МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие, предмет, метод и система, принципы права социального обеспечения. Источники права социального обеспечения.





 

Для того чтобы уяснить смысл права социального обеспечения, его характерные черты и особенности, необходимо правильно раскрыть непосредственно саму категорию «социальное обеспечение», которая выступает ключевым понятием данной отрасли права.

В настоящее время легального определения социального обеспечения в законодательстве нет. В наиболее общем виде его можно трактовать как содержание за счет общества определенных категорий граждан в особых случаях и особыми способами (В, с.8 ).

В зарубежной правовой науке под понятием социальное обеспечение понимаются гарантии общества для всех его членов в поддержании сносных условий жизни за счет перераспределения доходов (3, с. 16).

В советской науке были сформированы три основные концепции на содержание понятия «социальное обеспечение». Сторонники первой рассматривали социальное обеспечение в узком смысле как обеспечение только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения (которую считают традиционной) включали в социальное обеспечение также бесплатное медицинское обслуживание и лечение как средство оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности.

Сторонники третьей концепции рассматривали социальное обеспечение в широком смысле, включая в него также обеспечение бесплатным жильем за счет государства, бесплатное образование и пользование достижениями культуры (В, с.10).

В современной науке данное понятие трактуется неоднозначно и рассматривается в двух аспектах: экономическом и правовом.

Как экономическаякатегория социальное обеспечение является способом распределения части внутреннего валового продукта, произведенного обществом и представляет собой совокупность экономических распределительных отношений, которые входят в систему производственных отношений, составляющих экономический базис общества (ПСО учебник Гущин с. 13).

Социальное обеспечение как правовая категория представляет собой деятельность государства по правовому регулированию общественных отношений в сфере создания фондов для целей социального обеспечения и в сфере их распределения в различных правовых формах и видах среди престарелых, больных, полностью или частично утративших трудоспособность граждан и лиц, потерявших кормильца, а также среди многодетных, малообеспеченных и других семей и граждан Республики Беларусь (3, с. 18-19).

Социальное обеспечение – это способ распределения части валового внутреннего продукта, направленный на материальное обеспечение нуждающихся в государственной поддержке граждан для сохранения их полноценного социального статуса в случаях наступления социальных рисков за счет определенных финансовых источников в объеме и на условиях, установленных государством (В,11).

Для верного уяснения понятия «социальное обеспечение» следует отличать его от понятий «социальная защита» и «социальное страхование». Так, понятие «социальная защита» более широкое, включает в себя помимо социального обеспечения также нормы трудового, гражданского и иных отраслей права, включающие в себя меры по охране труда, обеспечению жильем, регулированию права собственности граждан. Понятие «социальное страхование», наоборот, более узкое понятие, является организационно-правовой формой социального обеспечения.



Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях. Как правило, выделяют четыре основные функции:

- экономическая- выражается в оказании материальной поддержки гражданам при наступлении социальных рисков, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей экономики;

- политическая - направлена на поддержание социальной стабильности в обществе;

- демографическая – призвана стимулировать рост народонаселения, увеличение продолжительности жизни (В, с.12);

- социально-реабилитационная – способствует поддержанию социального статуса гражданина при наступлении различных социальных рисков посредством предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни.

Социальное обеспечение проявляется в следующих организационно-правовых формах: государственное социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного (республиканского) бюджета, смешанная форма.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и иных выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных Законом. По своей сущности государственное социальное страхование– это распределение социального риска потери заработка или иного дохода по независящим от застрахованного гражданина обстоятельствам между работодателями, застрахованными лицами и государством. В составе граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, различают две категории лиц: подлежащие обязательному государственному социальному страхованию и обладающие правом участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (с. 7 Закона). Для целей государственного социального страхования организован и ведется индивидуальный (персонифицированный) учет о каждом застрахованном физическом лице для целей государственного социального страхования. Целью учета является обеспечение достоверности сведений о страховом стаже застрахованного лица, выплатах (доходах), на которые начислены страховые взносы, и страховых взносах. Органом государственного управления средствами государственного социального страхования является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Положение о Фонде, утвержденное Указом Президента от 16.01.2009 г. № 40).

Второй организационно-правовой формой социального обеспечения является социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного (республиканского) бюджета. Данная форма охватывает лиц, осуществляющих специфическую общественно полезную деятельность, в период которой они не подлежат государственному социальному страхованию (военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований), а также граждан, как правило вне связи с их трудовой деятельностью (это выплата гражданам социальных пенсий, некоторых видов пособий, оказание медицинской помощи, предоставление социальных льгот).

Третьей формой социального обеспечения выступает смешанная форма. Суть ее заключается в одновременном использовании вышеназванных организационно-правовых форм социального обеспечения. Например, затраты на выплату пенсий за особые заслуги перед республикой в части сумм, превышающих размер обычных пенсий, осуществляются за счет средств республиканского бюджета (В, 33).

Наряду с централизованными, существуют также местные (региональные) и локальные организационно-правовые формы социального обеспечения. Данные формы предполагают осуществление дополнительных мер по социальному обеспечению граждан за счет средств местных бюджетов, предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций.

 

Формы социального обеспечения проявляются в конкретных видах:

- денежные выплаты (пенсии, пособия, надбавки, и др.;)

- социальное обслуживание;

- государственная адресная социальная помощь;

- медицинская помощь и лечение;

- социальные льготы и др.

 

Раскрыв категорию «социальное обеспечение» перейдем к понятию права социального обеспечения как отрасли права.

Право социального обеспечения относится к числу молодых отраслей и берет свое начало с середины 60-х годов прошлого века. Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, высказал профессор В.С. Андреев на Симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. (13, с. 10). До этого считалось, что отношения по материальному обеспечению в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового и административного права. В.С. Андреев разработал учение о предмете и методе этой отрасли права, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения (12, с. 7).

В научной литературе вплоть до настоящего времени не выработано единого определения права социального обеспечения как отрасли права. В наиболее общем плане его можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения.

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответствующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешение споров (12, с. 7).

Право социального обеспечения относится к публичной отрасли права в связи с использованием преимущественно императивного регулирования.

Признание права социального обеспечения самостоятельной отраслью права не означает, что процесс его формирования полностью завершен. Завершением этого процесса была бы кодификацияправа социального обеспечения (В, с. 38).

Предмет права социального обеспечения – это совокупность однородных общественных отношений материального, процедурного и процессуального характера по социальному обеспечению граждан (В, с.44).

К материальным относятся отношения, в рамках которых граждане получают конкретные социальные блага. В зависимости от вида обеспечения они подразделяются на отношения по поводу денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и др.), социального обслуживания, государственной адресной социальной помощи, медицинской помощи и лечения, социальных льгот и др.

Процедурные и процессуальные отношения имеют вспомогательное значение и призваны обеспечить нормальное функционирование материальных отношений.

Так, процедурные отношенияобеспечивают реализацию материальных отношений и включают две самостоятельные подгруппы:

- отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (факты рождения, смерти, достижения определенного возраста, установления группы инвалидности и др.);

- отношения по назначению и предоставлению конкретного обеспечения (пенсии, пособия и др.), по его изменению и прекращению.

Процессуальные отношения обеспечивают защиту материальных отношений. Они возникают в связи с обжалованием гражданином решений о предоставлении обеспечения и рассмотрением споров в этой области. По мнению большинства ученых, к предмету права социального обеспечения относятся лишь те из них, которые связаны с внесудебным порядком обжалования и рассмотрения споров.

В советское время характерной особенностью общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являлся их алиментарный (безэквивалентный) характер. Усиление страховых начал в социальном обеспечении привели к тому, что данный признак уже утратил свою актуальность.

На современном этапе, общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения имеют следующие общие признаки:

- носят распределительный характер;

- имеют специфический круг субъектов, одним из которых всегда является гражданин (либо семья), наделенный определенными правомочиями. Другим субъектом всегда выступает государственный или иной уполномоченный государством орган, который обязан либо вправе предоставить гражданину соответствующий вид социального обеспечения;

- объектом указанных отношений всегда является социальное благо, предоставляемое гражданину ( денежные выплаты, медицинская помощь, льготы, и т.д.);

- спецификой отличаются юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Перечень таких фактов строго определен законодательством. Это, как правило, события, а не действия, которые признаются государством социально уважительными и называются социальными рисками;

- объемы и размеры обеспечения, установленные законодательством, не могут быть изменены субъектами отношений, если они финансируются за счет средств государственных страховых фондов или государственного бюджета (В, 41, 42).

Метод права социального обеспечения – это совокупность определенных приемов и способов правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан.

Для права социального обеспечения характерно применение преимущественно императивного метода, который дополняется диспозитивным методом. Конкретное соотношение между императивностью и диспозитивностью зависит прежде всего от вида обеспечения, предоставляемого гражданину.

Преобладание императивного методапредопределяется распределительным характером отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Эти отношения связаны с распределением внутреннего валового продукта, что требует жесткой регламентации уровня обеспечения, его оснований и видов, действий органов, осуществляющих обеспечение. Только таким способом можно гарантировать нуждающимся получение положенных по закону материальных благ. Наряду с императивным в определенных пределах используется диспозитивный метод, когда субъектам дозволяется то, что прямо разрешено правовыми нормами. При этом в процессе применения данного метода дозволениеадресуется не обоим субъектам, а только одному из них – гражданину. К примеру, строго определяя исходные условия пенсионного обеспечения, закон предоставляет гражданину право выбора одного из видов пенсий, на которые он может претендовать.

Основным является также метод централизованного регулирования, который дополняется местным (региональным) регулированием и локальным регулированием.

Система права социального обеспечения представляет собой научно обоснованную, объективно существующую связь институтов и норм права социального обеспечения, составляющих отрасль права (5, с.39-40).

Как и в других отраслях в основе классификации норм права социального обеспечения лежит их деление на нормы Общей и Особенной части. Общая часть объединяет нормы, относящиеся ко всем общественным отношениям, которые составляют предмет данной отрасли права. В ее составе можно выделить следующие правовые институты:

- предмет и задачи права социального обеспечения;

- источники права социального обеспечения;

- субъекты права социального обеспечения и их правосубъектность;

- основания социального обеспечения, виды социального обеспечения.(В, 51)

Особенная часть системы права социального обеспечения объединяет нормы, относящиеся к некоторым общественным отношениям, составляющим предмет этой отрасли права. В составе Особенной части можно выделить следующие институты:

-трудовой (страховой) стаж;

- пенсионное обеспечение;

-пособия и иные социальные выплаты;

-социальное обслуживание;

- государственная адресная социальная помощь;

-медицинская помощь и лечение;

- социальные льготы (В., 52).

 

Смежными отраслямиправа применительно к праву социального обеспечения выступают

трудовое, административное, гражданское и финансовое право.

Отрасль права социального обеспечения следует отличать от трудового права по

следующим признакам:

-по характеру регулируемых отношений: трудовое право регулирует отношения между работником и нанимателем, а право социального обеспечения – общественные отношения по материальному обеспечению граждан;

-по природе производимых выплат: в сфере трудового права производятся выплаты заработной платы из конкретных фондов, а в сфере права социального обеспечения – выплата пенсий, пособий из центрального фонда (фонда социальной защиты населения);

- по методу правового регулирования: трудовое право использует договорной метод правого регулирования общественных отношений, а метод права социального обеспечения носит недоговорной характер;

- по природе регулируемых отношений: трудовые правоотношения носят возмездный характер, а отношения по праву социального обеспечения – как правило, безвозмездный [2, с.

63-65];

- отношения по социальному обеспечению складываются только в сфере распределения, а трудовые – в основном в сфере производства.

Финансовые отношения возникают наряду с отношениями по социальному обеспечению в тех случаях, когда обеспечение осуществляется в денежной форме, то есть при выплате гражданам пенсий и пособий, а также аккумуляции денежных средств на эти цели. Финансовая сторона возникающих при этом отношений выступает как форма, обусловленнаядеятельностью государства по обеспечению благосостояния граждан [11, с. 70-71]. То есть отношения, связанные с образованием финансовых источников социального обеспечения (государственных страховых фондов, средств бюджета) и их распределением между различными органами управления, входят в предмет финансового права. При переходе этих средств к гражданам в качестве конкретных видов социального обеспечения (пенсий, пособий) возникают отношения, регулируемые правом социального обеспечения.

Наряду с отношениями по социальному обеспечению возникают административные правовые отношения, которые обусловлены наличием государственных органов управления социальным обеспечением. Нормы административного права определяют структуру республиканских и местных органов управления социальным обеспечением, порядок их образования, цели и задачи данных органов, систему обжалования правовых актов, принятых этими должностными лицами. Отношения, складывающиеся между гражданами и указанными органами по поводу предоставления гражданам соответствующих видов обеспечения, регулируются нормами права социального обеспечения.

Гражданское правои право социального обеспечения отличаются предметом правового регулирования. Так, гражданское право регулирует имущественные отношения, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными .В то же время предмет права социального обеспечения составляют отношения, регулирующие пенсионное обеспечение и другие вопросы, связанные с социальным обеспечением граждан. Денежный эквивалент присутствует как в гражданско-правовых отношениях, так и в отношениях по социальному обеспечению. Однако в отношениях, регулируемых гражданским правом в его основу положены сущность и содержание сделок, заключаемых и исполняемых субъектами гражданско-правовых отношений. Что же касается денежного эквивалента в праве социального обеспечения, то его основная цель состоит в том, чтобы обеспечить граждан установленными законодательством выплатами и гарантиями [14, с. 15-16].

 

Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении. Выделяют три группы принципов: 1) общеправовые; 2) межотраслевые; 3) отраслевые.

 

Общеправовые принципы – это генеральные ключевые идеи, лежащие в основе всей правовой системы государства. К ним относятся: признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, социальная справедливость, законность и т.д. Указанные принципы закрепляются в Конституции Республики Беларусь и основополагающих актах международного права.

Межотраслевые принципы действуют не целиком, а лишь применительно к особенностям

регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. К ним относятся: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, обеспечение социальной защиты инвалидов и пожилых людей, обеспечение защиты от безработицы и др. Указанные принципы наиболее характерны также для таких отраслей права как трудовое , семейное.

Отраслевые принципы характеризуют сущность отдельной отрасли права, в том числе и права социального обеспечения.

Текстуальнопринципы права социального обеспечения нигде не зафиксированы, поэтому их формулирование является результатом анализа содержания действующего законодательства. Количество и формулировка рассматриваемых принципов у различных авторов не совпадает.

К отраслевым принципам относятся:

- всеобщность социального обеспечения (право на социальное обеспечение распространяется на все категории граждан. Законодательство не устанавливает ограничений в праве на получение тех или иных видов социального обеспечения, определяя вместе с тем условия, при наличии которых они предоставляются. Например, пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, выплачивается женщине вне зависимости от ее образования, семейного положения, национальности, вероисповедания и т.д. при условии постановки на учет до 12-недельного срока беременности, регулярного посещения и выполнения предписаний врачей в течение всего срока беременности. Наиболее ярко принцип всеобщности проявляется при предоставлении медицинской помощи. Так, согласно ст.45 Конституции и ст.5 и 6 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении» право на охрану здоровья имеют граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, иных обстоятельств);

-осуществление социального обеспечения на уровне, гарантирующем достойную жизнь человека (реализация этого принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека должен обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, начиная с прожиточного, определяемого в установленном законом порядке. Установленная Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. №239-9 «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» категория – бюджет прожиточного минимума, - является основным критерием признания граждан малообеспеченными. Граждане, признанные малообеспеченными имеют право на государственную социальную помощь. Величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения положена также в основу определения размера государственных минимальных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения, при назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей);

-гарантированность (доступность) социального обеспечения (реализуется в трех основных аспектах. Во-первых, все условия социального обеспечения реально достижимы. Например, для приобретения права на пенсию по возрасту достаточно иметь стаж работы не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин. Приобрести указанный стаж к пенсионному возрасту не сложно, учитывая, что в общий трудовой стаж включаются помимо работы и другие виды деятельности, например получение высшего образования. Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется без каких-либо дополнительных условий (оказание медицинской помощи и лечения). В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие государственные органы и работодателей конкретные обязанности по обеспечению реализации прав граждан, а также предусматривает ответственность за их неисполнение.);

-многообразие оснований и видов социального обеспечения (означает, что соответствующие блага предоставляются во всех случаях наступления определенных социальных рисков. Социальное обеспечение может предоставляться не только в денежной, но и в натуральной форме (социальные услуги, медицинская помощь, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровление);

-дифференциация (различие) видов, условий и уровня социального обеспечения (критерии дифференциации могут носить объективный характер (особые условия труда, особые заслуги перед республикой и т.д.) либо зависеть от субъективных свойств человека (пола, возраста, состояния здоровья, семейного положения). Например, женщинам, родившим ребенка вне брака , к пособию по уходу за ребенком в возрасте до трех лет устанавливается надбавка в размере 75% данного пособия. Таким образом, смысл данного принципа заключается в обеспечении своего рода социальной справедливости, а также в обеспечении достаточного жизненного уровня);

-осуществление социального обеспечения за счет определенных финансовых источников(государственных внебюджетных фондов социального страхования (пенсии, пособия), республиканского и местного бюджетов (расходы на государственное здравоохранение), смешанное финансирование (сфера социального обслуживания);

 

Источники права социального обеспечения – это формы и способы выражения норм

права социального обеспечения.

В связи с тем, что предметом права социального обеспечения является широкий круг общественных отношений по пенсионному и иному материальному обеспечению, социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, назначению и выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей, предоставлении льгот и т.д., круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В него входит не только национальное законодательство, но и ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения принято классифицировать по юридической силе, по сфере и сроку действия, по кругу субъектов, по органам, принявшим нормативный правовой акт, по правовым институтам. Также источники права социального обеспечения можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. Правомерна классификация ив зависимости от организационно-правовых способов (форм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации рассматриваются акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального

страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет государственного бюджета.

Среди источников правового регулирования социального обеспечения базовую роль выполняют универсальные международно-правовые нормы, содержащиеся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека [1], нормах

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [2]. Например, согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Источниками права социального обеспечения являются международно-правовые акты и соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств, устанавливающиеусловия и порядок социального обеспечения граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое. К числу таковых относятся следующие акты: 1) Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года [5]; 2) Соглашение о пенсионном обеспечении военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года [6]; 3) Соглашение между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 14 апреля 1994 года [7]; 4) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 года [8];

Республикой Беларусь заключены договоры о сотрудничестве в области социального обеспечения с Литовской Республикой [18], Российской Федерацией [19], Латвийской

Республикой [21].

Некоторые авторы к источникам права социального обеспечения относит также конвенции МОТ. Например, Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохраненияправ в области социального обеспечения» 1982 года; Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 года; Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны ииностранцев и лиц без гражданства» 1962 года; Конвенция № 48 «О сохранении за мигрантамиправа на пенсию» 1935 года; Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального

обеспечения» 1952 года; Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по

случаю потери кормильца» [11, с. 136-144].

Основополагающим источником права социального обеспечения среди национального законодательства является Конституция Республики Беларусь. В статье 1 Основного Закона наше государство провозглашено как социальное и правовое. Это предполагает конституционное закрепление и гарантирование основных экономических и социальных прав и свобод граждан, создание условий для беспрепятственной их реализации. Правовой статус граждан в сфере социального обеспечения закреплен в ст.ст. 21, 32, 42, 45, 47, 48, 49 Конституции Республики Беларусь.

Так, согласно ст.21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

В статье 47 Конституции указано, что гражданам Республики Беларусь

гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов [3].

Статья 45 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право на охрану здоровья, в том числе бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Значительную ценность для права социального обеспечения представляют положения статьи 32 Конституции Республики Беларусь, касающиеся защиты интересов детей и женщин. Охрану здоровья женщин, заботу о воспитании и развитии детей государство рассматривает в качестве своей основной задачи.

Статья 41 Конституции Республики Беларусь предоставляет право гражданам защищать свои социальные права посредством объединения в профессиональные союзы и заключения коллективных договоров и соглашений. Здесь же государство гарантирует выплату пособий по безработице.

 

В развитие положений Конституции в Республике Беларусь принят ряд законов в сфере социального обеспечения граждан. Так, правоотношения в области пенсионного обеспечения регулирует Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», в котором определены все виды пенсионного обеспечения, условия их назначения и выплаты, порядок обращения за пенсией, исчисление трудового (страхового) стажа, сроки назначения и перерасчета пенсий и т.д. Пенсионное обеспечение военнослужащих и иных отдельных категорий лиц регулируется Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований». Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает гарантии материального и социального обеспечения государственных служащих, особенности назначения им пенсий за выслугу лет.

К источникам права социального обеспечения следует отнести Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. «О государственных минимальных стандартах», который определяет правовые основы установления, формирования и применения минимального уровня государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей человека.

Право граждан на государственные пособия установлено ЗакономРеспублики Беларусь от 29 декабря 2012 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Социальные гарантии и льготы работающим женщинам-матерям содержат нормы Трудового кодекса.

К источникам права социального обеспечения относится Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», который регулирует порядок предоставления различных видов государственного обеспечения семьям и отдельным лицам, проживающим на загрязненных радионуклидами территориях, инвалидам и иным участникам ликвидации последствий катастрофы.

Основы правового регулирования оказания социальных услуг населению закреплены ЗакономРеспублики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании». В нем определены понятие, принципы, цели и система социального обслуживания, гарантируется право на него, отражены виды социальных услуг, основания и порядок их предоставления.

Вопросы государственного социального страхования отражены Законе Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования», Законе Республике Беларусь от 29 февраля 1996 г. «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

 

Важное место в числе источников права социального обеспечения занимают декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые дополняют нормы, установленные в законах.Например, Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочениюпенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС»; Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих,судей и прокурорских работников»; Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторыхмерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащихгосударственного аппарата и приравненных к ним лиц» [15, с. 77-89].

 

Наиболее распространенным и значимым по своей юридической силе видом подзаконных актов, регулирующих вопросы социального обеспечения являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. №1290 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам». Среди Постановлений Совета Министров Республики Беларусь особое место занимают Постановления, устанавливающие порядок выплаты пенсий отдельным категориям граждан. Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. №724 «Об утверждении перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников».

 

Важное место в механизме реализации норм законодательных актов, постановлений Правительства в области социальной защиты занимают нормативные правовые акты, принимаемые министерствами и иными республиканскими органами государственного управления в форме инструкций, правил, приказов. Их значение состоит прежде всего в том, что они детально разъясняют нормы актов более высокой юридической силы, в конечном итоге создавая гарантии полной и безусловной реализации прав граждан на социальное обеспечение (Инструкция о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения, утвержденная постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г.№9, Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства связи Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. №161/24 «Об утверждении Инструкции по выплате органами по труду и социальной защите пособия на погребение за счет средств государственного социального страхования») .

 

К источникам права социального обеспечения следует также отнести решения органов местного управления и самоуправления. Например, решение Минского горисполкома от 3 декабря 2002 г. №1739 «О предоставлении социальных услуг на безвозмездной основе отдельным гражданам», Могилевского областного Совета депутатов от 16 декабря 2004 г. №10-14 «Об утверждении Программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста в Могилевской области на 2005 – 2010 годы».

К источникам права социального обеспечения можно отнести и постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Например, постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 года № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства», где указаны нормативно-правовые акты и международные соглашения, которыми следует руководствоваться судам при рассмотрении дел по вопросам пенсионного обеспечения граждан [16].

 

В иерархии источников права социального обеспечения особое место занимают акты Конституционного Суда Республики Беларусь. Их юридическую силу следует соотносить с конкретным нормативным правовым актом (или отдельными его нормами), признанными этим Судом не соответствующим Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой. Такой правовой акт утрачивает силу в целом или в определенной его части с момента, определяемого Конституционным Судом. Это, в свою очередь, является основанием для отмены положений других нормативных правовых актов, основанных на таком акте. Так, Заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 28 мая 1996 г. Признаны несоответствующими Конституции ст. 88 Закона «О пенсионном обеспечении» и ст. 56 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» в части приостановления выплаты трудовой пенсии на время лишения пенсионера свободы. В этом случае указанное заключение сопоставимо по своей правовой силе с законодательным актом (В, 72).

 

Источниками права социального обеспечения являются локальные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения, издаваемые предприятиями, учреждениями, организациями, которые регулируют отношения по социальному обеспечению работников за счет средств предприятий на основе действующего законодательства.

 

Проблемным аспектом источников права социального обеспечения является то, что в настоящее время законодательство в сфере права социального обеспечения не кодифицировано. По мнению И.В. Гущина, структура данного кодекса может выглядеть следующим образом: «1. общие положения; 2. пенсионное обеспечение; 3. обеспечение граждан и их семей пособиями; 4. предоставление услуг; 5. предоставление услуг по медицинскому лечению; 6. санаторно-курортное лечение и обслуживание; 7. предоставление натуральных видов социального обеспечения и обслуживания; 8. содержание и воспитание детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях» [14, с. 11-12].

ВЫВОДЫ

 

- Право социального обеспечения самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет, метод, основополагающие идеи (принципы), источники.

- Являясь сравнительно молодой отраслью право социального обеспечения находится в постоянном развитии, кульминацией которого будет кодификация его норм.

- Предмет права социального обеспечения составляют материальные, процессуальные и процедурные общественные отношения, которые всегда связаны с предоставлением гражданам конкретных социальных благ (денежные выплаты, медицинская помощь, льготы и т.д.).

- Для права социального обеспечения характерно использование преимущественно императивного метода, что делает данную отрасль права публичной.

- В основе классификации норм права социального обеспечения, как и в других отраслях права, лежит их деление на нормы Общей и Особенной части.

- Круг источников права социального обеспечения достаточно многообразен. Он постоянно расширяется и изменяется.

- Посредством права социального обеспечения можно оказывать воздействие на различные социальные процессы (демографические, экономические и др.).

 

Правоотношения по праву социального обеспечения (понятие и виды правоотношений по праву социального обеспечения. Характеристика элементов правоотношений (субъекта, объекта, содержания). Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения). Классификация правоотношений. Сроки действия правоотношений по социальному обеспечению).

 

Будучи урегулированными правовыми нормами, общественные отношения облекаются в правовую форму и становятся правоотношениями. Их участники наделяются по отношению друг к другу субъективными правами и юридическими обязанностями. Отличительной особенностью социально-обеспечительных отношений является то, что они могут существовать только в форме правоотношений. То есть самих по себе, без принятия государственными органами соответствующих норм права, социально-обеспечительных правоотношений не существует.

Другая характерная черта правоотношений в сфере социального права заключается в отсутствии единого правоотношения, содержанием которого являлось бы социальное обеспечение как таковое. Правоотношения в сфере социального обеспечения – это научная абстракция, поскольку в реальной действительности существуют разнообразные социально-обеспечительные правоотношения, связанные с конкретными видами обеспечения (пенсионные, по обеспечению пособиями, по поводу социального обслуживания и др.) (В, 94-95).

Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие по поводу предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на соответствующий вид социального обеспечения, и разрешения споров.

Сущность рассматриваемых правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требования управомоченного лица. Это означает, что в одностороннем порядке или по соглашению сторон она изменена быть не может. В этом и заключается одно из главных отличий обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты сами их определяют в допустимых законом пределах.

 

В науке существуют различные классификации правоотношений в сфере социального обеспечения. Так, наиболее устоявшейся является классификация в зависимости от того, результатом какой нормы эти правоотношения являются, то есть по юридической природе. По данному основанию их можно разделить на три вида: материальные, процессуальные, процедурные (В, сн, 96).

К материальным относятся правоотношения, в рамках которых граждане получают конкретные социальные блага (пенсии, пособия, медицинскую помощь и др.). Тем самым материальные правоотношения являются основой системы социально-обеспечительных правоотношений.

Материальные правоотношения можно классифицировать в зависимости от вида предоставляемого социального обеспечения. По данному основанию их можно подразделить на правоотношения по поводу:

-денежных выплат (пенсий, пособий и пр.);

- социального обслуживания;

- государственной адресной социальной помощи;

- медицинской помощи и лечения;

- социальных льгот и пр.

Выделяют также дальнейшую внутривидовую классификацию. Так, внутривидовая классификация пенсионных правоотношений позволяет подразделить их в зависимости от вида назначаемой пенсии на правоотношения по поводу следующих пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, профессиональных пенсий, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой, социальных пенсий.

Правоотношения по обеспечению пособиями могут быть подразделены в зависимости от вида пособия на правоотношения по поводу следующих пособий: семьям, воспитывающим детей, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, на погребение, по безработице и др.

Правоотношения по поводу медицинской помощи и лечения можно подразделить на правоотношения по поводу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Многообразные правоотношения по поводу социального обслуживания можно подразделить в зависимости от вида социальной услуги на отношения по поводу: предоставления консультативно-информационных услуг; оказания материальной помощи в денежной и натуральной форме; предоставление временного пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому; оказания социально-реабилитационных услуг; оказание иных услуг, определённых законодательством.

Классификация правоотношений по поводу предоставления социальных льгот позволяет выделить правоотношения по поводу следующих льгот: по лекарственному обеспечению, по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации; по санаторно- курортному лечению и оздоровлению; по проезду на пассажирском транспорте; по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги и т.д. (В, 96-97)

 

Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения. Можно сказать, что процедурные правоотношения обслуживают материальные существуя для их установления, изменения, приостановления или прекращения.

В праве социального обеспечения существует две группы процедурных правоотношений:

- по установлению юридических фактов;

- по принятию решений о предоставлении, изменении, приостановлении и прекращении конкретного вида пенсии, пособия или услуги.

Правоотношения по установлению юридических фактов связаны с необходимостью установить определенные события или действия для предоставления конкретного вида обеспечения. Например, факт рождения ребенка, смерти человека, инвалидности, временной нетрудоспособности и т.д.

Правоотношения по принятию решений о предоставлении, изменении, приостановлении и прекращении конкретного вида пенсии, пособия или услуги возникают при обращении гражданина в соответствующий орган (организацию) с просьбой о предоставлении конкретного вида социального обеспечения.

 

Процессуальные правоотношения возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов по вопросам социального обеспечения. Они могут сопутствовать материальным правоотношениям либо вытекать из них, обеспечивая их защиту. По мнению большинства авторов процессуальные отношения возникают только при внесудебном рассмотрении споров. В обратном случае возникающие правоотношения имеют гражданско-процессуальную природу.

 

В зависимости от вида предоставляемого обеспечения социально-обеспечительные правоотношения можно классифицировать на правоотношения по предоставлению денежных выплат (пенсий, пособий и др.); правоотношения предусматривающие натуральные предоставления (бесплатная медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, социальное обслуживание в домах-интернатах, льготы и др.).

 

Правоотношения в сфере права социального обеспечения можно классифицировать по сроку действия:

- правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, все виды правоотношений по выплате единовременных пособий: пособие в связи с рождением ребенка, пособие на погребение и др.);

- правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся — 23 лет, по поводу назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и др.);

- правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (при назначении пенсии по возрасту, инвалидности, правоотношения по поводу содержанию инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обслуживания и др.).

 

Для того чтобы всесторонне охарактеризовать социально-обеспечительные правоотношения, следует раскрыть их элементы, которыми являются субъекты, объекты, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты).

 

Социально-обеспечительные правоотношения не отличаются большим разнообразием участников. В них присутствуют две основные категории субъектов: физическое лицо (гражданин) или семья, с одной стороны, и государственный орган или действующий по поручению государства иной орган (организация), с другой стороны.

Основная часть граждан – субъектов социально-обеспечительных правоотношений – это лица из группы социального риска: нетрудоспособные, пенсионеры, инвалиды, безработные, престарелые и др. Постоянно проживающие на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства в области социального обеспечения имеют те же права, что и граждане республики, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами.

Особым субъектом в правоотношениях по социальному обеспечению выступает семья. Это имеет место в правоотношениях по обеспечению пособиями семей, воспитывающих детей, по оказанию адресной социальной помощи. (В,99)

Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению лицо должно обладать правосубъектностью, в содержании которой выделяют два основных структурных элемента – правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это признаваемая правовыми нормами способность иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность – признаваемая правовыми нормами способность осуществлять указанные права и обязанности.

В свою очередь правоспособность и дееспособность участников правоотношений по социальному обеспечению может быть отраслевой и специальной.

Под отраслевой правоспособностью граждан в праве социального обеспечения понимается общая возможность обладать правами и нести обязанности в социально-обеспечительных правоотношениях любого вида. Согласно ст. 47 Конституции Республики Беларусь, в которой право на социальное обеспечение отнесено к основным правам гражданина, отраслевая правоспособность возникает у человека в момент рождения, сохраняется в течение всей жизни и заканчивается его смертью.

Специальная правоспосбность граждан возникает по конкретному виду обеспечения одновременно с возникновением права на данный вид обеспечения и заканчивается вместе с окончанием этого права. Например, специальная правоспособность в сфере медицинской помощи возникает с момента рождения; правоспособность в сфере пенсионного обеспечения по возрасту – по достижении установленного законом пенсионного возраста.(В, 100-101)

Следует учитывать, что правоспособность по социальному обеспечению – это не право на

конкретный вид социального обеспечения, а возможность обладать этим правом. Для

реализации своих прав в сфере права социального обеспечения гражданин должен обладать и

дееспособностью. Правоспособность же означает, что субъект может иметь право на социальное обеспечение, но не быть субъектом права на социальное обеспечение. Например, несовершеннолетний имеет право на пенсию по возрасту, но субъектом права на пенсионное обеспечение по возрасту он станет по достижению определенного возраста [цит.по: 17, с. 181].

Отраслевая дееспособность гражданина в праве социального обеспечения связывается обычно с его способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности. В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Республики Беларусь такая способность возникает у гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия (18 лет). Кроме того несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объеме с 16 лет в случае эмансипации. Другие несовершеннолетние не обладают отраслевой дееспособностью. От их имени выступают законные представители или опекуны. Это относится и к гражданам, признанным судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Наряду с отраслевой дееспособностью существует специальная дееспособность с ее многообразием подвидовых проявлений. Например, дееспособность при получении пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности. Гражданин может обладать специальной дееспособность только в случае наличия у него отраслевой и специальной правоспособности, а также отраслевой дееспособности.

В целом ряде случаев субъектом социально-обеспечительных правоотношений можно быть, обладая только отраслевой и специальной правоспособностью (например, в правоотношениях по оказанию медицинской помощи, в пенсионных правоотношениях по случаю потери кормильца) (В 102)

 

Второй категорией субъектовправоотношений в сфере социального обеспечения выступают государственные органы, а также иные уполномоченные органы и организации, обязанные назначить и предоставить гражданину определенный вид обеспечения. Их социально-обеспечительная правосубъектность находит выражение в их компетенции – совокупности прав и обязанностей в сфере социального обеспечения.

Компетенция органов и организаций устанавливается актами законодательства, предусматривающими конкретные виды обеспечения, а также их уставами (положениямия0. Компетенция имеет строго определенные рамки, она определяется теми целями и задачами, ради которых указанные органы и организации созданы. Рассматриваемые субъекты могут быть участниками как материальных, так и процедурных и процессуальных правоотношений. Правосубъектность органов и организаций возникаетв момент их создания и прекращается в момент завершения ликвидации.

Среди второй категории субъектов следует выделить следующие: органы по труду, занятости и социальной защите, органы Фонда социальной защиты населения, органы и организации здравоохранения, учреждения социального обслуживания, санаторно-курортные учреждения, местные исполнительные и распорядительные органы, негосударственные организации (пенсионные фонды, медицинские страховые организации, частные социальные учреждения, работодатели, медико-реабилитационные экспертные комиссии и др. (В, 103).

 

Под объектом правоотношения в сфере социального обеспечения следует понимать конкретное социальное благо, на которое направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами это то, ради чего возникает само правоотношение (В, 104). Объектами, как правило, выступают: пенсии, пособия, услуги, льготы и другие виды социального обеспечения.

Вместе с тем следует учитывать, что в различных видах социально-обеспечительных правоотношений имеют место разные объекты. Таким образом, следует выделять объекты материальных, процедурных и процессуальных правоотношений.

В материальных правоотношениях объектами являются конкретные социальные блага, предоставляемые в качестве вида обеспечения. Эти блага делятся на две большие группы - денежные выплаты (пенсии, пособия и др.); натуральные предоставления (бесплатная медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, социальное обслуживание в домах-интернатах, льготы и др.).

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия, решения государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения или об установлении юридических фактов, без которых невозможна реализация материальных правоотношений.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином право на конкретный вид обеспечения.

 

Под содержанием правоотношения следует понимать совокупность субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов.

Субъективное право – это мера возможного поведения управомоченного лица, обеспечиваемая принудительной силой государства. Содержание субъективного права определяется правовой нормой. Субъективное право выражается в возможности совершать определенные действия, требовать совершения соответствующих действий от других участников правоотношения, а также обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность – это мера необходимого поведения обязанного лица, также обеспечиваемая принудительной силой государства и определяемая правовой нормой. Юридическая обязанность выражается в необходимости совершить определенные обязательные действия, воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц, а также в необходимости нести юридическую ответственность. (В сн 105)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.