щихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих расте­ний и диких животных является регулирование международ­ной торговли такими видами. В марте 1973 г. в Вашингтоне принята Конвенция по международной торговле видами ди­кой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), которая вступила в силу 1 июля 1975 г. [11]. В осно­ву этого международного документа положен согласованный сторонами-участницами Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их природным популяциям и, следовательно, торговлю которыми необходимо контроли­ровать с помощью согласованных международных процедур. Последние включают в основном выдачу разрешений уста­новленного международного образца странами - участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные списки видов живот­ных и растений. Действие Конвенции при этом распространя­ется как на виды, так и на их части и дериваты.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.