МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема «Основы налогового права»





 

Налог может быть определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Такой подход к определению налога был сформулирован Конституционным Судом РФ еще до принятия первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Сам же НК РФ (ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Отчуждение государством в фискальных целях денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам, составляет сущность налога.

Уплату налога можно рассматривать как социальную обязанность, вытекающую из права частной собственности.

Налоговое предписание определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа — меру дозволенных действий в сфере налогообложения. Налоговое правоотношение, возникающие на базе соответствующей налоговой нормы, носит односторонний характер. Его элементами выступают, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, с другой стороны, право государства в лице налоговых и иных фискальных органов (например, таможенных органов) требовать своевременной и полной их уплаты.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке через принятие соответствующих законов.

Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, при этом оно не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Более того, законодательство содержит запрет на использование референдума и иных инструментов непосредственной демократии для установления налогов и регулирования налоговых отношений. Так, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 10 января 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» вопросы о налогах не могут выноситься на всероссийский референдум.

«О налогах не договариваются» — один из постулатов налогового права и важнейший принцип финансовой деятельности государства.

Признаки налога:

1. Обязательность уплаты налога. Обязанность уплачивать законно установленные налоги является конституционно-правовой обязанностью. Выполнение обязанности по уплате налога гарантируется возможностью применения по отношению к неплательщику мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством.

2. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа. Уплата налога не приводит к возникновению корреспондирующей обязанности государства оказать налогоплательщику встречную услугу, совершить в его пользу какие-либо действия и т. п.

3. Публичные цели налогообложения. Налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В свою очередь, налогообложение является признаком, отличительной чертой государства.

С известной долей условности можно сказать, что налогообложение обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти.



4. Денежная форма налогового платежа. Налоги уплачиваются, как правило, в денежной форме. Уплата налогов может производиться в наличной или безналичной форме. Средством платежа по общему правилу выступает валюта Российской Федерации.

5. Налогообложение отличается безвозвратностью. Возврат налога возможен в случае его переплаты или реализации законом установленной нормы о предоставлении соответствующей налоговой льготы. При этом условия возможного возврата платежа определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер налогового платежа в целом.

6. Налог уплачивается налогоплательщиком. Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в налоговом законодательстве (налоговые агенты, правопреемники реорганизуемых организаций, наследники налогоплательщика). Соглашения об уступке или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами не допускаются.

Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Эта норма налогового права соответствует действующему бюджетному законодательству.

Налог следует отличать от сбора. Под сбором в НК РФ (ст. 8) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации понятие «сбор» имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины.

Основные отличия сборов и налогов состоят в следующем.

1. Если налоги индивидуально безвозмездны, то сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством отдельных публично-правовых услуг.

2. При уплате сбора особое значение имеет стремление плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Целью установления сбора является компенсация дополнительных расходов государства, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически.

5. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Размер сбора соответствует масштабам предоставляемых публично-правовых услуг.

Налоговое право как подотрасль финансового права— это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих налоговые отношения, то есть отношения, возникающие в сфере налогообложения.

Предмет налогового правасоставляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для регулирования налоговых отношений, также как и для иных общественных отношений, регулируемых нормами публичного права, применяется преимущественно императивный метод правового регулирования.

Источники налогового праваобразуют иерархически выстроенную систему, включающую Конституцию РФ, международные договоры, а также нормативные правовые акты Российской Федерации.

По принципу убывания юридической силы Конституция РФ занимает первый, верхний уровень системы источников налогового права. Она закрепляет обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, а также устанавливает некоторые другие общие начала налогового права.

Уровнем ниже в системе источников налогового права размещаются международные договоры, среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи налоговых и иных государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т. д. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, включая НК РФ, то применяются правила и нормы международного договора.

Среди нормативных правовых актов Российской Федерации выделяют налоговое законодательство, которое именуется законодательством о налогах и сборах, и подзаконные акты в сфере налогообложения.

В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня:

1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Подзаконные нормативные акты, ранее игравшие существенную роль в регулировании налоговых отношений, в результате налоговых реформ постепенно теряют прежние позиции в системе источников налогового права. Завершилась эпоха «указного права», в течение которой Президент РФ своими указами заполнял правовой вакуум в сфере налогообложения.

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со взиманием сборов, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

На данный момент федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, является Министерство финансов РФ.

НК РФ (ст. 5) устанавливает особые правила вступления в силу актов законодательства о налогах: не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. По общему правилу, акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Категория «система налогов и сборов» появилась в российском законодательстве сравнительно недавно— с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» использовал иную категорию — «налоговая система».

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду прежде всего организационно-правовые основыналогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные ораны, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию — налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения или, иными словами, различные источники налогового права и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.

Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов).

Система налогов и сборов представляет собой своего рода «инвентарный список» фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях — общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и резоны. Состав системы налогов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики — торговой, таможенной и так далее, но также и от ряда других социокультурных факторов — исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения.

Система налогов и сборов — динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.

Есть «стабильные» налоги, которые взимаются в соответствии с предписаниями налогового законодательства в течение длительного времени; такие налоги, как правило, выполняют «стратегические» задачи налогообложения. Другие же налоги быстро появляются и вскоре «исчезают» из системы налогов и сборов, так как учреждались для реализации конкретных «тактических» целей. После достижения соответствующих целей такие налоги обычно отменяются. Российская практика налогообложения знает и случаи, когда отдельные налоги появлялись в законодательном акте, но вскоре отменялись, не будучи никогда «реализованными» на практике (например, экологический налог).

Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов установлена НК РФ и строится в соответствии с государственным устройством Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный. Важно отметить, что критерием выделения видов налогов и сборов является не то, в какой бюджет поступают соответствующие налоговые доходы (распределение налоговых поступлений — отношения, регулируемые нормами бюджетного права), а законодательный источник установления налога (сбора) и территория, на которой он взимается.

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним в соответствии с действующей редакцией ст. 13 НК РФ. Их 8 - налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональныеналоги (налоги субъектов Российской Федерации) обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

Региональные налоги вводятся и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местнымипризнаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам в соответствии со ст. 15 НК РФ относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Перечисленные элементы налогообложения устанавливаются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. Налогоплательщики и иные элементы налогообложения по местным налогам определяются непосредственно НК РФ.

Кроме того, этими же субъектами могут быть установлены факультативные элементы налогообложения — льготы по уплате местных налогов. Основания и порядок применения налоговых льгот должны быть определены в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, составляющие в совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, могут отменяться только НК РФ.

Законодатель запрещает устанавливать федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Иными словами, чтобы изменить содержание системы налогов и сборов, необходимо внести соответствующие поправки в ст. 13, 14 и 15 НК РФ.

Особо стоит отметить, что в систему налогов и сборов не включаются специальные налоговые режимы. И это несмотря на то, что некоторые из них в своем названии содержат слово «налог» (например, единый сельскохозяйственный налог). Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, которые уже установлены и включены в систему налогов и сборов (ст. 13—15 НК РФ).

Многообразие фискальных платежей дает основание проводить различные классификации налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Платежи, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, могут быть подразделены в соответствии с различными критериями на: налоги прямые и косвенные; налоги, уплачиваемые физическими лицами и (или) организациями; налоги на доходы (прибыль), имущество и на определенные виды деятельности; целевые налоги и нецелевые; налоги окладные (рассчитываемые налоговыми органами) и неокладные и т. д. Однако на законодательном уровне при определении системы налогов и сборов используется классификация фискальных платежей, выделяющая три основных вида — федеральные, региональные и местные налоги.

Возвращаясь к порядку установления налогов и сборов, необходимо указать, что понятию «законно установленный налог и сбор» неоднократно давалась оценка Конституционным Судом РФ, из анализа решений которого можно сделать следующие выводы.

1. Установить налог или сбор можно только законом. Налоги и сборы, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными».

2. Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.

3. Федеральные налоги и сборы следует считать «законно установленными«, если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.

4. Установление налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, имеющей прямое действие, и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в НК РФ. Поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами, их право на установление налогов всегда носит производный характер.

Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов, содержащийся в НК РФ, порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т. д.

Изложенные положения об установлении региональных налогов в полной мере распространяются и на местные налоги.

5. Установить налог или сбор — не значит только дать ему название, необходимо определить в законе (прямо перечислить) все существенные элементы налоговой обязанности.

Существенными элементами налоговой обязанности НК РФ называет объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17). Кроме этого, безусловно, должно быть определено лицо, на которое возлагается обязанность по уплате конкретного налога или сбора, — налогоплательщик или соответственно плательщик сбора.

Наряду с обязательными элементами налогообложения в актах законодательства о налогах и сборах могут быть предусмотрены и факультативные (дополнительные) элементы, такие, как налоговые льготы, основания и порядок их использования.

Один из основных экономических принципов налогообложения состоит в исключении возможности обложения различными налогами одних и тех же объектов. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Понятие объекта налога не содержится в НК РФ, оно разрабатывается внедрах науки финансового (налогового) права. Под объектом налогапонимают некое основание, имеющее материальное выражение (т.е. характеризуемое такими показателями, как стоимость, количество или иными физическими характеристиками), с наличием которого у налогоплательщика акты законодательства о налогах и сборах связывают возникновение обязанности по уплате налога (сбора). К объектам налога относятся: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход и т. д. Перечень объектов налогообложения, данный в п. 1 ст. 38 НК РФ, не является исчерпывающим.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка— величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки в зависимости от характеристики (единицы измерения) налоговой базы подразделяются на: адвалорные — ставки, начисляемые в процентах к стоимостной характеристике налоговой базы; специфические — ставки, начисляемые в установленном размере за единицу налоговой базы (по отношению к физической характеристике налоговой базы); комбинированные — ставки, применяемые при сочетании стоимостной и физической характеристики налоговой базы. Собственно налоговые ставки могут быть: пропорциональными, то есть имеющими постоянную величину независимо от изменения налоговой базы; прогрессивными, при которых налоговая ставка увеличивается сувеличением налоговой базы; регрессивными, при которых налоговая ставка уменьшается с увеличением налоговой базы.

Налоговый периодопределен как календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ).

НК РФ в ст. 52 устанавливает общий порядок исчисления налога,согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В ряде случаев НК РФ делает из этого общего правила исключения и возлагает обязанность по исчислению налога на налоговых агентов и налоговые органы.

Так, например, налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, являющиеся объектом данного налога (ст. 226 НК РФ). На налоговых агентов возлагается обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

На налоговые органы, например, возложена обязанность по исчислению суммы транспортного налога, подлежащей уплате налогоплательщиками — физическими лицами (п. 1ст. 362 НК РФ).

Порядок уплаты налогапредставляет собой установленную актами законодательства о налогах и сборах определенную последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность. Порядок уплаты налога конкретизируется по отношению к каждому налогу. Общее требование — сроки уплаты налогов,которые также устанавливаются по отношению к каждому налогу (ст. 57, 58 НК РФ).

Под налоговыми льготами НК РФпонимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Необходимо отметить, что использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации. Исследованию данной юридической категории и явления посвящены работы А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, М.В. Карасевой, И.И. Кучерова, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой и других авторов.

В специальной литературе сложилось два подхода к исследованию понятия налогового правоотношения. Первый из них основан на положениях ст. 2 НК РФ и носит описательный характер. С его помощью налоговые правоотношения отграничиваются от смежных правоотношений: бюджетных, таможенных, административных и др.

М.В. Карасева определяет налоговые правоотношения как общественные отношения, возникающие на основе реализации норм налогового права.

А.В. Брызгалин полагает, что налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов.

И.И. Кучеров определяет налоговые правоотношения как разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права, а также выделяет основные налоговые правоотношения и производные от них. К основным налоговым правоотношениям он относит отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. К производным налоговым правоотношениям относит: отношения по введению налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Таким образом, при этом подходе налоговые правоотношения определяются как разновидность общественных отношений, специфика которых обусловлена нормами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со второй точкой зрения под налоговыми правоотношениями понимаются определенные экономические и организационные отношения, объективные свойства которых определяют необходимость их включения в сферу налогово-правового регулирования и охраны.

Так, Д.В. Винницкий рассматривает налоговые правоотношения как общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами).

Вместе с тем некоторые исследователи относят к налоговым лишь отношения по взиманию (уплате) налогов. Так, в специальной литературе предпринимались попытки рассмотреть налоговое правоотношение налоговое обязательство. При характеристике налоговых правоотношений Г.В. Петрова определяет их как обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства.

Впервые понятие «налоговое обязательство» появилось в проекте Налогового кодекса РФ. В настоящее время в налоговом законодательстве вместо понятия налогового обязательства используется понятие налоговая обязанность, т.е. отношение по уплате налога или сбора.

В публичном, в том числе и налоговом, праве использование термина «обязательство» является не вполне корректным. Этот термин заимствован из гражданского права, в котором он призван обозначать отношения, складывающиеся между должником и кредитором, в силу которых первый обязан совершить в пользу второго определенные действия либо воздержаться от определенного действия, а кредитор вправе требовать от него исполнения этой обязанности.

Пунктом 2 ст. 307 ГК РФ определено, что обязательства возникают, изменяются и прекращаются лишь по основаниям, указанным в Гражданском кодексе РФ. Таким образом, обязательства имеют частноправовую природу, регулируются частным правом и не могут выходить за пределы гражданских правоотношений. Налоговое право является частью права публичного, в нем реализуются иные принципы и иные методы правового регулирования. Налоговые правоотношения основаны не на равенстве сторон, не на автономии их воль, а на властном подчинении налогоплательщиков органам государства. В силу указанных обстоятельств законодатель называет отношения, в которых физическое лицо или организация обязаны уплатить налог (сбор) в пользу государства или муниципального образования, не налоговым обязательством, а налоговой обязанностью.

Статья 2 НК РФ устанавливает следующие группы налоговых правоотношений:

1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

3) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

4) отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу того что налоговые правоотношения как явление общественной жизни подчинены всеобщим закономерностям существования и развития явлений, то в них отражаются всеобщие, особенные и индивидуальные признаки правоотношений.

Урегулированные нормами налогового права общественные отношения, являясь частью правоотношений, обладают всеми признаками последних.

Во-первых, участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица, наделенные правосубъектностью.

Во-вторых, правоотношение характеризуется наличием юридической связи, в которой праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны.

В-третьих, основой возникновения, изменения или прекращения правоотношений является правовая норма.

В-четвертых, осуществление прав и исполнение обязанностей участниками правоотношений обеспечиваются мерами государственного принуждения, т.е. правоотношения охраняются государством.

Налоговые правоотношения представляют собой разновидность финансовых правоотношений, и поэтому им присущи особенные признаки финансовых правоотношений.

Наиболее распространен в специальной литературе взгляд на финансовые правоотношения как на общественные отношения, характеризующиеся четырьмя специфическими признаками:

1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер;

3) характеризуются публичным характером;

4) являются имущественными, т.е. в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.

Налоговые правоотношения обладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям и позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежных отношений.

Налоговые правоотношения, во-первых, возникают, изменяются, прекращаются только на основе норм законодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложения могут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе норм законодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать только законно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенных отличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовые отношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренных гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того, исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишь впоследствии признавались государством.

Во-вторых, налоговые правоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотить возможности, которые заложены в экономической категории «налог».

Третьим специфическим признаком налоговых правоотношений является их опора на существующую систему принципов налогового права, которые традиционно относятся к подотраслевым. Принципами налогового права в соответствии со ст. 3 НК РФ являются: всеобщность налогообложения, податное равенство, экономическая обоснованность налогов и сборов, конституционность налогообложения, законность установления налогов и сборов.

В-четвертых, для участников налоговых правоотношений присуще свойство налоговой правосубъектности. Налоговая правосубъектность представляет собой способность лица обладать субъективными правами, нести юридические обязанности, закрепленные законодательством о налогах и сборах, а также нести ответственность при совершении налоговых правонарушений.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствие ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют следующие права:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и т.д.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

В перечне обязанностей налогоплательщиков законодатель выделил 2 группы: общие для всех налогоплательщиков и дополнительные к ним для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей.

В первую группу включаются обязанности:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов и т. п.

Ко второй группе относятся обязанности сообщать в налоговый орган по месту учета:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство не только закрепляет соответствующие права налогоплательщиков, но и гарантирует их. Так в соответствие со ст.22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Согласно ст.137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, ОМСУ, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих.

В суд может обратиться как организация, так и физическое лицо. В суд обращается и налоговый орган для взыскания с налогоплательщика штрафных санкций, если он не уплатил их в добровольном порядке.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путём подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством; а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями - в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

При этом на практике в суды направляются исковые заявления со следующего вида исковыми требованиями:

1) о признании недействительным (незаконным) полностью или в какой-либо части решения (постановления) налогового органа, в том числе решения (постановления) о взыскании недоимки (пени, штрафа), постановления о наложении ареста на имущество и др.;

2) о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании указанного должностного лица прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;

3) о признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия и т.п.

В соответствии со ст. 142 НК РФ указанные исковые заявления рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Налоговое администрирование можно определить как совокупность уполномоченных органов по управлению в сфере налогов и сборов.

В качестве основных признаков данного института можно назвать следующие:

- целевой характер, выражающийся в обеспечении достижения определённых налоговой политикой государства и установленных налоговым законодательством целей;

- подзаконность деятельности, осуществляемой в рамках такого администрирования;

- публично-правовое регулирование;

- наличие административно-властных полномочий у субъектов осуществляющих администрирование, и, как следствие, юридическое неравенство их с иными субъектами;

- зарегламентированный характер деятельности процедурными правилами и нормами.

Основными целями налогового администрирования являются реализация налоговой политики государства, обеспечение плановых поступлений в бюджет, эффективное использование различных методов, форм и инструментов налогового регулирования, осуществление государственного управления в сфере налогов и сборов, укрепления налоговой дисциплины.

Налоговые органы занимают главное место в институциональной структуре, осуществляющей налоговое администрирование.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите и т.д.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Налоговые органы несут также другие обязанности.

Налоговые органы не обладают «монополией» в области контроля за уплатой обязательных платежей на «таможенном» направлении фискальной деятельности государства полномочия «профильных» государственных органов расширены за счет наделения их правами и обязанностями налоговых органов. Так таможенные органы РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в той мере, в какой это связано со взимание налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Специальные полномочия в области налогов и сборов закреплены за финансовыми органами:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Такие разъяснения финансовые органы дают в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Кроме финансовых и таможенных органов в области налогов и сборов определенные задачи решают и органы внутренних дел, которые:

- по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

- при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

 

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям,

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

пол;

место жительства;

данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, пред





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.