МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Правовое регулирование использования и охраны вод





  1. Воды как объект использования и охраны.
  2. Право водопользования. Виды водопользования.
  3. Правовая охрана вод.
  1. Воды как объект использования и охраны.

Воды являются самостоятельным компонентом природной среды и выступают объектом использования и охраны.Юри­дическое понятие вод дается в ст. 1 ВК, в соответствии с которой воды определены как вся вода, находящаяся в водных объектах, представляющих собой природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы, а также признаки водного режима. К водам относятся все водные объекты, источники и содержащиеся в них запасы вод, находящиеся в естественной среде на территории Респу­блики Беларусь.

Состав вод как объекта использования и охраны можно определить через классификацию водных объектов, которые входят в государственный водный фонд и которые могут ис­пользоваться в качестве источника водных ресурсов.

По естественно-физическому состоянию вы­деляются поверхностные и подземные воды. К поверхност­ным водным объектам относится сосредоточение природных вод на поверхности суши в виде: а) водоемов - объектов, ко­торые характеризуются замедленным движением воды или его отсутствием; б) водотоков - объектов, характеризую­щихся движением воды под уклон. Подземные воды — воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях.

По происхождению водные объекты могут быть есте­ственными и искусственными. Искусственные водные объек­ты образуются в виде специально созданных водоемов и водо­токов в искусственных или естественных углублениях земной поверхности.

В качестве водных ресурсов водное законодательство вы­деляет запасы поверхностных и подземных вод данной терри­тории (ст. 1 ВК). Они могут различаться по физическим свой­ствам (пресные, минеральные, термальные и др.), а также по назначению (питьевые, хозяйственно-технические, лечебные, сточные).

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Бела­русь, ст. 4 ВК все воды (водные объекты), расположенные на территории Республики Беларусь, находятся в исключитель­ной собственности государства и составляют государственный водный фонд. В указанный фонд входят поверхностные воды (реки, ручьи, родники, озера, пруды и т.д.) и подземные воды. В соответствии со ст. 130 ГК обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу.

  1. Право водопользования. Виды водопользования.

Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рациональ­ного использования вод. Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают физические и юридические лица. От водопользователей необходимо отличать водопотребителей, т.е. лиц, получающих в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и не являющихся субъектами вод­ных отношений.

Объектом рассматриваемого права являются водные объек­ты или их части. В соответствии со ст. 20 ВК водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей:

• удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечеб­ных, курортных, оздоровительных и других нужд населения;



• сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей;

• отведения сточных и других вод.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и дру­гих нужд населения, которое может осуществляться на услови­ях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соот­ветствовать качественным характеристикам, предусмотрен­ным действующими санитарными нормами и правилами. Спе­циальное правовое регулирование деятельности, направленной на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, обеспечивается Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» [3].

Водопользование может быть:

• общее и специальное;

• обособленное и совместное;

• первичное и вторичное.

Общее водопользование осуществляется юридическими ли­цами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индиви­дуальными предпринимателями, как правило, без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состоя­ние вод, и не требует специального разрешения.

Требования и условия общего водопользования на водных объектах определяются соответствующими местными испол­нительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и в об­ласти внутреннего водного транспорта. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водо­пользование осуществляется на условиях, установленных пер­вичными водопользователями по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного санитарного надзора и органами по природ­ным ресурсам и охране окружающей среды.

Специальное водопользование представляет собой забор воды из водных объектов и отведение сточных вод в окру­жающую среду с применением сооружений и технических устройств. Перечень видов специального водопользования утвержден Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Специальное водо­пользование осуществляется на основании разрешений, выда­ваемых Министерством природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами на основании ходатайств водопользователей.

Обособленным является водопользование одного юриди­ческого или физического лица на основании решения соот­ветствующих исполнительных и распорядительных органов о предоставлении в обособленное водопользование водных объ­ектов (их частей).

В обособленное водопользование юридическим лицам могут быть переданы водные объекты (их части) для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики, обеспечения обороны Респу­блики Беларусь. В обособленное водопользование гражданам Республики Беларусь для хозяйственно-бытовых целей могут быть переданы непроточные пруды площадью до 0,2 га, рас­положенные на земельных участках, предоставленных им в соб­ственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.

Право обособленного водопользования удостоверяется Государственным актом на право обособленного водопользо­вания. Порядок предоставления водных объектов (их частей) в обособленное водопользование определен Советом Мини­стров Республики Беларусь. В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование.

Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользо­ватели), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органа­ми, предоставившими водный объект в обособленное водо­пользование, и органами государственного управления по при­родным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.

Гражданско-правовые формы использования водных объек­тов допускаются в виде аренды, концессии и безвозмездного пользования.

Водные объекты (их части), включенные в фонд рыболов­ных угодий и фонд охотничьих угодий, могут предоставляться юридическим лицам для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства в аренду или в безвозмездное пользование. Водные объекты, не включенные в фонд рыболовных угодий, могут быть предоставлены в аренду для рыбоводства и других целей в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Арендодателями водных объектов (их частей) являются со­ответствующие местные Советы депутатов по согласованию с органами по природным ресурсам и охране окружающей сре­ды и другими уполномоченными органами государственного управления. В безвозмездное пользование водные объекты пре­доставляются по решению Президента Республики Беларусь.

Субаренда водных объектов (их частей) запрещена, что сле­дует из ст. 28 ВК.

Предоставление водных объектов в концессию предусмо­трено Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. В со­ответствии со ст. 7-1 ВК решения о необходимости концессии в отношении водных объектов принимает Президент Респу­блики Беларусь.

Водные объекты предоставляются только во временное пользование (краткосрочное - до 5 лет, долгосрочное - от 5 до 25 лет). Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование или предоставившим водный объект в обособленное водопользо­вание, аренду или безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 33 ВК права водопользователей могут быть ограничены или прекращены Президентом Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами при возникновении или угрозе возникновения эпи­демий и эпизоотии, аварийных ситуаций и в иных случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, в целях охраны здоровья населения, а также в иных государствен­ных интересах или интересах других водопользователей.

Основания прекращения права водопользования установле­ны ст. 34 ВК, согласно которой право водопользования подле­жит прекращению в следующих случаях:

• минования надобности в водопользовании или отказа от него;

• истечения срока водопользования;

• ликвидации юридического лица, которому было предо­ставлено право водопользования;

• передачи водохозяйственных сооружений и устройств другим водопользователям;

• возникновения государственной необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.

При нарушении правил и условий использования и охра­ны водных объектов либо нецелевого пользования право водо­пользования может быть прекращено, кроме права пользова­ния водами для питьевых и бытовых нужд населения. Право водопользования ограничивается или прекращается по реше­нию соответствующего государственного органа, предоставив­шего водный объект в пользование или выдавшего разрешение на специальное водопользование, а также по решению первич­ного водопользователя, согласованному с соответствующими государственными органами.

Права и обязанности водопользователей установлены Вод­ным кодексом (ст. 31, 32 ВК).

Водопользователи имеют право:

• осуществлять пользование водными объектами для раз­личных целей в соответствии с условиями их предоставления;

• возводить в установленном порядке водохозяйственные сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и пере­распределения вод, а также очистки, обезвреживания, обезза­раживания и отведения сточных вод, осуществлять их рекон­струкцию;

• передавать для использования добытую воду другим во­допользователям (водопотребителям) на условиях, согласован­ных с соответствующими государственными органами;

• получать в установленном порядке информацию о состо­янии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности.

Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем:

• использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водо­пользования;

• рационально использовать водные ресурсы;

• вести учет количества забираемых, используемых вод и отводимых сточных вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;

• соблюдать режим содержания зон санитарной охраны ис­точников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

• проводить согласованные в установленном порядке ме­роприятия по охране вод от истощения и улучшению их со­стояния;

• своевременно вносить плату за водопользование и др.

  1. Правовая охрана вод.

Правовая охрана вод представляет собой систему мер, на­правленных на предотвращение или ликвидацию их загряз­нения, засорения, истощения, сохранение и восстановление водных объектов. Под загрязнением вод понимается посту­пление в водный объект загрязняющих веществ, микроорга­низмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды (сбросы сточных вод, отходы производства, отходы животноводческих комплексов). Засорением вод считается накопление в водных объектах посторонних предметов (сброс строительного мусо­ра, бытовых отходов). Истощение вод - устойчивое уменьше­ние минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод.

Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресур­сам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами.

В целях охраны вод и водных ресурсов разработана Государ­ственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чи­стая вода» на 2006-2010 гг., которая утверждена Указом Прези­дента Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. и на основании которой разрабатываются территориальные программы по во­доснабжению и водоотведению на данный период. Министер­ством жилищно-коммунального хозяйства Республики Бела­русь утверждена программа внедрения безреагентных методов обеззараживания сточных вод, альтернативных хлорированию.

Для охраны вод устанавливаются определенные запреты по вредному воздействию на воды. Так, запрещается отведение в водные объекты отходов производства и потребления; загряз­нение и засорение водосборов и ледяного покрова водных объ­ектов отходами, отбросами, иными продуктами, которые могут повлечь ухудшение показателей качества вод; отведение сточ­ных вод с использованием рельефа местности и др.

Особой охране подлежат подземные воды и выходы под­земных вод на Поверхность (родники), в частности ограничены некоторые виды пользования этими водными объектами.

В соответствии со ст. 75 ВК для предотвращения загрязне­ния, засорения и истощения водных объектов, а также сохране­ния среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны. В пределах водоохран­ных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима. В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливает­ся специальный режим хозяйственной деятельности. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибреж­ных полос и режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры и границы (ширина) водоохранных зон и прибреж­ных полос, режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются в проектах водоохранных зон и прибрежных по­лос, разрабатываемых в сответствии с установленными Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды с учетом существующих природных условий, характера антро­погенной нагрузки и границ запретных полос лесов.

Проекты водоохранных зон и прибрежных полос утверж­даются:

• для больших и средних рек - областными исполнитель­ными комитетами по представлению областных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• для малых рек и водоемов - городскими или районными исполнительными комитетами по представлению городских или районных инспекций природных ресурсов и охраны окру­жающей среды.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.