МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос 5. Когда началось и когда закончилось итальянское Возрождение?





Возрождение началось в Италии в 14 веке. Почему именно в Италии - там развелось много городов, не вписывавшихся в феодальную систему. Возрождение - это по сути отход от феодализма, освобождение от влияния церкви и возврат к античным корням, забытым в Средние века. Гуманизм и всё такое. Закончилось Возрождение во Франции в 16 веке. Некоторые произведения ("Божественная комедия", "Декамерон") относят иногда к позднему Средневековью, а иногда - к проторенессансу (раннее Возрождение). К основным тенденциям Возрождения можно отнести борьбу с влиянием церкви, перестройку вертикальной модели мира, восстановление связи с античностью, идею универсального человека (и её кризис в конце периода). Борьба с церковным и феодальным влиянием лежала у истоков Возрождения. Это появление и развитие светской литературы, светских жанров и светского же содержания. Светская литература здесь - не та, которая не церковная, а та, которая о существовании церкви вообще не думает. В то же время восстанавливалась связь с античностью, утерянная в варварское Средневековье. Если в Средние века всё делалось как бы с нуля, то в Возрождение народ вспомнил, что до 473 года что-то было, и это славное что-то можно продолжить. В то же время не отказывались и от средневекового наследия, а видели решение в диалоге античной и средневековой культур. Одновременно с отходом от церковного мышления происходит перестройка вертикальной модели мира. Если раньше все отношения в мироздании строились по вертикали власти (например, скандинавский ясень с Асгардом, Мидгардом и Утгардом), то теперь мир стал плоским и горизонтальным. Не вверх и вниз, а вперёд и назад. Соответственно, меняется вся философия.

 

Кстати, Возрождение - это единственный в истории период, когда люди были довольны и называли свой век золотым (в то время как до него и после всякий интеллигентный человек считал своим долгом поругать настоящее и вспомнить, что раньше снег был белее, а люди честнее). Эти любители светской литературы, античного наследия и плоского мира назывались гуманистами. Заодно они любили и человека, считая его универсальной скотинкой. Квинтэссенцией праха он стал потом, а пока он в центре мира и всех устремлений, там, где раньше был бог. Считается, что освобождённое человеческое естество придёт к добру, поэтому нужна максимальная свобода. Кончилось всё тем, что вылез Макиавелли, показал гнусную сущность человека и извратил понятие доблести.

 

Вопрос 6. Общая характеристика Возрождения в Италии:

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

 

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.



 

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. (В Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего расцвета. XVI век - кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.)

 

Итальянское Возрождение принято разделять на несколько этапов:

 

1) проторенессанс - творчество поэта Данте и живописца Джотто (рубеж XIII-XIV вв.);

 

2) раннее Возрождение - Треченто, связанное, прежде всего, с именами Петрарки и Боккаччо (XIV в.);

 

3) Кватроченто - развитие ренессансного гуманизма от "универсального человека" Леона Баттисты Альберти до кружка Лоренцо Медичи (сочинения Марсилио Фичино, поэзия Анджело Полициано и Луиджи Пульчи), известного как Платоновская академия (XV в.);

 

4) Чинквеченто - трактаты Никколо Макиавелли "Государь" и Бальдассаре Кастильоне "Придворный", поэмы Лудовико Ариосто "Неистовый Орландо" и Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" (XVI в.).

 

В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, его эмоциональную жизнь. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо, политические трактаты Никколо Макиавелли, поэмы Лудовико Ариосто и Торквато Тассо, выдвинули её в число «классических» (наряду с античной) литератур для других стран.

 

Литература Возрождения опиралась на народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.

Вопрос 5.Раннее Возрождение (XIV-Xv вв.) в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам. В начале XV в. флорентинская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения. Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основываются Лауренцианская библиотека, художественные коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.

Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. В XV веке итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая назрела в искусстве треченто.

В этот период сознательно и целенаправлено изучаются античное искусство, античная философия и литература. Однако влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения.

Кватроченто (или Раннее Возрождение) стало временем экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.

Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов градостроительства и архитектуры. Была творчески переосмыслена античная ордерная система, преобразованы достижения готики. В зданиях этого периода на первый план выступает ощущение гармонии. Художники, систематически изучая натуру и античные образцы, обращаются к героическим образам античности, по-новому пишут религиозные сюжеты.

Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Вопрос 6. Искусство Высокого Возрождения развивалось в первые три десятилетия XVI века. Этот период называют "Золотым веком" итальянского искусства. Хронологически он был кратким , и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.

Социально-экономические условия

Высочайший подъём культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления итальянских государств, вызванного открытием Америки и новых торговых путей в Индию и, как следствие, потерей роли важнейших тоговых центров. Среди других причин - разобщённость и постоянная междоусобная вражда итальянских государств, которые делали их лёгкой добычей крепнущих централизованных северо-западных государств.

Вторжение в 1494 году французских войск, опустошительные войны первых десятилетий XVI века, разгром Рима ослабили Италию. Происходит перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие, постепенное превращение буржуазии в сословие земельных собственников, заинтересованных в сохранении феодальных порядков. Всё это способствовало распространению феодальной реакции. Однако именно в этот период, когда над страной нависла угроза её полного порабощения иноземцами, росло национальное самосознание.

В этих сложных условиях первых десятилетий XVI века сформировались принципы культуры и искусство нового стиля.

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения — не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.

В центре этого искусства, обобщённого по художественному языку, - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, образ человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Во имя этого обобщённого образа, во имя стремления к гармоническому синтезу прекрасных сторон жизни искусство Высокого Возрождения отрешается от частностей, незначительных подробностей. В основе такого искусства лежит всепоглощающая вера в безграничные возможности человека по самоусовершенствованию, самоутверждению, вера в разумное устройство мира, в торжество прогресса. На первый план выдвинулись проблемы гражданнского долга, высоких моральных качеств, подвига.

Создателями этого глубоко гуманистического искусства были люди не только огромной культуры, широкого кругозора, но и творческие личности, свободные от рамок средневекового цехового устоя. Эпоха породила творческие индивидуальности, в которых наблюдается синтез науки и искусства. Титанами называли впоследствии великих творцов Высокого ВОзрождения.В своём творчестве они достигли таких высот, каких ни до, ни после них не удалось достичь ни одной эпохе. Каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший с себя все знания, все достижения предыдущих веков и вознёсших их на вершину искусства.

Еще до своего обнаружения и четкого выявления некоторые черты стиля Высокого Возрождения как бы подспудно содержатся в искусстве Раннего Ренессанса. Подчас отдельные тенденции, предвосхищая искусство Высокого Возрождения, пробиваются наружу, сказываясь то в стремлении того или иного живописца и скульптора XV в. к повышенной степени художественного обобщения, к освобождению от власти подробностей, то в утверждении собирательного образа вместо эмпирического следования натуре, наконец, в приверженности к образам монументального характера. В этом смысле такие мастера, как Мазаччо, Кастаньо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, — это как бы последовательные вехи искусства Раннего Возрождения на пути к новому стилю.

И все же само искусство Высокого Возрождения возникает не в процессе плавной эволюции, а в результате резкого качественного скачка, отделяющего его от предшествующего этапа. Переходные формы между искусством этих двух периодов выражены в творчестве лишь очень немногих мастеров. За единичными исключениями, художники Раннего Возродения как бы уже родились таковыми, точно так же как те из живописцев XV в., которые продолжали работать в первые десятилетия XVI в. (в их числе Боттичелли, Мантенья, Лука Синьорелли, Пьеро ди Козимо, Перуджино), по-прежнему оставались в своем искусстве художниками Раннего Ренессанса.

Вопрос 8. Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма

 

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

 

Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая его существование первичными потребностями.

 

В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.

 

Итальянское Возрождение оказало влияние на искусство Испании. Испанские художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено придворным искусством. Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века - Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма.

 

В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи - “романизм” - обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.

 

Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства. Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме живописи и графики, занимался также естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники того времени - Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.

 

Высший взлет литературы Позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман “Хитроумный идальго Дон- Кихот Ламанчский”, в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. “Дон Кихот” пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало. Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, “Назидательные новеллы”, стали своеобразным описанием современных автору нравов.

 

В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.

 

Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств. Часто музыку этого периода относят к маньеризму. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета. Большую роль в формировании оперы сыграл К. Монтеверди, который развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал. Другой крупный композитор конца XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические черты Возрождения отразились в творчестве главы римской школы Дж.Палестрины.

 

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.

Вопрос 9 . Новый этап в развитии философии связан с эпохой европейского Возрождения, или Ренессанса (XIV–XVI вв.). Термин «Возрождение» указывает на стремление возобновить античную культурную традицию после тысячелетнего забвения. Конечно, речь не идет о реставрации старого. Возрождение на деле означало поиск нового, это эпоха Перехода, мост к культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, получает развитие наука, начинается процесс секуляризации (то есть освобождения от контроля религии и церкви всех областей культурной и общественной жизни), формируется идеология гуманизма. Название «гуманизма» получила новая светская культура, появившаяся прежде всего в Италии в XIV в. Сформулируем наиболее характерные черты этой культуры.

 

1) В центре ее внимания находится человек. Вся культура Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Если в средние века обсуждались лишь проблемы религиозной жизни человека (например, проблема «спасения души»), то теперь на первый план выходит его светская жизнь, деятельность в этом, земном мире: творчество, познание мира, служение обществу, а не Богу.

 

2) Гуманистический идеал человека – всесторонне развитая личность, которой присущи гармония души и тела. Этот идеал основан на признании человеческой природы нравственной. Гуманисты отвергают церковное учение о греховности всех естественных (природных) влечений человека.

 

3) Гуманистическое видение мира получило свое яркое воплощение в образах искусства, которое достигло в эпоху Возрождения небывалого расцвета. Центральное место в искусстве занял человек. Это нашло выражение в живописи, скульптуре, литературе, особенно в произведениях Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Данте, Петрарки и др. Художественное созидание стало наиболее ярким выражением неиссякаемой творческой энергии людей этой эпохи.

 

Гуманизм становится идейной основой всех форм духовной культуры. Он начинается с Данте Алигьери (1265-1321гг.), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия» возвеличивает земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь.

 

Одним из родоначальников европейского гуманизма был знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374). Он одним из первых «преодолевает» теоцентризм средневековья. «Обсуждать небесное должны небожители, мы же – человеческое». Петрарка возвестил одну из кардинальных гуманистических идей – необходимость познания человека. «Многое весьма удивительное создал Господь, но самое удивительное из всего созданного им на земле – человек». Петрарку интересует внутренний мир человека, главный предмет его философских размышлений – вопросы морали, «искусство жизни».

 

Во II-ой половине XV в. наступает новый этап в развитии итальянского гуманизма. Это этап его широкого философского обоснования. От проблем человека как личности к проблеме места, занимаемого человеком во Вселенной, – таким был путь, пройденный гуманизмом за два столетия. Именно на этом этапе складывается учение антропоцентризма. Суть его в том, что человек – это абсолютно привилегированное существо в мироздании, а само мироздание существует исключительно ради человека, для его блага.

 

Одним из первых новую картину мира рисует один из самых блестящих гуманистов XV столетия Пико делла Мирандола (1453–1494). В его трактате «О достоинстве человека» Бог обращается к человеку со следующими словами: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». У Пико Бог только начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Его свобода ничем не ограничена, он сам творец своей судьбы, он господин над всей природой.

 

Итак, антропоцентризм – суть того, можно сказать – переворота, что внесло Возрождение в унаследованную картину мира.

Вопрос 10. Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо — поэты, ученые и знатоки древности. То центральное место, которое в системе средневекового схоластического образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон. Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности; овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте. Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются. В XV в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы

Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума. И новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их.

Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. Канцлер Флорентийской республики Калуччо Салутатти заявлял, что Священное Писание - не что иное, как поэзия. Однако всегда существовали опасения, что изучение древних авторов вступает в конфликт со службой Христу, а глубокое погружение в античную философию могло вообще подорвать веру в Христа. Неслучайно Святая инквизиция наиболее масштабно развернула свою деятельность именно в эпоху Возрождения.

Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. «В спасенных при падении Византии рукописях,— писал Ф. Энгельс,— в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть».

Вопрос 11. В центре внимания представителей раннего гуманизма стояли преимущественно политические, моральные и эстетические проблемы. И если говорить о гуманистическую философию на этом этапе, то это прежде всего моральная философия.

 

Дышит временем происходит экспансия гуманизма в такие традиционно философские сферы, как метафизика, онтология, рациональная теология. Усилиями Марсилио Фичино, Дж. Пико делла Мирандола и других была создана универсальная система миропонимания, в основу которой взят принципы неоплатонизма.

 

Обращение гуманистов к платонизма и неоплатонизма не было случайным. Оно было обусловлено потребностью в философском обосновании гуманистического идеала и необходимостью противостоять традиционной системе мышления, основу которой составляла философия схоластизиированного Аристотеля.

 

Платонизм всегда выполнял роль такого антисхоластической оппозиции. Кроме того, неоплатонизм был единственной на то время философской системой, синтетически сочетала в себе основные направления античной философии, в том числе и некоторые элементы аристотелизма, поэтому именно неоплатонизм послужил гуманистам как философская основа для построения нового гуманистического мировоззрения и стал тем основанием, которое сделало объединения язычества и христианства.

 

Гуманистический неоплатонизм последовательно использует основные категории этой философии; единственное, мировой, или космический, ум, мировая душа и, наконец, космос как живет, одушевленное тело. Самоутверждения человека, процесс ее самосовершенствования изображается им как последовательное приближение человеческой личности до космического уровня, к космического разума и космической души. Уже раннехристианский неоплатонизм был религиозно-философским обоснованием личности, но то было учение об абсолютной личности - единого Бога, стоящего над миром, создавая его из ничего. Личность Бога в христианской теологии трансцендентная миру. Гуманистический неоплатонизм, наоборот, возвышает материальный мир, а вместе с ним и человека как творческую личность, как мастера, превращает этот мир. И если античный неоплатонизм имел космологический характер, а средневековый - теологический, то ренессансный становится антропоцентрической.

 

Ренессансный неоплатонизм преодолевает религиозный дуализм Бога и природы, создавая учение о единстве духа и материи, Бога и материального мира. Он становится той философской основой, на которой развиваются пантеистические тенденции, присущие Ренессанса. Пантеизм, с одной стороны, побуждает к реабилитации материального мира, а с другой - переносит в мир творческое начало, олицетворением которого становится человек.

 

Центром ренессансного неоплатонизма в Италии была создана во Флоренции 1459 по указанию тогдашнего главы Флорентийской Республики Козимо Медичи Платоновская академия. История Академии была непродолжительной, но блестящей. Она объединяла разных людей: философов, поэтов, юристов, музыкантов. Среди ее участников были известные в то время гуманисты Кристофор Ландина, Анджело Полициано, Джованни не со, Лоренцо Медичи, Джованни Пико делла Мирандола. Более 30 лет деятельность Академии возглавлял Марсилио Фичино, благодаря неустанному труду которого Флорентийская академия достигла своих успехов.

 

Марсилио Фичино (1433 - 1499) сыграл выдающуюся роль в распространении и пропаганде философского наследия Платона и неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Порфирия, философские произведения которых он перевел на латинский язык. Однако, кроме переводов и комментариев диалоги Платона, Фичино создал ряд оригинальных философско-теологических трудов, в которых разработал свою, построенную на основе платонизма, философскую концепцию. Среди них "Комментарий на" Пир "Платона", "Платоновская теология о бессмертии души", "О христианской религии" и др..

 

В своем главном труде "Платоновская теология о бессмертии души" Фичино изображает мир согласно платоновской традиции. Этот мир является органическим целым, высшей ступенью, в гармоничном строении которого является Бог. Соотношения Бога и Мира, Бога и человека является главной проблемой философского учения Фичино. Бог - первая причина всего сущего, одновременно он включает в себя весь мир. Бог и мир, следовательно, едины.

 

Пантеистические тенденции, которые были характерны для философии Ренессанса, приобретают в Фичино достаточно четкого выражения. Согласно его учению Бог является источником единства мира. Бог - это божественный свет, наполняющий мир и делает его видимым. В онтологии Фичино реальность вещей, их бытие отождествляется со светом. Они существуют только благодаря божественному свету, излучается Богом. Сочетая Бога с миром, Фичино отходит от христианского креационизма, рассматривая божественное творение мира в духе неоплатоновского эманации. Бог является высшим сиянием света, что дает этому миру бытия, но этот свет постепенно слабеет и гаснет, создавая различные степени реальности, вплоть до полного мрака материи.

 

Понятие единства мира связано в Фичино с понятием о его иерархическое строение. Высшей ступенью в ней, как отмечалось, является Бог, ниже - материя, из которой образуется тело космоса. Центральное место в этой иерархии занимает душа, которая, по мнению Фичино, причастна как к небесному, так и земного мира. Души объединяет все части мира, превращая его в единое органическое целое, наделенное движением и жизнью. Душа - это сама жизнь, что дает жизнь всем другим природным вещам. Им наделены и небо, и земля, и все элементы материального мира. Вся природа, или космос, выступает в Фичино как единое, живое и одушевленное тело.

 

Единство мира с Богом и Бога с миром Фичино рассматривает как мистический духовный водоворот, в котором вещи порождаются Богом и порожденные им, снова стремятся к Богу как к своему высшему благу. Эти два противоположно направленных процесса (эманация и схождение) образуют один непрерывный поток, то "духовный круговорот", в котором реализуется проникнута божественной сущностью единство мира. Важнейшими категориями, характеризующие этот водоворот, есть любовь, красота и наслаждение. "Это единственное круг, идущий от Бога к миру и от мира к Богу, - отмечает Фичино, - называется тремя именами: поскольку оно имеет начало и влечение к Богу - именуется красотой, поскольку, перейдя в мир, оно охватывает его - любовь" ю; поскольку, возвращаясь к своему творцу, соединяется с ним - наслаждением "(19, с. 151).

 

Картина мира у М. Фичино необычайно поэтична. Прекрасный мир флорентийского неоплатоников весь пропитан любовью. Причем и любовь, и красота как универсальные характеристики бытия приобретают у него онтологического значения. Фичино подчеркивает божественное происхождение красоты. По сути своей она имеет духовную природу, хотя и воплощается в красоте материальных тел и форм. Красота мира, за Фичино, это зримый образ Бога. Обожествление красоты, страстный влечение к ней в Фичино оказали значительное влияние на художников и мыслителей Возрождения. Фичино убедительно доказывал, что восхищение красотой телесного мира не отвращает человека от Бога, а наоборот, через прекрасное в мире мы познаем его.

 

Любовь, красота и наслаждение неразрывно связаны между собой. Красота порождает любовь и является источником наслаждения. Зрение имеет наслаждение от телесной красоты, а ум от душевной. И, наконец, вся эта сладость является результатом объединения всех существ и частей мира между собой и с Богом. Человек, увлеченный любовью, входит в этот мистический поток, в этот духовный водоворот, в котором мир соединяется с Богом. Любить для человека - значит быть причастным к нему.

 

Вся философия Фичино является обоснованием гуманистической концепции человека, утверждает ее высокое достоинство. Человеку свойственно божественное начало, и это поднимает ее над другими созданиями. По Фичино, человек занимает центральное место во Вселенной, потому что ее сущностью является душа. Это положение Фичино доказывает, указывая на то, что человек - это активно действующая, творческое существо.

 

Философия Фичино имеет жизнеутверждающий характер, картина мира, создаваемая им, не только поэтическая, но и полна радости жизни, насыщенная творческой энергией, излучаемой Богом и реализуется в творческой деятельности человека. То, что Бог создает своим мнением, человек выражает в языке, пишет в книгах, отражает в прекрасных произведениях. Безграничные возможности познания и творчества воплощаются в культуре. Благодаря творчеству человек становится богоравный, земным богом. Благодаря творчеству она становится причастной вечности. Фичино обожает человека, тот прекрасный мир, в котором он живет и который создает своим трудом. Любовь к этому миру, радость и наслаждение, которое человек получает от жизни в нем, не отдаляют ее от Бога, а, наоборот, прокладывают путь к нему. Фичино оправдывает земной, материальный мир и радость земной жизни. Вместе с тем он подчеркивает необходимость божественного устремления человека, его возведение в высших небесных сфер, поскольку именно на этом пути человек приобретает совершенства и свободы, высшего блаженства и счастья. В этом, по мнению Фичино, заключается смысл человеческой жизни

Вопрос 12. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

Развитие живописи Раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях Фра Филиппо Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе.

В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом.

Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые мастера. Среди живописцев этого времени наиболее знамени Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Живописная манера художника отличается чеканностью форм и рисунка, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей на мгновенье реальной сцены — настолько объемно и естественно выглядят его персонажи. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись.

Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т.е. обобщения изображений с помощью условных приемов — упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте.

Вопрос 13. По существу, в качестве основателя искусства Высокого Ренессанса выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Вклад Леонардо в искусство Высокого Возрождения можно сопоставить с ролью Джотто и Мазаччо, зачинателей предшествующих этапов ренессансного искусства, с тем отличием, что соответственно условиям новой эпохи и большему размаху дарования Леонардо значение его искусства стало несравненно более широким.

 

Леонардо был живописцем, ваятелем, зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, геологом, зоологом, ботаником, и всё это не исчерпывает его занятий.

 

Искусство для Леонардо было средством познания мира, познания человека. Он считал природу наставницей и в своём творчестве исходил их конкретной действительности, отталкивался от неё. Он постоянно экспериментировал с красками, стремясь раскрыть таящиеся в них возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов тона в тон. Огромное значение для всего его творчества и всей последующей живописи имело сделанное им открытие неустойчивости, изенчивости, текучести видимого мира и способа передачи её в картине.

 

Этот переворот, где до него царила незыблемая и самодовлеющая линия, он назвал "пропаданием очертаний". Переходя от теоретичесих размышлений к практике, Леонардо начинает применять своё знаменитое "сфумато" - "дымчатую светотень", оптическое впечатление в духе импрессионизма. В его полотнах это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия становится как бы воздушной.

 

Искусство и наука для Леонардо существовали нераздельно. Масштаб пропорций человеческой фигуры он связал с квадратом, длина которого определена длиной человеческого тела и включает в себя систему делений, позволяющую установить размеры с помощью циркуля в отношении от 1/2 до 1/96 фигуры. Он выразил это в виде "квадратуры круга" и "витрувианского человека". Он ввёл термин "золотое сечение" для гармонического деления отрезка, известного ещё в античности и узнанного в средневековой Европе из арабского перевода "Начал" Евклида.

 

Наиболее известные картины Леонардо, повлиявшие на развитие всего европейского искусства: "Мадонна в гроте" - первый монументальный алтарный образ Высокого Возрождения; "Тайная вечеря", портрет Моны Лизы - "Джоконда".

 

Подробнее о жизни и творчестве Леонардо да Винчи, а также большая галерея изображений

 

Рафаэль Санти

Искусство Высокого Возрождения. Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

Искусство Высокого Возрождения. Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

Следующим титаном Высокого Возрождения был Рафаэль Санти, младший современник Леонардо да Винчи. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

 

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514-15). Проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.

 

Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек — маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, — росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

 

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

 

Подробнее о жизни творчестве Рафаэля Санти, а также большая галерея изображений.

 

 

Микеланджело Буонаротти

Искусство Высокого Возрождения.Микеланджело. Сотворение Адама. Деталь росписи сикстинской капеллы

Творчество третьего титана Высокого Возрождния - Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - явилось его кульминацией и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи. Первая половина его творчества приходится на период расцвета искусства Ренессанса, а вторая - на годы феодально-католической реакции.

С наибольшей силой Микеланджело выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34; купол собора Св Петра).

Позднее творчество Микеланджело отмеченео тревогой, сознанием бренности бытия, углублением в скорбные думы, порой отчаянием. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).

Вопрос 14. С 1540-х гг. начинается период позднего Возрождения. Италия того времени попала под власть иностранных держав и стала главным оплотом феодально-католической реакции. Только богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, и от господства интервентов, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.

Уже с XIII в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой, и правящая каста защищала свое положение с помощью крайне жестоких и коварных мер. Открытая всем влияниям Запада и Востока, республика издавна черпала в культурах разных стран то, что могло украшать и радовать, — византийскую нарядность и золотой блеск, узорность мавританских памятников, фантастичность готических храмов.

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения. Основные характерные черты творчества живописцев, скульпторов, архитекторов Флоренции и Рима не отвечали вкусам, сложившимся в Венеции. Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями. Синее небо и море, нарядные фасады дворцов способствовали формированию особого художественного стиля, проявлявшегося в увлечении цветом, его переливами, сочетаниями. Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи. Пристрастие к цвету объясняется и укоренившейся в них любовью к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока. Венецианское Возрождение также оказалось богатым на великих живописцев и скульпторов. В эту эпоху творили Тициан, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Корреджо, Бенвенуто Челлини.

Джорджоне (настоящее имя Джорджо де Кастельфранко) стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Именно в произведениях Джорджоне происходит рождение станковой картины, с которой связаны особенности творчества художника: сюжеты его картин отличаются отсутствием четко выраженной фабулы и активного действия; в трактовке сюжета основной акцент делается на воплощении тонких и сложных эмоций, придающих картинам Джорджоне особое настроение — элегически мечтательное или спокойно-сосредоточенное.

До сих пор не выяснено точно, сколько произведений принадлежит кисти мастера, их число колеблется от четырех до 61. Однако исследователи творчества художника сходятся во мнении, что лучшими его произведениями являются «Юдифь» и «Спящая Венера». В полотне «Юдифь» Джорджоне не иллюстрирует содержание известного мифа. Действенная сторона подвига Юдифи остается в стороне. Перед нами лишь итог события: одинокая фигура молодой женщины, в глубочайшей задумчивости стоящей на каменной террасе, за которой расстилается изумительный по красоте пейзаж. Ее атрибуты — меч и голова Олоферна — почти не привлекают внимания. Огромную художественную значимость приобретает колорит картины с се прозрачными и нежными красками, с удивительными оттенками платья Юдифи.

«Спящая Венера» — наиболее известное произведение Джорджоне, где впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого бы то ни было сюжетного действия: посреди холмистого луга на темно-красном с белой атласной подкладкой покрывале лежит прекрасная молодая женщина. Ее обнаженная фигура расположена по диагонали на фоне пейзажа, в котором господствуют зеленые и коричневые тона. Венера погружена в спокойный сон, под которым подразумевается предрасположенность души к возвышенному единению с Богом. Умиротворенность и покой наполняют природу с се бесконечным небом, белыми облаками, с уходящими в глубину далями.

Творчество Тициана Вечемио (в историю искусства он вошел не под фамилией, а под собственным именем) стало вершиной Высокого Возрождения в Венеции. Этот художник с огромным творческим потенциалом прошел сложный и драматический жизненный путь, в ходе которого его мировоззрение существенно изменилось. Тициан сложился как человек и как художник в эпоху наивысшего культурного расцвета Венеции. Его первые произведения наполнены шумной и яркой жизнью, в то время как последние произведения полны чувства мрачной тревоги и отчаяния.

Художник прожил долгую жизнь (около 90 лет) и оставил огромнейшее наследие. Он создавал композиции на религиозные и мифологические темы и вместе с тем был великолепным мастером одного из самых сложных жанров — ню (по-французски — нагой, раздетый) — изображения обнаженного тела. В ренессансной живописи так обычно представляли античных богинь и мифологических героинь. Его «Лежащая Венера» и «Даная» являют собой изображения пленительных, пышущих здоровьем венецианок в интерьерах богатых венецианских домов.

Тициан вошел в историю культуры как великий портретист-психолог. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов — императоры, короли, папы, вельможи. Если в ранних портретах он, как было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В них переплетаются одухотворенность, утонченная интеллектуальность, благородство с горечью сомнений и разочарований, печали и затаенной тревоги. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм. Наиболее известным произведением Тициана этого периода является картина «Святой Себастиан».

Последняя четверть XVI в. для культуры Возрождения стала временем упадка. Творчество художников, которых называли «маньеристы» (от итал. маниеризмо — вычурность), а все направление — «маньеризм», приобрело изощренный, вычурный характер. Венецианская школа живописи дольше других сопротивлялась проникновению маньеризма и сохраняла верность традициям Возрождения. Однако и ее образы становились менее возвышенными и героическими, более земными, связанными с реальной жизнью.

Вопрос 14. Ренессанс в Италии

Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV—XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города — промышленные, такие, как Флоренция, портовые — Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии в течение XV—XVI вв. может быть разделено на три этапа:

- Ранний Ренессанс — XV век (1420—1500 гг.). Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377—1446), а основным центром — Флоренция.

- Высокий Ренессанс — первые три десятилетия XVI века. Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444—1514), а центр перемещается в Рим.

- Поздний Ренессанс — 1530—1580 годы. Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475—1564).

Ранний период связан с провинцией Тоскана и ее главным городом Флоренцией — колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии — на Севере и в Венеции.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести:

- аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на капители или же иногда на «вырезки» антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях);

- филенки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру;

- лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив руста — рваного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен;

- большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.;

- в период зрелого Возрождения — мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения, и проч.

- Ранний Ренессанс в Италии

- - Оспедале дельи Инноченти

- - Купол собора Санта Мария дель Фьоре

- - Церковь Сан-Лоренцо

- - Капелла Пацци

- - Палаццо Медичи-Рикарди

- - Палаццо Ручелаи

- - Архитектура периода раннего Возрождения в Северной Италии

- - Итальянский интерьер XV века

- Высокий Ренессанс

- - Собор Св. Петра в Риме

- - Палаццо Фарнезе

- - Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии

- - Итальянский интерьер XVI века

- Поздний Ренессанс

- - Завершение строительства собора Св. Петра

- - Площадь Капитолия

- - Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо

- - Библиотека Лауренциана

- - Архитектор Виньола

- - Творчество Палладио

- - Палладио в Виченце. Д. Аркин

 

Вопрос 16. На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.).

 

Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема.

 

В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в Индию и мн. др.

 

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко и мн. др.

 

В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Галилео Галилей, Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс и др.

 

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

 

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

 

В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.

 

Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности.

 

Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением.

 

В рассматриваемую эпоху произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом.

 

Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

 

Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека.

 

Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

 

Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

 

По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.

 

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.

 

По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

 

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за свою независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре и Томазо Кампанелла.

 

Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы.

 

Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.