МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ





ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА. ВИДЫ БЮДЖЕТОВ.

 

Прежде чем говорить о видах бюджетов, отметим основные

функции бюджета. Так как сущность бюджетирования проявляется в его

функциях, повторяющих некоторые функции субъектов финансового

менеджмента. Такими функциями являются: планирование, координи-

рование, стимулирование, контроль, оценка и обучение менеджеров.

 

1. Планирование. В самом начале периода действия бюджет играет

роль норматива, а в конце выступает как инструмент контроля, с

помощью которого определяется эффективность проведенных операций.

Так как бюджеты выступают в форме смет, детализирующих финансо-

вый план, то основные плановые расчеты выполняются в процессе под-

готовки самого финансового плана, а бюджетирование является спо-

собом уточнения отдельных показателей финансового плана. Таким об-

 

разом, основные плановые решения обычно вырабатываются в процес-

се подготовки программ, а сам процесс разработки бюджета являет-

ся уточнением этих планов.

 

2. Координирование в бюджетировании предполагает согласованность

всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалис-

тов для достижения общей цели - составление и исполнение финансового плана хозяйствующего субъекта. При этом очень важно, согласовать планы производства с планом отдела маркетинга, т.е.необходимо произвести количество продукции, соответствующее запланированному объему продаж, план поступления денег с планом расхода денег и др.

 

3. Стимулирование. Бюджетирование является важным инструментом

стимулирования руководителей и лиц, ответственных за определен-

ную работу по составлению и исполнению бюджета. Любой вид стиму-

лирования всегда предполагает обязательное наличие ответственнос-

ти. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от его

центра ответственности. Стимулирующая роль бюджета возрастает,

если менеджеры сами принимают активное участие в разработке бюд-

жета своего подразделения.

 

4. Контроль. В бюджетировании он сводится к проверке выполнения

бюджетов; предполагает выявление размера отклонений фактических

показателей от плановых, заложенных в бюджете, и определение

соответствующей оценки. Контроль является оборотной стороной бюд-

жетирования. Он собирает необходимую финансовую и экономическую

информацию и анализирует результаты выполнения бюджетов, финансо-

вого плана и других финансовых показателей. В процессе оценки бюд-

жета и контроля за его исполнением выявляются пути улучшения фи-

нансового состояния хозяйствующего субъекта, направления совер-

шенствования бюджетирования и финансового планирования в целом.

 

5. Бюджет - основа для оценки выполнения плана центрами ответ-

ственности и их руководителей. Сравнение фактических и бюджетных

данных за определенный период лежит в основе такой оценки.

 

6. Бюджет служит также средством обучения менеджеров, что особен-

но важно для лиц, назначенных на должности руководителей центров

ответственности.

 

ВИДЫ БЮДЖЕТОВ

 

Бюджеты бывают: а) генеральные (или общие) и част-

ные; б)гибкие, статические и динамические. Бюджет, который охватывает общую деятельность организации, называется генеральным. Его цель-объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.



Гибким бюджетом принято называть бюджет, показатели которого мо-

гут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Это мо-

жет быть переменный бюджет, данные которого составляют фиксирован-

ные суммы плюс переменные от объема деятельности. Это может быть

 

ступенчатый бюджет, состоящий из серии детальных финансовых бюдже-

тов. С помощью гибкого бюджета определяется также результат от

продаж при разном объеме продаж. Гибкие бюджеты хорошо иллюстри

руются графиками безубыточности, на которых наглядно видна точ-

ка достижения безубыточности и результаты деятельности предприятия.

Статический бюджет - это бюджет, в котором запланированы конкрет-

ные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи. На за-

паде под статическим бюджетом понимается бюджет, направленный на

контроль предотвращения банкротства предприятия. Этот бюджет фор-

мируется по следующим правилам: производится оценка имущества

предприятия для измерения доли покрытия кредиторской задолженнос-

ти в условиях фиктивной ликвидации предприятия. В статическом

бюджете планируется только движение ценностей и прав, находящихся

в полной собственности предприятия. Из его состава исключаются ценности, находящиеся в распоряжении предприятия на условиях аренды.

Принципом построения динамического бюджета является непрерывное

измерение через определенные промежутки времени, с отражением ре-

зультата, эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

В рыночной экономике эффективность измеряется в основном через

рентабельность собственного капитала, то есть результат дея-

тельности, полученный собственником капитала. Одна из особеннос-

тей этого бюджета состоит в том, что в конце каждого периода та

часть бюджета, которая соответствует прошедшему периоду, удаляется, а новый раздел бюджета за аналогичный по продолжительности период добавляется.

Выбор моделей построения бюджета определяется целями, стоящими пе-

ред предприятием. На практике дополнительные модели построения

бюджетов используются как вспомогательные для выбора наиболее

приемлемого варианта общего или сводного бюджета.

 

В результате составления генерального (общего) бюджета

создаются: 1) прогнозируемый баланс;2)план прибылей и убыт-

ков; 3) прогноз движения денежных средств.

 

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1) операционного бюджета - включающего план прибылей и убыт-

ков, который детализируется через вспомогательные (частные) сме-

ты, отражающие статьи доходов и расходов организации. Операцион-

ный бюджет состоит из бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.

2) финансового бюджета - включающего бюджеты капитальных вложе-

ний, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

 

В отличие от бухгалтерской (финансовой) отчетности (ба-

ланса, отчета о финансовых результатах и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования,размера предприятия и степени квалификации разработчиков.

 

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно

точной - определенной и значащей для ее пользователей. Этот доку-

мент может содержать данные о доходах и расходах, разрабатываться

в любых единицах измерения (стоимостных и натуральных), состав-

ляться как для организации в целом, так и для ее подразделений.

Разработка бюджета осуществляется группой, в которую входят бух-

галтер, финансовый менеджер, менеджеры по продажам и закупкам. Данные, полученные группой от разных служб предприятия, сверяются и исправляются. После того, как бюджет составлен и утвержден, его копии раздаются всем ответственным сотрудникам предприятия.

 

Несмотря на единую структуру, состав элементов общего

(сводного) бюджета во многом зависит от вида деятельности органи-

зации. В связи с этим можно выделить генеральный (сводный) бюджет

торговой организации и бюджет производственного предприятия.

Оба бюджета состоят из операционного и финансового бюджетов, кото-

рые содержат ряд частных бюджетов, взаимосвязанных и взаимозависи-

мых между собой. Финансовый бюджет производственного предприятия,

состоящий из бюджета капитальных вложений, бюджета движения денеж-

ных средств и прогнозируемого баланса, по своей структуре анало -

гичен бюджету торговой организации. А операционный бюджет имеет

свои особенности. Рассмотрим их на рисунках.

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ │

│ │

│ Бюджет ──────────── Бюджет продажи │

│ запасов (товарооборота) │

│ товаров на │

│ конец пла- ──────────── Бюджет закупок товаров │

│ нируемого │

│ периода Бюджет себестоимости │

│ проданных товаров │

│ │

│ Бюджет затрат по │

│ маркетингу │

│ │

│ Бюджет коммерческих │

│ затрат │

│ │

│ Бюджет операционных затрат │

│ │

│ План прибылей и убытков │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис.1. Операционный бюджет торговой организации

 

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ │

│ │

│ Бюджет ──────────────── Бюджет │

│ запасов продаж │

│ продукции │ │

│ на конец ──────────────── Бюджет произ- │

│ планируемого водства Бюджет об- │

│ периода │──────── щепроиз- │

│ Бюджет Бюджет прямых водствен- │

│ │ прямых трудовых зат- ных (нак- │

│ │ матери- рат ладных) │

│ │ альных │ расходов │

│ │ затрат Бюджет себес- │ │

│ │ тоимости про- │ │

│ │ изведенной ────┘ │

│ │ продукции │

│ │ │ │

│ │ Бюджет себес- │

│ └───────────────────────── тоимости реа- │

│ лизованной │

│ продукции │

│ │ │

│ Бюджет затрат │

│ на маркетинг │

│ │ │

│ Бюджет ком- │

│ мерческих │

│ затрат │

│ │ │

│ Бюджет админист- │

│ ративных затрат │

│ │ │

│ План прибылей │

│ и убытков │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис.2. Операционный бюджет производственного

предприятия

 

Генеральный или сводный бюджет представляет собой скоорди-

нированный (по всем подразделениям и функциям) план работы орга-

низации в целом. Работа по составлению такого бюджета предпола-

гает несколько этапов. Рассмотрим их.

 

 

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Работа по составлению сводного бюджета предполагает нес-

 

колько этапов:

 

1) подготовка бюджета продаж;

 

2) определение ожидаемого объема производства;

 

3) расчет затрат, связанных с производством и продажей

 

продукции;

 

4) расчет и анализ денежных потоков;

 

5) составление плановых финансовых отчетов.

 

Цель сводного бюджета - объединить и суммировать частные

бюджеты различных подразделений (центров финансовой ответствен-

ности) предприятия во взаимосвязи основных показателей.

Сводный бюджет промышленного предприятия состоит из операционно-

го и финансового бюджетов. Этапы составления сводного бюджета

предприятия состоят из ряда шагов.

 

Операционный бюджет

 

Шаг 1. Разработка бюджета продаж.

Этот бюджет еще называют оперативным, текущим, периодическим

бюджетом. Отправной точкой при составлении сводного

бюджета является формирование бюджета продаж, который

определяется производственными возможностями предприятия и сбы-

том продукции на рынке. Здесь обычно учитывают планы реализации

продукции. При планировании продаж необходимо учитывать следую-

щие факторы: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, политика ценообразования и др. При этом используют различные методы:статистические прогнозы

с применением математических методов, анализ "издержки-объем-прибыль", экспертные оценки и т.д. На основе прогноза продаж составляют бюджет продаж. В качестве примера возьмем производство алюминиевых банок (таблица 3)

 

Таблица 3

 

┌────────────┬──────────┬─────────────────────┬───────────────┐

│Наименование│Количество│Продажная стоимость │ Итого │

│продукции │ │ за единицу │ │

├────────────┼──────────┼─────────────────────┼───────────────┤

│ Банки 0,5 л│ 40000 │ 2,21 руб. │ 88400 руб. │

│ │ │ │ │

│ Банки 0,33л│ 50000 │ 3,47 руб. │173500 руб. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │261900 руб. │

└────────────┴──────────┴─────────────────────┴───────────────┴

 

Шаг 2. Разработка бюджета производства.

 

Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции

или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланирован-

ные руководством продажи и необходимый уровень запасов. Он сос-

тавляется в натуральных и денежных единицах. Объем производства

в натуральном выражении рассчитывается с использованием следую-

щей формулы (таблица 4):

 

Бюджет производства= Бюджет продаж + Прогнозируемый - Запас

продукции (в штуках) запас продукции продукции

на конец года на начало

года

Таблица 4

┌─────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┐

│ Наименование │ Банки 0,5 л │ Банки 0,33 л │

├─────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────│

│ Продажи по плану │ 40000 │ 50000 │

│ Ожидаемые продажи │ 35000 │ 46000 │

│ Остатки продукции на │ │ │

│ конец периода │ 5000 │ 4000 │

│ Итого требуется │ 40000 │ 50000 │

│ Запасы на начало периода│ 3500 │ 4600 │

│ │ │ │

│ Планируемое производство│ 36500 │ 45400 │

└─────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘

 

Для определения совокупных затрат на производство рассчи-

тывают себестоимость единицы продукции, которая складывается из

затрат материалов, труда и накладных расходов. Отсюда следующий

шаг - разработка бюджета затрат материалов. Суммируя производ-

ственные и сбытовые потребности в разрезе отдельных видов мате-

риальных оборотных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие), можно определить совокупную потребность в основных материалах. Расчет производится по формуле:

 

Количество материалов = норма расхода x количество изделий

материала к производству (шаг 2)

 

Таблица5 ────────── ┌───────────┬─────────┬──────────┬────────────────┐

│ Наименование │Банки 0,5│Банки 0,33│Всего материалов│

├───────────────────────┼─────────┼──────────┼────────────────┤

│Лента алюмин.Ал-1 │ │ │ │

│количество 10/100x36500│ 36500 │ │ │

│Цена │ 3 │ │ 10950 │

│Лента алюмин. Ал-2 │ │ │ │

│количество 10/100x45400│ │ 45400 │ │

│Цена │ │ 10,57 │ 47987,80 │

│ │ │ │ │

│Итого материалов │ │ │ 58937,80 руб. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ │

└───────────────────────┴─────────┴──────────┴────────────────┘

 

Шаг 4. Расчет объема закупок.

 

На этом этапе необходимо определить потребности во вспомо-

гательных материалах и рассчитать бюджет закупок. Чисто арифмети-

чески выводится плановая величина закупок в данном бюджетном пе-

риоде в разрезе отдельных видов сырья, материалов, комплектующих.

Бюджет закупок рассчитывается по формуле :

 

Объем Итого материа- Норма запасов остатки материа-

заку- = лов для про- + материалов на - лов на складе на

пок изводства(шаг3) конец плано- начало планового

вого периода периода

 

Таблица 6

┌──────────────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬

│ Наименование │ Лента Ал-1 │Лента Ал-2 │ Итого │

├──────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┤

│ Требуется материалов │ 36500 │ 45400 │ │

│ остатки на конец │ 500 │ 380 │ │

│ Всего материалов │ 4150 │ 4920 │ │

│ остатки на начало │ 480 │ 360 │ │

│ Всего закупок │ 3670 │ 4560 │ │

│ Цена за единицу │ 3 │ 10,57 │ │

│ │ │ │ │

│ Стоимость закупок │ 11010 руб. │ 48208,32 │59218,32 руб.│

└──────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┘

 

Шаг 5. Бюджет прямых затрат труда.

 

Аналогично операциям с основными материалами прямые затра-

ты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых

расходов. Бюджет определяет необходимое рабочее время в ча-

сах,требуемое для выполнения запланированного объема производства,

которое получают умножением количества единиц продукции или ус-

луг на норму затрат труда в часах на единицу. Затраты труда в де-

нежном выражении рассчитывают умножением необходимого рабочего

времени на различные часовые ставки оплаты труда.

 

Таблица 7

┌──────────┬───────┬──────┬─────┬─────────┬────────┬────────────┐

│Наименова-│Кол-во │Ч/час │Всего│Стоимость│Зарплата│ЕСН │

│ ние │продук-│на 100│ч/час│ ч/час │ в │в рублях │

│ │ции │ един.│ │ │ рублях│ │

├──────────┼───────┼──────┼─────┼─────────┼────────┼────────────┤

│Банки 0,5л│ 36500 │ 1,5 │547,5│ 15 │8212,50 │2923,65 руб.│

│ │ │ │ │ │ │ │

│Банки 0,33│ 45400 │ 0,5 │ 227 │ 15 │3405,00 │1212,18 │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ ИТОГО │ │ │ │ │11617,50│4135,83 руб.│

└──────────┴───────┴──────┴─────┴─────────┴────────┴────────────┘

 

Шаг 6. Расчет складских остатков.

 

Определяют плановое количество складских остатков готовой

продукции и материалов на складе и производят их денежную оценку.

 

Шаг 7. Формирование бюджета общепроизводственных расходов.

 

Этот бюджет "представляет собой детализированный план

предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых зат-

рат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесе-

ны для выполнения производственного плана в будущем периоде".

На основе постатейных калькуляций для каждой статьи общепроизвод-

ственных расходов выбирается база распределения и на основе это-

го определяется бюджетная величина по статьям общепроизводствен-

ных расходов. В данный бюджет включаются также и косвенные затра-

ты труда, платежи сторонним организациям (например, коммунальные платежи) и другие статьи.

 

Таблица 8

Смета общепроизводственных расходов

┌─────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐

│ Наименование │ Сумма │

├─────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤

│ Амортизация основных средств │ 800 │

│ │ │

│ Коммунальные услуги │ 3000 │

│ │ │

│ Итого │ 3800 │

└─────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘

 

Шаг 8. Разработка бюджета себестоимости продаж.

 

Учитывая специфику технологического процесса конкретного

предприятия, является целесообразным нормировать затраты, связан-

ные как с производством, так и с реализацией продукции. При этом

в расчет необходимо брать не только производственную себестои-

мость, но и все прочие факторы, влияющие на доходность, например,объемы продаж, коммерческие и административные расходы. В результате получается стандартная (нормативная) себестоимость, которая не только является основой для последующего выявления и анализа отклонений,но также помогает построить бюджет, оценить его выполнение, подсчитать фактическую себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции, которую предприятие планирует продать в отчетном периоде, определяется по формуле:

 

Себестои- Затраты на Косвенные Остатки готовой

мость про- = производст- + общепроиз- - продукции на конец

данной во готовой водственные планового периода

продукции продукции расходы

 

На основе имеющихся данных можно составить сводную таблицу себес-

тоимости продаж: наименование, количество, по видам продукции

(руб.), сумма (руб.), итого (руб.)

 

Шаг 9. Смета расчета суммы постоянных расходов.

 

К постоянным расходам относятся: общехозяйственные и ком-

мерческие расходы (если они не являются прямыми).

 

Основой бюджетирования постоянных расходов является смет-

ное планирование по центрам ответственности. Но есть расходы, которые калькулируются расчетным путем, например, амортизация здания заводоуправления. Бюджет постоянных расходов предприятия калькулируется на основе смет затрат подразделений.

 

Таблица 9 - Смета общехозяйственных расходов

┌──────────────────────────────────────────────┬────────────────┐

│ Наименование │ Сумма, руб. │

├──────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│ Зарплата администрации │ 14000 │

│ Дополнительная зарплата │ 6000 │

│ Оплата труда, всего │ 20000 │

│ Отчисления на зарплату │ 7120 │

│ Канцелярские расходы │ 2000 │

│ │ │

│ Итого │ 29120 │

└──────────────────────────────────────────────┴────────────────┘

 

Смета коммерческих расходов Таблица 9а

┌──────────────────────────────────────────────┬────────────────┐

│ Наименование │ Сумма, руб. │

├──────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│ Реклама │ 5000 руб. │

│ Транспорт │ 8000 │

│ Итого │ 13000 руб. │

└──────────────────────────────────────────────┴────────────────┘

 

Шаг 10. Расчет результата от реализации.

 

Следующим шагом необходимо произвести калькуляцию себес-

тоимости продаж и определить рентабельность и маржинальный

доход по видам продукции. Для расчета себестоимости реализации по

видам продукции требуется сделать несколько подготовительных операций:

1) произвести распределение плановой величины общепроизводствен-

ных расходов по отдельным видам продукции. Тем самым рассчитывают-

ся полные удельные производственные затраты на единицу продукции

по видам продукции, планируемым к производству в бюджетном периоде;

2) рассчитать целевые остатки незавершенного производства и опре-

делить на основе средневзвешенной себестоимости списание от-

дельных статей затрат на себестоимость выпуска. По этим результа-

там рассчитывается плановая себестоимость выпуска по видам продукции;

3) производится расчет производственных затрат в себестоимость

продукции, планируемой к реализации в бюджетном периоде;

После этого, если были скалькулированы прямые коммерческие расхо-

ды, путем прибавления плановой величины прямых(переменных) коммер-

ческих расходов получают плановую величину полных переменных зат-

рат в себестоимость реализации на данный бюджетный период. Если

коммерческие расходы были отнесены к постоянным, то они не вклю-

чаются в состав данного бюджета.

 

Затем, сопоставлением планового физического объема, от-

пускной цены (результат шага 1) и себестоимости реализации, рас-

считывают прогнозную величину маржинального дохода и прямой рен-

табельности (на основе переменных издержек) по видам продукции.

 

Доходная часть бюджета планируется на основе плана про-

даж продукции и плана финансовых поступлений от других источни-

ков. Учитывают также и остатки средств на балансовых счетах пред-

приятия. Затем составляют сводный план денежных поступлений (на

 

месяц, квартал, год).

Таблица 10

┌──────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────────┬

│ Наименование │Банки 0,5л │Банки 0,33л │ Сумма, руб. │

├──────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────────┤

│Выручка │ 88400 │ 173500 │ 261900,00 │

│Себестоимость продаж │ 22762,75 │ 54981,73 │ 77744,48 │

│Валовая прибыль │ 65637,25 │118518,27 │ 184155,52 │

│(маржинальная прибыль)│ │ │ │

└──────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────────┘

 

Шаг 11. Разработка плана о прибылях и убытках.

 

Составление операционного бюджета завершается подготовкой

плана прибылей и убытков. Плановый отчет целесообразно составлять

в двух вариантах: в "развернутом" (в разрезе доходности от-

дельных видов продукции) и сводном (по аналогии с отчетом о финансовых результатах бухгалтерской (финансовой) отчетности). После составления отчета о финансовых результатах работа с операционным бюджетом не заканчивается, так как он будет еще корректироваться, например, при решении задач сокращения плановой величины финансового дефицита денежных средств предприятия.

Таблица 11

┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────┐

│ Наименование │ Сумма,руб. │

├─────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│ Выручка │ 261900,00 │

│ Себестоимость продаж │ 77744,48 │

│ Валовая прибыль(маржинальная прибыль) │ 184155,52 │

│ Управленческие расходы │ 29120,00 │

│ Коммерческие расходы │ 13000,00 │

│ Прибыль от продаж │ 142035,52 │

└─────────────────────────────────────────────┴───────────────┘

 

Шаг 12. Планирование налоговых платежей.

 

Налоговые платежи определяются исходя из действующего на-

логового законодательства. Целью такого бюджета является опреде-

ление суммы платежей, которые предприятие должно будет перечис-

лить в бюджет.

 

3.2. ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ.

 

В составлении финансового бюджета необходимо выделить

 

следующие этапы.

 

3.2.1. Разработка бюджета денежных средств.

 

Цель финансового бюджета - планирование баланса денеж-

ных поступлений и расходов, а в более широком смысле - баланса

оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансо-

вой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. При

создании бюджета необходимо учитывать условия погашения кредитор-

ской задолженности,а также порядок работы с дебиторами. На стадии

 

составления бюджета денежных средств моделируются балансы движе-

ния расчетов (как активных, так и пассивных) - с покупателями, с

поставщиками, по оплате труда, с бюджетом и пр. Кроме того

существуют статьи денежных поступлений и расходов, связанные с

привлечением денежных средств (кредиты и займы, эмиссия акций),

и,наоборот с осуществлением расчетов по кредитному финансирова-

нию (погашение процентов и суммы основного долга по кредитам).

Таким образом, на стадии составления проекта бюджета движения денежных средств анализируется прогнозная динамика расчетов предприятия, возможного привлечения средств и погашения кредитной задолженности. В настоящее время целесообразно, кроме обобщающего отчета о движении денежных средств, иметь отчеты по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковским кредитам.

Бюджет движения денежных средств включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение расчетного периода, а

ожидаемое сальдо сравнивается с минимальной суммой денежных сред-

ств, которая должна постоянно поддерживаться на предприятии. В пе-

риоды роста деловой активности эта сумма может возрастать, а в

периоды спада - снижаться.

 

3.2.2. Разработка прогнозируемого бухгалтерского баланса.

 

На основе проектов отчетов о финансовых результатах (опера-

ционный бюджет) и движения денежных средств (финансовый бюджет),

а также баланса на начало бюджетного периода строится проект ба-

ланса на конец бюджетного периода. Баланс на конец строится на

основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива

по принципу:

 

Балансовый остаток Плановый балан-

на начало бюджетного + Плановый - Плановый = совый остаток на

периода приход расход приход расход конец бюджетного

периода

Проект отчета о движении денежных средств является исход-

ной бюджетной формой при составлении прогнозного баланса (данные

проекта отчета о движении денежных средств являются "входными"

при составлении проекта баланса на конец периода). Отчет же об

изменении финансового состояния является производной бюджетной

формой от проекта баланса на конец бюджетного периода, то есть он

строится на основе "готового"проекта баланса.

 

Структура проекта прогнозного баланса заполняется аналогично структуре "Бухгалтерский баланс" в составе финансовой отчетности,

составляемой для представления, например, в налоговую инспекцию.

 

Таблица 12

Прогнозируемый баланс предприятия на 01.01.200x

┌───────────────────┬──────────┬───────────────────────────┬──────────┐

│ АКТИВ │Сумма,руб.│ ПАССИВ │Сумма,руб.│

├───────────────────┼──────────┼───────────────────────────┼──────────┤

│ Основные средства │2140000 │ Уставный капитал │2113000 │

│ Готовая продукция │ 365300 │ Нераспределенная прибыль │ 917300 │

│ Материалы │ 76000 │ Кредиторская задолженность│ 44420 │

│ Дебиторы │ 406800 │ Расчеты с бюджетом │ 48964 │

│ Касса,расчетный │ 135584 │ │ │

│ счет │ │ │ │

├───────────────────┼──────────┼───────────────────────────┼──────────┤

│ Итого │3123684 │ Итого │3123684 │

└───────────────────┴──────────┴───────────────────────────┴──────────┘

 

3.2.3. Инвестиционный бюджет

 

Инвестиционный бюджет входит в состав сводного бюджета

предприятия и является планом капитальных затрат и долгосрочных

финансовых вложений предприятия на бюджетный период. Инвести-

ционный бюджет формируется в двух частях в зависимости от произ-

водственных потребностей (текущие и стратегические). Отсюда

обычно составляют: 1) плановый краткосрочный бюджет (1месяц - 3

месяца); 2) долгосрочный инвестиционный бюджет (так называемый

"бюджет развития")(1-3 года). Долгосрочный бюджет никогда не ис-

полняется, а служит для постановки стратегических целей (инвес-

тиционная политика, конкурентная политика и др.) Главная цель та-

кого бюджета - выявление и планирование инвестиционного остатка

денежных средств. При формировании инвестиционного бюджета выделя-

ется отдельный центр ответственности, критерием которого является

прибыльность инвестиций.

 

Составлением прогнозируемого баланса заканчивается рабо-

та над генеральным бюджетом и начинается его предварительный ана-

лиз. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, выз-

ванные принятием того или иного курса действий, то руководство

предприятия может принять решение начать всю плановую работу за-

ново. После корректировки планов действий предприятия в целом и

его отдельных подразделений вносятся изменения в генеральный бюд-

жет и вновь анализируется влияние планов предприятия на его фи-

нансовое состояние.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.