Правовое регулирование использования и охраны земель - Земля как объект использования и охраны.
- Состав земель Республики Беларусь.
- Правовые формы использования земель.
- Правовая охрана земель.
- Земля как объект использования и охраны.
Земля как объект использования и охраны представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений - земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли. Законодательство Республики Беларусь не дает определения юридического термина «земля». Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» только называет землю (включая почвы) как самостоятельный компонент природной среды, который подлежит правовому регулированию в качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды. Являясь составной частью природной среды, земля выполняет экологические, экономические и социальные функции, с учетом которых осуществляется правовое регулирование. Земля выступает в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения антропогенных объектов, территориального ресурса для различных видов человеческой деятельности. С этих позиций землю следует рассматривать как компонент природной среды, представляющий собой поверхностный земной слой, обладающий плодородием и другими полезными свойствами, подлежащий правовому регулированию в экологических, экономических и социальных целях, который отграничивается от других природных компонентов по естественным и правовым признакам. Одновременно земля является объектом имущественных отношений, которые складываются в гражданском обороте и в которых земля имеет статус недвижимого имущества. В соответствии со ст. 130 ГК особым видом недвижимого имущества названы земельные участки, которые обладают следующими юридическими свойствами в качестве недвижимого имущества: • относятся к категории индивидуально-определенных вещей с присущими только им признаками, которые установлены законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и позволяют индивидуализировать каждый земельный участок или его часть как самостоятельный объект прав на землю; • могут быть делимыми или неделимыми с учетом целевого назначения земельного участка и соблюдения санитарных, экологических и других норм и правил; • подпадают под определенный режим собственности (государственной или частной), предусмотренный гражданским законодательством; • являются самостоятельным объектом правового регулирования, который не включает в свой состав другие компоненты природной среды в пределах земельного участка, а также расположенные на нем строения и сооружения. В отдельных случаях земля может рассматриваться в качестве элемента определенной территории или пространства, на котором осуществляется человеческая деятельность, выступая неотъемлемой частью природных и природно-антропогенных территориальных образований различного рода (территории градостроительного развития, особо охраняемые природные территории и природные территории со специальным режимом охраны, территории экологического бедствия и другие экологически неблагополучные территории, планетное пространство). Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права принадлежности земли различным субъектам земельных отношений. В силу особых свойств земли, главными из которых является естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность в данном случае понимается как экономическое господство над землей, которое санкционировано правовыми нормами. Земля не является результатом человеческой деятельности и не может присваиваться как обычные вещи, она всегда выступает как общечеловеческий ресурс. Как правовой институт право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения определяют характер земельного строя. В то же время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще - на другие компоненты природной среды, движимые и недвижимые вещи. Право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт за счет норм различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права, в частности Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», устанавливают полномочия органов местного управления и самоуправления по распоряжению находящимися в их ведении землями. Гражданское право определяет правовую природу права собственности, пределы оборотоспособности земли, закрепляет формы собственности, содержание правомочий собственника и способы их защиты, т.е. механизм рыночного оборота земли. Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния. Право собственности на землю в субъективном смысле (как субъективное право) представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Право собственности на землю реализуется через принадлежность земли конкретным субъектам этого права, т.е. через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь. В соответствии со ст. 2 КоЗ право собственности на землю выступает в двух формах: государственной и частной. Право государственной собственности на землю составляет основу земельного строя Республики Беларусь. Право частной собственности на землю возникло в процессе проведения земельной реформы. Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах: право частной собственности юридических лиц; право частной собственности граждан Республики Беларусь. Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств. В соответствии со ст. 2 КоЗ земля может находиться в собственности одного субъекта - физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь либо принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от формы собственности. Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка, установленных ст. 17 КоЗ. Право собственности на землю характеризуется следующими признаками: • право собственности как основной поземельный титул всегда является вещным правом (ст. 262 ГК) независимо от формы собственности; • это бессрочное право, которое существует, пока существует объект права собственности - земельный участок или земли; • имеет целевой характер, который учитывается для государственной формы собственности - при распределении и перераспределении земель, для частной формы собственности - при их использовании. - Состав земель Республики Беларусь.
Правовая классификация всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования предусматривает деление земель по определенным правовым признакам на категории земель и виды земель. Деление земель на категории проводится по наиболее устойчивому признаку, которым является целевое назначение земель. Законодательно эта классификация закреплена в ст. 3 КоЗ. Категорию земель можно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом. Категория земель - понятие правовое, а не территориальное, поэтому один и тот же участок может входить в разные категории земель. Земли Республики Беларусь в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Данная классификация является исчерпывающей, соответствует сложившимся естественно-историческим условиям развития земельных отношений. Отнесение земель к указанным категориям, перевод их из одной категории в другую производится соответствующими государственными органами, осуществляющими государственное управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 КоЗ). Перевод земель из одних категорий в другие происходит в случае изменения основного целевого назначения этих земель: • при изъятии и предоставлении земельных участков; • прекращении прав на земельные участки в случаях и порядке, определенном Кодексом о земле; • подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую в районный исполнительный и распорядительный орган по месту их нахождения. Классификация земель на виды является вторичным правовым делением и детализирует правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны применительно ко всем землям Республики Беларусь или отдельным категориям. Так, в рамках различных категорий земель выделяются отдельные виды, которые определяют внутреннюю классификацию земель этой категории с учетом многоцелевого использования, субъектного состава и других признаков. Например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, и т.д. В целях государственного кадастрового учета земли Республики Беларусь независимо от их деления на категории подразделяются на виды. Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования, которые устанавливаются на местности в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования в процессе проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель. Решения об отнесении земель к определенным видам принимаются районными, городскими (городов областного подчинения, г. Минска) исполнительными комитетами на основании материалов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами. При определении состава земель Республики Беларусь как объекта природоресурсных отношений законодательство не разграничивает понятия земли и земельных ресурсов. Земельные ресурсы в законодательстве, как правило, отождествляются с земельным участком, который используется или может использоваться для различных видов деятельности, поскольку существует неразрывная связь земли и ее полезных свойств. Правомочия по использованию земли обычно включают комплексное использование всех земельных ресурсов. В некоторых случаях законодательство выделяет земельные ресурсы как самостоятельный объект правоотношений. Так происходит при установлении требований по охране земель. Например, ст. 136 КоЗ включает в содержание охраны земель восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли. При использовании земельных участков землевладельцы, землепользователи и собственники земли имеют право эксплуатировать полезные свойства земли (ст. 64 КоЗ). - Правовые формы использования земель.
Правовые формы использования земель представляют собой закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, через которые осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. Посредством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно. Выделяют следующие признаки, по которым различают правовые формы использования земель: • правовая природа прав на землю (вещные, обязательственные и иные права); • сроки (срочные и постоянные, т.е. бессрочные, права); • субъекты (собственники и несобственники; государство, юридические и физические лица); • цели использования земельных участков. Объектом прав на землю являются индивидуально определенные земельные участки, предоставленные (переданные) гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах. Цели использования земельных участков устанавливаются применительно к определенной форме использования земель законодательством или органом, который предоставляет земельный участок. Так, ст. 69 КоЗ установлены цели предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение, ст. 12, 34 КоЗ - передачи в частную собственность и др. Основанием возникновения прав на землю является сложный фактический состав, который включает следующие юридические факты: • принятие решения о передаче земли в собственность или предоставлении во владение и пользование в форме административного акта - решения исполнительного и распорядительного органа; гражданско-правовой сделки; судебного решения; международного договора; • отвод участка, который представляет собой установление на местности границ земельных участков; • внесение платы за земельный участок или права на получение земельного участка, кроме случаев, предусмотренных законодательством; • государственная регистрация права на земельный участок, удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, которое является правоустанавливающим документом. Анализ законодательства позволяет выделить следующие правовые формы использования земель: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, право постоянного и временного землепользования, аренда, концессия, сервитут. Право частной собственности на землю относится к основным вещным правам на землю, является бессрочным и закрепляет принадлежность земельных участков юридическим лицам негосударственной формы собственности и физическим лицам. Право частной собственности на землю ограничено по субъектам и целям использования земельных участков. Субъектами этого права являются юридические и физические лица, названные в законодательстве. К ним относятся: • граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим; • юридические лица Республики Беларусь, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей: • ведения личного подсобного хозяйства; • строительства и обслуживания жилого дома; • ведения коллективного садоводства в размере до 0,15 га на одного члена кооператива; • дачного строительства в размере до 0,15 га на одного члена дачного кооператива. Юридическим лицам, названным выше, земельные участки могут передаваться в частную собственность при приватизации объектов государственной собственности по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, и при осуществлении инвестиционных проектов. Все другие правовые формы использования земли являются производными от права собственности (государственной и частной) и по своим признакам и правовым характеристикам относятся к праву природопользования. Их правовая природа может быть различной в зависимости от характера и оснований возникновения этих прав. Так, пожизненное наследуемое владение земельным участком, постоянное пользование земельным участком и земельные сервитуты гражданское законодательство относит к категории ограниченных вещных прав. Аренда (субаренда), концессия имеют обязательственную природу и являются разновидностью договорного землепользования. Временное землепользование и временное занятие земельных участков имеет административно-правовую природу. Пожизненное наследуемое землевладение всегда выступает как бессрочное право и может быть производно только от государственной собственности на землю. Субъектами этого права являются граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей, предусмотренных в законодательстве. В соответствии со ст. 69 КоЗ граждане Республики Беларусь имеют право на получение участков в пожизненное наследуемое владение: 1) для строительства и обслуживания жилого дома; 2) ведения личного подсобного хозяйства; 3) ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 4) ведения коллективного садоводства; 5) дачного строительства; 6) традиционных народных промыслов; 7) в случае приобретения по наследству или приобретения жилого дома. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам Республики Беларусь в частную собственность и пожизненное наследуемое владение, установлены законодательством. В соответствии со ст. 70 КоЗ для строительства и обслуживания жилого дома предоставляются участки в размере от 0,05 до 0,15 га (в городах), от 0,15 до 0,25 га (в сельских населенных пунктах и поселках городского типа). Для ведения личного подсобного хозяйства дополнительно предоставляются земельные участки в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Согласно ст. 71 КоЗ земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются в размере до 100 га сельскохозяйственных земель. Для ведения коллективного садоводства и дачного строительства размер земельных участков составляет до 0,15 га на одного члена кооператива (ст. 72, 73 КоЗ). Право землепользования, согласно ст. 8 КоЗ, может быть постоянным и временным. Постоянное землепользование не ограничено сроками. Законодательством могут устанавливаться случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование отдельным субъектам (например, сельскохозяйственным организациям, садоводческим товариществам, дачным кооперативам и др.). Временное землепользование может быть краткосрочным - до 3 лет, и долгосрочным - от 3 до 10 лет. Аренда земель представляет собой основанное на гражданско-правовом договоре временное возмездное пользование земельным участком. Аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Срок аренды земельных участков не должен превышать 99 лет, а аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования - не может быть менее 5 лет. Договор аренды заключается на началах добровольности и равноправия сторон, кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст. 623, 627 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст. 46 КоЗ). Концессия земель понимается как основанное на договоре, заключаемом Республикой Беларусь с национальными или иностранными инвесторами, срочное возмездное землепользование. Правовое регулирование концессии земель в настоящее время осуществляется в рамках законодательства об инвестиционной деятельности. Земельный сервитут - право ограниченного пользования соседним (а иногда - другим) земельным участком. Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу ограниченных вещных прав на землю (ст. 217 ГК). Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других правовых форм использования земель. Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка. В основе возникновения права земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. В соответствии со ст. 268 ГК, ст. 14 КоЗ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения - судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может предоставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам. Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка, - не только собственник земельного участка, но и лицо, которому участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Сервитут может быть срочным и бессрочным. Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть определен срок, по истечении которого сервитут прекращается. - Правовая охрана земель.
Правовая охрана земель представляет собой систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. В соответствии с гл. 29 КоЗ землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель. Основные меры по охране земель включают: • рациональную организацию территории; • восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; • защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения и других процессов разрушения и ухудшения состояния земель; • рекультивацию нарушенных земель и др. Порядок охраны земель устанавливается законодательством Республики Беларусь применительно к различным категориям и видам земель. В целях обеспечения охраны и рационального использования земель могут устанавливаться ограничения и дополнительные обязанности по использованию земельных участков. В ряду мер охраны земель выделяются экономические методы обеспечения рационального использования и охраны земель, которые предусматривают применениемеханизма платности землепользования и экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель. Платежи за землю взимаются в форме земельного налога и арендной платы. За земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, взимается земельный налог по ставкам, установленным Законом Республики Беларусь «О платежах за землю». За переданные в аренду земельные участки уплачивается арендная плата, размер которой определяется соглашением сторон. Следует отметить, что законодательством Республики Беларусь может устанавливаться предельный размер арендной платы за земельный участок. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев, землепользователей, собственников земельных участков в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и предусматривает, в частности: • выделение средств из республиканского и местного бюджетов для восстановления земель; • освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом работ; • поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и другие меры. |