Путешественники и их открытия». Тренировочные упражнения. - Определите по словарю происхождение названий слов: 1) ЕВРОПА – происходит от семитского «Эреб», что означает запад. 2) АЗИЯ – происходит от семитского «Ассу», что означает восток. 3) АЛЬПЫ – по-латыни «белый» - «альбус», некоторые полагают также, что по-кельтски «белый» - «Альб». Неизвестно, кто первый назвал Альпами горы на севере Италии и на востоке Галлии. 4) АМАЗОНКА – в древнегреческих легендах амазонки – это женщины-воительницы, они вели войны с мужчинами. В 1541 году испанский путешественник Франсиско де Орельяна исследовал длинную реку Южной Америки, на всём её протяжении он натыкался на враждебно настроенных туземцев. Однажды де Орельяне показалось, что в стычке участвовали женщины. Этого было достаточно, чтобы окрестить реку Амазонкой. 5) АФРИКА – от греческого слова «афрос» - «пена», потому что Африка для греков была землёй, лежащей за бурным, пенистым морем. 6) ЕНИСЕЙ – название произошло от слова местных народов, означавшее «великая река». 7) БАЙКАЛ – монголы, жившие в окрестностях, называли озеро Далай-нор, то есть Священное море, а тюрки называли озеро Бай-кул. Последнее имя прижилось и сохранилось. 8) КАМЧАТКА – восточные русские купцы наткнулись на народность – камчадалов, от них образовался топоним «Камчатка» 9) СИДНЕЙ – город был основан в 1788 г., он получил имя Томаса Таунсенда, лорда Сиднея, тогдашнего британского министра внутренних дел. 10) МИССИСИПИ – от индейского «Миси сепе», то есть «великая река». 11) МАДАГАСКАР - малайское происхождение дбитателей острова выдаёт и их самоназвание – малагаси. Видимо, название Мадагаскар – искажённое Малагаси. Когда европейцы высадились на острове, они, естественно, стали называть его Мадагаскаром. «Направления на карте». Ход занятия. 1. Вопросы классу: -Какие вы знаете стороны горизонта? (основные и промежуточные) - Назовите основные стороны горизонта, промежуточные. 2. Определите, в каких полушариях находятся объекты: 1) В каких полушариях находится остров Гренландия (западном и северном), Атлантический океан (западном, восточном, северном и южном), Африка (северном, южном, западном, восточном), Чёрное море (северном, восточном), Россия (северном, восточном, западном), США (северном, западном). 2) Какой материк находится в южном и восточном полушарии? (Австралия). 3) Пункт Д находится на 70-й параллели, а пункт К – на 60-й. Какой из пунктов расположен ближе к полюсу? К какому? (Пункт Д. ) 3. Определение направлений. А) В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Средиземного моря в Красное через Суэцкий канал? (В юго-восточном). Б) В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал? (В северо-восточном). В) В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Тихого океана в Северный Ледовитый через Берингов продив? (В северном) 4. Определи объект. 1) Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайпу. Но чаще его обозначают под другим названием. Координаты этого острова 270ю.ш. и 1090з.д. Обозначьте остров на контурной карте. (Остров Пасхи). 2) Потерпевший кораблекрушение капитан Гранд сумел добраться до острова Табор (370ю.ш. и 1390з.д.). Обозначьте этот остров на карте. 3) Путешественник Жорж де Лонг открыл остров под 770с.ш. и 1590в.д. и назвал его островом Жаннетты. Обозначьте его. 4. Определение расстояний. 1) Без помощи линейки определите расстояния в километрах: А) от Москвы до Северного полюса, Б) от Вашингтона до экватора. (10 по меридиану и по экватору равен 111км. Широта Москвы 560с.ш., следовательно, до Северного полюса 90-56=340, 34х111=3774 км) 2) Расстояние на карте между Токио и Пекином равно 30 см, реально это – 1500 км. Определите масштаб карты. ( Для определения масштаба карты проще всего составить пропорцию: 30 см – 1500 км, 1 см - х Следовательно, х = 1500: 30 = 50 км, или 1: 50 000 00. 5. Назовите перечисленные города в порядке их близости к Гринвичскому меридиану: АСТРАХАНЬ, БРАЗИЛИА, ВАШИНГТОН, ДЕЛИ, КАНБЕРРА, ЛИМА, МОСКВА, ЛОНДОН, МЕХИКО, ПАРИЖ, ПЕКИН, ЭР-РИЯД, ТОКИО. ( Лондон, Париж, Москва, Эр-Рияд, Астрахань, Бразилиа, Дели, Вашингтон, Мехико, Пекин, Токио, Канберра). «Масштабы карт». - Что прежде всего необходимо сделать, чтобы на листе бумаги создать карту? ( Выполнить измерительные работы на местности и уменьшить их с определённой закономерностью, т.е использовать масштаб). 2. Численный и именованный масштаб - Численные масштабы переведите в именованные. 1 : 200 000 (в 1см.- 2км) 1 : 90 00 000 (в 1см -90км) 1 : 50 000 000 (в 1см -500км) - Именованные масштабы выразить численными. В 1см – 400км (1 : 40 000 000) В 1см – 5км (1 : 500 000) В 1см – 25км (1 : 2 500 000) 3. Определение расстояний, используя масштаб. - По глобусу определите расстояния: от Москвы до Владивостока, от Киева до Дели, широту Африки по экватору. 4. Какой масштаб крупнее? А) 1: 20 000 или 1 : 70 000 (1 : 20 000) Б) 1 : 700 000 или 1: 200 000 ( 1: 200 000) В) 1 : 4 000 000 или 1 : 2 000 000 ( 1 : 2 000 000) 5. Выпишите масштабы географических карт, выделив крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные: 1 : 10 000; 1 : 32 000 000; 1 : 100 000; 1 : 400 000; 1 : 250 000; 1 :2 000 000 ( масштабы географических карт: 1 : 32 000 000; 1 : 2 000 000) ( Крупномасштабные – 1 : 10 000; 1 : 25 000; 1 : 100 000; Среднемасштабные – 1 : 250 000; 1 : 400 000; Мелкомасштабные – 1 : 32 000 000; 1 : 2 000 000. 6. Линейный масштаб. - С помощью линейного масштаба и циркуля-измерителя определите расстояния от Москвы до Екатеринбурга; от Омска до Новосибирска. 7.В каких масштабах расстояние 15 км отвечает отрезкам: 3см, 5см, 15см? ( 3см – в 1см – 5км; 5см - в 1см – 3км; 15см- в 1см – 1км) Путешественники и их открытия». 1. «Угадай путешественника». А) В 1497г экспедиция в составе 4-х судов под командованием этого путешественника отправилась из Лиссабона в Индию. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды, сделали стоянку в сомалийском порту, потом достигли города Каликута (современный Кожикоте) на побережье Южной Индии. Кто этот путешественник? Покажите на карте его путь. (Васко да Гама). Б) Этому человеку удалось совершить 4 экспедиции в новые земли: 1) 1492-1493г. 4 суда и около 90 человек отплыли от мыса Палос. После более чем 2-месячного плавания они достигли островов Сан-Сальвадор, открыли острова Куба, Гаити. 2) 1493-1496г. 17 судов и 1,5 тысячи человек участвовали в экспедиции. Вновь не удалось достигнуть материка, но были открыты острова Доминика и Гваделупа, ряд островов Малого Антильского архипелага. 11 июня 1496г. Он возвратился в Испанию. 3) 1498-1500г. 6 судов отправились в путь. Наконец был достигнут берег материка в районе реки Ориноко. Были открыты острова Тринидад и Маргарита. 4) 1502-1504г 4 судна участвовали в экспедиции. Достигнуты берега материка, открыт остров Мартиника. - Кто был этот путешественник? Какой материк он открыл? Покажите на карте открытые им острова. В) Его корабли впервые обогнули земной шар, экспедиция проходила 1519-1522г. - Кто был этим путешественником? Какие открытия были сделаны им? Г) Этот русский путешественник первым начал исследовать глубины Мирового океана, была составлена точная карта западного побережья Японии, южной части и восточного побережья Сахалина, исследована часть Курильских островов. (Иван Фёдорович Крузенштерн). Д) Почти за 15 лет путешествий он не только 5 раз побывал на Новой Гвинее, но и проводил исследования на полуострове Малакка, Филиппинах и других островах Тихого океана. (Н.Н.Миклухо-Маклай) 2. «Продолжи»…. - Запишите имена и продолжите. Роберт….(Скотт) Джеймс….(Кук) Николай Николаевич….(Миклухо-Маклай) Пётр Петрович…..(Семёнов) Афанасий…..(Никитин) Америго…..(Веспуччи) Николай Михайлович…..(Пржевальский) Фаддей Фаддеевич…(Беллинсгаузен) 3. «Патриарх» Российской географии. · Выступления учеников с сообщениями о П.П.Семёнове. 4. «Имена путешественников на карте». - Рассмотрите карту, запишите географические объекты. Которые были названы в честь путешественников. 5. «Угадай, чей портрет?» · Показать портреты путешественников, дети угадывают, чей это портрет. «Топографическая карта». Цели: усвоить способы построения планов местности, развивать умение строить карты по описанию, продолжить формировать умение работать с компасом. Оборудование: компасы, запись на доске, атласы за 6 класс. Ход занятия. 1.Съёмка планов и карт начинается со съёмочного обоснования. Способов съёмки существует много – от самых простейших, в результате которых получаются приближённые планы, до наиболее совершенных топографических съёмок с применением сложнейшей аппаратуры, позволяющёй создавать точные топографические карты. Но все их объединяет одно – это съёмочная основа в виде точек и линий местности, взаимно связанных между собой. Именно от них-то и ведётся съёмка местных предметов и элементов рельефа. Чтобы снять план класса, достаточно обыкновенной рулетки. Все расстояния отмеряют от вершин и сторон прямоугольника, образованного стенами. Изготовляя карту, в общем поступают таким же образом, но только положение местных предметов определяют не от углов класса, а от точек съёмочной основы, или, как говорят топографы, съёмочного обоснования. При глазомерной съёмке обоснованием служат переходные точки. Обычно их определяют одновременно с нанесением на планшет местных предметов. Закончив съёмку местности с первой точки, определяют на планшете положение второй точки, с ней выполняют те же действия, затем переходят на следующую и т. д. 1. Построение топографической карты по описанию. - В тетради постройте карту по описанию (запись на доске). Группа школьников от железнодорожной станции прошла 40метров на северо-восток и повернула на север на грунтовую дорогу, проходящую через хвойный лес. По грунтовой дороге учащиеся прошли 200метров до домика обходчика и на перекрёстке дорог повернули на восток. Через 1000метров учащиеся подошли к роднику. К северу от них был смешанный лес, к югу – хвойный. Масштаб: 1: 10000; в 1см 100м.  2. Работа с компасом. - Повторите правила работы с компасом. Задания: А) Поставьте в тетради точку. От точки проведите линию на север, восток, северо-восток, северо-северо-восток, востоко-северо-восток. Б) От точки А до лагеря туристы должны пройти 400м. по азимуту 1800, затем 600м. по азимуту 450 и 800м по азимуту 900. Начертите их путь. Масштаб: 1: 20000; в 1см 200метров.  3. Составление плана местности по описанию. - По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. - В 5км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский посёлок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. - Вдоль западной окраины посёлка расположен сад. - В 3км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течёт в юго-западном направлении. - На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес. - Вдоль шоссе от моста до посёлка протянулась полоса кустарника шириной до 500м по обе стороны. Масштаб: в 1см 500м. «Понятие карты, как модели действительности». Цели: познакомить с различными видами карт, определить основное содержание карт, масштаб карт; развивать умение пользоваться легендой карты, развивать глазомер; воспитывать интерес к предмету. Оборудование: аэрофотоснимок, атлас за 6 класс, настенная физическая карта мира, рельефные карты. Ход занятия. - Знакомство с устройством карт.
- Обратите внимание на карту, которая висит на доске. Что изображено на карте? (материки, океаны, моря, острова и т.д.) - Можно ли изобразить на корте наше село? (можно) - Как можно увидеть сразу всё село? (если смотреть на него сверху) · Показать аэрофотоснимок. - На картах можно изобразить большую и маленькую территорию. - На столах у вас лежат атласы. Атлас – это сборник карт. - Рассмотрите, что содержит атлас за 6 класс. - Что изображено на карте полушарий? -Что изображается при помощи послойной окраски? (высоты и глубины на карте) - Какую заметили закономерность? (чем темнее цвет, тем выше местность, чем темнее оттенки синего, тем глубже). -Легенда карты – это условные знаки. - Картографические условные знаки – это своего рода азбука. Без знания знаков нельзя прочесть карту, так же, как нельзя прочесть книгу, не зная букв. С помощью условных знаков наглядно передаётся общая картина географической действительности. - Какие условные знаки есть на карте? - На листе бумаги одного и того же размера можно разместить изображение всего мира, небольшую страну и даже совсем маленький участок местности. Всё зависит от масштаба. - Где размещается масштаб карты? - Разновидности карт.
- Какие разновидности карт вы знаете? - Все ли карты устроены одинаково? -Карты бывают: настенные, школьные атласы, текстовые, контурные, топографические, рельефные. · Показ различных карт. - Определение расстояний.
- Любая карта создаётся обобщённо, при помощи условных знаков, с соблюдением масштаба. - Любые объекты на местности расположены на определённом расстоянии, это расстояние (в уменьшенном виде) нужно соблюсти на карте. - Как определяются расстояния на местности? (с помощью измерительных приборов) - Можно ли определить расстояния на глаз, если нет под рукой измерительных приборов? - Измерение расстояний шагами.
- Знаете ли вы длину своего шага? Измерьте свой шаг с помощью линейки или сантиметровой ленты. - Определите ширину и длину класса при помощи шагов. · Дети шагами измеряют длину и ширину класса. - Длину своего шага можно высчитать по формуле Шаг = Рост человека в см : 4 + 37 - Сравните длину своего шага измеренного и высчитанного по формуле. - Таблица глазомера.
- Оказывается, что некоторые предметы видны с определённого расстояния: - отдельные дома – 5км. - окна в домах – 4км. - трубы на крышах домов – 3км. - отдельные деревья – 2км. - пуговицы на одежде – 170м. - лица людей – 160м. - фигура человека – 1км. -Звук от грузового автомобиля слышно с расстояния – 0,5- 1км. - громкие крики – 1км. - стук топора (рубка леса) – 500м. 6. Домашнее задание: определите длину и ширину своей комнаты при помощи шагов, а затем при помощи измерительных приборов. Сравните. |