Тренинг «Разрешение конфликтов» Цель: Сформировать понятие «конфликт», познакомить с причинами его возникновения и стратегиями поведения в различных конфликтных ситуациях; обучить подростков альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций. Задачи: - определить сущность и причины возникновения конфликтов; - отработать навык конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; - познакомиться с основными способами психологического манипулирования и путями защиты от них. Занятие № 1 Цель: Формулирование понятие конфликта и создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта. 1. Упражнение: «Познакомься» (10 мин). Инструкция: В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Ведущий дает 3–5 минут, для того чтобы все участники сделали свои визитки. 2. Принятие правил группы: (15 мин). 3. Упражнение: «Алфавит» (10 мин). Цель: Снятие эмоционального напряжения, настрой на работу. Инструкция: 1)Снимите визитки положите на стул обратной стороной. Молча, построитесь по именам на визитках в алфавитном порядке. 2) Молча, постройтесь в алфавитном порядке по фамилии. 4. Упражнение: «Ассоциации» (25 мин). Цель: Формирование понятия конфликт. Инструкция: Сейчас я попрошу вас перечислить ассоциации на слово КОНФЛИКТ. Все ассоциации я буду записывать на ватмане, а потом мы их проанализируем». После того как записаны ассоциации необходимо их проанализировать и попытаться составить свое определение, что такое конфликт? Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор. Что необходимо для развития конфликта? Необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию (замирание), общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем, и т.д. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия. Какой можно сделать вывод? Вывод: У конфликта есть две стороны – отрицательная и положительная. Если конфликт ассоциируется только с одной стороны (негативной), то можно привести примеры типа «в споре рождается истина». Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество". Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковы, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют. 5. Упражнение: «Снежинки» (10 мин) Цель: Исследование путей появления инцидента провоцирующего конфликт. Инструкция: Главное условие этого упражнения: вы работаете молча, каждый самостоятельно выполняет инструкцию. «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз верхний оторвите правый угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите правый верхний угол. Теперь можно развернуть листок и показать получившую снежинку одноклассникам». Обсуждение: - Посмотрите, есть ли одинаковые снежинки? Сколько их? - Почему? Ведь говорили всем одинаковую инструкцию? Вывод: каждый человек понимает информацию по-своему. По этому то и появляются конфликты. Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Занятие № 2 Цель: Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. 1. Упражнение «Мостик» Цель: Разминка, модель конфликтной ситуации. Инструкция: Группа разбивается на 2 подгруппы и становиться на противоположных сторонах мостика. «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику около З-х метров, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2—3 «мостика». Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее З метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5—10 см но можно обойтись и простой линией. Обсуждение: Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше, оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру. 2. Упражнение «Конфликтогены». Цель: Перенесение теоретических знаний в настоящую жизнь. Инструкция: Для каждой разновидности конфликтогена, необходимо вспомнить известные им ситуации, где их использование привело к конфликту. · Незаслуженные и унизительные упреки. · Негативные обобщения, «навешивание ярлыков». · Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести. · Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии. · Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения. · Неуместная ирония, сарказм. · Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар Обсуждение: Используете ли вы сами эти методы? Какой чаще всего? С какой целью вы это делаете? 3. Тест «Самооценка конфликтности» Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности. Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы. Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности. 1. Рветесь в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Рветесь в спор | 2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном | 3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего | 4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов | 5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента | 6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко | 7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции | Не уступаете в спорах | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступаете в спорах | 9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта | 10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины | 60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности? 50—60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают. 30—50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы. 15—30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, не всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими. Менее 15 баллов — для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих? |