МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Правовое регулирование использования и охраны лесов





  1. Лес как объект использования и охраны.
  2. Право лесопользования. Виды лесопользования. Основания возникновения, изменения и прекращения лесопользования.
  3. Правовая охрана и защита лесов.
  1. Лес как объект использования и охраны.

Согласно ст. 1ЛК лес как объект использования и охраны представляет собой совокупность естественной и искусствен­но созданной древесно-кустарниковой растительности (насаж­дений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. Данное определе­ние имеет ряд недостатков: во-первых, в юридическое понятие «лес» должна включаться не только древесно-кустарниковая, но и иная растительность; во-вторых, в соответствии с дей­ствующим законодательством животный мир является само­стоятельным компонентом природной среды, а значит, в юри­дическом смысле не может входить в состав лесов. Преамбу­ла ЛК трактует понятие «лес» еще шире, относя к нему также земли и другие компоненты природной среды. Таким образом, приведенные нормы ЛК недостаточно четко разграничивают лес, земли, животный мир в юридическом смысле, что приво­дит к трудностям применения норм лесного и земельного за­конодательства.

В соответствии со ст. 4 ЛК леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насажде­ния), расположенные на землях сельскохозяйственного назначе­ния, в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов, на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предо­ставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

В соответствии с экономическим, экологическим и соци­альным значением лесов проводится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования. Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляется Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

К первой группе относятся:

• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие ге­нетическое, научное и историко-культурное значение;

• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в гра­ницах водоохранных зон по берегам водных объектов);

• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные по­лосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог об­щего пользования);

• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других на­селенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).



Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и под­разделяются на две части - покрытые лесом и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 3, 125 КоЗ). При этом следует обратить внимание на то, что леса могут произрастать также на землях иных категорий (на зем­лях водного фонда, транспорта, населенных пунктов, приро­доохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, промышленности, обороны, связи, энергетики). Территория, занимаемая лесами, таким образом, значительно шире земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Бела­русь, ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в инте­ресах граждан и в общегосударственных интересах.

  1. Право лесопользования. Виды лесопользования. Основания возникновения, изменения и прекращения лесопользования.

Под лесопользованием в законодательстве понимается ис­пользование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях. Право лесопользования можно определить как совокупность правовых норм, определяющих условия и порядок пользования лесными ресурсами с учетом необходимости обеспечения неистощительного многоцелево­го лесопользования, охраны и воспроизводства лесов и других природных объектов.

Право лесопользования может быть классифицировано на общее и специальное. В качестве общего лесопользования можно рассматривать предусмотренное ст. 42 ЛК право граж­дан свободно находиться на территории лесного фонда и бес­платно собирать для удовлетворения собственных нужд дико­растущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, уча­ствовать в культурно-оздоровительных, туристических, спор­тивных и иных рекреационных мероприятиях.

Право специального лесопользования возникает в разреши­тельном или договорном порядке, носит строго целевой харак­тер, является платным. Статья 47 ЛК устанавливает обязанность лесопользователей использовать участки лесного фонда в соот­ветствии с целями, для которых они предоставлены. В соответ­ствии с действующим законодательством специальное лесополь­зование осуществляется за плату. Исключение составляет поль­зование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях, заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, а также побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесохозяйственная деятельность которых финансиру­ется из средств бюджета (ст. 35,92,94 ЛК). Согласно ст. 94 ЛК за­конодательными актами могут предусматриваться иные льготы по платежам за лесные пользования. Размер платы за лесополь­зование определяется по таксам либо по договорным ценам.

С учетом значения лесов как источника различных ресур­сов можно выделить следующие виды права лесопользования:

пользование растительными ресурсами леса, в том числе заготовка древесины, древесных ресурсов (живицы, второсте­пенных лесных ресурсов - пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.) и иных растительных ресурсов леса (побочное лесопользование - заготовка древесных соков, за­готовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, дикорастущих, в том числе лекарственных, растений и технического сырья, сбор мха, лес­ной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота);

пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства; при этом лесное законодательство регламентирует лишь порядок использования лесов, в то время как законодательство об охра­не и использовании животного мира регулирует вопросы непо­средственного пользования объектами животного мира;

использование лесных ресурсов невещественного проис­хождения (пользование лесом в научно-исследовательских, учебно-опытных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях).

Согласно ст. 1 ЛК лесопользователями являются юридиче­ские или физические лица, которым в установленном законо­дательством порядке предоставлено право пользования лесом (лесными ресурсами). Обращает на себя внимание неточность данной формулировки, поскольку лесопользователями могут быть также граждане, осуществляющие право общего лесо­пользования без предоставления им участка лесного фонда. Субъекты права лесопользования могут быть классифицирова­ны по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета пользования правомерно выделение пользователей древесины, отпущенной на корню, живицы, второстепенных лесных ре­сурсов, побочных ресурсов леса, иных полезных свойств леса. Однако наиболее существенное значение имеет деление их на две группы: субъекты, наделенные правом ведения лесного хозяйства (юридические лица, ведущие лесное хозяйство), и иные лесопользователи.

Право специального лесопользования возникает на ос­новании:

• решения компетентного государственного органа о предо­ставлении участков лесного фонда в пользование (ст. 40 ЛК);

• договора аренды, концессии, безвозмездного пользова­ния (ст. 40, 45, 451 ЛК; ст. 51 Инвестиционного кодекса);

• протокола о результатах торгов, который может иметь силу договора либо выступать в качестве способа заключения договора (ст. 44 ЛК);

• лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, вы­даваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство (ст. 43 ЛК).

Деятельность по заготовке и переработке древесины осу­ществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (ст. 38, 45 ЛК).

Согласно ст. 41 ЛК право лесопользования возникает на основании решений компетентных органов государственного управления при предоставлении участков лесного фонда в сле­дующих целях:

• в научно-исследовательских, учебно-опытных целях с правом ведения лесного хозяйства либо без права ведения лес­ного хозяйства - на основании решения Совета Министров Республики Беларусь либо Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь соответственно;

• для заготовки древесины и живицы - в порядке, опреде­ляемом Правилами отпуска древесины на корню в лесах Рес­публики Беларусь и иными законодательными актами;

• для нужд охотничьего хозяйства юридическим лицам -на условиях договора безвозмездного пользования или арен­ды на основании решения местных исполнительных и рас­порядительных органов, принимаемого по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Правила ведения охотничьего хо­зяйства и охоты, кроме того, предусматривают возможность предоставления безвозмездного пользования охотничьими угодьями государственным природоохранным учреждениям, лесохозяйственным организациям Управления делами Прези­дента Республики Беларусь по решению Президента Респуб­лики Беларусь;

• в культурно-оздоровительных, туристических, спортив­ных и иных рекреационных целях - на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, при­нимаемого по представлению юридического лица, ведущего лесное хозяйство.

Статья 45 ЛК предусматривает, что участки лесного фонда предоставляются лесопользователям в аренду на основании решений местных исполнительных и распорядительных орга­нов, принимаемых по согласованию с Министерством лесно­го хозяйства Республики Беларусь или по результатам лесных аукционов. При этом согласно Положению об аренде участков лесного фонда арендодателями являются юридические лица, ведущие лесное хозяйство. Данная норма вступает в проти­воречие со ст. 25, 34 Закона «О местном управлении и само­управлении» а также ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», которые наделяют местные Советы депутатов правом распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории путем предоставления их в порядке, установлен­ном законодательством, юридическим и физическим лицам, а исполнительные комитеты - правом заключения договоров с юридическими и физическими лицами, контроля за охраной и использованием природных объектов, а также решения вопро­сов, отнесенных к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Договор концессии участков лесного фонда как основание возникновения права специального лесопользования заключа­ется концессионным органом - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления. Другой стороной договора (кон­цессионерами) могут выступать национальные инвесторы -юридические лица частной формы собственности либо юриди­ческие лица, в имуществе которых доля государственной соб­ственности составляет не более 25%, и иностранные инвесто­ры (ст. 52, 59 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). Концессионер определяется путем проведения конкурсов или аукционов. Согласно ст. 57 Инвестиционного кодекса Респу­блики Беларусь пользование природными ресурсами, основан­ное на договоре концессии, осуществляется в соответствии с законодательством об этих природных ресурсах с учетом норм о концессиях. ЛК устанавливает, что перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки кон­цессии определяются в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности. Данный подход обоснованно был подвергнут критике в литературе, поскольку отношения лесопользования, в том числе на условиях концессии, в своей содержательной части являются природоресурсными (лесными) и, следовательно, должны быть урегулированы специаль­ным (лесным) законодательством.

Статья 40 ЛК предусматривает возможность пользования участками лесного фонда на основании договора безвозмезд­ного пользования. Данный договор заключается при предостав­лении участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, на основании решения местных исполнительных и распорядительных орга­нов, принимаемого по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (ст. 41 ЛК). Возможность заключения договора безвозмездного пользования предусмотрена также Порядком предоставления участков лесного фонда юридическим лицам для лесопользо­вания в научно-исследовательских и учебно-опытных целях и пользования этими участками (сторонами данного договора яв­ляются Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и юридические лица) и Правилами заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования (договор заключается между юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, и юридическим лицом или индивидуаль­ным предпринимателем для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования в про­мысловых целях).

Согласно ст. 44 ЛК право лесопользования может возникать по результатам лесных аукционов. Необходимо отметить, что лесным законодательством подробно урегулирован лишь поря­док проведения аукционов по продаже древесины на корню и в заготовленном виде.

Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3] и лесным законодательством предусмотрено, что заготовка дре­весины осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (кро­ме заготовки дров физическими лицами для собственных нужд, рубки древесно-кустарниковой растительности в пределах по­лос отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек и площадок госу­дарственной геодезической сети в процессе их эксплуатации). Следует отметить, что ранее перечень лицензируемых видов лесопользования был значительно шире и включал заготовку древесины, живицы, древесных соков, промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, техниче­ского и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.

Иные виды лесопользования лицензированию не подлежат, однако для осуществления права лесопользования для нужд охотничьего хозяйства необходимо получить лицензию на ве­дение охотничьего хозяйства.

Согласно ст. 43 ЛК осуществление права специального ле­сопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочным лесопользовани­ем, допускается только на основании лесорубочного билета, ор­дера и (или) лесного билета. Эти документы дают право поль­зования участками лесного фонда, в частности лесорубочный билет - на рубку древостоя, ордер - на рубку части древостоя или отдельных деревьев, лесной билет - на заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование (ст. 1 ЛК).'

Право специального лесопользования прекращается по основаниям, предусмотренным в ст. 50 ЛК. Среди таких осно­ваний можно выделить возникающие в силу правомерных и неправомерных действий лесопользователей. К первой группе (правомерные действия) относятся:

• отказ лесопользователя от права пользования участками лесного фонда;

• истечение срока лесопользования;

• возникновение непосредственной угрозы жизни или здо­ровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связан­ных с лесопользованием;

• возникновение аварий, стихийных бедствий и иных об­стоятельств, носящих чрезвычайный характер;

• изъятие в установленном порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных и общественных нужд;

• ликвидация юридического лица, которому участок лесно­го фонда был предоставлен в пользование.

Ко второй группе (непревомерные действия) относятся:

• нарушение требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

• систематическое (более двух раз) нарушение лесного зако­нодательства и законодательства об охране окружающей среды;

• систематическое (более трех месяцев в течение года) не­внесение платы за пользование участками лесного фонда;

• невыполнение лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожар­ной безопасности.

Кроме того, в соответствии со ст. 50 ЛК прекращение права лесопользования возможно при прекращении действия специ­ального разрешения (лицензии), что, исходя из норм законо­дательства о лицензировании, может иметь место как в слу­чае совершения лицензиатом правонарушения, так и в иных предусмотренных случаях.

  1. Правовая охрана и защита лесов.

Охрана лесов представляет собой комплекс организацион­ных, правовых и других мероприятий по предупреждению по­жаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными вещества­ми, отходами, хищений и иных негативных воздействий.

Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля в рассматриваемой сфере организуется государственная лесная охрана, а также авиационная охрана, осуществляемые специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республи­ки Беларусь. Перечень должностных лиц, на которых возла­гаются функции государственной лесной охраны, определен Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства».

Лесное законодательство предусматривает исполнение ряда обязанностей, направленных на охрану и защиту леса, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесополь­зователями, иными юридическими и физическими лицами, дея­тельность которых может оказать негативное воздействие на состояние лесов (ст. 76-80 ЛК).

Местные исполнительные и распорядительные органы в целях охраны и защиты лесов организуют ежегодно разработку и выполнение юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и лесопользователями мероприятий по предупреж­дению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в ле­сах; утверждают оперативные противопожарные мероприятия; предусматривают на периоды особо высокой опасности воз­никновения пожаров в лесах создание пожарных подразделе­ний и обеспечивают содержание их в готовности к немедлен­ному выезду в случае возникновения лесного пожара; органи­зуют регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах; обеспечивают координацию всех меро­приятий по борьбе с лесными пожарами, по борьбе с вредите­лями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов на территории области, района.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, организуют ежегодно разработку и выполнение мероприятий по предупреж­дению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; проводят противопожарное и санитарное благоустройство ле­сов, принимают меры по предотвращению и пресечению лесонарушений; проводят мероприятия по профилактике и свое­временному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними; оказывают содействие лесопользователям в проведении работ по противопожарному обустройству участков лесно­го фонда, переданных им в пользование; обеспечивают свое­временную ликвидацию очагов возгорания леса, координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса; осуществляют другие мероприятия по пред­упреждению и ликвидации пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса, предусмотренные законодательством.

Лесопользователи обязаны проводить работы способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесов; осуществлять мероприятия по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса, преду­смотренные договорами и разрешительными документами; разрабатывать, утверждать и реализовывать в установленные сроки планы противопожарных мероприятий; в случае обна­ружения очагов возгорания леса обязаны срочно сообщить об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и при­нять меры по ликвидации очагов возгорания леса; соблюдать санитарные правила в лесах.

Юридические и физические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласо­ванные с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и местными исполнительными и распорядительными орга­нами технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов.

Законодательство предусматривает также необходимость защиты лесов как системы мероприятий по защите леса от бо­лезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды (ст. 1 ЛК). Защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает комплекс ор­ганизационных, правовых и других мер, в частности:

• организацию авиационной охраны лесов;

• проведение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними;

• осуществление противопожарного и санитарного благо­устройства лесов;

• своевременную ликвидацию очагов возгорания леса;

• ограничение пребывания граждан в лесах и осуществле­ния лесопользования в период высокой пожарной опасности, а также при проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических и иных средств;

• осуществление работ в лесу способами и с соблюдени­ем технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;

• предоставление лесопользователями своевременной ин­формации юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.