МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Правовое регулирование использования и охраны животного мира





  1. Животный мир как объект использования и охраны.
  2. Право пользования животным миром.
  3. Правовые меры охраны животного мира.
  4. Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства и охоты.
  5. Правовое регулирование ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.
  1. Животный мир как объект использования и охраны.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире», животный мир-это охраняемый ком­понент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе.

В соответствии с приведенным определением в состав животного мира входят не все животные, а только дикие. Со­гласно ст. 1 Закона к ним относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы, а также дикие животные в не­воле (отловленные из среды их обитания, их потомство, содер­жащиеся и (или) разведенные в условиях с ограничением их естественной свободы). Признаком, отграничивающим диких животных от домашних, служит тот факт, что дикие животные появляются и существуют в основном естественным путем без значительного контроля человека. При этом следует иметь в виду, что в ряде случаев воспроизводство диких животных в значительной мере поставлено под контроль человека (напри­мер, редких и исчезающих видов животных, ценных пород рыб, животных, являющихся объектами охоты).

Животные, входящие в состав животного мира, находятся в пространственных пределах государства. Прибывающие в ходе миграции через государственные границы дикие животные ав­томатически включаются в состав животного мира республики и становятся объектами права государственной собственности, с чем связаны значительные колебания численности животных, входящих в состав животного мира Республики Беларусь.

Еще одним признаком животного мира как объекта эколо­гических правоотношений является нахождение организмов в живом состоянии. Дикие животные, умершие в силу есте­ственных причин или умерщвленные человеком, автоматиче­ски (т.е. без оформления каких-либо документов) исключаются из состава животного мира независимо от иных правовых по­следствий, например от наступления ответственности за неза­конную добычу животного.

Приведенная выше норма Закона Республики Беларусь «О животном мире» включает в состав животного мира ди­ких животных, содержащихся в неволе. Следует отметить, что ранее законодательство содержало такой признак животного мира, как нахождение животных в состоянии естественной свободы. Аналогичная трактовка предлагается и в научной литературе, причем состояние естественной свободы рассма­тривается в качестве ключевого признака животного мира как объекта экологических правоотношений. Таким образом, понятие животного мира в новом Законе расширено. Однако необходимо отметить, что дикие животные, содержащиеся в неволе, могут быть объектами лишь отдельных экологических правоотношений, в частности по их охране, воспроизводству, вселению, созданию зоологических коллекций. При этом к ним неприменим ряд положений законодательства о животном мире, например об охране среды обитания, контроле в области охраны и рационального использования животного мира и др.



Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии есте­ственной свободы на территории Республики Беларусь, нахо­дятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами, находятся в соб­ственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. В случаях, предусмотренных зако­нодательными актами, могут устанавливаться ограничения и запреты на использование изъятых диких животных, их частей и (или) дериватов, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, а также на использование диких животных, со­держащихся и (или) разведенных в неволе.

  1. Право пользования животным миром.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О живот­ном мире» пользование объектами животного мира представ­ляет собой использование объектов животного мира, полезных свойств и (или) продуктов жизнедеятельности объектов жи­вотного мира при осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности.

Право пользования животным миром представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и по­рядок использования объектов животного мира, их сохранения и воспроизводства, права и обязанности пользователей живот­ного мира. Использование объектов животного мира должно осуществляться способами, не приводящими в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия жи­вотного мира и тем самым сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

• охота;

• промысловая охота;

• любительское рыболовство;

• промысловое рыболовство;

• добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;

• пользование дикими животными в научных, воспита­тельных и образовательных, а также рекреационных, эстети­ческих и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;

• пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира;

• пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посред­ством изъятия объектов животного мира из среды обитания (добыча или отлов диких животных) либо без такового. Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждаются лимиты на изъятие диких животных, т.е. установленные для субъектов, осуществляющих специальное пользование объектами животного мира, на не­который определенный период предельно допустимые объемы изъятия диких животных.

В зависимости от оснований возникновения право поль­зования животным миром подразделяется на общее и специ­альное.

Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О животном мире» в порядке общего пользования граждане осуществляют охоту; любительское рыболовство; добычу диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образова­тельных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользо­вание полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. При этом многие из указанных в данной статье видов пользования животным миром, отнесен­ных к общему природопользованию, осуществляются в раз­решительном порядке и за плату, что не соответствует тради­ционной трактовке признаков общего природопользования в юридической литературе Например, граждане вправе охотить­ся при наличии ряда документов, перечисленных в ст. 27 За­кона, и должны уплатить государственную пошлину за предо­ставление права на охоту.

Право специального пользования объектами животного мира осуществляется юридическими лицами, индивидуаль­ными предпринимателями за плату, если иное не установлено Законом Республики Беларусь «О животном мире» и иными за­конодательными актами, по следующим видам: промысловая охота; промысловое рыболовство; заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользо­вание полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Основаниями возникновения специального пользования объектами животного мира выступают решения уполномочен­ных государственных органов, разрешения, договоры, специ­альные разрешения (лицензии), в частности:

• промысловая охота осуществляется пользователем охот­ничьих угодий, которому в установленном порядке предостав­лено право на ведение охотничьего хозяйства. Промысловую охоту могут осуществлять лица, работающие у пользователей охотничьих угодий по трудовому или гражданско-правовому договору и имеющие право на охоту. Право на охоту на тер­ритории Республики Беларусь с орудиями охоты имеют дее­способные граждане Республики Беларусь, иностранные граж­дане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие государственное удостоверение на право охоты и уплатившие государственную пошлину за предоставление права на охоту. Государственное удостоверение на право охо­ты выдается организацией Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь гражданину, сдавшему специальный охотничий экзамен, сроком на 10 лет. Иностранным гражданам право на охоту на территории Республики Беларусь предостав­ляется при наличии удостоверений на право охоты, выданных в стране постоянного места жительства;

• промысловое рыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии с установленными квота­ми на вылов рыбы при наличии права на ведение рыболовно­го хозяйства. Промысловое рыболовство осуществляют лица, работающие у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового или гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты, выдаваемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь сроком на один год каждому лицу, которое будет осуществлять промыс­ловое рыболовство в арендованных рыболовных угодьях;

• заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, осуществляется на основании решения местного Совета депутатов, согласованного с соответствую­щей районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, и лимитов на заготовку и (или) закупку таких животных;

• пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности с изъятием их из среды обитания осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (за исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в указанных целях осуществляется без разрешения). Изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их кладок, яиц или икры из среды обитания может осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности в научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных целях на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при наличии заключения Национальной академии наук Беларуси.

Право на специальное пользование объектами животного мира предоставляется без выделения земельных участков и (или) водных объектов, за исключением случаев, предусмо­тренных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыбо­ловства.

Закон Республики Беларусь «О животном мире» предусма­тривает следующие виды деятельности, связанной с пользова­нием объектами животного мира:

• ведение охотничьего хозяйства;

• ведение рыболовного хозяйства;

• закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Право ведения охотничьего или рыболовного хозяйства возникает у юридического лица после заключения письменно­го договора аренды охотничьих или рыболовных угодий либо принятия Президентом Республики Беларусь решения об их передаче в безвозмездное пользование при наличии лицензии, выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Бе­ларусь (на ведение охотничьего хозяйства) или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (на ведение рыболовного хозяйства). Перечень юридических лиц, которым охотничьи и рыболовные угодья предоставля­ются в безвозмездное пользование, определяется Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Договоры аренды охотничьих и рыболовных угодий заключаются на основании решения местного Совета депутатов по результатам проведен­ного конкурса или аукциона. Торги на право заключения дого­вора аренды охотничьих или рыболовных угодий организует и проводит местный исполнительный и распорядительный ор­ган. Договор аренды охотничьих угодий заключается на срок не менее 10 лет, рыболовных угодий - на срок, указанный в договоре аренды.

Закупка диких животных, не относящихся к объектам охо­ты и рыболовства, может осуществляться юридическими ли­цами, индивидуальными предпринимателями за плату на осно­вании решений соответствующих местных Советов депутатов согласно правилам добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире» пользователями объектов животного мира являются юридические лица, граждане, которым в установ­ленном законодательством порядке предоставлено право поль­зования объектами животного мира и (или) осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Недостатком данного определения является то, что в нем не упоминаются граждане, осуществляющие права общего пользования объектами животного мира.

Статья 40. Права и обязанности пользователей объектов животного мира

1. Пользователи объектов животного мира имеют право:

1.1. осуществлять пользование объектами животного мира и деятельность, связанную с пользованием объектами животного мира, в той мере, в какой это допускается законодательством и условиями, предусмотренными документами на право пользования объектами животного мира;

1.2. получать полную, достоверную и своевременную информацию об объектах животного мира, передаваемых им в пользование;

1.3. доступа в угодья, в которых обитают предоставленные им в пользование объекты животного мира;

1.4. самостоятельно выбирать способы пользования объектами животного мира и осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, в соответствии законодательством;

1.5. проводить вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных в соответствии с настоящим Законом, правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства и иными актами законодательства об охране и использовании животного мира;

1.6. осуществлять отлов диких животных в соответствии с настоящим Законом, правилами отлова диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания и иными актами законодательства об охране и использовании животного мира;

1.7. самостоятельно распоряжаться изъятыми в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира, гражданским законодательством дикими животными, их частями и (или) дериватами, если иное не предусмотрено законодательными актами;

1.8. требовать возмещения убытков, причиненных им вследствие незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, либо обращаться в суд с исками о возмещении этих убытков;

1.9. осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об охране и использовании животного мира.

2. Пользователи объектов животного мира обязаны:

2.1. соблюдать требования настоящего Закона, иных актов законодательства об охране и использовании животного мира, законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства;

2.2. выполнять условия, указанные в документах на право пользования объектами животного мира;

2.3. осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

2.4. обеспечивать охрану используемых ими объектов животного мира, проведение необходимых биотехнических мероприятий;

2.5. своевременно вносить установленные законодательством платежи в области охраны и использования животного мира;

2.6. осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с установленными нормативами, лимитами, квотами и иными нормами изъятия диких животных, принимать меры по достижению оптимальной численности диких животных, обеспечивать поддержание оптимальной численности диких животных (в том числе путем регулирования их распространения и численности), не допускать превышения оптимальной численности диких животных и снижения их плотности ниже минимального уровня;

2.7. вести учет численности диких животных и объемов их использования;

2.8. применять способы пользования объектами животного мира и орудия изъятия диких животных, использование которых предотвращает причинение вреда объектам животного мира и (или) среде их обитания, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

2.9. не допускать жестокого обращения с дикими животными;

2.10. выполнять предписания государственных органов (организаций), осуществляющих контроль за охраной и использованием объектов животного мира, и их должностных лиц;

2.11. не допускать нарушения прав других пользователей объектов животного мира, а также пользователей земельных участков и (или) водных объектов, на которых осуществляются пользование объектами животного мира или деятельность, связанная с пользованием объектами животного мира;

2.12. исключен;

2.13. в соответствии с законодательством возмещать вред, причиненный при осуществлении пользования объектами животного мира;

2.14. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.

Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается по основаниям, возникающим из правомерных и неправо­мерных действий пользователей. К правомерным основани­ям относятся:

• истечение срока пользования;

• прекращение действия документов на право пользования объектами животного мира;

• отказ от права пользования;

• ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право пользования;

• установление запретов на пользование объектами живот­ного мира и (или) осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира.

Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается также в результате совершения неправомерных действий, в частности:

• пользования объектами животного мира не по целевому назначению;

• неосуществления специального пользования объектами животного мира или деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, более одного года со дня получе­ния документов на право пользования;

• систематического (более двух раз в течение 12 месяцев) нарушения условий, указанных в документах на право пользо­вания объектами животного мира;

• невнесения предусмотренных законодательством плате­жей в установленные сроки;

• уничтожения диких животных или снижения их плотно­сти ниже минимального уровня плотности диких животных;

• жестокого обращения с дикими животными.

  1. Правовые меры охраны животного мира.

Согласно Закону Республики Беларусь «О животном мире» охрана животного мира включает охрану объектов животно­го мира и среды их обитания.

Охрана объектов животного мира представляет собой деятельность (в том числе воспроизводство, вселение (вклю­чая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматиза­цию, скрещивание и защиту диких животных), направленную на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов животного мира, их численности, ре­сурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их уничтожения или иного вредного воздействия на них.

Охрана среды обитания объектов животного мира охва­тывает деятельность, направленную на сохранение, восстановление среды обитания объектов животного мира в целях обеспечения естественного воспроизводства и устойчивого ис­пользования объектов животного мира. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь «О животном мире» впервые за­крепил понятие среды обитания объектов животного мира, что призвано обеспечить более детальное правовое регулирование мер по охране животного мира.

Охрану животного мира обеспечивают:

• специально уполномоченные государственные органы (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственная инспекция охраны животного и растительно­го мира при Президенте Республики Беларусь);

• арендаторы охотничьих и рыболовных угодий;

• пользователи животного мира и компонентов природной среды, являющихся средой его обитания, а также иные субъек­ты, осуществляющие охрану указанных компонентов;

• иные юридические и физические лица, деятельность ко­торых может оказать негативное воздействие на состояние жи­вотного мира и среды его обитания.

Законодательство предусматривает следующие меры по охране животного мира:

• установление ограничений и запретов на пользование объектами животного мира;

• установление правил по охране и использованию живот­ного мира;

• нормирование в области охраны и использования живот­ного мира;

• проведение субъектами хозяйственной деятельности ме­роприятий, обеспечивающих предупреждение или компенса­цию возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания;

• воспроизводство, вселение (включая расселение), интро­дукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание ди­ких животных;

• содержание и (или) разведение диких животных в неволе для сохранения биологического разнообразия животного мира, генетического фонда диких животных;

• создание зоологических коллекций;

• регулирование распространения и численности диких животных;

• осуществление защиты диких животных;

• регулирование ввоза и вывоза из Республики Беларусь, изъятия, содержания и (или) разведения в неволе, экспониро­вания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и (или) дери­ватов, а также охрана мест их обитания;

• объявление особо охраняемых природных территорий в це­лях сохранения биологического разнообразия животного мира;

• организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных в период их размножения, нагула, зимовки и ми­грации;

• действия по улучшению, восстановлению среды обита­ния объектов животного мира;

• организация научных исследований в рассматривае­мой сфере;

• государственный контроль, государственный учет, ве­дение государственного кадастра и мониторинга животного мира и др.

Законодательством предусмотрена возможность установ­ления ограничений или запретов в области охраны и использо­вания животного мира, а также на осуществление хозяйствен­ной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющей потенциальную опасность для них. Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распо­рядительными органами могут устанавливаться ограничения и запреты на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира; осуществление отдельных видов деятельности, связанной с пользованием объектами животно­го мира; пользование дикими животными отдельных видов, в отдельных угодьях, в определенные сроки, с использовани­ем отдельных орудий изъятия диких животных, отдельными способами.

Воспроизводство диких животных представляет собой естественный (регулируемый или нерегулируемый) или ис­кусственный процесс возобновления диких животных, вос­становления их качественных и количественных характери­стик в составе популяции. Воспроизводство диких животных обеспечивается путем создания условий для их естественно­го и искусственного воспроизводства. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие специальное пользование объектами животного мира, должны планировать, финансировать и осуществлять мероприятия по воспроизводству диких животных. Вселение (включая расселение) диких животных в угодья осуществляется в соответствии с проектами охотоустройства, рыбоводно-биологическими и биологическими обоснованиями с соблю­дением требований, установленных законодательством. Ин­тродукция, реинтродукция, акклиматизация, скрещивание диких животных осуществляются по разрешению, выдавае­мому Министерством природных ресурсов и охраны окружа­ющей среды Республики Беларусь в установленном порядке при наличии соответствующего заключения Национальной академии наук Беларуси.

Создание зоологических коллекций является важным на­правлением охраны животного мира. Зоологические коллек­ции представляют собой определенным образом упорядочен­ную, документированную совокупность (два и более) диких животных, их частей и (или) дериватов, представляющую научную, образовательную, историческую или эстетическую ценность либо имеющую значение для сохранения генетиче­ского фонда, биологического разнообразия диких животных, в том числе относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. Порядок создания, пополнения, учета, вывоза зоологических коллекций определяется Законом Рес­публики Беларусь «О животном мире», Положением о зооло­гических коллекциях, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, и иными нормативными правовыми актами.

Зоологические коллекции создаются в научных, учебно-воспитательных, культурно-просветительских и эстетиче­ских целях.

Создание и пополнение зоологических коллекций прово­дятся путем:

• изъятия диких животных, их частей и (или) дериватов;

• приобретения объектов зоологических коллекций с со­блюдением установленного законодательством порядка;

• выделения из зоологической коллекции части, самостоя­тельно обладающей достоинствами зоологической коллекции;

• осуществления иных действий, не запрещенных законо­дательством.

Совокупность диких животных, их частей и (или) дерива­тов признается зоологической коллекцией с момента ее регистрации Министерством природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь с учетом заключения На­циональной академии наук Беларуси.

Изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд из природной среды в целях создания и по­полнения зоологических коллекций осуществляется бесплатно на основании разрешений, выдаваемых Министерством при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При этом разрешения на изъятие животных, отно­сящихся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд выдаются в исключительных случаях указанным Министерством при на­личии заключения Национальной академии наук Беларуси.

Зоологические коллекции подлежат государственному уче­ту в Министерстве природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды Республики Беларусь на основании заключения Республиканской экспертной комиссии по зоологическим кол­лекциям (далее - РЭК). Государственный учет зоологических коллекций включает: регистрацию заявлений владельцев со­браний объектов зоологических коллекций; оценку собраний объектов зоологических коллекций РЭК; регистрацию зооло­гических коллекций с присвоением им учетного номера; вы­дачу удостоверений владельцам особо ценных зоологических коллекций.

Зоологическим коллекциям может быть присвоен статус особо ценных в случаях, если они имеют особую научную, культурно-просветительную и историческую ценность или содержат:

• объекты животного мира, торговля которыми ограничена и запрещена в соответствии с международными договорами;

• объекты животного мира, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

• типовые серии видов животных в соответствии с единой международной классификацией;

• свыше 10 тыс. объектов.

Особо ценными коллекции могут быть признаны по заяв­лению ее владельца либо по инициативе Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании заключения РЭК. Владельцам таких коллекций в установленном порядке может быть оказана ма­териальная помощь в целях пополнения и обеспечения над­лежащего содержания (хранения) и сохранности коллекций, а также предоставляться преимущественное право на изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд для пополнения коллекций.

Владельцы зоологических коллекций обязаны: ежегодно представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь сведения о пополне­нии коллекций новыми объектами; представлять дополнитель­ные сведения о зоологических коллекциях и их объектах по запросу Министерства; использовать коллекции (или их части) в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обе­спечивая при этом их надлежащее содержание (хранение) и со­хранность; при отчуждении коллекций и их частей уведомлять об этом названное Министерство.

Ввоз на территорию Республики Беларусь зоологических коллекций и их частей осуществляется их владельцами в со­ответствии с законодательством о зоологических коллекциях, а вывоз за ее пределы, кроме того, на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы объектов зоологи­ческих коллекций, международная торговля которыми запре­щена или ограничена в соответствии с международными до­говорами, заключенными Республикой Беларусь, проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь и пра­вилами этого международного договора. Запрещается вывоз за пределы Республики Беларусь объектов зоологических коллек­ций, относящихся к видам животных, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.

Важным направлением охраны животного мира является охрана диких животных, относящихся к редким и находящим­ся под угрозой исчезновения видам диких животных, вклю­ченным в Красную книгу, а также к видам диких животных, подпадающим под действие международных договоров. Рес­публика Беларусь является участницей Конвенции о сохра­нении мигрирующих видов диких животных, Конвенции об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Конвенции о биологическом разнообразии, Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии.


  1. Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства и охоты.

Министерство лесного хозяйства проводит единую государственную, в том числе научно-техническую, политику в области ведения охотничьего хозяйства.

При осуществлении в границах фонда охотничьих угодий хозяйственной и иной деятельности, не связанной с ведением охотничьего хозяйства:

7.1. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

выделять участки в радиусе 300 метров вокруг глухариных и тетеревиных токов, взятых под охрану мест обитания млекопитающих и птиц, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, с осуществлением в границах этих участков мероприятий по охране указанных диких животных;

проводить сенокос, уборку зерновых и кормовых культур от центра участка сельскохозяйственных земель к краям, а также с использованием для данных работ сельскохозяйственной техники, оборудованной отпугивающими средствами (механическими, звуковыми, световыми и другими);

планировать и выполнять мероприятия по предупреждению уничтожения или повреждения сельскохозяйственных и лесных культур охотничьими животными;

7.2. юридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, запрещается:

хранение и применение минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов их роста и других препаратов, материалов, сырья и отходов, опасных для диких животных и среды их обитания, без осуществления мероприятий, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели диких животных, а также ухудшения среды их обитания;

добыча взрывным способом пневого осмола без разрешения юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, а также проведение других взрывных работ в охотничьих угодьях, кроме аварийных случаев;

проведение сельскохозяйственных, мелиоративных, лесохозяйственных и иных работ способами, приводящими к массовой гибели диких животных;

уничтожение растительности, проведение рубок главного пользования леса, лесовосстановительных и лесозащитных работ на выделенных в соответствии с абзацем вторым подпункта 7.1 настоящего пункта участках, за исключением принятия научно обоснованных мер для предотвращения зарастания мест глухариных и тетеревиных токов;

сбор яиц, разорение гнезд диких птиц, разрушение хаток, нор и других жилищ диких животных, за исключением регулирования распространения и численности диких животных;

выжигание сухой растительности и ее остатков на корню на землях сельскохозяйственного назначения и землях других категорий, тростника, камыша и других зарослей дикорастущих растений в местах обитания и размножения диких животных, за исключением научно обоснованных работ по выжиганию указанных растений для улучшения среды обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

отлов охотничьих животных без разрешения на отлов диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения (включая расселение), интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания этих животных;

самовольное проведение вселения (включая расселение) диких животных в угодья, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания диких животных.

Право ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды этих угодий по результатам проведенных торгов либо предоставления данных угодий в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь и получения специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения охотничьего хозяйства на основании решений местных Советов депутатов, согласованных с Министерством лесного хозяйства, по результатам проведенных торгов.

В десятидневный срок со дня принятия решения местного Совета депутатов о предоставлении охотничьих угодий в аренду соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заключает с юридическим лицом договор аренды охотничьих угодий.

В договоре аренды охотничьих угодий указываются:

предмет договора аренды охотничьих угодий, включая описание их границ, общая площадь и площадь по категориям охотничьих угодий, землепользователи, пользователи участков лесного фонда и водных объектов, в границах которых расположены указанные охотничьи угодья;

права и обязанности сторон договора;

размер и сроки внесения арендной платы;

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору;

срок действия;

порядок изменения условий договора, его расторжения и прекращения;

иные, не противоречащие законодательству условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

Примерная форма договора аренды охотничьих угодий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Неотъемлемой частью договора аренды охотничьих угодий являются акты их обследования, которые составляются представителями местного исполнительного и распорядительного органа, организации Министерства лесного хозяйства, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, арендатора охотничьих угодий при предоставлении охотничьих угодий в аренду и прекращении договора их аренды.

Договор аренды охотничьих угодий расторгается:

по соглашению сторон;

судом по требованию одной из сторон при нарушении условий этого договора либо местного исполнительного и распорядительного органа в случае:

использования охотничьих угодий не по целевому назначению;

неведения охотничьего хозяйства более одного года со дня получения специального разрешения (лицензии) на указанный вид деятельности;

систематического (более двух раз в течение одного года) нарушения условий, указанных в договоре аренды охотничьих угодий;

невнесения арендной платы более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного договором аренды охотничьих угодий;

переуступки права пользования охотничьими угодьями;

иных нарушений Правил и других законодательных актов.

Ведение охотничьего хозяйства осуществляется пользователем охотничьих угодий в соответствии с Правилами, иными актами законодательства об охране и использовании животного мира, условиями специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства, договора аренды охотничьих угодий, а также биолого-экономического обоснования или проекта охотоустройства, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При ведении охотничьего хозяйства пользователи охотничьих угодий имеют право:

осуществлять ведение охотничьего хозяйства в соответствии с настоящими Правилами и иными актами законодательства;

получать от Министерства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства здравоохранения, местных исполнительных и распорядительных органов информацию об охотничьих угодьях, передаваемых им в аренду, и охотничьих животных, обитающих в них;

доступа в охотничьи угодья, предоставленные в аренду или безвозмездное пользование;

проводить расселение, акклиматизацию, интродукцию, реакклиматизацию, реинтродукцию и скрещивание охотничьих животных в соответствии с настоящими Правилами и другими актами законодательства об охране и использовании животного мира;

осуществлять отлов охотничьих животных по разрешению, выдаваемому Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;

реализовывать в установленном порядке охотничьи путевки, разовые разрешения на добычу охотничьих животных и охотничьи путевки к ним;

осуществлять строительство в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, охотохозяйственных сооружений, охотничье-рыболовных баз, остановочных пунктов и других объектов в установленном законодательством порядке;

обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного в результате уничтожения или повреждения охотничьих животных и среды их обитания;

самостоятельно распоряжаться законно добытой продукцией охоты, если иное не предусмотрено законодательными актами;

осуществлять другие права, предусмотренные настоящими Правилами и иными актами законодательства.

При ведении охотничьего хозяйства пользователи охотничьих угодий обязаны:

соблюдать настоящие Правила и иные акты законодательства об охране и использовании животного мира;

соблюдать требования правового режима территорий радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при нахождении охотничьих угодий в границах указанных территорий;

обеспечить разработку и утверждение проекта охотоустройства в сроки, определяемые Советом Министров Республики Беларусь;

выполнять условия, указанные в договоре аренды охотничьих угодий, специальном разрешении (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства, биолого-экономическом обосновании или проекте охотоустройства;

вести паспорт пользователя охотничьих угодий по форме согласно приложению 4;

планировать и осуществлять комплекс мероприятий, направленных на охрану охотничьих животных;

осуществлять производственный контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой в установленном ими порядке;

устанавливать в течение года с даты получения специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства информационные указатели (аншлаги) с указанием наименований пользователя охотничьих угодий, охотохозяйственных зон, других единиц внутрихозяйственного деления территории, информации о режиме охоты на данной территории, контактных телефонов пользователя охотничьих угодий, а также следить за надлежащим содержанием этих указателей и обеспечивать читаемость размещенной на них информации. Данные указатели устанавливаются по границам охотничьего хозяйства, охотохозяйственных единиц, охотохозяйственных зон, на дорогах общего пользования и в иных местах массового посещения граждан. Количество информационных указателей, а также конкретные места их установки определяются охотоустроительной документацией;

обеспечивать охрану охотничьих животных в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, работниками численностью, рассчитанной исходя из следующих норм: не более 10 тыс. гектаров лесных, водно-болотных охотничьих угодий и (или) 30 тыс. гектаров полевых охотничьих угодий на одного работника;

осуществлять благоустройство стоянок, мест отдыха;

своевременно вносить арендную плату в соответствии с договором аренды охотничьих угодий;

использовать охотничьи угодья по целевому назначению;

вести учет численности охотничьих животных и их изъятия, а также учет и оценку добываемых охотничьих трофеев, ежегодно разрабатывать проекты планов изъятия охотничьих животных нормированных видов;

организовывать в соответствии с законодательством захоронения бесхозяйных туш, их частей и внутренностей диких животных и информировать охотников об установленном порядке обращения с такими отходами;

соблюдать правила учета, хранения, заполнения и использования бланков охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним, трофейных листов и иных бланков строгой отчетности;

осуществлять контроль за соблюдением норм изъятия охотничьих животных, принимать меры по достижению и поддержанию оптимальной численности охотничьих животных и не допускать снижения их плотности ниже минимального уровня;

не допускать жестокого обращения с дикими животными;

обеспечивать возможность гражданам, проживающим в границах охотничьих угодий, проводить охоту посредством реализации им охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним;

выполнять предписания государственных органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой;

не допускать нарушения прав других пользователей объектов животного мира, а также пользователей земельных участков, участков лесного фонда и водных объектов, в границах которых осуществляется ведение охотничьего хозяйства;

возмещать вред, причиненный окружающей среде в процессе ведения охотничьего хозяйства, и ущерб, причиненный в результате уничтожения или повреждения сельскохозяйственных и лесных культур охотничьими животными;

выполнять иные обязанности, предусмотренные актами законодательства.

К мероприятиям, направленным на охрану охотничьих животных, в том числе их воспроизводство и защиту, относятся следующие:

биотехнические мероприятия;

расселение, акклиматизация, интродукция, реакклиматизация, реинтродукция и скрещивание охотничьих животных;

разведение охотничьих животных в неволе в целях последующего вселения в охотничьи угодья;

нормирование изъятия охотничьих животных;

профилактические и другие мероприятия по защите диких животных;

регулирование распространения и численности диких животных;

выявление в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, нарушений настоящих Правил и иных актов законодательства об охране и использовании животного мира;

иные мероприятия в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира.

  1. Правовое регулирование ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия проводит единую государственную, в том числе научно-техническую, политику в сфере рыбохозяйственной деятельности.

Рыбохозяйственная деятельность – вид экономической деятельности, включающей рыбоводство (разведение и выращивание рыбы в искусственных водоемах) и ведение рыболовного хозяйства.

Право ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях возникает у юридических лиц, в том числе иностранных, заключивших письменные договоры аренды этих рыболовных угодий по результатам проведенного конкурса или аукциона и получивших специальные разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства (далее – арендаторы рыболовных угодий).

Рыболовные угодья (водоемы и участки водотоков), за исключением рыболовных угодий, расположенных в границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения рыболовного хозяйства на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона.

На основании решения местного Совета депутатов соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган в десятидневный срок со дня принятия решения заключает с юридическим лицом договор аренды рыболовных угодий.

В договоре аренды рыболовных угодий предусматриваются:

предмет договора аренды рыболовных угодий, включая тип, категорию или класс, наименование рыболовных угодий, общую площадь (протяженность) и границы рыболовных угодий;

права и обязанности сторон договора аренды рыболовных угодий;

размер и сроки внесения арендной платы;

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору аренды рыболовных угодий;

срок действия договора аренды рыболовных угодий;

порядок изменения условий договора аренды рыболовных угодий, его расторжения и прекращения;

иные не противоречащие законодательству условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

Примерная форма договора аренды рыболовных угодий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Неотъемлемой частью договора аренды рыболовных угодий является акт приема-передачи рыболовных угодий, который подписывается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом и юридическим лицом, которое получает рыболовные угодья в аренду.

В акте приема-передачи рыболовных угодий в соответствии с биолого-экономическим обоснованием указываются тип, категория или класс, наименование рыболовных угодий, общая площадь (протяженность), границы (в случае предоставления в аренду участка рыболовных угодий), виды рыбы, обитающей в рыболовных угодьях, передаваемых в аренду.

Договор аренды рыболовных угодий расторгается:

по соглашению сторон;

судом по требованию одной из сторон при нарушении условий договора аренды рыболовных угодий либо по требованию местного исполнительного и распорядительного органа в случаях:

использования рыболовных угодий не по целевому назначению;

необеспечения вылова рыбы в соответствии с утвержденными квотами в течение двух лет со дня получения специального разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства;

неосуществления ведения рыболовного хозяйства более одного года со дня получения специального разрешения (лицензии) на указанный вид деятельности;

отсутствия рыбоводно-биологического обоснования, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечении 2,5 года со дня заключения договора аренды рыболовных угодий;

систематического (более двух раз в течение одного года) нарушения условий, указанных в договоре аренды рыболовных угодий;

невнесения арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором аренды рыболовных угодий срока платежа;

переуступки права пользования рыболовными угодьями;

в иных случаях нарушения настоящих Правил и других актов законодательства.

Арендаторы (пользователи) рыболовных угодий имеют право:

получать от Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местных исполнительных и распорядительных органов информацию о рыбе и рыболовных угодьях, предоставленных им в аренду или в безвозмездное пользование;

распоряжаться продукцией рыболовства, доходами, полученными от ее реализации, прочими доходами, полученными в результате ведения рыболовного хозяйства;

пользоваться иными правами в соответствии с законодательством.

Арендаторы (пользователи) рыболовных угодий обязаны:

осуществлять ведение рыболовного хозяйства в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования рыбных ресурсов;

своевременно вносить плату за аренду рыболовных угодий в соответствии с договорами аренды рыболовных угодий;

выполнять условия, указанные в договорах аренды рыболовных угодий, специальных разрешениях (лицензиях) на ведение рыболовного хозяйства, биолого-экономических и рыбоводно-биологических обоснованиях;

обеспечивать в сроки, установленные настоящими Правилами, разработку рыбоводно-биологических обоснований, представление их на государственную экологическую экспертизу и утверждение;

устанавливать на берегу рыболовных угодий аншлаги с указанием информации о режиме рыболовства в арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях;

соблюдать требования правового режима территорий радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при нахождении рыболовных угодий в границах указанных территорий;

выполнять предписания органов (должностных лиц) рыболовного контроля;

обеспечивать свободный доступ граждан к арендованным и предоставленным в безвозмездное пользование рыболовным угодьям;

не допускать нарушения прав других пользователей объектов животного мира, а также пользователей водных объектов, в границах которых осуществляется ведение рыболовного хозяйства;

возмещать государству вред, причиненный в процессе ведения рыболовного хозяйства;

планировать и осуществлять мероприятия по охране рыбных ресурсов в арендованных или предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях;

выявлять и охранять места нереста рыбы и их зимних концентраций (зимовальных ям);

проводить рыбоводно-мелиоративные мероприятия в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями;

содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки рыболовных угодий;

ежегодно проводить ихтиопатологическое обследование рыбы в рыболовных угодьях, осуществлять по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия мероприятия по предотвращению массовых эпизоотий;

осуществлять мероприятия по предотвращению заморных явлений и ликвидации их последствий;

принимать меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение случаев браконьерства, в том числе укомплектовать штат работниками, осуществляющими охрану арендованных или предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодий в соответствии с требованиями договоров аренды рыболовных угодий;

исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

При промысловом рыболовстве арендаторы (пользователи) рыболовных угодий помимо обязанностей, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны:

обеспечивать устойчивое и целевое использование рыбных ресурсов арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодий;

осуществлять промысловое рыболовство в соответствии с условиями договора аренды рыболовных угодий, биолого-экономическими или рыбоводно-биологическими обоснованиями;

обеспечивать вылов рыбы согласно установленным квотам на вылов рыбы;

использовать при промысловом рыболовстве орудия рыболовства в количестве и размерах, предусмотренных в биолого-экономическом или рыбоводно-биологическом обосновании;

формировать в соответствии с требованиями договора аренды рыболовных угодий рыболовецкие бригады и обеспечивать их работу;

обозначать буйками оранжевого цвета установленные промысловые орудия рыболовства через каждые 100 метров, а также в начале и конце выставленного порядка в арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях;

представлять орудия рыболовства для регистрации и маркирования в соответствующие структурные подразделения Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

обеспечивать получение промысловых билетов и тоневых журналов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия;

вести учет выловленной рыбы по количеству и видам для каждого арендованного или предоставленного в безвозмездное пользование рыболовного угодья отдельно и представлять отчетность в Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

информировать соответствующие структурные подразделения Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь о режиме работы рыболовецких бригад;

исполнять иные обязанности согласно законодательству.

При организации платного любительского рыболовства арендаторы (пользователи) рыболовных угодий помимо обязанностей, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны:

создать благоприятные условия для осуществления любительского лова рыбы (оборудование лодочных станций, причалов, автостоянок и мест для ночлега, прокат орудий рыболовства, маломерных судов и предоставление других услуг);

проводить зарыбление рыболовных угодий в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями;

исполнять иные обязанности согласно законодательству.

Охрана арендованных или предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодий осуществляется арендаторами (пользователями) рыболовных угодий путем проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения случаев браконьерства в арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях.

Арендаторы (пользователи) рыболовных угодий обязаны в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями планировать и осуществлять рыбоводно-мелиоративные мероприятия, к которым относятся:

расчистка русел водотоков, естественных нерестилищ, создание искусственных нерестилищ, зимовальных ям, аэрация и другие работы;

селективный вылов или отлов отдельных видов рыбы;

зарыбление, в том числе расселение, интродукция, реинтродукция, акклиматизация, реакклиматизация рыбы путем разведения рыбы в неволе либо ее приобретения у организаций, занимающихся разведением рыбы;

осуществление профилактических и других мероприятий по защите рыбы;

иные мероприятия, направленные на обеспечение охраны и рационального использования рыбных ресурсов.

Охрана рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, осуществляется местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами.

Для обеспечения охраны рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы либо юридические лица, уполномоченные ими охранять эти рыболовные угодья:

принимают меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений настоящих Правил и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов;

назначают работников, которые отвечают за охрану рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий;

осуществляют мероприятия по воспроизводству рыбы и иные рыбоводно-мелиоративные мероприятия. Мероприятия по воспроизводству рыбы осуществляются на основании рыбоводно-биологических или биологических обоснований зарыбления рыболовных угодий, разработанных в соответствии с требованиями настоящих Правил, за счет средств соответствующих местных бюджетов, иные рыбоводно-мелиоративные мероприятия – на основании рыбоводно-биологических обоснований, разработанных в соответствии с требованиями настоящих Правил, за счет средств соответствующих местных бюджетов. При зарыблении рыболовных угодий за счет средств фонда охраны природы отгрузка рыбы производится в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа, а также представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и оформляется актом установленной формы;

принимают меры, направленные на содержание в надлежащем санитарном состоянии береговых участков рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, за счет средств соответствующих местных бюджетов;

выявляют и охраняют места нереста рыбы и их зимних концентраций (зимовальных ям);

осуществляют мероприятия по предотвращению заморных явлений и ликвидации их последствий за счет средств соответствующих местных бюджетов;

осуществляют иные мероприятия согласно законодательству.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.