ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов 20–22 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Прочтите отрывок из речи российского императора. «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь, было бы делом ещё более губительным. Покойный император <…>, в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении… Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах». Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Укажите годы его правления. Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | В ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) император – Николай I; 2) годы правления – 1825–1855 гг.; 3) предыдущий император – Александр I | | Правильно назван император, указаны годы правления, назван предыдущий император | | Правильно указаны любые два элемента ответа | | Правильно указан один любой элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | Ответ 1.  Комментарий: Правильно указаны годы правления императора, которому принадлежит речь (сам император назван неправильно) и предыдущий император. Оценка – 1 балл. Ответ 2.  Комментарий: Правильно названы оба императора и правильно указаны годы правления Николая I. Оценка – 2 балла. Ответ 3.  Комментарий: Неправильно назван император, которому принадлежит данная речь и годы правления императора, которому принадлежит речь, с точки зрения выпускника. Неправильно указан его предшественник. Обратим внимание на то, что ответ выпускника содержит указание на Николая I (который в действительности произнёс эту речь) и правильно указанные годы его правления. Однако Николай I называется, как «покойный император», а не как император, произнёсший данную речь. Таким образом, выпускник не справился с заданием – не сумел правильно провести атрибуцию исторического источника. Оценка – 0 баллов. Ответ 4.  Комментарий: Правильно названы оба императора, но не указаны годы правления Николая I. Оценка – 1 балл. Ответ 5  Комментарий: Оба императора названы неправильно, годы правления Николая I не указаны. Обратим внимание, что выпускник сначала правильно указал императора, который выступил с данной речью, но затем зачеркнул ответ. Конечно, согласно критериям за указание только Николая I он бы не набрал баллов. Но даже, если бы он правильно указал и годы правления Николая I, а потом их тоже зачеркнул, то также не получил бы баллов за задание. Зачеркивание ответа означает отказ от него. Оценка – 0 баллов. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) причины: – «несвойственное» крепостным крестьянам высшее воспитание, которое дают им помещики; – злоупотребление помещиков своей властью; – отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков; 2) цели: – подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян; – обсуждение последствий изменения состояния крестьян | | Правильно указаны две причины и цель | | Правильно указаны одна причина и цель. ИЛИ Правильно указаны только две причины | | Правильно указана одна причина. ИЛИ Правильно указана только одна цель. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | Ответ 1.  Комментарий: Первая причина (п. 1 ответа), указанная выпускником не может быть принята. Дело в том, что в тексте фраза «делают их положение ещё более тягостным» является продолжением мысли о недопустимости давать крепостным высшее воспитание, что, с точки зрения автора, и является причиной «перемены мыслей» и «беспокойств». Вырванная из контекста эта фраза теряет свой первоначальный смысл и лишается конкретного содержания. Зато п. 2 ответа содержит сразу две причины: «злоупотребление помещиков своей властью» и «отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков». Цель, намеченная императором, в ответе указана. И хотя фразы «необходимо приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей» и «приготовить дорогу к переходному состоянию» лишены указания на изменение положения крестьян, но они в общем контексте ответа связаны с названными причинами, а значит – с изменением состояния крестьян. Оценка – 2 балла. Ответ 2.  Комментарий: Обе причины указаны правильно. Цель указана неправильно, т.к из источника видно, что указ (проект) уже создан, а значит его создание не может быть целью. Оценка – 1 балл. Ответ 3.   Комментарий: Правильно указаны две причины (помещики «употребляют свою власть во зло», отсутствие средств в законе, которые могли бы защитить крестьян от почти ничем не ограниченной помещичьей власти») и цель. Оценка – 2 балла. Ответ 4.    Комментарий: В ответе указаны две причины и цель. Обратим внимание, что выпускник сделал несколько ошибок, не имеющих прямого отношения к данному заданию. Он пишет, что это выступление Александра II и что речь идёт о 1860-х гг. Кроме того, в качестве цели он называет ещё (кроме правильно указанной цели) «сохранение вотчинной собственности на землю. Из источника очевидно, что это не цель, а условие, которое должно соблюдаться при достижения цели «подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян». Но, штрафные баллы критериями не предусмотрены. Поэтому, оценка – 2 балла. Ответ 5.  Комментарий: Правильно указаны две причины и цель. Оценка – 2 балла. Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) временные высшие совещательные органы – Секретные комитеты по крестьянскому вопросу; 2) мероприятия, например: – реформа государственной деревни; – инвентарная реформа в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине; – издание закона об обязанных крестьянах; – разрешение крестьянам с согласия помещиков приобретать недвижимость в собственность. Могут быть указаны другие мероприятия | | Правильно названы временные высшие совещательные органы, указаны два мероприятия | | Правильно названы временные высшие совещательные органы, указано одно мероприятие. ИЛИ Указаны только два мероприятия | | Правильно названы только временные высшие совещательные органы. ИЛИ Правильно указано только одно мероприятие. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | Ответ 1.  Комментарий: Правильно названы временные высшие совещательные органы, указаны три мероприятия. Оценка – 2 балла. Ответ 2.  Комментарий: Выпускник неправильно указал название высших совещательных органов. Под «проектом, реализованным в Прибалтике», по-видимому, понимается отмена крепостного права там, которая была осуществлена ещё при Александре I. Правильно указан закон об обязанных крестьянах. Т.к. правильно указан только один элемент ответа, оценка – 0 баллов. Ответ 3.  Комментарий: Правильно указаны только два мероприятия. Оценка – 1 балл. Ответ 4.  Комментарий: Названия высших совещательных органов и мероприятия указаны неправильно. Оценка – 0 баллов. Ответ 5.  Комментарий: Правильно указано мероприятие, подготовленное секретным комитетом – реформа государственной деревни. Все остальные мероприятия были составной частью этой реформы и не могут быть засчитаны в качестве отдельных элементов ответа. Оценка – 0 баллов. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | В правильном ответе должны быть названы следующие элементы: 1) великий князь – Василий II Тёмный; 2) двоюродный брат – галичский князь Дмитрий Шемяка; 3) причина, например: – галичские князья (Юрий Дмитриевич и его сын Дмитрий Шемяка) не получили поддержки со стороны московских бояр и составлявших основу войска слуг государева двора, которым приходилось уступать место выходцам из удельного двора; – поддержка митрополитом старшей ветви московского княжеского дома. (Могут быть названы другие причины.) | | Правильно названы два лица и причина | | Правильно названы только два лица. ИЛИ Правильно названы одно лицо и причина | | Правильно названа только одна причина. ИЛИ Правильно названо только одно лицо | | Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | Ответ 1  Комментарий: Правильно назван великий князь и указана причина. Оценка – 2 балла. Ответ 2  Комментарий: Правильно названы великий князь и его двоюродный брат. Причины указаны неправильно. Из трёх названных причин ближе всех к правильному ответу – причина №2. Но данная формулировка всё же не может быть принята. В борьбе за московский престол были периоды, когда народ поддерживал и Дмитрия Шемяку (например, в 1446 г., когда для выплаты выкупа за Василия II на народ наложены были тяжелые подати). Можно говорить только о последовательной поддержке Василия II московским боярством и слугами государева двора, не желавшим уступать место выходцам из удельного двора. Оценка – 2 балла. Ответ 3  Комментарий: Правильно назван только великий князь. Оценка – 1 балл. Ответ 4  Комментарий: Правильно названы великий князь и двоюродный брат. Среди указанных причин может быть принята причина № 2, где сказано о позиции бояр (все остальные неправильные по содержанию). Оценка – 3 балла. Ответ 5  Комментарий: Правильно назван только великий князь. Оценка – 1 балл. Характерной чертой экономической политики времен «оттепели» было активное проведение административных реорганизаций, направленных на преодоление трудностей в управлении экономикой. Приведите три примера управленческих мероприятий, проведённых в этот период. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Могут быть приведены следующие примеры: 1) ликвидация министерств и создание совнархозов (советов народного хозяйства) в 1957–1958 гг.; 2) укрупнение совнархозов и создание общесоюзного Совнархоза СССР (1962 г.), а в 1963 г. – Высшего совета народного хозяйства СССР; 3) разделение руководящих партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные; 4) реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции) и «продажа» их колхозам; 5) кампания по ликвидации «неперспективных деревень». Могут быть приведены другие примеры | | Приведены три примера | | Приведены два примера | | Приведён один пример | | Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | Ответ 1  Комментарий: Принимаются примеры 1 и 3. Пример 2 неправильный по содержанию, освоение целины не является управленческим мероприятием, нацеленным на преодоление трудностей в управлении экономикой. Оценка – 2 балла. Ответ 2  Комментарий: Мероприятия, указанные выпускником под номерами 1 и 3 совпадают, т.к. совнархозы заменили собой отраслевые министерства. Оценка – 2 балла. Ответ 3  Комментарий: Ответ является полностью неправильным. По-видимому, выпускник перепутал управленческие реформы Н.С. Хрущёва с реформами А.Н. Косыгина. Оценка – 0 баллов В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «В начале 50-х гг. XIX в. сложилась благоприятная международная обстановка для участия России в русско-турецкой войне». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: - борьба с европейскими революциями укрепила международный авторитет России среди правящих кругов стран Европы; - Франция не имела твёрдо установившейся власти и не стремилась активно вмешиваться в международные дела; - Россия рассчитывала на благодарность Австрии за подавление венгерского восстания; 2) в опровержение, например: - Австрия не могла допустить усиления России на Балканах; - Наполеону III нужна была победоносная война для объединения нации; - Англия не была заинтересована в усилении России и стремилась этому противодействовать; - в глазах европейского общественного мнения Россия была «жандармом Европы» и не пользовалась поддержкой. Могут быть приведены другие аргументы | | Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | | Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | | Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 4 | Ответ 1  Комментарий: При оценивании выполнения задания необходимо обратить внимание, что аргументируемая точка зрения посвящена именно международной обстановке, сложившейся перед началом Крымской войны. Аргументы в подтверждение № 2 и в опровержение № 1 не имеют отношения к международной обстановке. Аргумент в подтверждение № 1 неправильный по содержанию (о каком контроле многих держав в Чёрном море идёт речь?). Аргумент в опровержение № 2, где речь идёт о поддержке Англией и Францией Турции накануне войны можно принять, но согласно критериям, общая оценка – 0 баллов. Ответ 2  Комментарий: Аргумент в подтверждение № 1 не свидетельствует о том, что международная обстановка была благоприятной. Аргумент в подтверждение № 2 принимается. Аргумент в опровержение № 1 не имеет отношения к международной обстановке. Аргумент № 2 в опровержение лишён конкретного содержания (опоры на факты), поэтому является весьма спорным. Оценка – 0 баллов. Ответ 3  Комментарий: Аргумент в подтверждение № 1 неправильный по содержанию. Аргумент в подтверждение № 2 лишён конкретного содержания (Что значит «довольно сложные отношения с Европой»? Россия заручилась поддержкой Австрии против кого?) и не свидетельствует о благоприятной международной обстановке для начала войны. Аргумент в подтверждение № 3 не свидетельствует о благоприятной международной обстановке для начала войны. Аргумент в опровержение № 1 не имеет отношения к началу войны. Аргументы в опровержение №№ 2 и 3 не имеют отношения к международной обстановке. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как "шоковая терапия", способствовала преодолению кризисных явлений в экономике». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: – либерализация торговли и отпуск цен позволили насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости и ликвидировать угрозу голода; – ваучерная приватизация государственной собственности, начатая в этот период, положила начало процессу формирования слоя собственников; – сокращение государственных расходов бюджета на закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные проекты; – «отпуск цен» в ходе «шоковой терапии» обеспечил ликвидацию «денежного навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и баланс функционирования рынка; – либерализация торговли содействовала развитию российского рынка в сфере импортных операций; – ваучерная приватизация заложила основы для возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что способствовало оживлению экономической деятельности, наполнению рынка товарами, снижению остроты проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв населения; 2) в опровержение, например: – отпуск цен привёл к беспрецедентному их росту в сфере потребительского рынка, оптового рынка на продукцию промышленных предприятий, к росту закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, росту тарифов на коммунальные и другие услуги; – политика «шоковой терапии», приведшая к резкому падению реальных доходов населения и обесценивание денежных накоплений в банке, сузила внутренний потребительский рынок, что обострило кризисные явления в экономике; – в результате либерализации внешнеэкономической деятельности импорт товаров стал основным источником формирования внутреннего рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции, наводнения его некачественной продукцией; – отсутствие правовой базы, таможенного контроля со стороны государства, чёткой системы налогообложения способствовали созданию спекулятивных капиталов; – отсутствие строгой регламентации приватизационной деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в сырьевых отраслях страны и бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко сократило бюджетные доходы и обострило кризис производства; – часть ваучеров, вложенных в акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций, породив неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в финансовой и других сферах экономики; – политика «шоковой терапии» содействовала формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в сфере услуг, пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях промышленности. Могут быть приведены другие аргументы | | Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | | Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | | Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 4 | Ответ 1   Комментарий: Принимаются оба аргумента в подтверждение, которые подтверждают преодоление таких кризисных явлений в экономике, как дефицит товаров и отсутствие конкуренции между производителями. Из аргументов в опровержение принимаются аргументы №№ 1 и 3. Эти аргументы свидетельствуют о нарастании кризисных явлений в период реформ. Аргумент в опровержение № 2 представляет собой факт (заниженная стоимость предприятий при приватизации), который не связан с аргументируемой точкой зрения. Оценка – 4 балла. Ответ 2  Комментарий: Не могут быть приняты аргументы в подтверждение. В аргументе № 1 не вполне понятен термин «кризис продовольственных товаров». Эксперт не может утверждать, что имелся в виду именно их дефицит. Аргумент № 2 представляет собой общее положение, которое не свидетельствует о преодолении каких-либо кризисных явлений. Принимается аргумент № 1 в опровержение (несмотря на фразу «закрытие мероприятий», он понятен). Не может быть принят второй аргумент. По-видимому, выпускник имел в виду инфляционные процессы, поразившие экономику. Но приведенный факт никак не связан с аргументируемой точкой зрения. Оценка – 0 баллов. Ответ 3  Аргументы в подтверждение не могут быть приняты, т.к. лишены конкретного содержания и не свидетельствуют о том, что «шоковая терапия», способствовала преодолению кризисных явлений в экономике. Не принимаются и аргументы в опровержения: они отражают кризисные явления в социальной сфере, но не в экономике. Оценка – 0 баллов. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внутренняя политика Н.С. Хрущёва имела либеральный характер». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: – разоблачение культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956 г.); – началась реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных; – прекратилась политика массовых репрессий; – произошёл сдвиг в социальной политике в пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне, право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город, массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения); – были предприняты меры по повышению материального благосостояния населения (значительно сокращены налоги на личные подсобные хозяйства колхозников); – началось оживление культурного обмена с зарубежными странами, расширение культурных и научных контактов; 2) в опровержение, например: – применялись методы репрессий к гражданам СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.); – волюнтаристски решались вопросы развития культуры (разнос выставки авангардистов в Манеже в 1962 г.); – усилились гонения власти на Русскую Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление атеистической пропаганды в СМИ); – проводилась политика администрирования культуры и искусства (отстранение от руководства журналом «Новый мир» А.Т. Твардовского); – медленно ликвидировалась система ГУЛАГа; – в отношении инакомыслящих продолжала использоваться статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (до 1961 г.), квалифицировавшая любые критические выступления в адрес власти как политические и грозившая множеством репрессивных мер подпадавшим под её действие людям. Могут быть приведены другие аргументы | | Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | | Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | | Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 4 | Ответ 1  Комментарий: Принимается аргумент в подтверждение № 1. Аргумент № 2 не может быть принят, т.к. относится к другому периоду. Принимается аргумент № 2 в опровержение: приведённый факт очевидно противоречит положению о либеральной политике периода руководства СССР Н.С. Хрущёвым. Аргумент № 1 не может быть принят: пример, приведённый в скобках неправильный (А.Д. Сахаров не был в заключении). Также при Н.С. Хрущёве активно шёл процесс реабилитации депортированных народов. Бездействие в отношении некоторых из них не стоит рассматривать в качестве аргумента, т.к. под политикой понимается деятельность, которая была нацелена на реабилитацию. Оценка – 2 балла. Ответ 2  Комментарий: Принимаются аргументы в подтверждение, которые содержат избыточное количество фактов, с очевидностью подтверждающих данную точку зрения. Конечно, появление самиздата нельзя считать частью политики Н.С. Хрущёва, но штрафные баллы при оценивании задания не начисляются, поэтому это положение эксперт просто не засчитывает. Аргумент № 1 в опровержение не имеет опоры на исторические факты (исключение – попытка смещения Хрущёва, но она не показатель отсутствия либерализма в его политике, а, скорее, наоборот). Выпускнику необходимо показать, в чём проявился волюнтаризм и субъективизм в политике Н.С. Хрущёва (сами по себе эти понятия слишком абстрактны). Принимается аргумент № 2 со ссылкой на «дело Пастернака». Оценка – 3 балла. Ответ 3  Принимаются оба аргумента в подтверждение: приведённые факты с очевидностью свидетельствуют о либерализме в политике Н.С. Хрущёва. Аргумент в опровержение лишён конкретного содержания. которое в данном случае необходимо (единичный случай) и не может быть принят. Оценка – 1 балл. Обратите внимание!!! При заполнении протокола проверки оценка по критерию К1 вносится в колонку 6, по критерию К2 – в колонку 7, по критерию К3 – в колонку 8, по критерию К4 – в колонку 9, по критерию К5 – в колонку 10, по критерию К6 – в колонку 11, по критерию К7 – в колонку 12. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1462–1505 гг.; 2) 1825–1855 гг.; 3) 1928–1941 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов). | | Критерии оценивания | Баллы | К1 | Указание событий (явлений, процессов) | | Правильно указаны два события (явления, процесса) | | Правильно указано одно событие (явление, процесс) | | События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | | К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | | Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | | Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | | Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | | К3 | Причинно-следственные связи | | Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | | Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | | Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | | К4 | Оценка значения периода для истории России | | Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | | Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана | | К5 | Использование исторической терминологии | | При изложении корректно использована историческая терминология | | Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | | К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | | В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | | Допущена одна фактическая ошибка | | Допущены две или более фактические ошибки | | К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | | Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | | Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | | Максимальный балл | | Ответ 1   Комментарий: К1 | Правильно указана «реформа П.Д. Киселёва» и «указ об обязанных крестьянах». 2 балла. | К2 | Указаны две исторические личности: Николай I и П.Д. Киселёв Не охарактеризованы их роли в указанных событиях, процессах. 0 баллов. | К3 | Причинно-следственные связи в рамках выбранного периода не указаны. 0 баллов. | К4 | Дана оценка значимости периода для истории России. 1 балл. | К5 | Правильно, в историческом контексте, использован термин «реформа». 1 балл. | К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | Ответ 2  Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Указан Иван III, охарактеризована его роль в процессе расширения территории государства (о расширении территории идёт речь последнем абзаце): присоединение конкретных земель. 1 балл. | К3 | Указана причинно-следственная связь между Стоянием на Угре и освобождением Руси от ордынского владычества. 1 балл. | К4 | Дана оценка значимости периода (расширение границ московского княжества). 1 балл. | К5 | Корректно использована терминология («свод законов – Судебник»). | К6 | Допущены фактическая ошибка: неправильно указан год Стояния на Угре, некорректно использован титул «царь» по отношению к Ивану III. Стилистически неграмотно построенная фраза «объединил Москву в единый центр» не является фактической ошибкой. 0 баллов. | К7 | Ответ представлен в виде последовательного, связного изложения материала. 1 балл. | Ответ 3  Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Указан Иван III, его роль в названных событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована. 0 баллов. | К3 | Указаны причинно-следственные связи: последствием Стояния на Угре стало освобождение Руси от ордынского владычества, издание Судебника 1597 г. положило начало процессу закрепощения крестьян. 2 балла. | К4 | Оценка значения периода для истории России не дана. 0 баллов. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология («Судебник», «закрепощение крестьян»). 1 балл. | К6 | В ответе отсутствуют фактические ошибки. 2 балла. | К7 | Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. 0 баллов. | Ответ 4   Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Правильно названы исторические личности. Указана роль в свержении ордынского владычества Ивана III и епископа Вассиана. 2 балла. | К3 | Указано необходимое количество причинно-следственных связей (например, между действиями крымского хана и отсутствием поддержки Ахмата со стороны Литвы, или между Стоянием на Угре и освобождением Руси от ордынской зависимости). 2 балла. | К4 | Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты. 1 балл. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология («ордынская зависимость», «Судебник» и др.) 1 балл. | К6 | Допущены фактические ошибки: «написание Судебника привело к появлению на Руси законов», «хотя к началу правления Ивана III Москва была столицей России, её соперники – Тверь и Новгород – всячески пытались выйти из-под её контроля» (в начале правления Ивана III название «Россия» ещё не употреблялось, Москва была столицей Московского княжества, также, как Тверь – столицей Тверского княжества). 0 баллов. | К7 | Ответ представлен в виде последовательного, связного изложения материала. 1 балл. | Ответ 5  Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы Николай I и П.Д. Киселёв. Их роли в указанных событиях (явлениях, процессах) не охарактеризованы. 0 баллов. | К3 | Причинно-следственная связь между русско-иранской войной и созданием российского военного флота на Каспийском море не является верной: по Гюлистанскому договору 1813 г. Россия приобрела право на содержание в Каспийском море военного флота. 0 баллов. | К4 | Фраза «расширение влияния России» сформулирована в общей форме, без привлечения исторических фактов. 0 баллов. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология (например: «крестьянский вопрос») 1 балл. | К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | Ответ 6    Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы И.В. Сталин и В.М. Молотов, но не охарактеризована их роль в указанных событиях (явлениях, процессах). 0 баллов. | К3 | Указаны причинно-следственные связи, например: террор – нехватка командного состава, индустриализация – создание военной техники, необходимой для ведения войны и др. 2 балла. | К4 | Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты (создание военной техники, необходимой для будущей войны, ослабление армии вследствие «большого террора», СССР попытался отсрочить начало войны с Германией). 1 балл. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология («индустриализация», «коллективизация» и др.). 1 балл. | К6 | Допущены фактические ошибки («23 августа 1936 г – пакт Молотова – Риббентропа», «1941 г – договор СССР и Германии о дружбе и границе»). 0 баллов. | К7 | Ответ представлен в виде последовательного, связного изложения материала. 1 балл. | Ответ 7  Комментарий: К1 | Правильно указаны события (явления, процессы): введение цензуры, строительство железной дороги, начало промышленного переворота. 2 балла. | К2 | Названы Николай I, Муравьёв-Апостол, П.И. Пестель, но их роли в событиях (процессах, явлениях) данного периода не указаны или указаны неправильно (идея строительства железной дороги принадлежит не лично Николаю I, а инженеру Герстнеру). 0 баллов. | К3 | Причинно-следственные связи, указанные в работе, не могут быть приняты. Причинно-следственная связь между началом движения декабристов и введением цензуры не может быть принята, так как начало движения декабристов не относится к данному периоду. Причинно-следственная связь между строительством железной дороги Санкт-Петербург – Царское село и «немалым возмущением» также не принимается, вследствие отсутствия конкретного содержания в термине «немалое возмущение». 0 баллов. | К4 | Значение данного периода указано «начало промышленного переворота»). 1 балл. | К5 | В ответе корректно использованы некоторые термины («движение декабристов», «промышленный переворот»). 1 балл. | К6 | Выпускник сделал много фактических ошибок. Но по данному критерию выставляется 0 баллов потому, что по критериям К1 – К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | Ответ 8   Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы Иван III и Софья Палеолог. Не указана их роль в событиях явлениях, процессах, названных в ответе. Указания на действия Ивана III («вынудил Ливонский орден платить дань», «ввёл правовой кодекс», «стремился к созданию централизованной державы») носят общий характер, слова «вынудил», «ввёл», «стремился» не отражают роли Ивана III в названных событиях и процессах. Не охарактеризована также роль Софьи Палеолог в борьбе за обоснование права на московский престол за Василием III (слово «начала» имеет общий характер) и в изменении церемониала великокняжеского двора (не указано, что она была византийской принцессой и не указана её роль ). 0 баллов. | К3 | Правильно указаны причинно-следственные связи между «стоянием» на Угре и освобождением от ордынской зависимости и между процессом собирания земель (предпосылка) и образованием единого централизованного государства. 2 балла. | К4 | Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты. 1 балл. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология. 1 балл. | К6 | В ответе допущена фактическая ошибка («связь с Германской империей»). 1 балл. | К7 | Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. 0 баллов. | Ответ 9  Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы И.В. Сталин и Гитлер. Не охарактеризована их роль в указанных событиях, явлениях, процессах (роль Сталина дана в виде общей формулировки и не может быть принята). 0 баллов. | К3 | Правильно указана причинно-следственная связь между стремлением СССР обезопасить себя и подписанием пакта о ненападении. 1 балл. | К4 | Оценка значимости периода дана неправильно, в формулировке, которая искажает смысл («СССР начал развиваться во многих сферах, особенно в промышленном и военно-промышленном комплексах»). 0 баллов. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология («пакт Молотова-Риббентропа», «Вторая мировая война») . 1 балл. | К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | Ответ 10  Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы И.В. Сталин В.М. Молотова. Роль И.В. Сталина в указанных событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована. Нельзя также принять характеристику роли В.М. Молотова в деле достижения договорённости с США, т.к. его визит в США (по мнению автора сочинения именно в этом заключается роль В.М. Молотова) состоялся уже в 1942 г. (за пределами данного периода). 0 баллов. | К3 | Правильно указана причинно-следственная связь между нападением Германии на СССР и стремлением Германии не допустить перевооружения Красной армии. 1 балл. | К4 | Оценка значимости периода дана неправильно (СССР вышел победителем, став супердержавой») или в общих формулировках (страна отходила от революции, смена устоев…»). 0 баллов. | К5 | В ответе некорректно использована историческая терминология (название пакта Молотова-Риббентропа искажено до неузнаваемости, выпускник путает Вторую мировую войну с Великой Отечественной). 0 баллов. | К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | Ответ 11   Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы Николай I, С.С. Уваров, Н.Г. Чернышевский. Их роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода не охарактеризованы. 0 баллов. | К3 | Правильно указана причинно-следственная связь между существованием крепостного права и упадком производства. 1 балл. | К4 | Оценка значимости периода дана неправильно. 0 баллов. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология (например, «славянофилы», «теория официальной народности»). 1 балл. | К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | Ответ 12  Комментарий: К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. | К2 | Названы Иван III и хан Ахмат. Их роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода не охарактеризованы. 0 баллов. | К3 | Правильно указана причинно-следственная связь между изданием Судебника Ивана III и началом закрепощения крестьян. 1 балл. | К4 | Оценка значимости периода дана в общей форме и лишена конкретного содержания. 0 баллов. | К5 | В ответе корректно использована историческая терминология (например, «закрепощение крестьян»). 1 балл. | К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 - К4 выставлено менее 4 баллов. | [1] Бранд М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. – М., 1994. – С. 22–23. |