Правовое регулирование использования и охраны животного мира - Животный мир как объект использования и охраны.
- Право пользования животным миром.
- Правовые меры охраны животного мира.
- Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства и охоты.
- Правовое регулирование ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.
- Животный мир как объект использования и охраны.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире», животный мир-это охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе. В соответствии с приведенным определением в состав животного мира входят не все животные, а только дикие. Согласно ст. 1 Закона к ним относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы, а также дикие животные в неволе (отловленные из среды их обитания, их потомство, содержащиеся и (или) разведенные в условиях с ограничением их естественной свободы). Признаком, отграничивающим диких животных от домашних, служит тот факт, что дикие животные появляются и существуют в основном естественным путем без значительного контроля человека. При этом следует иметь в виду, что в ряде случаев воспроизводство диких животных в значительной мере поставлено под контроль человека (например, редких и исчезающих видов животных, ценных пород рыб, животных, являющихся объектами охоты). Животные, входящие в состав животного мира, находятся в пространственных пределах государства. Прибывающие в ходе миграции через государственные границы дикие животные автоматически включаются в состав животного мира республики и становятся объектами права государственной собственности, с чем связаны значительные колебания численности животных, входящих в состав животного мира Республики Беларусь. Еще одним признаком животного мира как объекта экологических правоотношений является нахождение организмов в живом состоянии. Дикие животные, умершие в силу естественных причин или умерщвленные человеком, автоматически (т.е. без оформления каких-либо документов) исключаются из состава животного мира независимо от иных правовых последствий, например от наступления ответственности за незаконную добычу животного. Приведенная выше норма Закона Республики Беларусь «О животном мире» включает в состав животного мира диких животных, содержащихся в неволе. Следует отметить, что ранее законодательство содержало такой признак животного мира, как нахождение животных в состоянии естественной свободы. Аналогичная трактовка предлагается и в научной литературе, причем состояние естественной свободы рассматривается в качестве ключевого признака животного мира как объекта экологических правоотношений. Таким образом, понятие животного мира в новом Законе расширено. Однако необходимо отметить, что дикие животные, содержащиеся в неволе, могут быть объектами лишь отдельных экологических правоотношений, в частности по их охране, воспроизводству, вселению, созданию зоологических коллекций. При этом к ним неприменим ряд положений законодательства о животном мире, например об охране среды обитания, контроле в области охраны и рационального использования животного мира и др. Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. В случаях, предусмотренных законодательными актами, могут устанавливаться ограничения и запреты на использование изъятых диких животных, их частей и (или) дериватов, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, а также на использование диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе. - Право пользования животным миром.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире» пользование объектами животного мира представляет собой использование объектов животного мира, полезных свойств и (или) продуктов жизнедеятельности объектов животного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Право пользования животным миром представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок использования объектов животного мира, их сохранения и воспроизводства, права и обязанности пользователей животного мира. Использование объектов животного мира должно осуществляться способами, не приводящими в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и тем самым сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: • охота; • промысловая охота; • любительское рыболовство; • промысловое рыболовство; • добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; • пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; • пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; • пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды обитания (добыча или отлов диких животных) либо без такового. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждаются лимиты на изъятие диких животных, т.е. установленные для субъектов, осуществляющих специальное пользование объектами животного мира, на некоторый определенный период предельно допустимые объемы изъятия диких животных. В зависимости от оснований возникновения право пользования животным миром подразделяется на общее и специальное. Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О животном мире» в порядке общего пользования граждане осуществляют охоту; любительское рыболовство; добычу диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. При этом многие из указанных в данной статье видов пользования животным миром, отнесенных к общему природопользованию, осуществляются в разрешительном порядке и за плату, что не соответствует традиционной трактовке признаков общего природопользования в юридической литературе Например, граждане вправе охотиться при наличии ряда документов, перечисленных в ст. 27 Закона, и должны уплатить государственную пошлину за предоставление права на охоту. Право специального пользования объектами животного мира осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату, если иное не установлено Законом Республики Беларусь «О животном мире» и иными законодательными актами, по следующим видам: промысловая охота; промысловое рыболовство; заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. Основаниями возникновения специального пользования объектами животного мира выступают решения уполномоченных государственных органов, разрешения, договоры, специальные разрешения (лицензии), в частности: • промысловая охота осуществляется пользователем охотничьих угодий, которому в установленном порядке предоставлено право на ведение охотничьего хозяйства. Промысловую охоту могут осуществлять лица, работающие у пользователей охотничьих угодий по трудовому или гражданско-правовому договору и имеющие право на охоту. Право на охоту на территории Республики Беларусь с орудиями охоты имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие государственное удостоверение на право охоты и уплатившие государственную пошлину за предоставление права на охоту. Государственное удостоверение на право охоты выдается организацией Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь гражданину, сдавшему специальный охотничий экзамен, сроком на 10 лет. Иностранным гражданам право на охоту на территории Республики Беларусь предоставляется при наличии удостоверений на право охоты, выданных в стране постоянного места жительства; • промысловое рыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии с установленными квотами на вылов рыбы при наличии права на ведение рыболовного хозяйства. Промысловое рыболовство осуществляют лица, работающие у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового или гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты, выдаваемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь сроком на один год каждому лицу, которое будет осуществлять промысловое рыболовство в арендованных рыболовных угодьях; • заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, осуществляется на основании решения местного Совета депутатов, согласованного с соответствующей районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, и лимитов на заготовку и (или) закупку таких животных; • пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности с изъятием их из среды обитания осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (за исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в указанных целях осуществляется без разрешения). Изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их кладок, яиц или икры из среды обитания может осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности в научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных целях на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при наличии заключения Национальной академии наук Беларуси. Право на специальное пользование объектами животного мира предоставляется без выделения земельных участков и (или) водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Закон Республики Беларусь «О животном мире» предусматривает следующие виды деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира: • ведение охотничьего хозяйства; • ведение рыболовного хозяйства; • закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства. Право ведения охотничьего или рыболовного хозяйства возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды охотничьих или рыболовных угодий либо принятия Президентом Республики Беларусь решения об их передаче в безвозмездное пользование при наличии лицензии, выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (на ведение охотничьего хозяйства) или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (на ведение рыболовного хозяйства). Перечень юридических лиц, которым охотничьи и рыболовные угодья предоставляются в безвозмездное пользование, определяется Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Договоры аренды охотничьих и рыболовных угодий заключаются на основании решения местного Совета депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Торги на право заключения договора аренды охотничьих или рыболовных угодий организует и проводит местный исполнительный и распорядительный орган. Договор аренды охотничьих угодий заключается на срок не менее 10 лет, рыболовных угодий - на срок, указанный в договоре аренды. Закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату на основании решений соответствующих местных Советов депутатов согласно правилам добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире» пользователями объектов животного мира являются юридические лица, граждане, которым в установленном законодательством порядке предоставлено право пользования объектами животного мира и (или) осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Недостатком данного определения является то, что в нем не упоминаются граждане, осуществляющие права общего пользования объектами животного мира. Статья 40. Права и обязанности пользователей объектов животного мира 1. Пользователи объектов животного мира имеют право: 1.1. осуществлять пользование объектами животного мира и деятельность, связанную с пользованием объектами животного мира, в той мере, в какой это допускается законодательством и условиями, предусмотренными документами на право пользования объектами животного мира; 1.2. получать полную, достоверную и своевременную информацию об объектах животного мира, передаваемых им в пользование; 1.3. доступа в угодья, в которых обитают предоставленные им в пользование объекты животного мира; 1.4. самостоятельно выбирать способы пользования объектами животного мира и осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, в соответствии законодательством; 1.5. проводить вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных в соответствии с настоящим Законом, правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства и иными актами законодательства об охране и использовании животного мира; 1.6. осуществлять отлов диких животных в соответствии с настоящим Законом, правилами отлова диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания и иными актами законодательства об охране и использовании животного мира; 1.7. самостоятельно распоряжаться изъятыми в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира, гражданским законодательством дикими животными, их частями и (или) дериватами, если иное не предусмотрено законодательными актами; 1.8. требовать возмещения убытков, причиненных им вследствие незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, либо обращаться в суд с исками о возмещении этих убытков; 1.9. осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об охране и использовании животного мира. 2. Пользователи объектов животного мира обязаны: 2.1. соблюдать требования настоящего Закона, иных актов законодательства об охране и использовании животного мира, законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства; 2.2. выполнять условия, указанные в документах на право пользования объектами животного мира; 2.3. осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с целями, для которых они предоставлены; 2.4. обеспечивать охрану используемых ими объектов животного мира, проведение необходимых биотехнических мероприятий; 2.5. своевременно вносить установленные законодательством платежи в области охраны и использования животного мира; 2.6. осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с установленными нормативами, лимитами, квотами и иными нормами изъятия диких животных, принимать меры по достижению оптимальной численности диких животных, обеспечивать поддержание оптимальной численности диких животных (в том числе путем регулирования их распространения и численности), не допускать превышения оптимальной численности диких животных и снижения их плотности ниже минимального уровня; 2.7. вести учет численности диких животных и объемов их использования; 2.8. применять способы пользования объектами животного мира и орудия изъятия диких животных, использование которых предотвращает причинение вреда объектам животного мира и (или) среде их обитания, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; 2.9. не допускать жестокого обращения с дикими животными; 2.10. выполнять предписания государственных органов (организаций), осуществляющих контроль за охраной и использованием объектов животного мира, и их должностных лиц; 2.11. не допускать нарушения прав других пользователей объектов животного мира, а также пользователей земельных участков и (или) водных объектов, на которых осуществляются пользование объектами животного мира или деятельность, связанная с пользованием объектами животного мира; 2.12. исключен; 2.13. в соответствии с законодательством возмещать вред, причиненный при осуществлении пользования объектами животного мира; 2.14. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами. Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается по основаниям, возникающим из правомерных и неправомерных действий пользователей. К правомерным основаниям относятся: • истечение срока пользования; • прекращение действия документов на право пользования объектами животного мира; • отказ от права пользования; • ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право пользования; • установление запретов на пользование объектами животного мира и (или) осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается также в результате совершения неправомерных действий, в частности: • пользования объектами животного мира не по целевому назначению; • неосуществления специального пользования объектами животного мира или деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, более одного года со дня получения документов на право пользования; • систематического (более двух раз в течение 12 месяцев) нарушения условий, указанных в документах на право пользования объектами животного мира; • невнесения предусмотренных законодательством платежей в установленные сроки; • уничтожения диких животных или снижения их плотности ниже минимального уровня плотности диких животных; • жестокого обращения с дикими животными. - Правовые меры охраны животного мира.
Согласно Закону Республики Беларусь «О животном мире» охрана животного мира включает охрану объектов животного мира и среды их обитания. Охрана объектов животного мира представляет собой деятельность (в том числе воспроизводство, вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание и защиту диких животных), направленную на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов животного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их уничтожения или иного вредного воздействия на них. Охрана среды обитания объектов животного мира охватывает деятельность, направленную на сохранение, восстановление среды обитания объектов животного мира в целях обеспечения естественного воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь «О животном мире» впервые закрепил понятие среды обитания объектов животного мира, что призвано обеспечить более детальное правовое регулирование мер по охране животного мира. Охрану животного мира обеспечивают: • специально уполномоченные государственные органы (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь); • арендаторы охотничьих и рыболовных угодий; • пользователи животного мира и компонентов природной среды, являющихся средой его обитания, а также иные субъекты, осуществляющие охрану указанных компонентов; • иные юридические и физические лица, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние животного мира и среды его обитания. Законодательство предусматривает следующие меры по охране животного мира: • установление ограничений и запретов на пользование объектами животного мира; • установление правил по охране и использованию животного мира; • нормирование в области охраны и использования животного мира; • проведение субъектами хозяйственной деятельности мероприятий, обеспечивающих предупреждение или компенсацию возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания; • воспроизводство, вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных; • содержание и (или) разведение диких животных в неволе для сохранения биологического разнообразия животного мира, генетического фонда диких животных; • создание зоологических коллекций; • регулирование распространения и численности диких животных; • осуществление защиты диких животных; • регулирование ввоза и вывоза из Республики Беларусь, изъятия, содержания и (или) разведения в неволе, экспонирования диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и (или) дериватов, а также охрана мест их обитания; • объявление особо охраняемых природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия животного мира; • организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных в период их размножения, нагула, зимовки и миграции; • действия по улучшению, восстановлению среды обитания объектов животного мира; • организация научных исследований в рассматриваемой сфере; • государственный контроль, государственный учет, ведение государственного кадастра и мониторинга животного мира и др. Законодательством предусмотрена возможность установления ограничений или запретов в области охраны и использования животного мира, а также на осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющей потенциальную опасность для них. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами могут устанавливаться ограничения и запреты на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира; осуществление отдельных видов деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира; пользование дикими животными отдельных видов, в отдельных угодьях, в определенные сроки, с использованием отдельных орудий изъятия диких животных, отдельными способами. Воспроизводство диких животных представляет собой естественный (регулируемый или нерегулируемый) или искусственный процесс возобновления диких животных, восстановления их качественных и количественных характеристик в составе популяции. Воспроизводство диких животных обеспечивается путем создания условий для их естественного и искусственного воспроизводства. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие специальное пользование объектами животного мира, должны планировать, финансировать и осуществлять мероприятия по воспроизводству диких животных. Вселение (включая расселение) диких животных в угодья осуществляется в соответствии с проектами охотоустройства, рыбоводно-биологическими и биологическими обоснованиями с соблюдением требований, установленных законодательством. Интродукция, реинтродукция, акклиматизация, скрещивание диких животных осуществляются по разрешению, выдаваемому Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в установленном порядке при наличии соответствующего заключения Национальной академии наук Беларуси. Создание зоологических коллекций является важным направлением охраны животного мира. Зоологические коллекции представляют собой определенным образом упорядоченную, документированную совокупность (два и более) диких животных, их частей и (или) дериватов, представляющую научную, образовательную, историческую или эстетическую ценность либо имеющую значение для сохранения генетического фонда, биологического разнообразия диких животных, в том числе относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. Порядок создания, пополнения, учета, вывоза зоологических коллекций определяется Законом Республики Беларусь «О животном мире», Положением о зоологических коллекциях, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, и иными нормативными правовыми актами. Зоологические коллекции создаются в научных, учебно-воспитательных, культурно-просветительских и эстетических целях. Создание и пополнение зоологических коллекций проводятся путем: • изъятия диких животных, их частей и (или) дериватов; • приобретения объектов зоологических коллекций с соблюдением установленного законодательством порядка; • выделения из зоологической коллекции части, самостоятельно обладающей достоинствами зоологической коллекции; • осуществления иных действий, не запрещенных законодательством. Совокупность диких животных, их частей и (или) дериватов признается зоологической коллекцией с момента ее регистрации Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом заключения Национальной академии наук Беларуси. Изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд из природной среды в целях создания и пополнения зоологических коллекций осуществляется бесплатно на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При этом разрешения на изъятие животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд выдаются в исключительных случаях указанным Министерством при наличии заключения Национальной академии наук Беларуси. Зоологические коллекции подлежат государственному учету в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании заключения Республиканской экспертной комиссии по зоологическим коллекциям (далее - РЭК). Государственный учет зоологических коллекций включает: регистрацию заявлений владельцев собраний объектов зоологических коллекций; оценку собраний объектов зоологических коллекций РЭК; регистрацию зоологических коллекций с присвоением им учетного номера; выдачу удостоверений владельцам особо ценных зоологических коллекций. Зоологическим коллекциям может быть присвоен статус особо ценных в случаях, если они имеют особую научную, культурно-просветительную и историческую ценность или содержат: • объекты животного мира, торговля которыми ограничена и запрещена в соответствии с международными договорами; • объекты животного мира, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; • типовые серии видов животных в соответствии с единой международной классификацией; • свыше 10 тыс. объектов. Особо ценными коллекции могут быть признаны по заявлению ее владельца либо по инициативе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании заключения РЭК. Владельцам таких коллекций в установленном порядке может быть оказана материальная помощь в целях пополнения и обеспечения надлежащего содержания (хранения) и сохранности коллекций, а также предоставляться преимущественное право на изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд для пополнения коллекций. Владельцы зоологических коллекций обязаны: ежегодно представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь сведения о пополнении коллекций новыми объектами; представлять дополнительные сведения о зоологических коллекциях и их объектах по запросу Министерства; использовать коллекции (или их части) в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обеспечивая при этом их надлежащее содержание (хранение) и сохранность; при отчуждении коллекций и их частей уведомлять об этом названное Министерство. Ввоз на территорию Республики Беларусь зоологических коллекций и их частей осуществляется их владельцами в соответствии с законодательством о зоологических коллекциях, а вывоз за ее пределы, кроме того, на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы объектов зоологических коллекций, международная торговля которыми запрещена или ограничена в соответствии с международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь и правилами этого международного договора. Запрещается вывоз за пределы Республики Беларусь объектов зоологических коллекций, относящихся к видам животных, включенным в Красную книгу Республики Беларусь. Важным направлением охраны животного мира является охрана диких животных, относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам диких животных, включенным в Красную книгу, а также к видам диких животных, подпадающим под действие международных договоров. Республика Беларусь является участницей Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных, Конвенции об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Конвенции о биологическом разнообразии, Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. - Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Министерство лесного хозяйства проводит единую государственную, в том числе научно-техническую, политику в области ведения охотничьего хозяйства. При осуществлении в границах фонда охотничьих угодий хозяйственной и иной деятельности, не связанной с ведением охотничьего хозяйства: 7.1. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: выделять участки в радиусе 300 метров вокруг глухариных и тетеревиных токов, взятых под охрану мест обитания млекопитающих и птиц, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, с осуществлением в границах этих участков мероприятий по охране указанных диких животных; проводить сенокос, уборку зерновых и кормовых культур от центра участка сельскохозяйственных земель к краям, а также с использованием для данных работ сельскохозяйственной техники, оборудованной отпугивающими средствами (механическими, звуковыми, световыми и другими); планировать и выполнять мероприятия по предупреждению уничтожения или повреждения сельскохозяйственных и лесных культур охотничьими животными; 7.2. юридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, запрещается: хранение и применение минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов их роста и других препаратов, материалов, сырья и отходов, опасных для диких животных и среды их обитания, без осуществления мероприятий, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели диких животных, а также ухудшения среды их обитания; добыча взрывным способом пневого осмола без разрешения юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, а также проведение других взрывных работ в охотничьих угодьях, кроме аварийных случаев; проведение сельскохозяйственных, мелиоративных, лесохозяйственных и иных работ способами, приводящими к массовой гибели диких животных; уничтожение растительности, проведение рубок главного пользования леса, лесовосстановительных и лесозащитных работ на выделенных в соответствии с абзацем вторым подпункта 7.1 настоящего пункта участках, за исключением принятия научно обоснованных мер для предотвращения зарастания мест глухариных и тетеревиных токов; сбор яиц, разорение гнезд диких птиц, разрушение хаток, нор и других жилищ диких животных, за исключением регулирования распространения и численности диких животных; выжигание сухой растительности и ее остатков на корню на землях сельскохозяйственного назначения и землях других категорий, тростника, камыша и других зарослей дикорастущих растений в местах обитания и размножения диких животных, за исключением научно обоснованных работ по выжиганию указанных растений для улучшения среды обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь; отлов охотничьих животных без разрешения на отлов диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения (включая расселение), интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания этих животных; самовольное проведение вселения (включая расселение) диких животных в угодья, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания диких животных. Право ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды этих угодий по результатам проведенных торгов либо предоставления данных угодий в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь и получения специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения охотничьего хозяйства на основании решений местных Советов депутатов, согласованных с Министерством лесного хозяйства, по результатам проведенных торгов. В десятидневный срок со дня принятия решения местного Совета депутатов о предоставлении охотничьих угодий в аренду соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заключает с юридическим лицом договор аренды охотничьих угодий. В договоре аренды охотничьих угодий указываются: предмет договора аренды охотничьих угодий, включая описание их границ, общая площадь и площадь по категориям охотничьих угодий, землепользователи, пользователи участков лесного фонда и водных объектов, в границах которых расположены указанные охотничьи угодья; права и обязанности сторон договора; размер и сроки внесения арендной платы; ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору; срок действия; порядок изменения условий договора, его расторжения и прекращения; иные, не противоречащие законодательству условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре. Примерная форма договора аренды охотничьих угодий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Неотъемлемой частью договора аренды охотничьих угодий являются акты их обследования, которые составляются представителями местного исполнительного и распорядительного органа, организации Министерства лесного хозяйства, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, арендатора охотничьих угодий при предоставлении охотничьих угодий в аренду и прекращении договора их аренды. Договор аренды охотничьих угодий расторгается: по соглашению сторон; судом по требованию одной из сторон при нарушении условий этого договора либо местного исполнительного и распорядительного органа в случае: использования охотничьих угодий не по целевому назначению; неведения охотничьего хозяйства более одного года со дня получения специального разрешения (лицензии) на указанный вид деятельности; систематического (более двух раз в течение одного года) нарушения условий, указанных в договоре аренды охотничьих угодий; невнесения арендной платы более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного договором аренды охотничьих угодий; переуступки права пользования охотничьими угодьями; иных нарушений Правил и других законодательных актов. Ведение охотничьего хозяйства осуществляется пользователем охотничьих угодий в соответствии с Правилами, иными актами законодательства об охране и использовании животного мира, условиями специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства, договора аренды охотничьих угодий, а также биолого-экономического обоснования или проекта охотоустройства, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. При ведении охотничьего хозяйства пользователи охотничьих угодий имеют право: осуществлять ведение охотничьего хозяйства в соответствии с настоящими Правилами и иными актами законодательства; получать от Министерства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства здравоохранения, местных исполнительных и распорядительных органов информацию об охотничьих угодьях, передаваемых им в аренду, и охотничьих животных, обитающих в них; доступа в охотничьи угодья, предоставленные в аренду или безвозмездное пользование; проводить расселение, акклиматизацию, интродукцию, реакклиматизацию, реинтродукцию и скрещивание охотничьих животных в соответствии с настоящими Правилами и другими актами законодательства об охране и использовании животного мира; осуществлять отлов охотничьих животных по разрешению, выдаваемому Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды; реализовывать в установленном порядке охотничьи путевки, разовые разрешения на добычу охотничьих животных и охотничьи путевки к ним; осуществлять строительство в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, охотохозяйственных сооружений, охотничье-рыболовных баз, остановочных пунктов и других объектов в установленном законодательством порядке; обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного в результате уничтожения или повреждения охотничьих животных и среды их обитания; самостоятельно распоряжаться законно добытой продукцией охоты, если иное не предусмотрено законодательными актами; осуществлять другие права, предусмотренные настоящими Правилами и иными актами законодательства. При ведении охотничьего хозяйства пользователи охотничьих угодий обязаны: соблюдать настоящие Правила и иные акты законодательства об охране и использовании животного мира; соблюдать требования правового режима территорий радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при нахождении охотничьих угодий в границах указанных территорий; обеспечить разработку и утверждение проекта охотоустройства в сроки, определяемые Советом Министров Республики Беларусь; выполнять условия, указанные в договоре аренды охотничьих угодий, специальном разрешении (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства, биолого-экономическом обосновании или проекте охотоустройства; вести паспорт пользователя охотничьих угодий по форме согласно приложению 4; планировать и осуществлять комплекс мероприятий, направленных на охрану охотничьих животных; осуществлять производственный контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой в установленном ими порядке; устанавливать в течение года с даты получения специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства информационные указатели (аншлаги) с указанием наименований пользователя охотничьих угодий, охотохозяйственных зон, других единиц внутрихозяйственного деления территории, информации о режиме охоты на данной территории, контактных телефонов пользователя охотничьих угодий, а также следить за надлежащим содержанием этих указателей и обеспечивать читаемость размещенной на них информации. Данные указатели устанавливаются по границам охотничьего хозяйства, охотохозяйственных единиц, охотохозяйственных зон, на дорогах общего пользования и в иных местах массового посещения граждан. Количество информационных указателей, а также конкретные места их установки определяются охотоустроительной документацией; обеспечивать охрану охотничьих животных в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, работниками численностью, рассчитанной исходя из следующих норм: не более 10 тыс. гектаров лесных, водно-болотных охотничьих угодий и (или) 30 тыс. гектаров полевых охотничьих угодий на одного работника; осуществлять благоустройство стоянок, мест отдыха; своевременно вносить арендную плату в соответствии с договором аренды охотничьих угодий; использовать охотничьи угодья по целевому назначению; вести учет численности охотничьих животных и их изъятия, а также учет и оценку добываемых охотничьих трофеев, ежегодно разрабатывать проекты планов изъятия охотничьих животных нормированных видов; организовывать в соответствии с законодательством захоронения бесхозяйных туш, их частей и внутренностей диких животных и информировать охотников об установленном порядке обращения с такими отходами; соблюдать правила учета, хранения, заполнения и использования бланков охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним, трофейных листов и иных бланков строгой отчетности; осуществлять контроль за соблюдением норм изъятия охотничьих животных, принимать меры по достижению и поддержанию оптимальной численности охотничьих животных и не допускать снижения их плотности ниже минимального уровня; не допускать жестокого обращения с дикими животными; обеспечивать возможность гражданам, проживающим в границах охотничьих угодий, проводить охоту посредством реализации им охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним; выполнять предписания государственных органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой; не допускать нарушения прав других пользователей объектов животного мира, а также пользователей земельных участков, участков лесного фонда и водных объектов, в границах которых осуществляется ведение охотничьего хозяйства; возмещать вред, причиненный окружающей среде в процессе ведения охотничьего хозяйства, и ущерб, причиненный в результате уничтожения или повреждения сельскохозяйственных и лесных культур охотничьими животными; выполнять иные обязанности, предусмотренные актами законодательства. К мероприятиям, направленным на охрану охотничьих животных, в том числе их воспроизводство и защиту, относятся следующие: биотехнические мероприятия; расселение, акклиматизация, интродукция, реакклиматизация, реинтродукция и скрещивание охотничьих животных; разведение охотничьих животных в неволе в целях последующего вселения в охотничьи угодья; нормирование изъятия охотничьих животных; профилактические и другие мероприятия по защите диких животных; регулирование распространения и численности диких животных; выявление в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, нарушений настоящих Правил и иных актов законодательства об охране и использовании животного мира; иные мероприятия в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира. - Правовое регулирование ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия проводит единую государственную, в том числе научно-техническую, политику в сфере рыбохозяйственной деятельности. Рыбохозяйственная деятельность – вид экономической деятельности, включающей рыбоводство (разведение и выращивание рыбы в искусственных водоемах) и ведение рыболовного хозяйства. Право ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях возникает у юридических лиц, в том числе иностранных, заключивших письменные договоры аренды этих рыболовных угодий по результатам проведенного конкурса или аукциона и получивших специальные разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства (далее – арендаторы рыболовных угодий). Рыболовные угодья (водоемы и участки водотоков), за исключением рыболовных угодий, расположенных в границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения рыболовного хозяйства на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. На основании решения местного Совета депутатов соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган в десятидневный срок со дня принятия решения заключает с юридическим лицом договор аренды рыболовных угодий. В договоре аренды рыболовных угодий предусматриваются: предмет договора аренды рыболовных угодий, включая тип, категорию или класс, наименование рыболовных угодий, общую площадь (протяженность) и границы рыболовных угодий; права и обязанности сторон договора аренды рыболовных угодий; размер и сроки внесения арендной платы; ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору аренды рыболовных угодий; срок действия договора аренды рыболовных угодий; порядок изменения условий договора аренды рыболовных угодий, его расторжения и прекращения; иные не противоречащие законодательству условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре. Примерная форма договора аренды рыболовных угодий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Неотъемлемой частью договора аренды рыболовных угодий является акт приема-передачи рыболовных угодий, который подписывается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом и юридическим лицом, которое получает рыболовные угодья в аренду. В акте приема-передачи рыболовных угодий в соответствии с биолого-экономическим обоснованием указываются тип, категория или класс, наименование рыболовных угодий, общая площадь (протяженность), границы (в случае предоставления в аренду участка рыболовных угодий), виды рыбы, обитающей в рыболовных угодьях, передаваемых в аренду. Договор аренды рыболовных угодий расторгается: по соглашению сторон; судом по требованию одной из сторон при нарушении условий договора аренды рыболовных угодий либо по требованию местного исполнительного и распорядительного органа в случаях: использования рыболовных угодий не по целевому назначению; необеспечения вылова рыбы в соответствии с утвержденными квотами в течение двух лет со дня получения специального разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства; неосуществления ведения рыболовного хозяйства более одного года со дня получения специального разрешения (лицензии) на указанный вид деятельности; отсутствия рыбоводно-биологического обоснования, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечении 2,5 года со дня заключения договора аренды рыболовных угодий; систематического (более двух раз в течение одного года) нарушения условий, указанных в договоре аренды рыболовных угодий; невнесения арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором аренды рыболовных угодий срока платежа; переуступки права пользования рыболовными угодьями; в иных случаях нарушения настоящих Правил и других актов законодательства. Арендаторы (пользователи) рыболовных угодий имеют право: получать от Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местных исполнительных и распорядительных органов информацию о рыбе и рыболовных угодьях, предоставленных им в аренду или в безвозмездное пользование; распоряжаться продукцией рыболовства, доходами, полученными от ее реализации, прочими доходами, полученными в результате ведения рыболовного хозяйства; пользоваться иными правами в соответствии с законодательством. Арендаторы (пользователи) рыболовных угодий обязаны: осуществлять ведение рыболовного хозяйства в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования рыбных ресурсов; своевременно вносить плату за аренду рыболовных угодий в соответствии с договорами аренды рыболовных угодий; выполнять условия, указанные в договорах аренды рыболовных угодий, специальных разрешениях (лицензиях) на ведение рыболовного хозяйства, биолого-экономических и рыбоводно-биологических обоснованиях; обеспечивать в сроки, установленные настоящими Правилами, разработку рыбоводно-биологических обоснований, представление их на государственную экологическую экспертизу и утверждение; устанавливать на берегу рыболовных угодий аншлаги с указанием информации о режиме рыболовства в арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях; соблюдать требования правового режима территорий радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при нахождении рыболовных угодий в границах указанных территорий; выполнять предписания органов (должностных лиц) рыболовного контроля; обеспечивать свободный доступ граждан к арендованным и предоставленным в безвозмездное пользование рыболовным угодьям; не допускать нарушения прав других пользователей объектов животного мира, а также пользователей водных объектов, в границах которых осуществляется ведение рыболовного хозяйства; возмещать государству вред, причиненный в процессе ведения рыболовного хозяйства; планировать и осуществлять мероприятия по охране рыбных ресурсов в арендованных или предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях; выявлять и охранять места нереста рыбы и их зимних концентраций (зимовальных ям); проводить рыбоводно-мелиоративные мероприятия в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями; содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки рыболовных угодий; ежегодно проводить ихтиопатологическое обследование рыбы в рыболовных угодьях, осуществлять по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия мероприятия по предотвращению массовых эпизоотий; осуществлять мероприятия по предотвращению заморных явлений и ликвидации их последствий; принимать меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение случаев браконьерства, в том числе укомплектовать штат работниками, осуществляющими охрану арендованных или предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодий в соответствии с требованиями договоров аренды рыболовных угодий; исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством. При промысловом рыболовстве арендаторы (пользователи) рыболовных угодий помимо обязанностей, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны: обеспечивать устойчивое и целевое использование рыбных ресурсов арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодий; осуществлять промысловое рыболовство в соответствии с условиями договора аренды рыболовных угодий, биолого-экономическими или рыбоводно-биологическими обоснованиями; обеспечивать вылов рыбы согласно установленным квотам на вылов рыбы; использовать при промысловом рыболовстве орудия рыболовства в количестве и размерах, предусмотренных в биолого-экономическом или рыбоводно-биологическом обосновании; формировать в соответствии с требованиями договора аренды рыболовных угодий рыболовецкие бригады и обеспечивать их работу; обозначать буйками оранжевого цвета установленные промысловые орудия рыболовства через каждые 100 метров, а также в начале и конце выставленного порядка в арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях; представлять орудия рыболовства для регистрации и маркирования в соответствующие структурные подразделения Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; обеспечивать получение промысловых билетов и тоневых журналов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия; вести учет выловленной рыбы по количеству и видам для каждого арендованного или предоставленного в безвозмездное пользование рыболовного угодья отдельно и представлять отчетность в Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; информировать соответствующие структурные подразделения Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь о режиме работы рыболовецких бригад; исполнять иные обязанности согласно законодательству. При организации платного любительского рыболовства арендаторы (пользователи) рыболовных угодий помимо обязанностей, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны: создать благоприятные условия для осуществления любительского лова рыбы (оборудование лодочных станций, причалов, автостоянок и мест для ночлега, прокат орудий рыболовства, маломерных судов и предоставление других услуг); проводить зарыбление рыболовных угодий в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями; исполнять иные обязанности согласно законодательству. Охрана арендованных или предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодий осуществляется арендаторами (пользователями) рыболовных угодий путем проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения случаев браконьерства в арендованных и предоставленных в безвозмездное пользование рыболовных угодьях. Арендаторы (пользователи) рыболовных угодий обязаны в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями планировать и осуществлять рыбоводно-мелиоративные мероприятия, к которым относятся: расчистка русел водотоков, естественных нерестилищ, создание искусственных нерестилищ, зимовальных ям, аэрация и другие работы; селективный вылов или отлов отдельных видов рыбы; зарыбление, в том числе расселение, интродукция, реинтродукция, акклиматизация, реакклиматизация рыбы путем разведения рыбы в неволе либо ее приобретения у организаций, занимающихся разведением рыбы; осуществление профилактических и других мероприятий по защите рыбы; иные мероприятия, направленные на обеспечение охраны и рационального использования рыбных ресурсов. Охрана рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, осуществляется местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами. Для обеспечения охраны рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы либо юридические лица, уполномоченные ими охранять эти рыболовные угодья: принимают меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений настоящих Правил и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов; назначают работников, которые отвечают за охрану рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий; осуществляют мероприятия по воспроизводству рыбы и иные рыбоводно-мелиоративные мероприятия. Мероприятия по воспроизводству рыбы осуществляются на основании рыбоводно-биологических или биологических обоснований зарыбления рыболовных угодий, разработанных в соответствии с требованиями настоящих Правил, за счет средств соответствующих местных бюджетов, иные рыбоводно-мелиоративные мероприятия – на основании рыбоводно-биологических обоснований, разработанных в соответствии с требованиями настоящих Правил, за счет средств соответствующих местных бюджетов. При зарыблении рыболовных угодий за счет средств фонда охраны природы отгрузка рыбы производится в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа, а также представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и оформляется актом установленной формы; принимают меры, направленные на содержание в надлежащем санитарном состоянии береговых участков рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, за счет средств соответствующих местных бюджетов; выявляют и охраняют места нереста рыбы и их зимних концентраций (зимовальных ям); осуществляют мероприятия по предотвращению заморных явлений и ликвидации их последствий за счет средств соответствующих местных бюджетов; осуществляют иные мероприятия согласно законодательству. |