МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Правовое регулирование использования и охраны земель





  1. Земля как объект использования и охраны.
  2. Состав земель Республики Беларусь.
  3. Правовые формы использования земель.
  4. Правовая охрана земель.
  1. Земля как объект использования и охраны.

Земля как объект использования и охраны представляет со­бой естественно-природное образование, составную часть окру­жающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений - земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли.

Законодательство Республики Беларусь не дает определе­ния юридического термина «земля». Закон Республики Бела­русь «Об охране окружающей среды» только называет землю (включая почвы) как самостоятельный компонент природной среды, который подлежит правовому регулированию в каче­стве одного из объектов отношений в области охраны окру­жающей среды.

Являясь составной частью природной среды, земля выпол­няет экологические, экономические и социальные функции, с учетом которых осуществляется правовое регулирование. Зем­ля выступает в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения антропогенных объектов, территориального ресурса для различ­ных видов человеческой деятельности. С этих позиций землю следует рассматривать как компонент природной среды, пред­ставляющий собой поверхностный земной слой, обладающий плодородием и другими полезными свойствами, подлежащий правовому регулированию в экологических, экономических и социальных целях, который отграничивается от других природ­ных компонентов по естественным и правовым признакам.

Одновременно земля является объектом имущественных отношений, которые складываются в гражданском обороте и в которых земля имеет статус недвижимого имущества. В соот­ветствии со ст. 130 ГК особым видом недвижимого имущества названы земельные участки, которые обладают следующими юридическими свойствами в качестве недвижимого имущества:

• относятся к категории индивидуально-определенных ве­щей с присущими только им признаками, которые установлены законодательством о государственной регистрации недвижи­мого имущества, прав на него и сделок с ним и позволяют ин­дивидуализировать каждый земельный участок или его часть как самостоятельный объект прав на землю;

• могут быть делимыми или неделимыми с учетом целево­го назначения земельного участка и соблюдения санитарных, экологических и других норм и правил;

• подпадают под определенный режим собственности (го­сударственной или частной), предусмотренный гражданским законодательством;

• являются самостоятельным объектом правового регули­рования, который не включает в свой состав другие компонен­ты природной среды в пределах земельного участка, а также расположенные на нем строения и сооружения.

В отдельных случаях земля может рассматриваться в каче­стве элемента определенной территории или пространства, на котором осуществляется человеческая деятельность, выступая неотъемлемой частью природных и природно-антропогенных территориальных образований различного рода (территории градостроительного развития, особо охраняемые природные территории и природные территории со специальным режимом охраны, территории экологического бедствия и другие экологи­чески неблагополучные территории, планетное пространство).

Право собственности на землю как юридическая катего­рия представляет собой закрепление нормами права принад­лежности земли различным субъектам земельных отношений. В силу особых свойств земли, главными из которых является естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность в данном случае по­нимается как экономическое господство над землей, которое санкционировано правовыми нормами. Земля не является ре­зультатом человеческой деятельности и не может присваивать­ся как обычные вещи, она всегда выступает как общечеловече­ский ресурс.

Как правовой институт право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения определяют характер земельного строя. В то же вре­мя отношения собственности на землю неотделимы от отноше­ний собственности вообще - на другие компоненты природной среды, движимые и недвижимые вещи. Право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт за счет норм различных отраслей права: конституционного, адми­нистративного, гражданского, земельного. Так, конституцион­ные нормы определяют приоритет государственной собствен­ности на землю. Нормы административного права, в частности Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республи­ке Беларусь», устанавливают полномочия органов местного управления и самоуправления по распоряжению находящимися в их ведении землями. Гражданское право определяет правовую природу права собственности, пределы оборотоспособности земли, закрепляет формы собственности, содержание право­мочий собственника и способы их защиты, т.е. механизм ры­ночного оборота земли. Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собствен­ности на землю в целях сохранения и рационального использо­вания земли как национального достояния.

Право собственности на землю в субъективном смысле (как субъективное право) представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоря­жаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом.

Право собственности на землю реализуется через принад­лежность земли конкретным субъектам этого права, т.е. через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь. В соответствии со ст. 2 КоЗ право соб­ственности на землю выступает в двух формах: государствен­ной и частной.

Право государственной собственности на землю составляет основу земельного строя Республики Беларусь. Право частной собственности на землю возникло в процессе проведения зе­мельной реформы.

Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах: право частной собственности юридических лиц; право частной собственности граждан Республики Беларусь.

Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств.

В соответствии со ст. 2 КоЗ земля может находиться в соб­ственности одного субъекта - физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь либо принадлежать на праве общей (совместной или долевой) соб­ственности нескольким собственникам независимо от формы собственности. Право общей собственности на землю возни­кает по основаниям, предусмотренным гражданским законода­тельством, и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка, установленных ст. 17 КоЗ.

Право собственности на землю характеризуется следующи­ми признаками:

• право собственности как основной поземельный титул всегда является вещным правом (ст. 262 ГК) независимо от формы собственности;

• это бессрочное право, которое существует, пока су­ществует объект права собственности - земельный участок или земли;

• имеет целевой характер, который учитывается для го­сударственной формы собственности - при распределении и перераспределении земель, для частной формы собственно­сти - при их использовании.

  1. Состав земель Республики Беларусь.

Правовая классификация всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования предусматривает деле­ние земель по определенным правовым признакам на катего­рии земель и виды земель.

Деление земель на категории проводится по наиболее устой­чивому признаку, которым является целевое назначение земель. Законодательно эта классификация закреплена в ст. 3 КоЗ.

Категорию земель можно определить как часть земель Рес­публики Беларусь, объединенную общим целевым назначени­ем и единым правовым режимом. Категория земель - понятие правовое, а не территориальное, поэтому один и тот же участок может входить в разные категории земель.

Земли Республики Беларусь в соответствии с основным це­левым назначением и независимо от форм собственности под­разделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городско­го типа и сельских населенных пунктов), садоводческих това­риществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреаци­онного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Данная классификация является исчерпывающей, соот­ветствует сложившимся естественно-историческим условиям развития земельных отношений. Отнесение земель к указан­ным категориям, перевод их из одной категории в другую про­изводится соответствующими государственными органами, осуществляющими государственное управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законода­тельством (ст. 4 КоЗ).

Перевод земель из одних категорий в другие происходит в случае изменения основного целевого назначения этих земель:

• при изъятии и предоставлении земельных участков;

• прекращении прав на земельные участки в случаях и по­рядке, определенном Кодексом о земле;

• подаче землепользователями заявлений о переводе зе­мель, земельных участков из одной категории в другую в рай­онный исполнительный и распорядительный орган по месту их нахождения.

Классификация земель на виды является вторичным право­вым делением и детализирует правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны применительно ко всем землям Республики Беларусь или отдельным категориям. Так, в рамках различных категорий земель выделяются отдель­ные виды, которые определяют внутреннюю классификацию земель этой категории с учетом многоцелевого использования, субъектного состава и других признаков. Например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков город­ского типа и сельских населенных пунктов, и т.д.

В целях государственного кадастрового учета земли Респу­блики Беларусь независимо от их деления на категории подраз­деляются на виды. Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования, кото­рые устанавливаются на местности в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования в процессе про­ведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвента­ризации земель. Решения об отнесении земель к определен­ным видам принимаются районными, городскими (городов областного подчинения, г. Минска) исполнительными комите­тами на основании материалов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами.

При определении состава земель Республики Беларусь как объекта природоресурсных отношений законодательство не разграничивает понятия земли и земельных ресурсов. Земель­ные ресурсы в законодательстве, как правило, отождествляют­ся с земельным участком, который используется или может использоваться для различных видов деятельности, поскольку существует неразрывная связь земли и ее полезных свойств.

Правомочия по использованию земли обычно включают комплексное использование всех земельных ресурсов. В не­которых случаях законодательство выделяет зе­мельные ресурсы как самостоятельный объект правоотноше­ний. Так происходит при установлении требований по охране земель. Например, ст. 136 КоЗ включает в содержание охраны земель восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли. При использовании земель­ных участков землевладельцы, землепользователи и собствен­ники земли имеют право эксплуатировать полезные свойства земли (ст. 64 КоЗ).

  1. Правовые формы использования земель.

Правовые формы использования земель представляют собой закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, через которые осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. Посред­ством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулиру­ются единообразно.

Выделяют следующие признаки, по которым различают правовые формы использования земель:

• правовая природа прав на землю (вещные, обязательствен­ные и иные права);

• сроки (срочные и постоянные, т.е. бессрочные, права);

• субъекты (собственники и несобственники; государство, юридические и физические лица);

• цели использования земельных участков.

Объектом прав на землю являются индивидуально опреде­ленные земельные участки, предоставленные (переданные) гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах. Цели использования земельных участков устанавливаются применительно к определенной форме использования земель законодательством или органом, который предоставляет земельный участок. Так, ст. 69 КоЗ установлены цели предоставления земельных участков в по­жизненное наследуемое владение, ст. 12, 34 КоЗ - передачи в частную собственность и др.

Основанием возникновения прав на землю является слож­ный фактический состав, который включает следующие юри­дические факты:

• принятие решения о передаче земли в собственность или предоставлении во владение и пользование в форме админи­стративного акта - решения исполнительного и распорядитель­ного органа; гражданско-правовой сделки; судебного решения; международного договора;

• отвод участка, который представляет собой установление на местности границ земельных участков;

• внесение платы за земельный участок или права на по­лучение земельного участка, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

• государственная регистрация права на земельный уча­сток, удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о го­сударственной регистрации, которое является правоустанавли­вающим документом.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие правовые формы использования земель: право частной соб­ственности на землю, право пожизненного наследуемого зем­левладения, право постоянного и временного землепользова­ния, аренда, концессия, сервитут.

Право частной собственности на землю относится к основ­ным вещным правам на землю, является бессрочным и закреп­ляет принадлежность земельных участков юридическим ли­цам негосударственной формы собственности и физическим лицам. Право частной собственности на землю ограничено по субъектам и целям использования земельных участков. Субъектами этого права являются юридические и физические лица, названные в законодательстве. К ним относятся:

• граждане Республики Беларусь, постоянно проживаю­щие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим;

• юридические лица Республики Беларусь, в том числе предприятия с иностранными инвестициями.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для сле­дующих целей:

• ведения личного подсобного хозяйства;

• строительства и обслуживания жилого дома;

• ведения коллективного садоводства в размере до 0,15 га на одного члена кооператива;

• дачного строительства в размере до 0,15 га на одного чле­на дачного кооператива.

Юридическим лицам, названным выше, земельные участ­ки могут передаваться в частную собственность при привати­зации объектов государственной собственности по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, и при осу­ществлении инвестиционных проектов.

Все другие правовые формы использования земли явля­ются производными от права собственности (государствен­ной и частной) и по своим признакам и правовым характери­стикам относятся к праву природопользования. Их правовая природа может быть различной в зависимости от характера и оснований возникновения этих прав. Так, пожизненное на­следуемое владение земельным участком, постоянное поль­зование земельным участком и земельные сервитуты граж­данское законодательство относит к категории ограниченных вещных прав. Аренда (субаренда), концессия имеют обяза­тельственную природу и являются разновидностью договор­ного землепользования. Временное землепользование и вре­менное занятие земельных участков имеет административно-правовую природу.

Пожизненное наследуемое землевладение всегда выступает как бессрочное право и может быть производно только от госу­дарственной собственности на землю. Субъектами этого права являются граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей, предусмотренных в зако­нодательстве.

В соответствии со ст. 69 КоЗ граждане Республики Беларусь имеют право на получение участков в пожизненное наследуе­мое владение:

1) для строительства и обслуживания жилого дома;

2) ведения личного подсобного хозяйства;

3) ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

4) ведения коллективного садоводства;

5) дачного строительства;

6) традиционных народных промыслов;

7) в случае приобретения по наследству или приобретения жилого дома.

Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам Республики Беларусь в частную собственность и пожизненное наследуемое владение, установлены законодательством. В со­ответствии со ст. 70 КоЗ для строительства и обслуживания жи­лого дома предоставляются участки в размере от 0,05 до 0,15 га (в городах), от 0,15 до 0,25 га (в сельских населенных пунктах и поселках городского типа). Для ведения личного подсобного хозяйства дополнительно предоставляются земельные участки в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предо­ставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Согласно ст. 71 КоЗ земельные участки для ведения крестьян­ского (фермерского) хозяйства предоставляются в размере до 100 га сельскохозяйственных земель. Для ведения коллектив­ного садоводства и дачного строительства размер земельных участков составляет до 0,15 га на одного члена кооператива (ст. 72, 73 КоЗ).

Право землепользования, согласно ст. 8 КоЗ, может быть постоянным и временным. Постоянное землепользование не ограничено сроками. Законодательством могут устанавли­ваться случаи предоставления земельных участков в постоян­ное пользование отдельным субъектам (например, сельскохо­зяйственным организациям, садоводческим товариществам, дачным кооперативам и др.). Временное землепользование может быть краткосрочным - до 3 лет, и долгосрочным - от 3 до 10 лет.

Аренда земель представляет собой основанное на гражданско-правовом договоре временное возмездное поль­зование земельным участком. Аренда земли относится к обя­зательственным правам на землю. Срок аренды земельных участков не должен превышать 99 лет, а аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования - не может быть менее 5 лет. Договор аренды заключается на началах до­бровольности и равноправия сторон, кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соот­ветствии с законодательством (ст. 623, 627 ГК). Поэтому усло­вия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст. 46 КоЗ).

Концессия земель понимается как основанное на догово­ре, заключаемом Республикой Беларусь с национальными или иностранными инвесторами, срочное возмездное землепользо­вание. Правовое регулирование концессии земель в настоящее время осуществляется в рамках законодательства об инвести­ционной деятельности.

Земельный сервитут - право ограниченного пользования соседним (а иногда - другим) земельным участком. Граждан­ское законодательство относит земельные сервитуты к числу ограниченных вещных прав на землю (ст. 217 ГК). Узкоце­левое назначение права земельного сервитута отличает его от других правовых форм использования земель. Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодатель­ством определен примерно. Во всех случаях земельный сер­витут связан с невозможностью для лица, требующего уста­новления сервитута, обеспечить иным способом надлежа­щую эксплуатацию своего земельного участка. В основе воз­никновения права земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. В соответствии со ст. 268 ГК, ст. 14 КоЗ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником со­седнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения - судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может предоставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используе­мых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам. Требовать установления земельного серви­тута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка, - не только собственник земельного участка, но и лицо, которому уча­сток предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Сервитут может быть срочным и бессрочным. Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или реше­нии суда может быть определен срок, по истечении которого сервитут прекращается.

  1. Правовая охрана земель.

Правовая охрана земель представляет собой систему право­вых мер, организационных, экономических и других меропри­ятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяй­ственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздей­ствий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зо­нальных и региональных особенностей земель, целей и харак­тера их использования.

В соответствии с гл. 29 КоЗ землепользователи, землевла­дельцы и собственники земельных участков обязаны эффек­тивно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные техно­логии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.

Основные меры по охране земель включают:

• рациональную организацию территории;

• восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

• защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения и других процессов разрушения и ухудшения состояния земель;

• рекультивацию нарушенных земель и др.

Порядок охраны земель устанавливается законодательством Республики Беларусь применительно к различным категориям и видам земель. В целях обеспечения охраны и рационально­го использования земель могут устанавливаться ограничения и дополнительные обязанности по использованию земельных участков.

В ряду мер охраны земель выделяются экономические методы обеспечения рационального использования и охраны земель, которые предусматривают применениемеханизма

платности землепользования и экономическое стимулирова­ние рационального использования и охраны земель. Платежи за землю взимаются в форме земельного налога и арендной платы. За земельные участки, находящиеся в частной соб­ственности, пожизненном наследуемом владении или поль­зовании, взимается земельный налог по ставкам, установлен­ным Законом Республики Беларусь «О платежах за землю». За переданные в аренду земельные участки уплачивается арендная плата, размер которой определяется соглашением сторон. Следует отметить, что законодательством Респу­блики Беларусь может устанавливаться предельный размер арендной платы за земельный участок. Экономическое сти­мулирование охраны земель направлено на повышение за­интересованности землевладельцев, землепользователей, собственников земельных участков в сохранении и воспро­изводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и предусма­тривает, в частности:

• выделение средств из республиканского и местного бюд­жетов для восстановления земель;

• освобождение от платы за земельные участки, находящи­еся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом работ;

• поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и другие меры.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.