МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Путешественники и их открытия».





Тренировочные упражнения.

- Определите по словарю происхождение названий слов:

1) ЕВРОПА – происходит от семитского «Эреб», что означает запад.

2) АЗИЯ – происходит от семитского «Ассу», что означает восток.

3) АЛЬПЫ – по-латыни «белый» - «альбус», некоторые полагают также, что по-кельтски «белый» - «Альб». Неизвестно, кто первый назвал Альпами горы на севере Италии и на востоке Галлии.

4) АМАЗОНКА – в древнегреческих легендах амазонки – это женщины-воительницы, они вели войны с мужчинами. В 1541 году испанский путешественник Франсиско де Орельяна исследовал длинную реку Южной Америки, на всём её протяжении он натыкался на враждебно настроенных туземцев. Однажды де Орельяне показалось, что в стычке участвовали женщины. Этого было достаточно, чтобы окрестить реку Амазонкой.

5) АФРИКА – от греческого слова «афрос» - «пена», потому что Африка для греков была землёй, лежащей за бурным, пенистым морем.

6) ЕНИСЕЙ – название произошло от слова местных народов, означавшее «великая река».

7) БАЙКАЛ – монголы, жившие в окрестностях, называли озеро Далай-нор, то есть Священное море, а тюрки называли озеро Бай-кул. Последнее имя прижилось и сохранилось.

8) КАМЧАТКА – восточные русские купцы наткнулись на народность – камчадалов, от них образовался топоним «Камчатка»

9) СИДНЕЙ – город был основан в 1788 г., он получил имя Томаса Таунсенда, лорда Сиднея, тогдашнего британского министра внутренних дел.

10) МИССИСИПИ – от индейского «Миси сепе», то есть «великая река».

11) МАДАГАСКАР - малайское происхождение дбитателей острова выдаёт и их самоназвание – малагаси. Видимо, название Мадагаскар – искажённое Малагаси. Когда европейцы высадились на острове, они, естественно, стали называть его Мадагаскаром.

 

 

«Направления на карте».

Ход занятия.

1. Вопросы классу:

-Какие вы знаете стороны горизонта? (основные и промежуточные)

- Назовите основные стороны горизонта, промежуточные.

2. Определите, в каких полушариях находятся объекты:

1) В каких полушариях находится остров Гренландия (западном и северном), Атлантический океан (западном, восточном, северном и южном), Африка (северном, южном, западном, восточном), Чёрное море (северном, восточном), Россия (северном, восточном, западном), США (северном, западном).

2) Какой материк находится в южном и восточном полушарии? (Австралия).

3) Пункт Д находится на 70-й параллели, а пункт К – на 60-й. Какой из пунктов расположен ближе к полюсу? К какому? (Пункт Д. )

3. Определение направлений.

А) В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Средиземного моря в Красное через Суэцкий канал? (В юго-восточном).

Б) В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал? (В северо-восточном).

В) В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Тихого океана в Северный Ледовитый через Берингов продив? (В северном)

4. Определи объект.

1) Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайпу. Но чаще его обозначают под другим названием. Координаты этого острова 270ю.ш. и 1090з.д. Обозначьте остров на контурной карте. (Остров Пасхи).

2) Потерпевший кораблекрушение капитан Гранд сумел добраться до острова Табор (370ю.ш. и 1390з.д.). Обозначьте этот остров на карте.

3) Путешественник Жорж де Лонг открыл остров под 770с.ш. и 1590в.д. и назвал его островом Жаннетты. Обозначьте его.

4. Определение расстояний.

1) Без помощи линейки определите расстояния в километрах:

А) от Москвы до Северного полюса,

Б) от Вашингтона до экватора.

(10 по меридиану и по экватору равен 111км. Широта Москвы 560с.ш., следовательно, до Северного полюса 90-56=340, 34х111=3774 км)

 

2) Расстояние на карте между Токио и Пекином равно 30 см, реально это – 1500 км. Определите масштаб карты. ( Для определения масштаба карты проще всего составить пропорцию: 30 см – 1500 км,

1 см - х

Следовательно, х = 1500: 30 = 50 км, или 1: 50 000 00.

5. Назовите перечисленные города в порядке их близости к Гринвичскому меридиану: АСТРАХАНЬ, БРАЗИЛИА, ВАШИНГТОН, ДЕЛИ, КАНБЕРРА, ЛИМА, МОСКВА, ЛОНДОН, МЕХИКО, ПАРИЖ, ПЕКИН, ЭР-РИЯД, ТОКИО.

( Лондон, Париж, Москва, Эр-Рияд, Астрахань, Бразилиа, Дели, Вашингтон, Мехико, Пекин, Токио, Канберра).

 

«Масштабы карт».

 

- Что прежде всего необходимо сделать, чтобы на листе бумаги создать карту? ( Выполнить измерительные работы на местности и уменьшить их с определённой закономерностью, т.е использовать масштаб).

 

2. Численный и именованный масштаб

- Численные масштабы переведите в именованные.

 

1 : 200 000 (в 1см.- 2км)

1 : 90 00 000 (в 1см -90км)

1 : 50 000 000 (в 1см -500км)

 

- Именованные масштабы выразить численными.

 

В 1см – 400км (1 : 40 000 000)

В 1см – 5км (1 : 500 000)

В 1см – 25км (1 : 2 500 000)

 

3. Определение расстояний, используя масштаб.

- По глобусу определите расстояния: от Москвы до Владивостока, от Киева до Дели, широту Африки по экватору.

 

4. Какой масштаб крупнее?

А) 1: 20 000 или 1 : 70 000 (1 : 20 000)

Б) 1 : 700 000 или 1: 200 000 ( 1: 200 000)

В) 1 : 4 000 000 или 1 : 2 000 000 ( 1 : 2 000 000)

 

5. Выпишите масштабы географических карт, выделив крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные: 1 : 10 000; 1 : 32 000 000; 1 : 100 000; 1 : 400 000; 1 : 250 000; 1 :2 000 000

( масштабы географических карт: 1 : 32 000 000; 1 : 2 000 000)

( Крупномасштабные – 1 : 10 000; 1 : 25 000; 1 : 100 000;

Среднемасштабные – 1 : 250 000; 1 : 400 000;

Мелкомасштабные – 1 : 32 000 000; 1 : 2 000 000.

 

6. Линейный масштаб.

- С помощью линейного масштаба и циркуля-измерителя определите расстояния от Москвы до Екатеринбурга; от Омска до Новосибирска.

 

7.В каких масштабах расстояние 15 км отвечает отрезкам: 3см, 5см, 15см?

( 3см – в 1см – 5км; 5см - в 1см – 3км; 15см- в 1см – 1км)

Путешественники и их открытия».

 

 

1. «Угадай путешественника».

 

А) В 1497г экспедиция в составе 4-х судов под командованием этого путешественника отправилась из Лиссабона в Индию. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды, сделали стоянку в сомалийском порту, потом достигли города Каликута (современный Кожикоте) на побережье Южной Индии. Кто этот путешественник? Покажите на карте его путь. (Васко да Гама).

 

 

Б) Этому человеку удалось совершить 4 экспедиции в новые земли:

1) 1492-1493г. 4 суда и около 90 человек отплыли от мыса Палос. После более чем 2-месячного плавания они достигли островов Сан-Сальвадор, открыли острова Куба, Гаити.

 

2) 1493-1496г. 17 судов и 1,5 тысячи человек участвовали в экспедиции. Вновь не удалось достигнуть материка, но были открыты острова Доминика и Гваделупа, ряд островов Малого Антильского архипелага. 11 июня 1496г. Он возвратился в Испанию.

 

3) 1498-1500г. 6 судов отправились в путь. Наконец был достигнут берег материка в районе реки Ориноко. Были открыты острова Тринидад и Маргарита.

 

4) 1502-1504г 4 судна участвовали в экспедиции. Достигнуты берега материка, открыт остров Мартиника.

 

- Кто был этот путешественник? Какой материк он открыл? Покажите на карте открытые им острова.

 

 

В) Его корабли впервые обогнули земной шар, экспедиция проходила 1519-1522г.

- Кто был этим путешественником? Какие открытия были сделаны им?

 

Г) Этот русский путешественник первым начал исследовать глубины Мирового океана, была составлена точная карта западного побережья Японии, южной части и восточного побережья Сахалина, исследована часть Курильских островов. (Иван Фёдорович Крузенштерн).

 

Д) Почти за 15 лет путешествий он не только 5 раз побывал на Новой Гвинее, но и проводил исследования на полуострове Малакка, Филиппинах и других островах Тихого океана.

(Н.Н.Миклухо-Маклай)

 

 

2. «Продолжи»….

- Запишите имена и продолжите.

Роберт….(Скотт)

Джеймс….(Кук)

Николай Николаевич….(Миклухо-Маклай)

Пётр Петрович…..(Семёнов)

Афанасий…..(Никитин)

Америго…..(Веспуччи)

Николай Михайлович…..(Пржевальский)

Фаддей Фаддеевич…(Беллинсгаузен)

 

 

3. «Патриарх» Российской географии.

· Выступления учеников с сообщениями о П.П.Семёнове.

 

4. «Имена путешественников на карте».

- Рассмотрите карту, запишите географические объекты. Которые были названы в честь путешественников.

 

5. «Угадай, чей портрет?»

· Показать портреты путешественников, дети угадывают, чей это портрет.

 

«Топографическая карта».

 

Цели: усвоить способы построения планов местности, развивать умение строить карты по

описанию, продолжить формировать умение работать с компасом.

Оборудование: компасы, запись на доске, атласы за 6 класс.

 

Ход занятия.

1.Съёмка планов и карт начинается со съёмочного обоснования.

Способов съёмки существует много – от самых простейших, в результате которых получаются приближённые планы, до наиболее совершенных топографических съёмок с применением сложнейшей аппаратуры, позволяющёй создавать точные топографические карты. Но все их объединяет одно – это съёмочная основа в виде точек и линий местности, взаимно связанных между собой. Именно от них-то и ведётся съёмка местных предметов и элементов рельефа. Чтобы снять план класса, достаточно обыкновенной рулетки. Все расстояния отмеряют от вершин и сторон прямоугольника, образованного стенами. Изготовляя карту, в общем поступают таким же образом, но только положение местных предметов определяют не от углов класса, а от точек съёмочной основы, или, как говорят топографы, съёмочного обоснования. При глазомерной съёмке обоснованием служат переходные точки. Обычно их определяют одновременно с нанесением на планшет местных предметов. Закончив съёмку местности с первой точки, определяют на планшете положение второй точки, с ней выполняют те же действия, затем переходят на следующую и т. д.

 

1. Построение топографической карты по описанию.

- В тетради постройте карту по описанию (запись на доске).

Группа школьников от железнодорожной станции прошла 40метров на северо-восток и повернула на север на грунтовую дорогу, проходящую через хвойный лес. По грунтовой дороге учащиеся прошли 200метров до домика обходчика и на перекрёстке дорог повернули на восток. Через 1000метров учащиеся подошли к роднику. К северу от них был смешанный лес, к югу – хвойный.

Масштаб: 1: 10000; в 1см 100м.

 

 

2. Работа с компасом.

- Повторите правила работы с компасом.

Задания:

А) Поставьте в тетради точку. От точки проведите линию на север, восток, северо-восток, северо-северо-восток, востоко-северо-восток.

Б) От точки А до лагеря туристы должны пройти 400м. по азимуту 1800, затем 600м. по азимуту 450 и 800м по азимуту 900. Начертите их путь.

Масштаб: 1: 20000; в 1см 200метров.

 

3. Составление плана местности по описанию.

- По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

- В 5км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский посёлок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.

- Вдоль западной окраины посёлка расположен сад.

- В 3км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течёт в юго-западном направлении.

- На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

- Вдоль шоссе от моста до посёлка протянулась полоса кустарника шириной до 500м по обе стороны.

Масштаб: в 1см 500м.

 

«Понятие карты, как модели действительности».

 

Цели: познакомить с различными видами карт, определить основное содержание карт,

масштаб карт; развивать умение пользоваться легендой карты, развивать глазомер; воспитывать интерес к предмету.

 

Оборудование: аэрофотоснимок, атлас за 6 класс, настенная физическая карта мира,

рельефные карты.

 

 

Ход занятия.

 

  1. Знакомство с устройством карт.

- Обратите внимание на карту, которая висит на доске. Что изображено на карте?

(материки, океаны, моря, острова и т.д.)

- Можно ли изобразить на корте наше село? (можно)

- Как можно увидеть сразу всё село? (если смотреть на него сверху)

· Показать аэрофотоснимок.

- На картах можно изобразить большую и маленькую территорию.

- На столах у вас лежат атласы. Атлас – это сборник карт.

- Рассмотрите, что содержит атлас за 6 класс.

- Что изображено на карте полушарий?

-Что изображается при помощи послойной окраски? (высоты и глубины на карте)

- Какую заметили закономерность? (чем темнее цвет, тем выше местность, чем темнее оттенки синего, тем глубже).

-Легенда карты – это условные знаки.

- Картографические условные знаки – это своего рода азбука. Без знания знаков нельзя прочесть карту, так же, как нельзя прочесть книгу, не зная букв. С помощью условных знаков наглядно передаётся общая картина географической действительности.

- Какие условные знаки есть на карте?

- На листе бумаги одного и того же размера можно разместить изображение всего мира, небольшую страну и даже совсем маленький участок местности. Всё зависит от масштаба.

- Где размещается масштаб карты?

 

  1. Разновидности карт.

- Какие разновидности карт вы знаете?

- Все ли карты устроены одинаково?

-Карты бывают: настенные, школьные атласы, текстовые, контурные, топографические, рельефные.

· Показ различных карт.

 

  1. Определение расстояний.

- Любая карта создаётся обобщённо, при помощи условных знаков, с соблюдением масштаба.

- Любые объекты на местности расположены на определённом расстоянии, это расстояние (в уменьшенном виде) нужно соблюсти на карте.

- Как определяются расстояния на местности? (с помощью измерительных приборов)

- Можно ли определить расстояния на глаз, если нет под рукой измерительных приборов?

 

  1. Измерение расстояний шагами.

- Знаете ли вы длину своего шага? Измерьте свой шаг с помощью линейки или сантиметровой ленты.

- Определите ширину и длину класса при помощи шагов.

· Дети шагами измеряют длину и ширину класса.

 

- Длину своего шага можно высчитать по формуле

Шаг = Рост человека в см : 4 + 37

- Сравните длину своего шага измеренного и высчитанного по формуле.

 

  1. Таблица глазомера.

- Оказывается, что некоторые предметы видны с определённого расстояния:

- отдельные дома – 5км.

- окна в домах – 4км.

- трубы на крышах домов – 3км.

- отдельные деревья – 2км.

- пуговицы на одежде – 170м.

- лица людей – 160м.

- фигура человека – 1км.

-Звук от грузового автомобиля слышно с расстояния – 0,5- 1км.

- громкие крики – 1км.

- стук топора (рубка леса) – 500м.

 

6. Домашнее задание: определите длину и ширину своей комнаты при помощи шагов, а затем при помощи измерительных приборов. Сравните.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.